Материалы к урокам
материал по литературе

Шардина Марина Павловна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мифы Древней Греции Своя игра

Слайд 2

Греческие боги 10 20 30 40 50 Атрибуты богов 10 20 30 40 50 Мифические существа, персонажи 10 20 30 40 50 Крылатые выражения 10 20 30 40 50

Слайд 3

Аукцион

Слайд 4

Кот в мешке

Слайд 5

Гермес Кто из богов дал людям азбуку, счет и числа?

Слайд 6

Деметра ( у римлян Церера) — богиня плодородия и земледелия

Слайд 7

Гефест Какой бог хромал на одну ногу?

Слайд 8

Афродита Какая богиня носит прозвище Пенорожденная ?

Слайд 9

Аполлон и Артемида Назовите имена богов-близнецов, детей Зевса

Слайд 10

Афродита Атрибуты — пояс и золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость, яблоко, зеркало, роза, голубь. Спутники — Эрот, хариты, оры , нимфы.

Слайд 11

Дионис Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница.

Слайд 12

Аполлон Атрибуты — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда прозвище — Кифаред ) или лира, эгида. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.

Слайд 13

Арес Атрибуты: копьё, меч, щит, шлем, горящий факел, собаки, коршун.

Слайд 14

Афина Атрибуты: шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем) щит в сопровождении крылатой богини Ники олива — священное дерево древних греков сова (символ мудрости) змея (символ мудрости)

Слайд 15

Кентавры Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов?

Слайд 16

Кербер (Цербер) Трехглавый пес, который охранял выход из царства мёртвых

Слайд 17

Гидра Многоголовое змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах. По разным авторам, 50 либо 7 голов, причём вместо одной отрубленной вырастали три, а одна голова была бессмертна .

Слайд 18

Харон Перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид. Изображался мрачным старцем в рубище.

Слайд 19

Сфинкс « Душительница ", чудовище, порождение Тифона и Ехидны, демон смерти, имеет туловище льва, грудь и голову женщины и орлиные крылья.

Слайд 20

«Танталовы муки» Тантал - сын Зевса и фригийской царицы Плуто. Как любимец богов, Тантал имел доступ к их советам и пирам. От этого он возгордился, и за оскорбление, нанесённое богам, он был низвергнут в Аид. «Танталовы муки» - нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.

Слайд 21

«Сизифов труд» Сизиф (точнее Сисиф) - строитель и царь Коринфа, после смерти в Аиде приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз. Франц фон Штук . Сизиф «Сизифов труд», «сизифов камень» - тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа и мука.

Слайд 22

«Дамоклов меч» Сиракузский тиран Дионисий I Старший (кон. 5-4 вв. до н. э.) предложил на один день престол своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. ДАМОКЛОВ меч - нависшая над кем-либо постоянно угрожающая опасность при видимом благополучии.

Слайд 23

«Кануть в Лету» Ле́та — источник и одна из рек в подземном царстве Аида, река забвения. «Кануть в Лету» - исчезнуть навсегда, быть преданным забвению. Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. п., реже, в переносном смысле — в отношении предметов и вещей, которые были утеряны.

Слайд 24

«Между Сциллой и Харибдой» По верованиям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда , поглощавшие мореплавателей. «Между Сциллой и Харибдой» - оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны.



Предварительный просмотр:

                                     Контрольная работа по литературе 7 класс (1 полугодие)  

ВАРИАНТ 1

1. Определите жанры следующих произведений:
а) Летом одет, зимой раздет.
б) Любишь кататься – люби и саночки возить.
в) «…….. Владимира Мономаха»
г) «Медный всадник»

2. Что такое летопись?

А) рассказ о важных событиях из истории Древней Руси;

Б) сказки о Древней Руси;

В) былины;

Г) рассказы о жизни святых.

3. . К какому роду литературы относят былины?

А) лирика.                   Б) драма.                  В) эпос.

4. Соотнесите автора и произведение.

1. А. С. Пушкин

А) «Тарас Бульба»

2. Н. В. Гоголь

Б) «Ангел»

3. М. Ю. Лермонтов

В) «Борис Годунов»

4. Г. Р. Державин

Г) «К статуе Петра Великого»

5. М. В. Ломоносов

Д) «На птичку»

  1.  Соотнесите термин и определение.

1) былина

А) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека

2) композиция

Б) изображение неживых предметов в виде живых существ

3) рассказ

В) краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл

4) трагедия

Г) построение художественного произведения

5) пословица

Д) вид драмы, в основе которого лежит неразрешимый конфликт, часто заканчивающийся смертью героя

6) олицетворение

Е) картина природы в художественном произведении

7) эпиграф

Ж) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях

8) пейзаж

З) краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль

  1. К какому жанру относится произведение «Вольга и Микула Селянинович» ?
  2. Назовите малые жанры русского фольклора.
  3. Назовите известные вам произведения древнерусской литературы.
  4. Что легло в основу баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» ?
  5. Как называется цикл повестей, в который вошло произведение «Станционный смотритель»? Автор?
  6. Какой тип героя вошел в литературу с образом Самсона Вырина из «Станционного смотрителя».
  7. Назовите автора и произведение по приведенной цитате.
  1. «Люблю тебя, Петра творенье…»
  2. «На просторе опричник похаживает…»
  3. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!»
  4. «Из мертвой главы гробовая змия Шипя между тем выползала…»
  5. «И верится , и плачется, И так легко, легко…»
  6. «-Бей, бей, - подхватил мужик свирепым голосом, - бей,тна, на, бей…(Девочка торопливо вскочила с полу и уставилась на него).»
  7.  «Князь тяжело болен. Весь покрыт струпьями и язвами от крови свирепого летающего змия, которого хотел убить он своею рукой. У себя он не нашел, кто бы излечил его».
  1. О каком герое идет речь?

Схоронили его за Москвой-рекой, / На чистом поле промеж трех дорог: / Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской;/ И бугор земли сырой тут насыпали, / И кленовый крест тут поставили.

  1.  О каком герое идет речь?

«… весь был он создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава. … Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонены к варшавской стороне…»

16. Какие задачи ставил перед собой Тарас Бульба в борьбе с поляками?

