«Слово… изначальное» («Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке)
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Кузнецова Валентина Викторовна

Материалы

педагогической мастерской по литературе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo._iznachalnoe.docx49.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Материалы

педагогической мастерской по литературе

«Слово… изначальное» («Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке)

( 9 класс )

Тема. «Слово… изначальное» («Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи,    музыке).

Цели: интегрируя материалы истории, литературы, живописи, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря; формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы; раскрыть живую связь «Слова…» с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства.

Тип занятия: интегрированный (литература, история, изо, музыка) урок в творческой мастерской.

Условия: разбить учащихся на группы с целью проведения исследовательской работы в выбранной области.

Ход мастерской.

                                          Сколько творений, как стрелы, едва перелетели

                                                        своё столетие… А «Слово о полку Игореве» летит сквозь

                                     века, и чем дальше, тем мощнее его полёт.

 «Слово…» стало достоянием всечеловеческой культуры.

Д.С. Лихачёв

  1. Индуктор

Обеспечение психологически комфортной обстановки для работы (звучит, постепенно затихая, увертюра к опере Бородина «Князь Игорь»). (Слайд 1)

1. Выразительное чтение учителем наизусть на древнерусском языке начала «Слова о полку Игореве». (Слайд 2)  (1 мин)

2. Вновь и вновь услышанные строки «Слова…» всегда рождают в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будят душу и воображение. И это понятно. «Слово…» – юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, «благоухающим, свежим, ярким», называл «Слово…» В.Г. Белинский. И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков «Слово…» притягивает внимание переводчиков, литературоведов, поэтов, художников, композиторов, исследователей и просто читателей. Тысячи работ написано о «Слове…». Почему так происходит, осознать поможет наш урок, который называется «Слово… изначальное».

Сегодня на уроке, интегрируя материалы разных источников (истории, литературы, живописи, музыки), мы будем говорить об историческом факте – походе князя Игоря против половцев в 1185г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, какое он имел значение для Руси, что объединяет разные источники, повествующие об одном и том же событии.

У нас не просто урок, а творческая мастерская. ( Слайды 3, 4)

В нашей мастерской 4 отдела: исторический, литературный, художественный, музыкальный. Каждый из вас проводил исследования в выбранной вами области.

 - Прочитайте эпиграф.  (Слайд 5)

Проблемный вопрос: Почему «Слово…» пережило века? Почему до сих пор читают, переводят, обсуждают, иллюстрируют это произведение? (Слайд 6)

Мы ответим на эти вопросы в конце урока. (3 мин)

  1. Групповые занятия

Перед вами таблица «ЗУХ». (Слайд 7)

З (знал) У (узнал новое) Х (хочу узнать). Я вам предлагаю написать в первую колонку несколько слов о том, что вы знаете о походе князя Игоря против половцев в 1185г., какие знаете произведения искусства об этом событии. (Работа с колонкой «ЗНАЛ»)  (2 мин)

  1. Выступления групп

1) Исторический отдел

Ученики подготовили материал по следующим темам:

  1. Историческая основа «Слова…» (Слайды 8, 9)  (3 мин)
  2. Маршрут войска князя Игоря (Слайд 10)  (2 мин)
  3. История находки «Слова о полку Игореве» (Слайды 11, 12)  (3 мин)

2) Художественный отдел

        «Слово…» служило источником вдохновения для многих живописцев. В.Г.Перов написал замечательную картину «Плач Ярославны». На тему «Слова…» написана картина А.Ф.Максимова «Вещее затмение». Большой интерес представляют работы Н.Рериха – его декорации к опере Бородина.

Ученики подготовили материал по следующим темам:

1. Н. К. Рерих. «Поход князя Игоря» (Слайд 13)   (1 мин)

2. В.М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (Слайды 14, 15)

 (2 мин)

3. В.А. Фаворский - иллюстратор «Слова о полку Игореве» (Слайды 16, 17)  (3 мин)

  Работа с гравюрами Фаворского. Задание: подобрать названия к гравюрам, используя строки из «Слова…». (Слайд 18)  (2 мин)

3) Литературоведческий отдел

«Слово о полку Игореве» стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX–XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Уже в ХV веке «Слово…» послужило литературным образцом для создания «Задонщины».

