Слово о Полку Игореве
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Открытый урок по литературе ,9 класс ,литература родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.odt79.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Литература родного края. "Слово о полку Игореве" и наш родной край .

ЦЕЛИ:

учебная: познакомиться с литературной историей наших земель от древности до современности, исследовать связь описанных событий в поэме «Слово о полку Игореве..."с родным краем;

развивающая: развивать умение пользоваться разнообразными источниками для получения информации; развивать навыки анализа текста, работы в группе;

воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, уважения к героическому прошлому родного края, желания защищать Родину.

Тип урока: урок-исследование  (урок творчества).

Оборудование: выставка литературы, карта похода князя Игоря, презентация, раздаточный  материал.

Формы и методы:  опережающие задания, использование интерактивных технологий 

Планируемые результаты. Знание представления о восприятии современниками исторических событий; патриотического пафоса произведения; владение навыками работать в группах.

ХОД УРОКА

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА

1. Приветствие.

 Давайте начнем сегодняшний урок с улыбки и дадим ее доброжелательность всем участникам урока.

2. Создание ситуации интереса, вводный рассказ-обзор.                                                                        Мы, люди ХХІ в., обращаемся к произведению времен Киевской Руси прежде всего потому, что в нем автор передает чувство пылкой любви к Отечеству, к родному краю, к своему народу. Идут века, проходят тысячелетия, но произведения древней литературы сопровождают нас всю жизнь. Сегодня вернемся  в далекое прошлое, коснувшись до страниц книги, которая перед вами. Это не просто книга, а драгоценное сокровище.  И не сказка, и не быль. Соединила она в себе историческую правду и человеческую выдумку.

                   

 «Слово о полку Игореве» представляет собой

 вечно цветущий ствол, протягивающий

 тяжелые от плодов ветви в будущее...

                                                                                                                 П.Антокольский

- Как вы понимаете это высказывание поэта П. Антокольского?

- Как Вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать?                                                    

  - Сформулируйте тему урока.

(«Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы и наш край )                                                                                                                                  - Какие же цели мы ставим на уроке, исходя из темы?

(Исследовать связь описанных событий в поэме «Слово о полку Игореве..."с родным краем;  испытать чувство гордости, уважения к героическому прошлому родного края, желания защищать Родину)

- Как вы думаете мы можем достичь цели урока?

( Да, мы можем достичь цели урока; мы попробуем насладиться красотой поэтического слова древнерусской достопримечательности, жемчужины  лиро – эпоса - «Слово о полку Игореве» и исследуем связь его с родным краем...)

II. Работа  по теме урока.

Вы получили опережающее  задание о решении вопроса о связи “Слова о полку Игореве” с родным краем.  Класс был поделен на 3 группы. 1 группа — “Историки”. 2 группа — “Литературоведы”. 3 группа — “Исскуствоведы”. Получили задание.

Выполнив эти задания, вы получили ответы на вопросы:                                                            

- почему же так долговечно это произведение, столь небольшое по своим размерам;                                                    

    - почему идеи «Слова…» продолжают нас волновать и сегодня;                                                                    

   -  какова связь «Слова» и нашего края.    

         Да, действительно, речь будет идти о родном крае, его судьбе, о связи его с древнерусской достопримечательностью, путешествуя по тропам « Слова ...».. Итак, давайте сегодня немного приоткроем для себя завесу таланта наших предков.   Ведь говорить о «Слове…» и легко, и трудно. Оно всегда удивительно живо.                                                                                                                      

Работа в группах:

Пройти по тропинкам героев "Слова о полку Игореве", чтобы прикоснуться к богатой истории нашего края нам помогут “Историки”                                                                                                                                                             

