Формирование образовательной среды, способствующей преодолению «кризиса чтения» и развитию читательской компетентности
презентация к уроку на тему

Терёхина Вера Николаевна

Материал презентации представляет собой отчет по теме самообразования для выступления на ШМО учителей-предметников. Материал представляет интерес для всех учителей, интересующихся проблемой чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование образовательной среды, способствующей преодолению «кризиса чтения» и развитию читательской компетентности» Тема работы по самообразованию Терёхиной В. Н., учителя русского языка и литературы, 2015 год

Слайд 2

Формулировка проблемы: Наличие ситуации «критического предела пренебрежения чтением» среди участников образовательного процесса с одной стороны и необходимость формирования и развития читательской компетентности как базовой основы для ключевых компетенций учащихся с другой стороны.

Слайд 3

Кризис чтения Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры , когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. С нижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны. Источник : http :// www . library . ru /1/ act / doc . php ? o _ sec =130& o _ doc =1122 «НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ», РАЗРАБОТАННАЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ СОВМЕСТНО С РОССИЙСКИМ КНИЖНЫМ СОЮЗОМ

Слайд 4

Из речи Владимира Путина Главная и, уверен, общая тревога – это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодёжи. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почётное звание. По статистике, российские граждане – наверное, вы и на круглых столах уже об этом говорили – отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причём отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут. Такой , что называется , литературной страны , как Россия , в мире , пожалуй , нет , несмотря на те проблемы , о которых я сказал , и известное снижение интереса к книге . Но даже если снижение интереса к чтению , к книгам является общемировой тенденцией , мы не вправе с этим смириться . Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал. Наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе , сделать русскую литературу , русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире . При этом внутри страны мы должны формировать среду , в которой образованность , эрудиция , знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона . «Перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» 2015 год президент объявляет годом литературы в России ! Источник : http://blog.dp.ru/post/6499/

Слайд 5

Что делать? ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОЛИПРОЕКТ «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»: развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования Проект разработан коллективом учителей Гимназии №56 Санкт-Перербурга . ДЕВИЗ ПОЛИПРОЕКТА «Читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить». (В.А. Флеров)

Слайд 6

Цели и задачи: - преодолеть «критический предел пренебрежения чтением» - усилиями школы по популяризации чтения приступить к решению проблемы, рассматриваемой сегодня в качестве одной из важнейших проблем российского общества в целом; - повысить мотивацию учащихся к чтению (читательскую активность) за счет предоставления широкого и разнообразного «поля возможностей» знакомства с книгой и другими источниками информации; - расширить образовательную среду за счет создания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников; - воспитывать гражданские чувства , обусловленные осознанием мощного потенциала книги и чтения, осознанием доступности и открытости таких «институтов», как библиотеки, историко-культурные центры, читательские клубы; гордостью за страну и город, аккумулирующие огромный культурный потенциал, заложенный в «текстах» (в широком смысле слова); - развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные, районные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения; за счет участия в школьных, районных, городских социально значимых акциях по пропаганде чтения; - актуализировать и активизировать образовательные возможности семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения, семейного досуга с книгой; - эффективно использовать разработанные и разработать новые игровые форматы, опирающиеся на читательский опыт школьников, позволяющие сделать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта; - активизировать личный читательский опыт педагогов, их общепедагогический и частнометодический опыт воспитания читателя-школьника, непрерывно развивать общекультурную и профессиональную компетентность учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, занимающихся проблемой детского чтения.

Слайд 7

Решать проблему можно за счет: внедрения и реализации конкретных проектов , адресованных читателям-школьникам, встраивания таких проектов в образовательную программу школы (основное и дополнительное образование); интеграции программ основного, дополнительного образования, воспитательной работы в ОУ в процессе воспитания читателя-школьника; включения различных специалистов, работающих в ОУ (а не только библиотекарей, учителей начальной школы и учителей-словесников), в реализацию проектов, связанных с детским чтением; консолидации усилий различных специалистов ОУ по преодолению «кризиса детского чтения»; привлечения семей учащихся к воспитанию читателя, повышения престижа и привлекательности чтения в глазах ребенка.