Ученики подготовили материал по следующим темам:

1. «Слово…» в классической поэзии (Слайды 19, 20, 21)  (5 мин)

2. Образ Ярославны в литературе (Слайд 22)  (2 мин)

3. Стихотворение Л.К. Татьяничевой «Плач Ярославны» (Слайд 23)  (3 мин)

4) Музыкальный отдел

Мотивы «Слова…» использовали в своих произведениях композиторы. В 60-е годы ХIХ века А.Н.Бородин начал работу над оперой «Князь Игорь».

Ученики подготовили материал по следующим темам:

1. Сообщение об А. П. Бородине (Слайд 24)  (2 мин)

2. Работа над оперой «Князь Игорь» (Слайд 25)  (2 мин)

3. Идейное содержание оперы (Слайд 26)  (2 мин)

(Звучит отрывок из оперы «Князь Игорь») (1 мин)

  1. Заполнить таблицу.

«ЗУХ». З (знал) У (узнал новое) Х (хочу узнать). Работа с колонками 2 и 3. Работу над 3-й колонкой («ХОЧУ УЗНАТЬ») можно закончить дома.  Особое требование - записывать сведения, факты или понятия только своими словами.  (2 мин)

  1. Рефлексия

На одном греческом надгробии читаются следующие слова: “Я не был, - был, - никогда не буду”.

С этими словами необходимо поспорить. Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа и его литературы.

Мы совершили с вами путешествие в мир искусства по «Слову о полку Игореве», но это лишь малая часть. Более чем семь с половиной веков живёт «Слово…» полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется.

(Слайд 27) Такова власть над временем «Слова о полку Игореве», его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа. Вот почему «Слово…», продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Итак, мы сегодня познакомились с воплощением идеи «Слова о полку Игореве» в живописи, литературе и музыке. Отметили, что художникам и в живописи, и в литературе,   и в музыке удалось раскрыть идею «Слова о полку Игореве». Это призыв русского народа к единению Руси, стремление видеть Русь сильным, могучим государством.

Мы сегодня остановились на тех произведениях искусства, которые принадлежат не только к русской культуре, но и являются шедеврами мировой культуры. (2 мин)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как помогают художники и композиторы представить то, о чём рассказал автор в своей повести?

- Какие вопросы, затронутые автором в поэме, актуальны для нашего времени?

- Почему «Слово…» пережило века? Почему до сих пор читают, переводят, обсуждают, иллюстрируют это произведение? (1 мин)

     6. Домашнее задание (Слайд 28)

1. Вспомните, найдите и запишите названия произведений разных видов искусства, созданных по мотивам русской литературы. Что вы о них знаете?

2. Напишите рассказ от имени очевидца о тех событиях, которые описаны в «Слове…». Отразите в рассказе свое отношение к происходившему. (1 мин)

Приложение

Исторический отдел

  1. Историческая основа «Слова…»

В основе «Слова о полку Игореве» лежат реальные события.

(Слайд 8) В 1183 году киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины и став во главе нескольких князей, провел удачный поход против половцев, разбил их и даже взял в плен хана Кобяка. Половцы были отброшены вглубь причерноморских степей. Для закрепления этого успеха Святослав повторил поход через год. Готовясь к походу, он призывал князей стать под его знамёна, чтобы выступить объединёнными силами. Одним из князей, обещавших помочь Святославу, был Игорь, князь Новгород-Северский, который был известен храбростью и успешными походами на половцев. В поход 1184г. дружина Игоря не могла поспеть вовремя из-за гололедицы.

(Слайд 9) Весной 1185 года Игорь неожиданно для Святослава вместе с сыном, братом и племянником сам выступил против половцев. У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь пренебрег поверью. Застать половцев врасплох не удалось, т.к. половцы были готовы к бою и вооружены. Но Игорь счёл позором вернуться домой без победы и пошёл навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего дня половецкие полки начали наступление на русских. Против небольшого русского войска собралась вся Половецкая земля. Но и тут Игорь, произнеся ободряющую речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к Донцу, был ранен в бою. Воины были истомлены жаждой. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но отстал. На обратном пути он был взят в плен половцами. Он видел, как бьётся его брат Всеволод.

Нельзя сказать, что в плену к Игорю относились плохо, напротив, он пользовался относительной свободой и почётом. Однажды вечером Игорь бежал, пока половцы, стерёгшие его, играли и веселились, думали, что он спит. Князь перебрался через реку, сел на коня, приготовленного ему Лавром, и проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней Игорь пробирался до Донца. И, наконец, приехал в свой родной Новгород-Северский, где был встречен с радостью.