А) расширение границ русского государства.

Б) борьба за национальную независимость Украины.

В) завоевание славы среди казаков.

17. Определите стихотворный размер отрывка из стихотворения  М.Ю.Лермонтова.

…С души как бремя скатится,

Сомненья далеко –

И верится и плачется,

И так легко, легко…

А) хорей.         Б) ямб.              В) дактиль.           Г) анапест.


.

Ключи

ВАРИАНТ 1

№ вопроса

№ ответа

1

а) загадка    б) пословица

в) «Поучение»      г) поэма

2

А

3

В

4

  1. в
  2. а
  3. б
  4. д
  5. г

5

1-ж

2-г

3-а

4-д

5-в

6-б

7-з

8-е

6

былина

7

Загадка, потешка, пословица, прибаутка, скороговорка, поговорка и т.д.

8

«Поучение Мономаха», «Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

9

«Медный всадник», «Полтава»

10

«Повесть временных лет»

11

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.  Пушкин

12

Образ маленького человека

13

1.Пушкин «Медный всадник»

2. Лермонтов «Песня про купца И.Калашникова»

3. Гоголь «Тарас Бульба»

4. «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин

5. Лермонтов «Молитва»

6. Тургенев «Бирюк»

7. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

14

Иван Калашников

15

Тарас Бульба

16

Высокий – внимает, зрак Петров, дерзайте ободренны, гласит сей град

Средний – счастливой жизни, рассуждаешь, жаркое

Низкий – повар, простак

17

А

18

Б

19

Б

20

А

21

Постоянный эпитет

22

эпитет

ВАРИАНТ 2

№ вопроса

Ответ

1

а) загадка      б) пословица

в) стихотворение в прозе      г) ода

2

Г

3

эпос

4

1-г

2-в

3-б

4-д

5- а

5

1-е

2- д

3 – б

4- ж

5- г

6 - з

7 - в

8 -а

6

Ломоносов

7

«Медный всадник», «Полтава»

8

«Повесть временных лет»

9

Загадка, потешка, пословица, прибаутка, скороговорка, поговорка и т.д.

10

Киевский и Новгородский

11

Человек низшего чина, «Станционный смотритель»

12

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

13

  1. Ломоносов «Ода на день вошествия...
  2. Пушкин «Станционный смотритель»
  3. Лермонтов «Песня про купца И.Калашникова»
  4. Лермонтов «Молитва»
  5. Гоголь «Тарас Бульба»
  6. Тургенев «Русский язык»
  7. Тургенев «Бирюк»

14.

Остап

15.

Самсон Вырин

16.

Высокий – внимает, зрак Петров, дерзайте ободренны, гласит сей град

Средний – счастливой жизни, рассуждаешь, жаркое

Низкий – повар, простак

Б

Б

А

        Постоянный эпитет

олицетворение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!» А. Блок.

Слайд 2

Время создания поэмы В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января. Поэма «Двенадцать» навеяна революционными событиями: последние месяцы 1917 и январь 1918г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово. Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».

Слайд 3

Смысл названия 1) 12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 2) 12 апостолов Христа- разносчики учения Христа. 3) Содержит 12 глав.

Слайд 4

Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать» « Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. - Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

Слайд 5

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка. Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот – проснется... Лютый враг (гл. 11).

Слайд 6

«Музыка революции» В поэме звучат интонации марша . Слышен городской романс . Часто встречается частушечный мотив . Прямо процитирована революционная песня . Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!»

Слайд 7

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком - ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! Контраст чёрного и белого цвета. Чёрный вечер, Белый снег… (« Белый снег » - символ чистоты и надежды) Но Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Что символизирует « ледок »? 1 глава

Слайд 8

Образ ветра -всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер, Ветер На всё божьем свете! «Ветер хлёсткий», он « гуляет », « свищет », « и зол и рад », « разыгралась чтой-то вьюга », « ох, пурга какая, спасе !» « Вьюга долгим смехом Заливается в снегах » Образ ветра бы комментирует происходящее : одних с бивает с ног, другим кажется « весёлым », он « рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание », когда появляются к расногвардейцы , он радостно « гуляет ». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.

Слайд 9

Персонажи 1-й главы. Старушка: образное сравнение : « старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб». Буржуй: «…на перекрёстке в воротник упрятал нос» Хлёсткий эпитет и оксю́морон: « А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп ?» Вития: « А это кто? – Длинные волосы И говорит вполголоса: -Предатели! - Погибла Россия!» оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке) Поп: « брюхо » «А вон долгополый – Сторонкой – за сугроб… Что нынче невесёлый, Товарищ поп? Барыня: «в каракуле» Бродяга: «сутулится»

Слайд 10

Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир? Какие художественные особенности использует автор в обрисовке старого мира? Эпитеты : длинные волосы, долгополый ирония: “ что нынче невеселый товарищ поп? “ Помнишь, как бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло брюхо на народ; Просторечная лексика: Поскользнулась и – бац - растянулась Только ли старый мир изображается сатирически? Как Вы понимаете следующие строчки? И у нас было собрание … Вот в этом здании … … Обсудили – Постановили: На время – десять, на ночь двадцать пять … И меньше - ни с кого не брать … (Это представительницы древнейшей профессии разрешают возникшие проблемы по примеру “ строителей новой жизни ” .)

Слайд 11

2 глава – образ свободы без креста Во 2 главе на авансцену выходят 12 . Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы Как они появляются в поэме? - на фоне многоголосия (обилие диалогов) - чёткий маршевый ритм - реплики анархического толка … идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни … В зубах – цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Это городская беднота, бывшие каторжники. Их внешность олицетворяет духовный облик: Свобода, свобода, Эх, эх без креста! Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизнь, в которой ,чтобы уцелеть ,надо было стать такими.

Слайд 12

Реплики 2 главы: Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та! Холодно, товарищи, холодно! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста! Лозунги : Вперёд, вперёд, вперёд, Рабочий народ! (6) Товарищ! Гляди В оба! (10) Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (2)

Слайд 13

12 говорится о них как о потенциальных каторжниках . Их облик и повадки непривычны и даже отпугивают. «Словеса» изобилуют грубым просторечием и руганью, мысли и побуждения низменны: не без зависти говорят 12 о своём былом товарище, удачливом в житейских и любовных делах Ваньке. Новый мир, как и старый, не идеализирует. Не выпрямляет, не идеализирует своих героев.