Слайд 8

«Любимые страницы». 1-4 класс . Проект, опирающийся на «классические традиции» внеклассного чтения и направленный на расширение читательского кругозора младших школьников, углубление навыков «смыслового чтения», развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, способности оценивать текст в единстве формы и содержания. Особенность проекта состоит в том, что он « монографически » (т.е. по авторам) и «тематически» расширяет и углубляет базовый курс «Литературное чтение». Результаты реализации проекта представлены в «Дневниках читателя-школьника», творческих работах всех видов.

Слайд 9

Идея Завести для каждого ученика в начальной школе «Читательский дневник» как часть портфолио и заполнять родителям и учителю. Провести с родителями разъясняющие беседы о важности чтения. Составить в помощь родителям списки рекомендованной к самостоятельному (семейному) чтению литературы по классам. Записи в дневнике оценивать ежемесячно (собеседования по содержанию, рейтинг читателя по классу, по школе и т. д.) № Автор Название произведения Количество страниц (без картинок) Дата

Слайд 10

«Семейное чтение». 1-4 класс. Информационно-просветительский проект, направленный на возрождение традиций семейного чтения лучших образцов мировой детской литературы. Состоит в составлении и публикации на сайте учителя аннотированных списков литературы, консультаций по поддержке детского чтения, проводимых на родительских собраниях в начальной школе, проведении творческих мероприятий под общим девизом «Моя семья - читающая!». Результаты представляются на открытых для родителей классных часах, посвященных чтению, а также семейно-командных выставках, конкурсах, театрализованных представлениях.

Слайд 11

«Художественное слово». 1-4 класс. Проект направлен на формирование эстетических чувств младших школьников, овладение навыками «смыслового чтения», творческого осмысления прочитанного. Проект помогает учащимся под руководством учителя и при участии родителей отбирать художественные тексты (по заданным категориям) для заучивания и сценического исполнения. Результаты представляются на классных часах, внутриклассных и обшешкольных мероприятиях, на конкурсах чтецов.

Слайд 12

«Выразительное чтение». 1-4 класс. Проект направлен на пропаганду «смыслового чтения», формирование навыков выразительного чтения программных и непрограммных (по свободному выбору учащихся) текстов, умения понимать и оценивать тексты детской литературы в единстве их формы и содержания. Реализуется через систему заданий и упражнений, направленных на формирование навыка и используемых на уроках литературного чтения и при подготовке творческих мероприятий. Результаты представляются на уроках и во внеурочной деятельности через выступления учеников перед классом, классами параллели, родителями.

Слайд 13

«Живые буквы». 1-4 класс. Проект направлен на развитие творческих способностей и познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения интеллектуально-творческого задания. Способствует расширению кругозора в процессе работы с дополнительными источниками, формированию умения работать с лингвистическими и энциклопедическими словарями. Проект стимулирует активное включение родителей в творческую работу, помогает организовать семейное чтение. Особенность проекта состоит в том, что каждый учащийся получает одну из букв русского алфавита, вокруг которой строит свою работу: оформляет букву, рассказывает о ней, отбирает и/или составляет с буквой различные тексты (пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.), создает собственные тексты (прежде всего – тавтограммы) по заданным критериям. Результаты представлены в общеклассном сборнике творческих работ «Живые буквы» (печатная и электронная версия). Каждая семья, принимавшая участие в проекте, получает такой сборник.

Слайд 14

«Читаем, думаем, спорим». 1-4 класс. Проект направлен на расширение читательского кругозора младших школьников, общей гуманитарной культуры, формирование навыков «смыслового чтения» и работы с источниками разных типов. Особенность проекта состоит в составлении монографических (творчество одного автора) и тематических мини-энциклопедий. Мини-энциклопедии составляются учениками при содействии учителя и родителей и включают в себя биографические сведения, фрагменты художественных текстов, «фоновую» информацию (история, живопись, музыка, архитектура, скульптура), а также тесты, конкурсы, викторины, кроссворды на материале произведений. Результаты (отдельные работы учащихся и творческих групп) представляются в общеклассных литературных мультимедийных энциклопедиях, которые получают все авторы, принимавшие участие в проекте.

Слайд 15

«Познание природы - путь к книге». 1-4 класс. Проект направлен на развитие познавательного интереса школьников, создание стимулов к работе с дополнительными источниками разных типов, популяризацию чтения по проблемам экологии, здоровьесбережения . Способствует развитию устной монологической речи младших школьников. Особенность проекта состоит в том, что он выступает как «сопутствующий» при реализации базовых курсов начальной школы. Учитель совместно с учениками создает рекомендательные списки дополнительного тематического чтения (тема природы, здоровья, экологические проблемы). В процессе реализации проекта учащиеся дополняют список самостоятельно прочитанными источниками, составляя небольшие аннотации и представляя прочитанные книги своим одноклассникам. Результаты представлены в общеклассных библиографических списках и каталогах дополнительной литературы, а также электронной тематической библиотеке, создаваемой всем детским коллективом.

