Конспект урока по литературе :" Задача с тремя неизвестными" (11 класс).
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Скрипникова Татьяна Владимировна

Открытый урок по литературе в 11 классе по роману Д.Киза "Цветы для Элджернона", предполагающий работу в группах. Цель урока : развитие критического и креативного мышления обучающихся в ходе определения личности главного героя произведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 11 классе

Тема: «Задача с тремя неизвестными»

(По роману Д.Киза «Цветы для Элджернона»)

Учитель: Скрипникова Т.В.

Цель:

1) Отработать концентрацию внимания на мелкие детали описания личности главного героя.

2)Развитие критического и креативного мышления обучающихся в ходе определения                личности главного героя произведения.

3)Создать условие для формирования воспитания чувства гуманизма, коллективизма,

Ответственности, сострадательности, отзывчивости.

Задачи:

1) Составление психологического портрета по определённым отчётам неизвестного героя (или героев) из неизвестного(непрограммного) произведения.

 2) В зависимости от личностного восприятия, подготовленности и уровня духовной культуры обучающихся предположить дальнейшую судьбу героя произведения.

Оборудование: 1)Роман Д.Киза «Цветы для Элджернона»;

                           2)Маршрутные карточки;

                           3)Музыкальное сопровождение: Реквием по мечте.

                           4)Презентация;

                           5)Бумага А3 5листов.

Ход урока.

Доброе утро! Рада приветствовать на своём уроке гостей! Очень надеюсь, что Вам будет интересно сегодня наблюдать за ходом урока, поскольку произведение, о котором сегодня пойдёт речь, не является программным. Очень надеюсь, что в ходе урока кто-то ответит на поставленные знаки неизвестности, т.е. вопросы.

Итак, тема нашего открытого урока: «Задача с тремя неизвестными».

1Х Определить количество героев, о которых мы сегодня будем говорить, сопровождая ответ полной психологической характеристикой.

2Х Назвать жанр произведения, название, автора (Очень надеюсь, что кому-то произведение известно!).

3Х Определить дальнейшую судьбу главного героя.

Основной принцип работы-самостоятельность! Сегодня не может быть неправильных ответов, а оценки будут выставлены за активность, креативность мышления, новизну и гибкость способов решения поставленных задач, коллективное обсуждение. Телефоны в такой ситуации вам будут только мешать, поэтому прошу их убрать на мой стол.

Непрограммное произведение музыкального жанра, т.е соната, симфония, прелюдия у каждого слушателя вызывают собственные образы и ощущения в зависимости от личностного восприятия, подготовленности и уровня духовной культуры.

Вам сейчас будут предложены небольшие отрывки из неизвестного произведения. Вам нужно, имея небольшую информацию, составить психологическую характеристику героя, т.е. как можно больше сказать о нём.

Поставленные задачи предполагают работу в группах, их у нас будет пять. Вам за 10 минут нужно коллективно поработать, представить своего героя. На выступления групп выделяется по 5 минут, чтобы ответить на все вопросы Х, нужно внимательно слушать выступление каждой группы.

5группа –эксперты, вы готовите свой вывод, ответы на 3Х вопроса. Каждая группа может не согласится с экспертами, аргументируя свой ответ.

Учитель раздаёт карточки. Звучит музыка. Группы работают 10 минут.

1группа

Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?

(Мужчина неизвестного возраста, одинокий (он не помнит своих родителей), работает в пекарне, готовится к какому –то эксперименту, учится в школе для умственно отсталых, очень хочет стать умным, хотя для него это очень сложно, потому что он всё забывает. Пишет с огромным количеством грамматических и пунктуационных ошибок. Отчёты, которые он пишет, даются ему очень тяжело, но его попросили их писать. К этому заданию он подходит ответственно. Считает, что его все любят.)

2группа

Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?

Как можно прокомментировать данную фразу из вашей карточки: «В стене, отгородившей мой мозг от остального мира, появилась огромная дыра, и я вышел сквозь неё»?

(Мужчина неизвестного возраста, пишет отчёты о своих умственных достижениях, пишет без ошибок, мысль ровная, наблюдаются причинно-следственные связи. Он понимает, почему над ним смеются другие, много читает разной литературы, старается разобраться в теориях сознания и подсознания.) Что-то помогло герою приоткрыть завесу в мир знаний.

3группа

Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?

(Человек с высоким коэффициентом умственного развития.

IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста ...

За секунду успевает прочесть целую страницу, занимается в университетской библиотеке, считает беседу студентов примитивным уровнем, люди с учёной степенью его избегают, боясь обнаружить узость своих знаний, одинок.)

4 группа

Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?

(Человек считает, что он находится на самом верху своего сознания, идеи фейерверком взрываются в его голове. Истина, любовь, красота объединились, он счастлив и боится потерять эту энергию. Благодарен за этот дар, пытается решить какую-то проблему, пишет научный труд-статью: «Эффект Элджернона-Гордона: структура и функционирования мозга при повышенном уровне развития». Считает, что эксперимент не удался, нашёл ошибку в расчётах. Ждёт момента быстрой деградации.

5группа

1Х Определить количество героев, о которых мы сегодня будем говорить, сопровождая ответ полной психологической характеристикой.