Историк 1. Давайте вспомним уроки истории. Далекое прошлое оставило нам в наследство большое количество тайн. Чтобы понять их, надо попытаться понять автора, его мысли, мечты и надежды, понять время, актуальные проблемы. Путешествовать тропами родного края, чтобы проникнуться гордостью и любовью к нему..  В древние времена современный Донбасс назывался Диким Полем или половецким Полем. На широких степных просторах от Азовского моря до Северского Донца и от реки Самары до самого Дона, где могло бы разместиться не одно европейское государство, на протяжении многих веков шли сражения наших предков с захватчиками. Сначала древние русичи, а затем запорожские казаки защищали родной край, заселяли  степные просторы. Неизвестный автор воспроизвел приметы нашей земли в “Слове ...  “отправляясь на землю Половецкую, за землю Русскую”, князь Игорь со своей дружиной проходил по донецким степям, чтобы” ...  шлемом испить из Дону” где , как известно, из исторических свидетельств, находилось русское княжество “Тмуторокань".                                                                                                                            Историк 2.  Где – то на окраине донецких степей, на пути к Дону, находится могила — холм -край русской земли. Поэтому, минуя ее, славные воины Игорево войска выкрикивают с сожалением:

- О русская земля,  ты уже за холмом!

 Теперь трудно определить, где находится эта могила. Некоторые ученые утверждают, что она вероятно расположена возле Изюмского перевоза через Северский Донец. Это может быть, по свидетельству историков,, которая так часто упоминается в устном народном творчестве - географическая высота – Саур Могила, как окраина русской земли.

Историк  3. Уже 1 мая, то есть через неделю, княжеские дружины достигли берегов Донца и были врасплох захвачены солнечным затмением. Недобрый знак! Однако Игорь не развернул лошадей, лишь на два дня задержался у реки Оскол, где ждал своего брата Всеволода. После этого объединенные дружины выступили в направлении реки Сальница-некогда, вероятно, притока Северского Донца в районе Изюма.

Историк  4. Первый бой с кочевниками состоялся 8 мая и закончился победой русичей. Ночь прошла спокойно. А утром княжеские дружины столкнулись с основными силами половецкого князя Кончака, началась кровавая битва. По одной из версий, события разворачивались между современными городами Изюм на Харьковщине и Славянск Донецкой области. Как писал автор "Слова":

Бились день, рубились день другой,

В третий день к полудню стяги пали,

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

Вспомним знаменитый плач княгини Ярославны, которая ждала мужа из похода:

Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю- речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь в Каяле омочу.

Историк 5.  Что вы знаете о реке Каяла?

Река Каяла упоминается в "Слове.. пять раз. Упомянута она и в Ипатьевской летописи. На берегу Каяли войско князя Игоря потерпело ужасающее поражение. В новые времена это название реки не сохранилось, поэтому толкуют ее по-разному. Вероятнее всего, это нынешняя река Макатиха, левый приток Голой Долины (летописная Сюурлий), которая впадает в Казенный Торец, правый приток Северского Донца (по нынешнему административному делению - Славянский район Донецкой области). Битва Игоря Святославовича с половцами - 10-12 мая 1185 года-произошла между Сюурлием (то есть Голой Долиной) и Каялой (Макатихой).

Историк 6.  Есть и другие мнения о географическом определении места битвы. Бытует версия, что Каяла-это Каменка, правый приток Северского Донца. Отдельные исследователи также считают, что Каяла, то нынешняя Красная, а Сюурлий-Боровая, тоже приток Северского Донца (территория современного Кременского района Луганщины). Не исключено появление и других гипотез, суждений, догадок. Однако стержневым здесь является утверждение-юго-восточные рубежи Киевской Руси пролегали по территории нашего края.Под впечатлением неизвестный автор создал блестящее поэтическое произведение «Слово о полку Игореве», в котором осудил княжеские усобицы и призвал к единению Руси и защите Отечества. Благодаря силе поэтического слова река Каяла вызывает не только скорбь и плач, но и чувство торжества от несгибаемого духа русичей.

Историк 7.  После разгрома княжеского войска половцы вторглись на Русь, осадили Переяслав (ныне город Переяслав-Хмельницкий Киевской области), а на обратном пути сожгли город Рифмов (до наших дней не сохранилось). Говоря словами автора древнерусской поэмы: "застонал тогда Киев тоской, заголосил Чернигов напастями, печаль разлилась по русской земле..."