Слайд 14

это внутренний, психологический портрет «товарищей», их коллективное сознание («наши», «мы»). Но это и размышление Блока о необходимости преодоления противоречия между внешним и внутренним. Чтобы революция оправдалась, мало спалить буржуев мировым пожаром. Надо, чтобы этот пожар был в крови. Но по старой привычке за благословением на этот шаг они обращаются к Господу.

Слайд 15

4-7 главы – история Катьки За что убили Катьку? В чем ее вина? Фактически Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с красноармейцем Петрухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли сурово за такую вину наказание? – убийство без суда и следствия, а потом глумление над трупом? А Катька где? – Мертва, мертва! – Простреленная голова! Что Катька, рада?- ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!”

Слайд 16

Обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка. Петруха переживает потому, что “ Эту девку … любил Ночки черные, хмельные с этой девкой проводил”. 7 глава Но переживания Петрухи лишены нравственной основы. Его товарищи не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживания. Их “сочувствие” Петрухи весьма своеобразно: в оказании моральной поддержки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции: “ Что ты, Петька, баба что ль… Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль! Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет время Нам, товарищ дорогой!

Слайд 17

8 глава В 8 главке пустота души героя толкает его на вакханалию. «Скучно» – абсолютная внутренняя пустота. Когда нет духовного и душевного «содержания » своей жизни, то и чужая ничего не стоит. Эгоизм революционного своеволия социально направлен в «етажи», к буржуям. Однако кровное возмездие не принесло удовлетворения Петрухе. Нельзя заполнить пустую душу чужой кровью, и поэтому герой остается в прежнем состоянии. Композиционно главка закольцована словом «Скучно!» 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.

Слайд 18

9 глава-буржуй на перекрестке сравнивается с голодным псом Начало главы – романс о декабристах. Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой? Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа? В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».

Слайд 19

10 глава-вьюга усиливается… Перекресток заметает пурга , и в этой тупиковой ситуации Петруха, смущенный предложением буржуя, пытается опереться на прежние, привычные ценности: «Ох, пурга какая, спасе!» Спас – Спаситель – другое имя Иисуса Христа. «Товарищи» Петрухе возражают: - Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво – Али руки не в крови Из-за Катькиной любви?

Слайд 20

11 глава Первая строфа утверждает свершившееся: И идут без имени святого Все двенадцать вдаль… Обратим внимание на слово «все». Они обрели единство, которое символизировано маршевым музыкальным ритмом. В этот момент внешние стихии утрачивают свою власть – «И вьюга пылит им в очи», – но движение вперед продолжается. К концу поэмы меняется и едва ли не окольцовывает ее мотив движения. Сопоставим три словосочетания: «Идут двенадцать человек»; «Идут без имени святого»; «Вдаль идут державным шагом». Изменилось внутреннее содержание движения? Безусловно. Державность – это исполнение государственной миссии. В этом исполнении они осознают свое предназначение. Выполнила революция свою задачу – «переделать все»? Да. Такой Блок ее «услышал» в январе 1918 года. А в реальности? В реальности она была более страшной, кровавой и сложной. Блок это скоро поймет: музыка звучать перестанет . - Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?

Слайд 21

12 глава В завершающей главе командные слова и интонации. «Товарищи» вступают в свои права и от слов переходят к «делу». Сюжет поэмы завершаются кровавой строфой: Трах-тах-тах! Трах-тах-тах… И многоточием, говорящем о продолжении кровопролития. Убив Катьку, они осознали свое право безнаказанно убивать других… Вот с этого-то момента и начинается реальная революция. Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.

Слайд 22

Последняя строфа, завершающая поэму, многосмысленна. Во-первых, начавшись с отголоска маршевой интонации, она почти мгновенно ее утрачивает, и возникает напевная, молитвенная мелодия, личная мелодия Блока, возвращающая нас к его циклам «Снежная маска», «Фаина». Во-вторых, поэт в образах-символах высказал свое понимание исторического движения человечества: от «позади» к «впереди». Схематично его следует представить так: П 12 И.Х. « П » обозначает пса, прошлое во всех его проявлениях; дьявольское начало; двенадцать символизирует человечество, движущееся к Истине, Красоте, Добродетели, которые олицетворяются в христианстве Иисусом Христом. Пес и Христос – рифмуются. Если есть добро, то есть и зло. Но если « Пес » в композиции строфы поставлен рядом с идущими, то от Христа они отдалены громадным расстоянием – в двадцать значимых слов! Дойдут ли они до Него?

Слайд 23

Случайно ли появление Христа в последней главе? Появление Христа нельзя считать неожиданным: начиная с первой строфы образ Творца постоянно присутствует в поэме. Вспомним, что изначально христианство- религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение- человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может. Наверное поэтому поэма заканчивается все-таки белым : « В белом венчике…»

Слайд 24

Какое значение имеет образ Христа в поэме? Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого». Другие воспринимают этот образ как кощунство

Слайд 25

Христос упомянут в поэме несколько раз. «Господи, благослови!» - восклицают революционеры, не верящие в Бога, но призывающие его благословить раздуваемый ими «мировой пожар». К Спасителю обращается и Петруха: « Ой, пурга какая, Спасе». И уже в заключительном эпизоде – явление Христа с кровавым флагом в руке. Эта концовка не давала покоя и самому Блоку: «Чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, именно Христос». Но Блок писал и том, что с красногвардейцами должен идти не Христос, а Другой. Кто же все-таки появляется в конце поэмы?

Слайд 26

Кто там машет красным флагом? По-разному трактуется этот образ. М. Волошин, например, считал, что Христос преследуется красногвардейцами. И это преследование заканчивается стрельбой по нему. Можно предположить и другое: Христос здесь Спаситель грешных душ людей, заблудившихся в политическом мраке. Они не ведают, что творят. Вернуть их к Богу – назначение Христа. Как же тогда объяснить красный флаг в руке Христа? Блок по этому поводу высказывался неопределенно: «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.