Князь Игорь потерпел сокрушительное поражение. Дружина была перебита, а князья попали в плен. Такого ужасного поражения русские никогда не знали. Воодушевлённые победой над Игорем, половецкие ханы Кончак и Гзак вторглись в пределы Русской земли и подвергли её опустошению.

Таким образом, неудача похода Игоря была вдвойне тяжела для Руси. Во-первых, войско Игоря было совершенно разгромлено, а во-вторых, победа над русскими воодушевила половцев, которые притихли после похода Святослава, и вызвала их набег на Русь, то есть Игорь, по сути, «отворил ворота» на Русь.

  1. Маршрут войска князя Игоря

Вопрос о маршруте Игоря и месте битвы его с половцами изучался специалистами и любителями. (Слайд 10)

По пути следования к месту основной битвы полки Игоря неоднократно вступали в мелкие битвы с половцами. Было установлено, что основная битва полков Игоря с участием конных и пеших воинов произошла между хуторами Верхний и Нижний Яблоневские, в 45 км южнее станицы Вёшенская и в 10 км южнее р. Чир (бывшая река Каяла). Район битвы простирался вдоль водораздела 5 х 2,5 км на пересечённой местности с малыми и большими оврагами. Братские могилы до 1990 г. оставались забытыми и не раскопанными. По территории и количеству погибших эта битва сравнима с Ледовым побоищем Александра Невского и Куликовской битвой.

Игорь хотел для начала захватить ставку (столицу) половцев. Ставка имела вокруг естественные преграды в виде крутых берегов реки и глубоких оврагов, отходящих от Чира в западном направлении. В ставке половцев князь Игорь оказался через некоторое время после его пленения в кратковременной битве к востоку от Матвеева Кургана, что севернее Таганрога. Сюда он примчался с конной ратью через густо заселённую половецкую степь, стремясь отвлечь на себя всё внимание половцев, в то время как его основные войска шли мимо Россоши по водоразделу к половецкой ставке на р. Каяла в излучину Дона. В тексте «Слова…» говорится, что Игорь хотел одолеть половцев некой хитростью, в то время когда основные войска половцев ушли на Константинополь.

3. История находки «Слова о полку Игореве».

(Слайд 11) Честь открытия «Слова о полку Игореве» принадлежит известному любителю и собирателю русских древностей графу А.И.Мусину-Пушкину. В конце 80-х – начале 90-х годов ХVIII века (по уточнённым данным в 1788 году) он приобрёл через своего комиссионера в числе других рукописей у бывшего архимандрита – Иоиля Быковского, настоятеля упразднённого по указу Екатерины II Спасо-Ярославского монастыря рукописный сборник. Подлинный текст не был авторским оригиналом XII века. Это был один из списков «Слова…», судя по некоторым данным, переписанный в XVI веке на северо-западе Руси, вероятно, в районе Пскова или Новгорода. Сборник состоял из древнерусских произведений светского содержания.

А.И.Мусин-Пушкин не сразу опубликовал «Слово…». Но вскоре после приобретения сборника с текстом «Слова…» памятник привлёк внимание многих известных просветителей того времени. Еще при жизни Екатерины II, до конца 1796 года, А.И.Мусин-Пушкин сделал для императрицы копию с древнерусского текста «Слова…» и сопроводил текст переводом на русский язык. Это был первый перевод «Слова…». Находка стала известна через Мусина-Пушкина широкому кругу лиц.

В ХVIII веке были сделаны также несколько других переводов «Слова…». В октябрьском выпуске французского журнала «Sресtаtеuг du Nord» за 1797 год, который издавали французские эмигранты в Гамбурге, известный русский писатель и историограф Н. М. Карамзин опубликовал сообщение о находке древнерусского поэтического произведения, «Песни воинов Игоревых», которую можно сравнить с лучшими Оссиановыми поэмами.