Задание 1.  “ Закончи предложение 

1.  "Слово ..." - достопримечательность эпохи ... стиля.

2.  "Слово ..." посвящено походу…

3.   ... предвещало гибель войска.

4.   Композиция состоит из…

5.   Особенности композиции -

6.  Жанр произведения -

7. "Слово ..." обнаружил в начале 90-x XVIII в.

8.   Оригинал не сохранился, потому что…

9.  "Слово ..." впервые опубликовано в ... году.

10.  Авторство точно (не доказано, доказано).

11.   Главная мысль произведения – …

Ответы:

1. Орнаментального.

2. Новгород-северского князя Игоря на половцев 1185 г.

3. Затмение Солнца.

4.  Вступления, основной части, окончания.

5.  Несоблюдение хронологии.

6.   Лиро-эпическая поэма.

7.   А. Мусин-Пушкин.

8.  Сгорел во время пожара в Москве 1812 г.

9.  1800 г.

10. Не доказано.

11. Единение князей ради спасения русской земли.

Задание 2.  Интеллектуальная разминка "Разведка боем" (класс разделен на две творческие группы)

Вопрос

1 группа 

2 группа

1. Дата похода Игоря со своей дружиной(1185 г.)

1. "Слово о полку Игореве"рассказывает цро ... (поход Игоря Святославовича па половцев).

2. Что было одной из причин ослабления государства и нападенияполовцев на Киевскую Русь? (вражда княжеских родов)

2. Имя автора "Слова о походе Игореве» (неизвестный автор)

3. Девиз Игоря перед битвой ("лучше же бы потятым быть, чем пленным быть

3. Первый женский образ, созданный в древнерусской литературе, -... (Ярославна).

4. "Слово..."характеризует Русь XII в. как ... (земледельческую страну).

4. Назовите имена писателей, которые переводили "Слово ..."(поэты Василий Жуковский, Тарас Шевченко, Николай Заболоцкий, Максим Рыльский...Всего насчитывается более пятидесяти переводов поэмы на разные языки народов мира).

5. Одним из главных персонажей «Слова о полку Игореве» является ... (князь Всеволод Святославович).

5. Автором "Слово о полку Игореве", возможно, является ... (боярин Петр Бориславович или Владимир Ярославович).

6. Имена каких известных князей упоминаются в»Слове о походе Игорей"? (Игорь, Всеволод, Святослав)

6. Какой жанр определяет для своего произведения сам автор? (то песня, то повесть)

7. Кто, по вашему мнению, главный персонаж памятки? (Русская земля)

7. Чем же объяснить такое придирчивое внимание исследователей. ( одна из древнейших достопримечательностей истории отечественной литературы)

Учитель.  Д.С. Лихачёв сказал: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нём новое и своё. Это предназначение подлинных памятников искусства».Вы узнали, что пером автора водила любовь к Родине, которая и сделала произведение бессмертным, понятным и близким всем людям, любящим свою Родину и свой народ. Слово “Литературоведам”, которые приготовили ответы на вопросы:  почему же так долговечно это произведение, столь небольшое по своим размерам;  почему идеи «Слова…» продолжают нас волновать и сегодня;  

1 — й. Первые упоминания о «Слове» приходятся на 80 – 90-е годы 18 века. Его обнаружение связано с именем графа Алексея Мусина – Пушкина. Граф Алексей был известным коллекционером памятников Древней Руси. Это послужило доказательством того, что в Древней Руси существовала своя литература, в которой четко прослеживалась идея патриотизма. «Слово о полку Игореве» по праву можно отнести не только к числу памятников истории, но и к числу актуальных и по сей день художественных произведений.

2 — й. Повесть посвящена битве князя Игоря с половцами. Игорь вступил в бой без участия князя Киева Святослава. Небольшое войско Игоря потерпело поражение. После того, как вражеское войско одержало победу, Игорь оказался в плену. Жена Игоря Ярославна плакала дома по взятому в плен мужу. Князь Святослав прибывал в отчаянии, ведь старания, приложенные к тому, чтобы объединиться и победить врага оказались тщетны. Игорь не дождался поддержки князя, желая самостоятельно победить врага и прославить свое имя. Во время пребывания в плену Игорь успел раскаяться и, освободившись, вернулся домой.