Слайд 27

Какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа. «Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, - скажет Блок, - его убило отсутствие воздуха, у него отняли тайную свободу». «Отсутствие воздуха» убило и Блока.

Слайд 28

Таким образом, в революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле.



Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок по литературе и  ИЗО   «Мой    Пушкин»    

Цели:                             

  1. Воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом,  воспитывать культуру диалога.
  2. Вызвать интерес у учащихся к изучению литературы.
  3. Приобщить к работе с различными книгами по творчеству А.С.Пушкина.
  4. Развитие речи через выразительное чтение поэтического текста.

Форма мероприятия: литературная гостиная

Оборудование: Мультимедийная презентация (наглядные материалы к творчеству А.С.Пушкина)

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Начало. «Почему Пушкин всегда современен?»
  3. Мое открытие Пушкина.
  4. Лицей.
  5. Поэт и история. Поэт и современность.
  6. Заключительное слово учителя.
  7. Чтение учащимися стихотворений А.С.Пушкина.

Ход мероприятия

Вступление.

Сегодня наша встреча в литературной гостиной посвящена А.С.Пушкину. У каждого из нас – свой Пушкин. У каждого возраста – свой Пушкин. Проникнув в душу однажды, пушкинское слово не покидает нас никогда.

Всем читающим по-русски, всем знакомым с лирикой Пушкина в оригинале, даровано высшее благо, войти в непосредственное личное общение. Счастливцы слышат живые переливы его голоса и, водя пальцем по строке, улавливают его пульс. Этим счастливцам дано от страницы к странице блуждать по просторам поэтического мира Пушкина.

Непосредственный разговор с Пушкиным дает ощущение великих сил его души. При чтении поэт оказывается рядом с читателем, требуя немногого, но это немногое оказывается многим. Пушкин требует немногого – чтобы собеседник был человеком…

1 НАЧАЛО. Выход ведущих. (Слайд 1. Портрет А.С.Пушкина художник Кипренский О.А.)

Ученик 1: Есть имена – как солнце,

                     Имена, как музыка,

                     Как яблони в рассвете.

                     Мы говорим о Пушкине – поэте,

                     Действительном в любые времена.

Ведущий 1: Почему Пушкин всегда современен? Почему его произведения о далеких событиях и людях и теперь читаются с неослабевающим интересом?

 Н.В.Гоголь говорил о Пушкине, как о русском человеке, каким он станет в своем развитии, может быть через двести лет! Приглашая людей будущего полюбоваться их собственным портретом в начале 21 века! Гоголь увидел в волшебном «чудо-зеркальце» пушкинского творчества Россию будущего.

 А если представить…

Ведущий 1: Что «дым столетий» не отодвинул, не скрыл от нас живого Пушкина. Для нас он не только величественный и бронзовый лик. Ведь каждый из нас может сказать: «МОЙ ПУШКИН».

(Музыкальный фрагмент)

(Слайд 2 Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.)

2. МОЕ ОТКРЫТИЕ ПУШКИНА.

Выходят ученик и ученица.

Ученик 2: Я еще не читала, а только слушала. Чтение отрывка «У лукоморья дуб зеленый». И сквозь эти строчки я слышу добрый и такой родной голос мамы..

 Сказка прочитана. Тихая, неторжественная, очень печальная и добрая. И я прошу взрослых снова и снова читать Пушкина. Мне хочется слышать пушкинское слово, и едва научившись читать я беру в руки книгу «Сказки Пушкина». Так начинается для меня «Мой Пушкин».

(Слайд 3 «Пушкин-лицеист». Скульптор Р.Р. Бах 1900).

3. ЛИЦЕЙ.

Ученик 3:    Куда бы нас ни бросила судьбина

                     И счастие куда б ни привело.

                     Все те же мы, нам целый мир чужбина

                     Отечество нам – царское село.

(Слайд 4 . Царское село. Вид на лицей и церковный флигель.

                  Вид части Царскосельского парка худ. МартыноваА.Е.

                  Царское село. Садовая улица. Худ. А.Е.Мартынов).

Ведущий 1: Слова эти выгранены на постаменте памятника  юноше-Пушкину в садике, у входа в лицей. Сколько прекрасных стихов посвящено им лицею! Сколько воспитанников увековечено в них!

А каким он был лицеист-Пушкин?

Подготовленные ученики читают отрывки  из книги Ю.Тынянова «Пушкин»

Отрывок 1.Ученик 4

«Они повторяли заданное всегда в классной комнате, каждый за отдельной конторкой. Посередине стоял черный стол. В наказание за нескромное поведение и особенно странные, неприличные и бессмысленные гримасы воспитанники сажались гувернером за черный стол.

Воспитанник Пушкин тоже бывал, сажаем за черный стол в наказание за громкий смех в классе чистописания и за пустые фигуры, которые чертил в классе немецкой словесности. Но у него не было дружбы с отчаянными. Он был угловат, диковат, ни с кем, кроме Пущина, пока не дружил».

Отрывок 2.   Ученик  5

«Вскоре все заметили: он грызет перья на уроках – что-то чертит и записывает; думали, что он записывает лекции. Пробовали приставать к нему после лекции, он выходил из себя, и, не помня себя, готов был тут же подраться. Между тем гувернер, присутствующий на лекции сделал ему замечание, и постепенно отчаянные стали его уважать».

«Он был занят на лекции, видимо, чем-то посторонним, и, кажется, ровно ничего не слушал. Он не боялся быть последним учеником , и у него были какие-то свои, посторонние занятия. Шалуны стали к нему присматриваться. Может быть, он писал стихи?»

Ведущий 1: Однажды, закончив лекцию по русской словесности раньше урочного часа, профессор сказал:

Профессор: А теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

Ведущий 2: Перья заскрипели, но стихи ни у кого не клеились. Но вдруг…

Профессор: Опять Пушкин? Читайте…

Пушкин: Где наша роза,

                Друзья мои?

                Увяла роза,

                Дитя зари.

                Не говори:

                Так вянет младость!

                Не говори:

                Вот жизни радость!

                Цветку скажи:

                Прости, жалею!

                И на Лилею

                Нам укажи.

Ведущий 1: Стихи – прелестны. Они очаровывают задорным настроением и смелым образом роза – дитя зари.