Первое издание «Слова…» было предпринято в 1800 году. А.И.Мусин-Пушкин, не считавший себя в достаточной степени компетентным в чтении и издании старинных манускриптов, пригласил авторитетных сотрудников, которые помогли бы издать доселе неизвестный памятник, – возглавил издательскую группу, в которой его ближайшими помощниками стали его друзья, ученые-архивисты А. Ф. Малиновский, Н. Н. Бантыш-Каменский и историк Н. М. Карамзин. Этот тройственный союз являл собою лучших знатоков древнерусских текстов. Они прокомментировали, перевели и подготовили издание, которое и было напечатано в городе Москве в 1800 году. Рукопись увидела свет под названием «Ироническая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославовича, писанная старинным русским языком на исходе ХII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие». (Слайд 12)

В 1812 году подлинный сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре вместе с богатейшей коллекцией древнерусских рукописей А. И. Мусина-Пушкина. Потеря единственного подлинного текста была утратой невосполнимой. Сгорела и большая часть экземпляров первого издания «Слова…».

Таким образом, «Слово…» сохранилось в одном списке. В подлинной рукописи «Слова…», по свидетельству очевидцев, текст был написан сплошь, в одну строку, без разделения на слова, и разделять слова пришлось самим издателям. Многие места «Слова…» для его переводчиков и первых читателей в конце ХIХ века были тёмными и непонятными.

Художественный отдел

  1. Н. К. Рерих. «Поход князя Игоря»

(Слайд 13) Известный художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч картин назвал “Поход князя Игоря”. Она как нельзя лучше передает смятение, порождённое солнечным затмением.

Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ореолом – затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далёкую линию горизонта. Там где-то впереди – вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания.

На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются тёмные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты. Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью реют хоругви и колышутся длинные пики. Жёлтое небо, столь неожиданно и смело выбранное художником для изображения солнечного затмения, переходит выше в густую синеву, на которой ярко горит золотая корона затемнённого диска солнца. Чрезвычайно эмоциональный цветовой аккорд из жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и траур по предрешённым потерям, и утверждение конечной победы.

  1. В.М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

 (Слайд 14) В марте 1880 года Виктор Михайлович Васнецов отправляет свою только что завершённую картину в Петербург на Восьмую передвижную выставку – он сам теперь член знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Работа Васнецова была полной неожиданностью даже для тех, кто хорошо его знал.

На картине было изображено поле: глаз не сразу охватывает его пространство. В стальных доспехах и старинных одеждах лежат убитые воины. В густой зелёной траве среди белых ромашек и синих васильков разбросано оружие. Возвышаются тут и там красные щиты. Кровавая луна всходит из-за сине-чёрных туч. Смертельно схватились орлы, и взмах их крыльев образует красивый узор.

Что это – сказка, быль? Или картина на исторический сюжет? Называется она «После побоища Игоря Святославича с половцами». Была на Руси в 12 веке такая битва. «Но тогда почему художник не изобразил саму битву, как это принято в батальной живописи?»- недоумевала публика.

Но не яростный бой занимал художника. Не шум сражения, не крики, не звон мечей слышал он, а совсем иные звуки.

…Тут кровавого вина недостало;

тут пир окончили храбрые русичи:

сватов напоили, а сами полегли

за землю Русскую.

Никнет трава от жалости,

а дерево от печали

к земле приклонилось…                            (Переложение В. А. Жуковского)

Это скорбный плач по героям из «Слова о полку Игореве».

Возвышенные образы поэмы вдохновили Виктора Михайловича, и он изобразил тишину после битвы, когда сама природа оплакивает убитых.

Среди полевых цветов лежат два русских витязя в нарядных одеждах. Спокойно лицо мужественного князя. Глаза его открыты – смотрят на нас и вопрошают о чём-то. А златокудрый юный княжич, пронзённый стрелой в самое сердце, словно спит после первой своей битвы. «Изронил жемчужную душу из храброго тела», как говорили в те времена.

Трудно поверить в смерть прекрасных воинов. Художник, увлечённый древностью, вглядывается в лица, позы, любуется доспехами, цветом одежды: тут и сине-голубой плащ с золотой каймой, красные и жёлтые сапоги, розовая рубашка. А вокруг густые зелёные травы, белые ромашки, голубые васильки – такие неожиданно яркие, певучие краски.

Они взяты в картину из самого «Слова…» - там природа как живая сочувствует героям, там «чёрная земля кровью полита», реки текут «мутные», луна всходит «кровавая», «чёрные тучи с моря идут», там поле перегорожено «червлеными щитами», а «орлы клекотом зверей на кости зовут». Краски, образы «Слова…» ожили, заговорили в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами». Всё в ней пронизано музыкой древнерусского эпоса и окутано лёгкой дымкой, дымкой прошедших веков.