Чарли Гордон 33 года, умственно отсталый. Путём проведённой операции быстро перешёл из стадии дебила в гения с высоким IQ (180). Стараясь экономить каждую минуту подаренного ему времени, пишет статью для будущего поколения, надеясь помочь таким как он. Находит ошибку в расчётах учёных. Быстро опускается на прежний уровень, тяжело переживая последующие события, в том числе и смерть мышонка Элджернона(тоже подопытного гения).

2Х Назвать жанр произведения, название, автора (Очень надеюсь, что кому-то произведение известно!).

Роман-фантастика пронзительной психологической силы. Автор Дэниэль Киз «Цветы для Элджернона».

Смысл названия в последней карточке, т.е это просьба главного героя:

«P.S.пожалуста если с можите положите на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.»

3Х Определить дальнейшую судьбу главного героя.

Появились мысли о суициде, но скоростная деградация не позволила герою сделать этот шаг. Он уезжает в Уоррен, место для таких как он. Дальнейшая жизнь героя неизвестна, но можем предположить, что….

 Мы заслушали выступление всех групп, эксперты выдвинули своё предположение о том, что мы наблюдаем трансформацию человеческого разума. Все ли согласны с ответами на поставленные вопросы?

Слайды презентации, представляющие автора, книгу.

Просьба дать оценку уроку:

 1) Понравилась ли структура урока?

                                             

 2) Как Вы относитесь к коллективной работе?

                                               

3)Как музыка влияла на образ вашего мышления?  

                                             

 4) Соответствовало ли Музыкальное сопровождение: Реквием по мечте, Моцарт Лакримоза – поставленной задаче в раскрытии психологического образа главного героя? 5) Оцените свою работу по пятибалльной шкале. 



Предварительный просмотр:

1группа

Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?

(Мужчина неизвестного возраста, одинокий (он не помнит своих родителей), работает в пекарне, готовится к какому –то эксперименту, учится в школе для умственно отсталых, очень хочет стать умным, хотя для него это очень сложно, потому что он всё забывает. Пишет с огромным количеством грамматических и пунктуационных ошибок. Отчёты, которые он пишет, даются ему очень тяжело, но его попросили их писать. К этому заданию он подходит ответственно. Считает, что его все любят.)

2группа

Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?

Как можно прокомментировать данную фразу из вашей карточки: «В стене, отгородившей мой мозг от остального мира, появилась огромная дыра, и я вышел сквозь неё»?

(Мужчина неизвестного возраста, пишет отчёты о своих умственных достижениях, пишет без ошибок, мысль ровная, наблюдаются причинно-следственные связи. Он понимает, почему над ним смеются другие, много читает разной литературы, старается разобраться в теориях сознания и подсознания.) Что-то помогло герою приоткрыть завесу в мир знаний.

3группа

Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?

(Человек с высоким коэффициентом умственного развития.

IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста ...

За секунду успевает прочесть целую страницу, занимается в университетской библиотеке, считает беседу студентов примитивным уровнем, люди с учёной степенью его избегают, боясь обнаружить узость своих знаний, одинок.)

4 группа

Вопросы: Что вы можете сказать о человеке, который составил данный отчёт?

(Человек считает, что он находится на самом верху своего сознания, идеи фейерверком взрываются в его голове. Истина, любовь, красота объединились, он счастлив и боится потерять эту энергию. Благодарен за этот дар, пытается решить какую-то проблему, пишет научный труд-статью: «Эффект Элджернона-Гордона: структура и функционирования мозга при повышенном уровне развития». Считает, что эксперимент не удался, нашёл ошибку в расчётах. Ждёт момента быстрой деградации.

5группа

1Х Определить количество героев, о которых мы сегодня будем говорить, сопровождая ответ полной психологической характеристикой.

Чарли Гордон 33 года, умственно отсталый. Путём проведённой операции быстро перешёл из стадии дебила в гения с высоким IQ (180). Стараясь экономить каждую минуту подаренного ему времени, пишет статью для будущего поколения, надеясь помочь таким как он. Находит ошибку в расчётах учёных. Быстро опускается на прежний уровень, тяжело переживая последующие события, в том числе и смерть мышонка Элджернона(тоже подопытного гения).

2Х Назвать жанр произведения, название, автора (Очень надеюсь, что кому-то произведение известно!).

Роман-фантастика пронзительной психологической силы. Автор Дэниэль Киз «Цветы для Элджернона».

Смысл названия в последней карточке, т.е это просьба главного героя:

«P.S.пожалуста если с можите положите на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.»

3Х Определить дальнейшую судьбу главного героя.

Появились мысли о суициде, но скоростная деградация не позволила герою сделать этот шаг. Он уезжает в Уоррен, место для таких как он. Дальнейшая жизнь героя неизвестна, но можем предположить, что….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

План – конспект урока по алгебре «Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств»

План – конспект урока по алгебре «Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств». Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др.Цель...

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...

Конспект урока по литературе "И.А. Бунин", 6 класс

Конструкт урока по литературе, 6 класс, УМК: Меркина Г.С. на тему "И.А.Бунин". Данный урок проводился в группах, обучающиеся читали биографию писателя, отбирали важный материал и оформляли в...

Конспект урока по литературе «Устное народное творчество» 7 класс

Конспект урока по литературе предназначен для учителей гуманитарного цикла...