Но профессор, сам писавший стихи в старом стиле, не принимал поэзии юного Пушкина.

Профессор: Что это за стихи! Ветрены, легковесны! Пишите вы как-то не по правилам!

Пушкин: Помилуй, сжалься надо мной –

                Не нужны мне твои уроки.

                Я знаю сам свои пороки.

                Конечно, беден гений мой…

             А ты, мой скучный проповедник,

             Умерь ученый вкуса гнев!

             Поди, кричи, брани другого

             И брось ленивца молодого,

             О нем тихонько пожалев.

Ведущий 2: Лекция по математике. Пушкин математики не любил и на занятиях тайком писал стихи.

Профессор: - Чем Вы заняты, Пушкин? Опять пишете стихи? Идите к доске. Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин: - Нулю!

Профессор: - Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи!

Пушкин: В те дни, в таинственных долинах

                Весной при криках лебединых,

                Близ вод, сиявших в тишине

                Являться муза стала мне!

Ведущий 1: Друзья мои! Прекрасен наш союз

                     Он, как душа, неразделим и вечен

                     Неколебим, свободен и беспечен,

                     Срастался он под сенью дружных муз!

(Слайд 5. Пушкин на лицейском экзамене. Художник Репин Е.Г.)

Ведущий  2: Он был привезен в лицей почти ребенком  (Слайд 6. Пушкин. Гравюра Е. Гейтмана 1922 г. А.С. Пушкин. Автопортрет).

А вышел из него – гениальным поэтом!

Ведущий 2: Здесь зазвучала в полный голос его муза, здесь определился строй его мыслей и чувств . А.С.Пушкин писал:

 «Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного нежели дружба и свобода». Тема дружбы в лирике Пушкина: эта любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. А сейчас ученики прочитают следующие стихотворения: «Няне», «К Пущину», «Чаадаеву».

Ведущий 2: Назовите мне, пожалуйста, фамилии художников, которые посвятили свои картины А.С. Пушкину?

Ответы учеников:

Ведущий 1:Роман «Евгений Онегин»- одно из самых уникальных произведений А.С.Пушкина . Работал над романом около 7 лет . А сам Пушкин в письме Белинскому писал: « Пишу не просто роман, а роман в стихах- дьявольская разница. А сейчас наши ученики покажут сценку на тему того, что может получиться из объединения двух несовместимых школьных предметов. А также о том, что будет, если в заранее продуманный план вмешается его величество Случай.( Сценка из школьной жизни)  

 Неумнов (напевает от радости). Ну, Коперфильдов, это ты здорово придумал. Телепатия! Мысли на расстоянии! Ну-ка, телепатни мне чего-нибудь.

Коперфильдов. Разводит руками, как экстрасенс.

Неумнов. Буря мглою небо кроет… Что ты мне литературу внушаешь — у нас сейчас биология. На, возьми учебник — параграф 36. Смотри, внушай сильнее.

Коперфильдов садится на край сцены, кладет на колени учебник, поглядывая в него, посылает мысли.

Звонок. Начало урока. Входит учитель литературы.

Учитель. Здравствуйте, ребята, Ирина Ивановна заболела, поэтому вместо биологии будет литература. Итак, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Кто желает отвечать? Как всегда лес рук. Неумнов, к доске.

Неумнов (откашливается). Образ Евгения Онегина. Онегин — светский петербургский человек, столичный аристократ. Рисуя образ героя, Пушкин подробно говорит… (начинается действие телепатии), что тело его, слоевище, состоит из гриба и водоросли, находящихся в тесной взаимосвязи. Он очень неприхотлив. Живет в пустынях, скалах, тундрах. Отмирая, он образует перегной. В этом его главная роль… в романе.

Учитель. Неумнов, что с тобой?

Неумнов. Можно, я лучше о Ленском расскажу? В Ленском много прекрасных задатков, автор указывает на присущие ему «благородное стремление чувств и мыслей молодых». В середине лета он зацветает. Насекомые плохо посещают его цветки — в них нет ни нектара, ни обилия пыльцы. (Мотает головой.)Ленский — образованный, культурный человек. Его сажают весной, перед посадкой клубни проращивают в светлом помещении.

Учитель. Неумнов, ты не заболел случайно? Или не готов отвечать?

  Неумнов. Готов-готов. Можно женский образ? Татьяна для Пушкина — милый идеал. Она — цельная натура. От природы Татьяна одарена живым умом. Осенью она откладывает яйца в кокон, сплетенный из тонкой паутины. Кокон она плетет в укромных местах: под пнями, камнями. Внешне Татьяна крупнее самца.

Учитель недоуменно смотрит.

Неумнов. Нет!!! Нет!!! Я образ Ольги готовил.

Учитель. Ну Ольга так Ольга.

Неумнов. Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. В Ольге много жизнерадостности, энергии, резвости. Тело ее покрыто чешуей. При линьке кожа сходит одним куском. Она передвигается, извивая свое тело по земле. Ядовитость ее общеизвестна.

Учитель. Довольно! Садись. Кол!

Звонок.

Неумнов (подбегает к Коперфильдову). Ну, Коперфильдов, ну удружил. Мысли на расстоянии. Вот тебе и телепатия. (Ударяет учебником по голове.) Вот тебе — пятерка обеспечена! (Ударяет.) Вот тебе — отличником станешь!

               

                          Сценка « Письмо Татьяны к Онегину»

Ведущий1: Великолепна любовная лирика поэта .Любовь Пушкиным рассматривалась,как чувство преходящее. Оно подобно буре , властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, но как всякая буря , угасало, превращаясь  «в погасщий пепел». Пушкин не искал вечной любви , вечной для него была только потребность любить. ( Стихи о любви)

Ведущий 1:Очень много стихотворений Пушкина были переложены на музыку. Давайте послушаем несколько романсов.

4. ПОЭТ И ИСТОРИЯ, ПОЭТ И СОРЕМЕННОСТЬ.

Ученик 6         Быть может, волею небес,

                           Я перестану быть поэтом,

                           В меня вселится новый бес.

                           Тогда роман на новый лад

                           Займет веселый мой закат.

                           Не муки тайные злодейства

                           Я грозно в нем изображу,

                           Но просто вам перескажу

                           Преданья русского семейства,

                           Любви пленительные сны

                           Да нравы нашей старины.