«Дети бесовы» - называет древний поэт врагов. Вот они скорчились в позах, сохранивших предсмертную муку, они посягнули на чужое, и земля их не приняла. Как в «Слове…», так и в картине добро прекрасно, зло уродливо.

Медленно движется взгляд художника по необъятному полю, как бы приглашая зрителя вглядеться, вдуматься в правду истории и красоту поэзии. (Слайд 15)

  1. В.А. Фаворский - иллюстратор «Слова о полку Игореве»

(Слайд 16) В.А Фаворский признавался: «Я очень люблю эпическую поэму «Слово о полку Игореве». Я оформил и иллюстрировал «Слово…», потому что это эпическое произведение, когда к нему обращаешься, всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное «Слову…». Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи…».

Когда художник берётся иллюстрировать совершенное художественное литературное произведение, то одной из самых трудных задач, стоящих перед художником книги, является передача стиля литературной вещи в оформлении. И с этой задачей художник справился.

Фаворский замечательно прочитал «Слово…», и поэтому, благодаря чуткому вживанию в текст, ему удалось создать синтез поэтической легенды с историческим документом.

Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал Федин, «сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна». Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора «Слова…», обогатил поэтическую сущность “Слова…” в полные величавой красоты зримые образы.

Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней. (Слайд 17)

Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене «Плач Ярославны»! Покоряет затихшее безбрежье далей – к ним обращено слово человека. Поэтичный речитатив Ярославны находит полнозвучный отклик и в заречных кущах, и в водах Днепра, и в сиянии солнца:

Полечу кукушкою по Дунаю,

омочу бобровый рукав в Каяле-реке,

утру князю кровавые его раны

на могучем его теле.

Природа в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей! Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из плена Игорь.

О гравюрах В.А.Фаворского хочется сказать словами Пушкина: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!..»

Главное достоинство гравюр Фаворского в том, что они органично слиты с книгой, с текстом. Точность и глубина мысли – вот первейшее качество книжной гравюры. Когда человек берёт в руки книгу, он приуготовлен к активной работе мысли. Гравюры Фаворского к «Слову…» не отвлекают, а помогают читать. Как заметил И.С.Ефимов, «слёзы капают на такие рисунки, живёт русская душа».

Литературоведческий отдел

         1. «Слово…» в классической поэзии

Многие поэты и писатели вносили в свои произведения поэтические инкрустации из «Слова…». (Слайд 19)

В начале 1797 года поэт М. М. Херасков во втором издании своей поэмы «Владимир» упомянул «Слово о полку Игореве» и в самом тексте поэмы посвятил Бояну «Слова о полку Игореве» лирическое отступление. Это первая поэтическая реминисценция из «Слова о полку Игореве» в русской литературе:

О древних лет певец, полночный Оссиян!

В развалинах веков погребшийся Баян!

Тебя нам возвестил незнаемый Писатель,

Когда он был твоих напевов подражатель.

Так Игорева песнь изображает нам,

Что душу подавал Гомер твоим стихам;

В них слышны, кажется мне, песни соловьины,

Отважный львиный ход, парения орлины.

«Слово о полку Игореве» явилось одним из импульсов для создания Радищевских «Песен древних», опыта реконструкции древней национальной поэзии, выражающего национальное мировоззрение, быт и характер славян-язычников. Уже в первых строках введения в поэму Радищев обращается к Бояну. Это полумифическое имя, упомянутое в «Слове…», понималось в начале XIX в. как собственное имя древнего великого поэта, русского Гомера. Эпиграф к «Песням» Радищева взят тоже из «Слова…»; в подлинном тексте (по первому изданию) он читается так: «тогда пущашеть, – соколовъ на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песнь пояше». Далее во введении к поэме Радищев описывает состязание десяти соколов, погнавшихся за десятью лебедями. Это описание явилось результатом неправильного понимания данного места «Слова о полку Игореве» в переводе его при издании 1800 г.

В. А. Жуковский в «Певце во стане русских воинов», написанном, как отмечает сам автор, «после отдачи Москвы, перед сражением при Тарутине, находясь в Московском ополчении», для изображения деяний героев 1812 года пользуется образами «Слова…». Обращаясь к Платову, Жуковский восклицает:

Хвала, наш вихорь-атаман,

Вождь невредимых, Платов!