3 — й. Основной идеей «Слова» является то, что оно призывает к единству. Во время событий описанных в произведении Русь была феодально – раздробленным государством и поделена на обособленные княжества. Враждуя между собой, князья не вспоминали об опасных врагах извне. В 12 веке этими врагами оказались половцы. Автор осуждает Игоря за то, что он, думая только о собственной славе рисковал всей дружиной. Другой значимой идеей «Слова» является идея величия русской земли и патриотизм Баяна. Великое прошлое родной страны не исчезнет бесследно, она еще превратиться в мощную державу. Безымянный писатель сетует на тщеславность князей и их любовь к власти, из – за которых страданиям подвергается вся страна.

4 — й.   Актуальность «Слова о полку Игореве» проявляется в идеях призыва к сплоченности перед лицом общего врага. Именно этого порой так не хватает современному миру, перед лицом которого стоит множество всемирных проблем, устранить которые возможно лишь с помощью объединения общих усилий. Не менее актуальна в настоящее время идея патриотизма и надежды на светлое будущее страны вопреки всем проблемам.

5 — й. Тот факт, что «Слово» актуально и в наши дни в очередной раз доказывает, что эта повесть имеет огромное значение для всей литературы России. Литературных памятников, подобных «Слову» к сожалению, очень мало. Они раскрывают перед нами особенности предшествующих эпох, заставляя задуматься над вечными темами и проблемами.

Задание. Оформи ассоциативную «гроздь», центром которой будет слово              «единение».      

                                                           Единение

 Соборность, братство, единство, воссоединение, союз

монолитность,гармония, мир, Эрос, природа

 солидарность, единодушие, братство, равенство, дружба

сплоченность, объединение, сообщество.

Учитель: Конечно, художественность поэмы бесспорна. Поэтому к «Слову о полку Игореве» обращались и обращаются многие русские художники, композиторы, архитекторы...                Слово предоставляем « Исскуствоведам»

1 — й.   Я горд од того, что  27 декабря 2011 года, в нашей Горловке, рядом с двумя городскими библиотеками – детской библиотекой имени А. Гайдара и центральной библиотекой имени Т.Г. Шевченко, состоялось торжественное открытие сквера Книги.

В центре сквера Книги был воздвигнут памятник древнерусской летописи «Слово о полку Игореве». Автор монумента – Дмитрий Ильюхин.

Задание

Как вы думаете, почему именно «Слово…» стало символом книжной премудрости нашего края? (ответы учащихся)

2 — й.  Памятник автору «Слова о полку Игореве» — монумент, посвящённый неизвестному автору произведения Древней Руси, поэмы «Слово о полку Игореве», установленный в г.Луганске.
Относительно авторства поэмы выдвигаются различные гипотезы: это безымянный внук «вещего» поэта древности Бояна, а может быть, галицкий «премудрый книжник»  Тимофей. Луганский поэт, давний исследователь «слова» Леонид Стрельник убеждён, что автором поэмы мог быть старший сын Новгород-Северского и Черниговского князя Игоря Святославовича—Владимир, который вместе с отцом попал во время неудачного похода в плен. Киевский учёный Николай Шарлеманьвыдвинул достаточно убедительную гипотезу: автор поэмы — сам князьИгорь. Как бы то ни было, установление памятника легендарному писателю-патриоту в Луганске закономерно: многие учёные утверждают, что битв ы князя Игоря с половцами проходили на территории Луганщины.
Памятник установлен в 1994 году у здания областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького.

3 — й.  "Памятник князю Игорю в результате варварских обстрелов со стороны украинских националистов очень пострадал, однако продолжил стоять на своем месте и стал неким оберегом для всех жителей Луганщины от украинской агрессии", - сказал временно исполняющий обязанности главы ЛНР Леонид Пасечник. Он добавил, что этот памятник по праву является одной из святынь Донбасса, которая сегодня благодаря России обрела новую жизнь.