 (Слайд 7. Сцена свидания Гринева с Пугачевым. Художник С.В.Ге).

Ведущий 1: «Эта  сцена – поединок великодушный, соревнование в величии.

Очная ставка внутри Пугачева, самовластья с собственным влечением сердца.

Очная ставка внутри Гринева, влечение человеческого долга с долгом воинским.

Очная ставка долга и бунта, Присяги и Разбоя. И гениальный вывод: в Пугачеве- разбойнике, одолевает человек; в Гриневе-ребенке, одолевает воин» Марина Цветаева.

Пугачев: - Что, Ваше благородие? Струсил ты, признайся, когда мои молодцы накинули тебе веревку на шею? Я чаю небо с овчинку показалось.…А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? Ты крепко передо мной виноват, но я помиловал тебя за твою добродетель. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?

Гринев усмехнулся.

Чему ты усмехаешься? Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.

Гринев: - Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый; ты сам увидел бы, что я лукавствую.

Пугачев: - Кто же я таков по твоему разумению?

Гринев: - Бог тебя знает, но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.

Пугачев: - Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро! а разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня, что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного прочего? Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую в фельдмаршалы. И в князья. Как ты думаешь?

Гринев: - Нет. Я природный дворянин. Я присягал государыне императрице; тебе служить не могу. Коли ты, в самом деле, желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.

Пугачев: - А коли отпущу, так обещаешь ли, по крайней мере против меня не служить?

Гринев: - Как могу тебе в этом обещаться? Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобиться? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду.

Пугачев: - Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь. Завтра приходи со мной проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уже дрема клонит.

Ведущий 1: Страницы русской истории промелькнули перед нами. Судьба России – судьба поэта - судьба русской литературы. Ученые говорят, что Пушкин – первый и единственный поэт-историк. Но все же есть ли разница между историком и поэтом?

Историка интересуют события. Поэта – люди. Обращение к истории для поэта – всегда средство разобраться в настоящем, а значит, и заглянуть в будущее, ведь без прошлого нет будущего.

       Поговорим опять о его стихах.

      Для Пушкина тема поэта и назначение его поэзии традиционна. Тема проходит через все творчество Пушкина. Давайте послушаем следующие его стихотворения.

(«Анчар», «Пророк», «Памятник»)

Ведущий 1: 27 января 1837года произошла дуэль Пушкина с Дантесом,а спустя 2 дня 29 января Пушкин умирает. А сейчас мы посмотрим по видео « Последнюю 29 дуэль Пушкина».

Слово учителя: У каждого из нас – свой Пушкин. Пушкинское слово проникает в душу однажды, чтобы не покинуть нас никогда, заставляя думать и восхищаться, удивляться красоте нашей русской речи. Заставляет чувствовать гордость. Гордость за то, что Пушкин – русский поэт. Это русская культура. И как сказал Апполон Григорьев «Пушкин – это наше все».

                             



Предварительный просмотр:

Контрольная работа . Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1 вариант.

Часть 1.

Из  предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1. Что говорит поэт о месте расположения монастыря?

1) монастырь стоит высоко в горах

2)расположен там, где сливаются две реки

3) монастырь расположен вдалеке от всех крупных путей-дорог

2. Зачем в поэме «Мцыри» дан эпизод встречи с грузинкой?

1)для создания любовного сюжета

2) показать, что Мцыри чужд любви

3)чтобы показать, что свобода для героя важнее любви

3. Определите кульминацию в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

1) встреча с грузинской девушкой

2)бой с барсом

3)бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

4)предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

4. С каким природным явлением испытывает родство Мцыри?

1)с ночью как выражением умиротворения

2) с грозой как символом порыва, буйства

3) с солнечным днем как символом счастливой жизни

4)с горами как символом твердости, устойчивости к жизненным невзгодам

5. Местом действия в произведении выбран Кавказ, потому что:

1)поэт любуется красотой Кавказа

2)могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре Мцыри

3)природа гор Кавказа противопоставляется мятежному Мцыри

4)показана связь с историей России

6. Что или кого можно назвать символом свободы в произведении?
1)пышные поля

2)седой, незыблемый Кавказ
3)пустынного барса
4) прекрасную девушку-грузинку

7. Укажите тему произведения:

1)показать прошлое Грузии

2)рассказать о жизни в монастыре

3)показать красоту человека, готового умереть за свободу - рассказать о жизни молодого человека

Часть 2.

Ответы на задания необходимо дать в виде слова, словосочетания или 1 предложения

8. Как и почему заблудился Мцыри? 

9. Почему заблудившийся юноша не желал помощи людей?

10.С каким зверем встретился юноша? Как Мцыри описывает его?

11. При помощи какого орудия была одержана победа над барсом?

12.  С чем и почему сравнивает себя Мцыри?

Часть 3.

Ответ необходимо дать в виде связного текста в объеме 8 – 10 предложений.

«Что близко мне в характере Мцыри?»

 Контрольная работа . Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

 2 вариант.

Часть 1.

Из  предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1. В исповеди Мцыри звучит:

1) гнев, негодование

2)смирение, покаяние

3)грусть, размышления, но без раскаяния

4)утверждение своей правоты

2. Какова последняя просьба Мцыри?

1)отпустить ему все грехи

2) похоронить вне монастыря, в саду, откуда виден Кавказ

3) похоронить его на Родине

3. Что понял для себя Мцыри во время трёхдневных скитаний?

1)что зря он покинул монастырь, где жил в безопасности

2)человек создан, чтобы быть свободным, он не должен жить в неволе

3)главная забота человека – быть ближе к Богу, значит, чтобы стать счастливым, надо вернуться в монастырь

4. Что или кого можно назвать символом свободы в произведении?
1)пышные поля

2)седой, незыблемый Кавказ
3)пустынного барса
4) прекрасную девушку-грузинку

5. Почему погиб Мцыри?

1)от ран, полученных после боя с барсом

2)жизнь обрекала Мцыри снова на рабство, но он считал, что лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе

3)Мцыри был силён только духовно, а физически слаб, побег же отобрал у героя все жизненные силы

6. В чем заключается основная идея произведения?