Твой очарованный аркан —

Гроза для супостатов.

Орлом шумишь по облакам,

По полю волком рыщешь,

Летаешь страхом в тыл врагам,

Бедой им в уши свищешь.

Они лишь к лесу — ожил лес,

Деревья сыплют стрелы;

Они лишь к мосту — мост исчез;

Лишь к селам — пышут селы.

Вспоминает Жуковский и Бояна. Боян у него — певец ратных деяний, помогающий своей лирой ратным делам:

Певцы — сотрудники вождям;

Их песни — жизнь победам,

И внуки, внемля их струнам,

В слезах дивятся дедам!

О радость древних лет, Боян!

Ты, арфой ополченный,

Летал пред строями славян

И гимн гремел священный.

 «Слово о полку Игореве», как известно, вызывало восхищение А. С. Пушкина, знавшего его наизусть. Он не только использовал образы «Слова…» в своих сочинениях, но позднее специально изучал текст «Слова…», первые его переводы, труды, посвященные «Слову…», и сам готовил, очевидно, и новый перевод «Слова…», и труд  историко-литературоведческий и текстологический. Можно полагать, что именно «Слово о полку Игореве» в значительной мере побудило Пушкина, занятого в последние годы жизни историческими изысканиями, к исследованиям и в области истории литературы. Пушкин говорил о «Слове о полку Игореве»: «Несколько сказок и песен, беспрестанно поновляемых изустным преданием, сохранили полуизглаженные черты народности, и «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей словесности»

К. Ф. Рылеев посвящает Бояну одну из своих «дум» — «Боян». (Слайд 20) Боян у него — сладостный певец героических подвигов далекого прошлого. Отзвуки «Слова о полку Игореве» заметны и в других «думах» Рылеева: в «Рогнеде», «Владимире Святом», «Мстиславе Удалом». Об интересе Рылеева к героической стороне «Слова о полку Игореве» свидетельствует и его перевод отрывка из «Слова…», в котором описываются воины-куряне:

Они под звуком труб повиты,

Концем копья воскормлены, —

Луки натянуты — колчаны их открыты,

Путь сведом ко врагам, мечи наточены,

Как волки серые, они по полю рыщут

И чести для себя, для князя славы ищут,

Ничто им ужасы войны!

        С удивительным искусством использованы образы «Слова…» в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина.

Образами «Слова…» населяет свою повесть «Кровавый узел» Б. Лавренёв. «Слово…» звучит в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других.

Образы «Слова…» несут в себе удивительную поэтическую силу, они использовались поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесённые в современную поэзию, они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств.

«Слово…» переводили многие художники слова: Жуковский, Майков, Мей, Бальмонт, Заболоцкий. (Слайд 21)

          2. Образ Ярославны в литературе

(Слайд 22) Сразу же после опубликования «Слова…» к этому образу стали обращаться поэты (например, М.М.Херасков, Ф.Н.Глинка и др.). Возник ряд поэтических переводов Плача на русский и украинский языки (И.Козлов, П.П.Шкляревский, Т.Шевченко, А.Прокофьев и др.). Особенно дорожили образом Ярославны поэты конца XIX - XX вв., среди них К.Случевский («Ты не гонись за рифмой своенравной...», 1901); В.Я.Брюсов («Певцу «Слова», 1912); М.И.Цветаева (Цикл «Лебединый стан», 1917-1921); О.Ф.Берггольц («...Я буду сегодня с тобой говорить...», 1941). Здесь должен быть назван цикл стихов П. Антокольского «Ярославна» (1944), в котором автор вообще широко пользуется поэтическими образами «Слова…», стихотворения «Ярославна» Л. Татьяничевой (1943) и М. Павловой (1945). Во всех этих произведениях Ярославна олицетворяет собой образ русской женщины, выступает как символ женской верности, терпеливости.

Плач Ярославны нашел отражение и в драматургии. Его использовали в своих трагедиях Г.Р.Державин («Евпраксия», 1808) и М.Крюковский («Елизавета - дочь Ярослава», 1820), а также автор пьесы «Мамаево побоище» (1864) Д.В.Аверкиев.

         3. Стихотворение Л.К. Татьяничевой «Плач Ярославны»

(Слайд 23) В стихотворении Людмилы Татьяничевой «Ярославна», написанном в 1943 году, рисуется образ русской женщины, ждущей  с победой своего «возлюбленного воина», звучат патриотические мотивы. Автор обращается к актуальной для военного времени теме утверждения идеи победы над врагом.