"Этот памятник является своеобразной исторической связью между нынешними современниками и нашими легендарными предками. Именно отсюда князь Игорь, который защищал русскую землю, начал свой легендарный поход против половцев. Именно на этом месте в 2014 году ополчением Донбасса была остановлена украинская армия", - отметил  временно исполняющий обязанности главы Республики.

4 — й. Памятник князю Игорю Святославичу был установлен в 2003 году на 10-метровом насыпном кургане в долине реки Северский Донец. По преданию именно отсюда князь Игорь начал свой известный поход на половцев, о котором в подробностях написано в летописи "Слово о полку Игореве". По другой версии - княжеское войско проходило через эти края, переправляясь на другой берег Северского Донца. В период с 2014 по 2022 год мемориал был более чем на 70% разрушен в результате обстрелов со стороны ВСУ. Медная обшивка во многих местах была пробита осколками снарядов, серьезные повреждения получили бетонная основа памятника, фундамент и несущий каркас. Прежде чем приступить к восстановлению памятника, специалисты дважды проводили разминирование территории, поскольку возле мемориала наблюдалось множество воронок от снарядов; были найдены неразорвавшиеся снаряды и "растяжки".

5 — й. Автор памятника — патриот своего родного края, Отечества, наделен чувством великим и необходимым. И складывается оно, прежде всего, из любви к Родине, преданности ей, готовности в любой момент защищать ее свободу и независимость. Можно сделать вывод, что произведение учит - сила государства в единении, согласии, сохранении единства, оставленного нам предками.

III. Закрепление изученного материала

 Задание. Посмотрите на парту, у Вас лежат слова, давайте, попробуем собрать главные выводы нашего сегодняшнего урока.                                                                                              I группа: Где единение, там и победа.                                                                                                 II группа: Только то государство сильно и крепко, которое свято хранит заветы своего прошлого.                                                                                                                                                III группа: Сила народа в его единстве.

Задание. Составьте синквейн.  Памятка " Слово о походе Игорек»; Донбасс 

 Памятка

древнерусская, оригинальная

учит, объединяет, притягивает

исследуется и сейчас

тайна.

Донбасс 

родной, любимый,

живет, работает, борется,

мой родной край

любовь моя

IV. Подведение итогов урока

Учитель. Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи?

 (Учащиеся дают краткие ответы)

Рефлексия 

«Микрофон».   Сегодня на уроке я

  • Материал урока был 
  • Самое интересное для меня задание было .
  • Я узнал (новое)
  • Работа в группе была
  • Урок для меня показался ..
  • Мое настроение ..

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Жизнь «Слова..»в литературе Нового времени»

«Слово о полку Игореве» звучит и будет звучать как духовное завещание давно ушедшего поколения к поколениям будущим — завещание любить Родину, родной край, хранить ее единство, жить ее интересами. Спасибо вам за плодотворную работу. Молодцы, я вам благодарю за работу.  Любите свою Родину, родной край, любите свой народ.

Литература:

В. Олифиренко. Дума и песня. Источники литературного краеведения. - ж-л "Донбасс", 1993, 5

И. Костыря. "Думы о Донбассе", 2007.

Олифиренко С. М. и др. универсальный литературный словарь - справочник. - Донецк: ООО ПКФ "БАО", 2007.

П. Лавров “” Моя земля – земля моих родителей", Донецк 1994

В. Олифиренко, “Методика преподавания народоведения в школе”, Донецк, 1994

И. Дзюба "Донбасс-край украинского слова “У: В. Олифиренко," Уроки правды и добра. Непокоренное слово " журнал Донбасс-спецвыпуск, Донецк, 2001г. с.3-7.

Сейчас река Кальчик в Донецкой области

Летопись "Битва на р. Кальке" [в:] История Украины в документах и материалах,

000t. 1,c. 154—157.

"Слово о полку Игореве "[в:] энциклопедия “украинский язык " (электронное издание

B. Перетц, Слово о полку Игореве – памятник феодальной Украины-Руси XII века", Киев 1926 (электронное издание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....