1)отрицание религиозной морали смирения

2)страдания и тоска по воле

3)утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

4)призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

7. Выделите черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:

1) широкий охват действительности

2) правдивое отражение мира

3) конфликт мечты и реальности

4) мирная жизнь человека на лоне природы

                                        Часть 2.

Ответы на задания необходимо дать в виде слова, словосочетания или 1 предложения

8. О чём сожалеет юноша перед смертью?

9. Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?

10. В каком возрасте мальчик попал в монастырь?

11. К какому событию готовился Мцыри?

12. При каких обстоятельствах был совершён побег из монастыря?

                                        Часть 3.

Ответ необходимо дать в виде связного текста в объеме 8 – 10 предложений.

«Что близко мне в характере Мцыри?»

Ключ:

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

Вариант 1.

2

3

2

2

2

2

3

Вариант 2.

3

2

2

2

2

3

3

Часть2.

Вариант 1.

Вариант 2.

8

Из виду горы потерял и с пути сбился

Мой труп холодный и немой

  Не будет тлеть в земле родной

9

Он был чужой для них

Вспомнил отцовский дом

10

С барсом, могучий и вечный гость пустыни

6 лет

11

Сук, как топор,

  Могучий лоб его рассек

Изречь монашеский обет

12

Цветок темничный: вырос одинок

  И бледен он меж плит сырых

И в час ночной, ужасный час,

  Когда гроза пугала вас,

  Когда, столпясь при алтаре,

  Вы ниц лежали на земле

Часть3.  Система оценивания контрольной работы.

Часть 1,2 оценивается 1 баллом.

Части 3 оценивается по критериям:

 Критерии оценивания

Баллы

1.Содержание ответа (сочинение)

Работа соответствует теме и заданию

1

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания

0

2. Речевое оформление ответа (сочинения)

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения

2

Допущена одна логическая ошибка

1

Допущено более 1 логической ошибки

0

3. Выразительность речи

Точность и выразительность речи

2

Однообразие грамматического строя речи

1

Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи

0

4. Грамотность

  1. Соблюдены орфографические нормы

2

Допущено 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

  1. Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

  1. Соблюдены грамматические нормы (ошибок нет, или допущена 1 ошибка)

2

Допущены 2 ошибки

1

Допущено 3 и более ошибок

0

  1. Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Максимальное количество баллов

13

      При оценивании учитывается  объем сочинения. Если работа составляет объем меньше, то по каждому из  критериев не ставится больше балла.  

Шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку.

Количество баллов

23б- 23б

22б- 19б

18б-12б

11б

Оценка

«5»

 100% - 90 %                          

«4»

90%- 75 %

«3»

75%- 50 %

«2»

ниже 50%


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающее сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Литература, 5 класс

Слайд 2

Тема сочинения: «Герасим – самое замечательное лицо…» План 1. Описание Герасима. 2. «Славный был мужик…» А) Отношение к работе. Б) Взаимоотношения с дворней и барыней. В) Герасим и Татьяна. Г) Герасим и Муму . 3. Герасим – идеал русского крестьянина.

Слайд 3

1. Описание Герасима. Герасим — главный герой рассказа (автор, название)____. Это был мужчина (какой? опишите его – с. 189-190)____. Двенадцати вершков роста. Сложённый богатырём Глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой.

Слайд 4

2. «Славный был мужик…» А) Отношение к работе. Его привезли в Москву и определили (кем?)____. Работал он (как? с. 190-191)____. Вообще Герасим был нрава(какого, с.191-192)____. Работал за четверых. Дело спорилось в его руках. Усердно исполнял свои обязанности. Был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок.

Слайд 5

2. «Славный был мужик…» Б) Взаимоотношения с дворней и барыней. Дворня (как относилась к Герасиму?)____, он (как относился к дворне, к барыне?)____. Они его побаивались, он считал их за своих. Он не любил, чтобы к нему ходили. Права свои тоже знал. Она его жаловала как верного и сильного сторожа. Герасим её побаивался.

Слайд 6

2. «Славный был мужик…» В) Герасим и Татьяна. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на проявление искренних чувств. В первую очередь они проявились по отношению к ____. Он трогательно ухаживал за ней (что делал?):____. Но Татьяну по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника. Полюбилась она ему. Дарил пряничного петушка, ленту. Когда видел Татьяну, смеялся, улыбался, ласково мычал, подметал пыль перед ней, не давал проходу. Заступался за Татьяну.

Слайд 7

2. «Славный был мужик…» Г) Герасим и Муму . После горького разочарования в любви Герасим привязался к найденной им собачке. Назвал её____ . (Рассказать, как Герасим ухаживал за собачкой, как она относилась к нему? с. 204)_____. Возился с ней. Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком. Она страстно привязалась к нему и не отставала от него ни на шаг. Герасим сам её любил без памяти.

Слайд 8

3. Герасим – идеал русского крестьянина. Потеряв всех, кого любил, Герасим единственный из всей дворни выразил протест против (чего?) ____барыни (что сделал? с.221):_____. Таким образом проявилась сила духа и _____. В образе Герасима воплотились лучшие черты русского крестьянина: _____. Протест против самодурства, произвола, деспотизма, барского гнёта, рабства. Ушёл к себе в деревню, на родину. Ушёл с несокрушимой отвагой , с отчаянной и радостной решимостью. Сила духа , чувство собственного достоинства. Трудолюбие, богатырская сила, терпение, самоуважение, верность, способность любить, заботиться.

Слайд 9

Герасим – «самое замечательное лицо…» Герасим — главный герой рассказа (автор, название)____. Это был мужчина (какой? опишите его – с. 189-190)____. Его привезли в Москву и определили (кем?)____. Работал он (как? с. 190-191)____. Вообще Герасим был нрава(какого, с.191-192)____. Дворня (как относилась к Герасиму?)____, он (как относился к дворне, к барыне?)____. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на проявление искренних чувств. В первую очередь они проявились по отношению к ____. Он трогательно ухаживал за ней (что делал?):____. Но Татьяну по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника. После горького разочарования в любви Герасим привязался к найденной им собачке. Назвал её____ . (Рассказать, как Герасим ухаживал за собачкой, как она относилась к нему? с. 204)_____. Потеряв всех, кого любил, Герасим единственный из всей дворни выразил протест против (чего?) ____барыни (что сделал? с.221):_____. Таким образом проявилась сила духа и _____. В образе Герасима воплотились лучшие черты русского крестьянина: _____.