Слайд 16

«От литературного чтения к литературному творчеству». 1-4 класс Проект направлен на популяризацию детского чтения как источника и основы детского литературного (словесного) творчества. Способствует формированию устойчивого интереса к чтению, навыков устной и письменной речи, осознанию роли чтения в собственном самообразовании, эстетических потребностей, оценок, вкуса. Особенность проекта состоит в повышенном внимании к жанровым особенностям текстов. Проект стимулирует обращение учащихся к различным лингвистическим и стилистическим словарям. Способствует созданию комфортной среды для творчества. Результаты представляются в публикациях (детские журналы уровней от муниципального до всероссийского), выпуске альманахов детских произведений, работах, подготавливаемых к литературным конкурсам.

Слайд 17

«Чтение с увлечением». 5-11 класс Проект, направленный на развитие читательского кругозора, навыков «аналитического чтения», источниковедческой культуры. Особенность проекта состоит в том, что каждый ученик в течение учебного года самостоятельно знакомится с одной книгой по каждому учебному предмету (научно-популярная, публицистическая литература). Список рекомендованных книг предоставляется и аннотируется заранее. В течение учебного года все учителя-предметники проводят специальные занятия (семинары, конференции, круглые столы, деловые и творческие игры и т.д.) по материалам рекомендованных книг. Результаты реализации проекта представлены в разнообразных работах учеников (аннотациях, рецензиях, отзывах, презентациях, сообщениях и т.д.). С целью преодоления перегруженности учащихся перед началом каждого учебного года составляется план-график реализации проекта.

Слайд 18

«Встречи в библиотеке». 8-11 класс. Информационно-просветительский проект, направленный на популяризацию чтения, развитие познавательной самостоятельности и исследовательской активности старшеклассников. Организуется как ежегодный цикл встреч учащихся 8-11 классов с жителями села и района, представителями разных профессий, со « специальными гостями»: писателями, художниками-иллюстраторами, издателями, книготорговцами, библиографами ( библиотекарями). Встречи проводятся в форматах публичных лекций, круглых столов, пресс-конференций, посвященных общекультурному развитию человека, кругу чтения, роли читательской и информационной культуры в становлении и профессиональном развитии выпускников. Встречи проводятся в школьной библиотеке, на классных часах и мероприятиях предметных недель. Результаты реализации проекта представляются в отчетах и отзывах, публикуемых в школьной газете «Конфетти», на сайте школы.

Слайд 19

«Электронная библиотека школьника». 1-11 класс . Информационно-просветительский проект. Планируется как раздел школьного сайта, содержащий постоянно дополняемые аннотированные списки литературы для самостоятельного (в том числе – семейного) чтения, списки дополнительных источников (в том числе – ссылки на сайты и электронные библиотеки), а также электронную библиотеку для чтения.

Слайд 20

«Шекспировские чтения». 8-11 класс. Проект направлен на формирование читательского интереса учащихся к шедеврам мировой литературы (в частности – к наследию В. Шекспира). Способствует развитию общей культуры, устной и письменной речи на родном (русском) и изучаемом языке. Реализуется через внеклассные занятия по английскому языку, мероприятия предметной недели иностранных языков (конкурсы, викторины, театрализованные представления фрагментов шекспировских пьес, просмотр и обсуждение отечественных и западных экранизаций пьес Шекспира). Результаты представлены в творческих работах учащихся: переводы, аннотации, рецензии, стилизации, мультимедийные историко-литературные презентации и т.д.

Слайд 21

«Нескучное лето». 5-7 класс. Проект направлен на формирование навыков аналитического чтения через составление кроссвордов по материалам прочитанных программных произведений и произведений, рекомендованных для внеклассного чтения. Стимулирует к осознанному чтению, сопутствующей чтению работе по отбору и систематизации материала для составления кроссвордов. Результаты представлены в сборниках кроссвордов «Нескучное лето», составленных учащимися и издаваемых в школьном редакционно-издательском отделе.