Мы можем выделить в стихотворении два временных пласта: прошлое и настоящее, однако вправе говорить и о гораздо большем числе временных отрезков, которые реализуются в произведении как «мыслимые», подразумеваемые сами собой. Употребление наречия «снова», выступающего в предложении в роли обстоятельства времени, свидетельствует о том, что происходящие сейчас события, кода-то были – они не новы для нашей истории. Первое «снова» относит нас к 1185 году и неудачному походу на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича; за этим историческим эпизодом следует XV век и мысль об освобождении Руси от татаро-монгольского ига;  второе «снова» вводит нас в мир Великой Отечественной Войны.

Снова дует неистовый ветер -

Быть кровавому, злому дождю.

Сколько дней, сколько длинных столетий

Я тебя, мой единственный, жду.

Выйду в поле, - то едешь не ты ли

На запененном верном коне?

Я ждала тебя в древнем Путивле

На высокой на белой стене.

Я навстречу зегзицей летела,

Не страшилась врагов-басурман.

Я твое богатырское тело

Столько раз врачевала от ран.

Проходили согбенные годы

Через горы людской маеты,

И на зов боевой непогоды

Откликался по-воински ты.

Не считал ты горячие раны,

И на землю не падал твой меч.

Откатилась орда Чингисхана

Головою, скошённою с плеч.

И остался на вечные веки

Ты грозой для пришельцев-врагов.

Омывают российские реки

С рук твоих чужеродную кровь.

...Снова ветер гудит, неспокоен,

Красный дождь прошумел по стране.

Снова ты, мой возлюбленный воин,

Мчишься в бой на крылатом коне.

Труден путь твой, суровый и бранный,

Но нетленной останется Русь,

И тебя я, твоя Ярославна,

В славе подвигов ратных дождусь.

Музыкальный отдел

  1. Сообщение об А. П. Бородине

(Слайд 24) В 60-е годы XIX века композитор А. П. Бородин решил дать музыкальную жизнь «Слову о полку Игореве». Над оперой он работал почти 20 лет, но не успел завершить её -завершили оперу в 1890 году Н. А. Римский-Корсаков и А. К.Глазунов.

«Первоклассный химик, которому многим обязана химия…».

«Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе».

«Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся».

Так говорили современники, Д.И. Менделеев, В.В. Стасов и первые русские женщины-врачи об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом.

Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не даёт ему заниматься музыкой.

И все-таки, как много он сделал! 42 научные работы, ряд впервые полученных химических соединений, могучие симфонии, большое число камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсы и песни, нередко на слова самого Бородина (он был и поэтом!), блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.

Бородин совмещал в себе то, что обычно считается несовместимым. Невольно возникает вопрос: как он мог быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далёкие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу науке и искусству, когда они ищут правду жизни.

Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.

  1. Работа над оперой «Князь Игорь»

(Слайд 25) Этой мечте суждено было осуществиться. Сочинение оперы Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета «Слово о полку Игореве». Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой «Князь Игорь».

Обстоятельность Бородина как учёного сказалась и в подходе к композиторскому творчеству.

Перечень исторических источников – научных и литературных, которые он проработал, прежде чем приступить к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы «Слова…», и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое.

Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лёг в основу оперы «Князь Игорь».

  1. Идейное содержание оперы

(Слайд 26) Как и автор «Слова…», Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие волны моря, стремящиеся затопить землю. Это была борьба двух эпох, культуры и варварства, передового и отсталого – та борьба, в которой выковывались и судьбы народов и судьбы людей. Бородин увидел в «Слове…» не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.

Опера называется «Князь Игорь». Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей.

У Бородина образ народа предстаёт обобщённым, сильным, спокойно-величавым. И в музыке его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и духовной мощи, о высокой нравственности русского человека.

В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы. Бородину удалось создать в музыке то, что автор «Слова…» создал в поэзии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Слово о полку Игореве - памятник древнерусской литературы

Презентация, представляющая материал о "Слове о полку Игореве"...

Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»

В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследова...

Урок литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке.

Урок творческая мастерская, в которой  пять отделов: исторический, литературный, художественный, музыкальный, творческий.  Каждый из учеников проводил исследование в выбранной области....