Слайд 10

Домашнее задание. Написать сочинение, используя материалы урока.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа на знание текста комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1.Кому принадлежит идея «Ревизора»?

а) Гоголю

б) Плетневу

в) Пушкину

г) Грибоедову

2. Какую фамилию носит городничий города N?

а) Сквозник-Дмухановский

б) Ляпкин-Тяпкин

в) Хлопов

г) Уховертов

3. Сколько лет господину Хлестакову?

а) 21 год

б) 23 года

в) 25 лет

г) 27 лет

4. В какой губернии живут родители Хлестакова?

а) Рязанской

б) Оренбургской

в) Саратовской

г) Тульской

5. Как зовут слугу Хлестакова?

а) Захар

б) Савельич

в) Тихон

г) Осип

6. Как зовут господина Хлестакова?

а) Иван Александрович

б) Антон Антонович

в) Николай Васильевич

г) Иван Иванович

7. Кто из персонажей «Ревизора» брал вятки борзыми щенками?

а) Ляпкин-Тяпкин;

б) Хлопов;

в) Земляника.

г) Осип

8. Что является отличительной чертой Хлестакова?

а) легкомыслие;

б) честность;

в) трусость;

г) глупость

9. Какую меру против ревизора Городничий считает наиболее надежной?

а) лесть и угождение;

б) обращение в суд;

в) взятку.

г) наведение порядка в городе

10. Кем по профессии является герой с фамилией Держиморда?

а) слесарь

б) хозяин гостиницы

в) полицейский

г) почтмейстер

11. Кто жалуется Хлестакову на городничего?

а) студенты

б) судья

в) пациенты больницы

г) купцы

12. Кто из чиновников первым узнает, что Хлестаков не ревизор?

а) городничий

б) смотритель училищ

в) Бобчинский

г) почтмейстер

13. Кто это говорит? «Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж там уморишься играя, что просто ни на что не похоже».

14. Кто и о ком это говорит? «…видишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!»

15. Кто кому пишет? «Спешу тебя уведомить… что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие Божие, за два соленые огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек…»

16. Кто кому пишет? «Спешу уведомить тебя… какие со мной чудеса… Все мне дают взаймы… Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер…»

17. Кому снится: «…какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины!...»

18. Кому принадлежат слова: « Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»

а) Хлестакову

б) Землянике

в) Гордничему

г) Хлопову.

Ключи:

1.б)

2. а)

3. б)

4. в)

5. г)

6. а)

7. а)

8. а, г.

9. в)

10. в)

11. г)

12. г)

13. Хлестаков

14.Осип о Хлестакове

15. Городничий жене Анне Андреевне

16. Хлестаков Тряпичкину

17. Городничий.

18. в)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СТАРШИЕ И МЛАДШИЕ СИМВОЛИСТЫ.»

Слайд 2

Почему символисты разделились на «старших» и «младших»?

Слайд 3

Сравнить цели и задачи творчества старших и младших символистов. ЦЕЛЬ:

Слайд 4

Символизм – направление в литературе и искусстве конца 19 – начало 20 вв., провозгласившее символ основным приемом художественного творчества. Что такое символизм?

Слайд 5

Искусство – интуитивное постижение жизни; Искусство – средство полного преображения личности, а через нее - и строя жизни; Вера в магическую силу поэтической речи; Многозначность поэтического слова , образа; Понимание и воспроизведение мира в виде некой идеи , находящейся за пределами чувства восприятия; Все это воплощается при помощи символов. Общие черты символизма:

Слайд 6

Смерть; Любовь; Страдания. Темы символизма:

Слайд 7

СТАРШИЕ. МЛАДШИЕ. Мережковский Д. Блок А. Бальмонт К. Белый А. Брюсов В. Иванов В. Гиппиус З. СИМВОЛИСТЫ.

Слайд 8

Старшие символисты. Жить ли мне, забыв свои страданья, Горечь слез, сомнений и забот, Как цветок, без проблеска сознанья, Ни о чем не думая, живет… Д.Мережковский (идеолог символистов).

Слайд 9

Мистическое содержание; Отказ от рационального и переориентация на интуитивное; Основные положения манифеста Мережковскго:

Слайд 10

И мы, незримые, горим, И сон чужой тревожим ласками, И меж неопытных царим Безумьем, ужасом и сказками… К.Бальмонт (приверженец символистов).

Слайд 11

Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия,- Безумствуй, сжигая меня! А.Белый

Слайд 12

Создал особый жанр – симфония; Считал, что поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. А.Белый:

Слайд 13

«Младшие» символисты: А.Блок

Слайд 14

Родная речь певцу земля родная: В ней предков неразменный клад лежит, И нашептом дубравным ворожит Внушенным небом песен мать земная. В.Иванов

Слайд 15

Сравнительная характеристика символистов. «Старшие»символисты. «Младшие»символисты. Творчество основывалось на божественной сущности мира; Божественная сущность мира - основа искусства; Творчество основывалось на философии; Душа, вечная женственность, красота – основа мира;

Слайд 16

Цель достижения «божественной сущности мира» - через символы, выливающиеся из глубины сознания художника; Отразили в своем творчестве черты общеевропейского пантеизма; Цель достижения «идеальной системы мира» через стремление к «более утонченным способам выражения чувств и мыслей»; Воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности;

Слайд 17

Реальная жизнь изображается как безобразная, злая, скучная и бессмысленная. Предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты.

Слайд 18

Разделение среди символистов на «старших» и «младших» произошло не по причине возрастных особенностей, а в связи с тем, что у них были разные взгляды на жизнь и творчество. Вывод:

Слайд 19

Символисты защищали искусство, пробуждающее в человеческой душе божественное начало; Символизм был явлением неоднородным, объединившим в своих рядах поэтов, придерживавшихся самых разноречивых взглядов ; Символизм нашел своё отражение и в искусстве(в творчестве Врубеля). Роль символистов в литературе :

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока

Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ

Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...