Слайд 22

«Каникулы с книгой». 8-9 класс. «Прочти вслед за мной». 10-11 класс. Проекты направлены на пропаганду самостоятельного ( непрограммного ) чтения подростков, развитие эстетических вкусов и суждений, умения оценивать художественный текст в единстве его формы и содержания, создавать собственные тексты (аннотации, отзывы, рецензии, рекламы) на основе прочитанного. Стимулирует обращение к дополнительным литературоведческим и культурологическим источникам, произведениям публицистики и искусствоведения. Реализуется через уроки внеклассного чтения, «пятиминутки представления прочитанного», читательские дневники, тематические классные часы, информационные стенды в кабинетах литературы, мультимедийные (рекламные) презентации, размещаемые на страницах в социальных сетях.

Слайд 23

«Клуб сочинителей». 8-11 класс. Проект направлен на развитие литературно-творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации перед аудиторией текстов разной жанровой и тематической направленности. Способствует формированию эстетического вкуса, объективной оценочной деятельности (в том числе и самооценки). Реализуется через внеклассные занятия (творческие встречи) юных авторов и конкурсы, проводимые совместно учителями-предметниками, сотрудниками медиатеки и воспитательной службы, а также в рамках мероприятий предметных недель по гуманитарным дисциплинам.

Слайд 24

«Уроки в библиотеке». 5-11 класс. Проект направлен на популяризацию чтения и повышение роли (престижа) школьной библиотеки. Представляет собой «классические» уроки в «неклассической» обстановке. Особенность уроков в том, что они акцентируют внимание на значимости читательской и информационной культуры, демонстрируют эффекты от работы с различными источниками при освоении и закреплении «базового» материала. Учителя-предметники, заинтересованные в реализации проекта, проводят 1-2 урока в библиотеке в течение учебного года (по специальному графику и предварительной (подготовительной) работе с сотрудниками библиотеки). Названные уроки часто включаются в программы предметных недель . Возобновить проведение библиотечных уроков!!! (библиотекарю составить программу).

Слайд 25

«Модель детского чтения»

Слайд 26

«Модель детского чтения»

Слайд 27

«Модель детского чтения»

Слайд 28

Решения ШМО Учителям начальной школы и учителям-предметникам составить аннотированные списки рекомендательной литературы по своим предметам для учащихся разного возраста (до конца мая 2015 года). Администратору школьного сайта создать раздел «Электронная библиотека школьника 1-11 классов» со списками литературы для самостоятельного чтения, в том числе семейного, и ссылками на сайты электронных библиотек. Списки предоставляют библиотекарь и учителя. Учителям-предметникам и классным руководителям разработать и провести открытые классные часы «Любимые книги известных ученых, художников, музыкантов, спортсменов» (по изучаемым предметам), «Роль книги в жизни человека» и т.п. Учителям-предметникам включать в план предметных недель мероприятия, связанные с чтением и книгой. Классным руководителям включать в план воспитательной работы с учащимися и родителями мероприятия, связанные с чтением и книгой. Школьному библиотекарю разработать программу проведения библиотечных уроков. Специалистам школы приступить к разработке и внедрению проектов, связанных с чтением, привлекая материалы статьи http://nova56.ru/highschool/bestreading.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»

Доклад «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе» на региональной  научно-практической конференции «Современные подходы...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

"Преодоление трудностей чтения в развитии навыков чтения у учащихся с ОВЗ "

статья о методах и приемах преодоления трудностей в обучении чтению учащихся с ОВЗ...

Аннотация к методической разработке "Проектирование образовательной среды, способствующей формированию готовности к устойчивой иноязычной коммуникативной компетенции

Вопрос формирования и совершенствования иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач становится все более актуальным в со...

Доклад на семинаре «Смысловое чтение как основа читательской компетентности при формировании функциональной грамотности»

Доклад и стендовая защита к семинару, который состоялся в 2020 году на базе  Школы – интерната №25 ОАО «РЖД». Ст. Вихоревкана базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД&raq...

Методический семинар «Формирование и развитие читательской компетентности. Технология развития критического мышления».

Методический семинар был дан в рамках конкурса "Учитель года".Цель:- обобщение и внедрение передового педагогического опыта;Задачи:- поиск новых, наиболее рациональных методов обучения;обмен...

Участие в краевом конкурсе проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0» с проектом «Создание образовательной среды, способствующей развитию речи детей (в том числе и детей с ОВЗ) посредством активизации их инт

Участие в краевом конкурсе  проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0»  с проектом «Создание образовательной среды, спосо...