Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature.docx32.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Цель урока: раскрыть живую связь “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства.

Оборудование: презентации, музыкальный проигрыватель, портреты Бородина, Васнецова, картины Васнецова, гравюры Фаворского.

Ход урока

Организационный момент.

  1. Проверка изученного.

- Назовите изученное нами произведение древнерусской литературы.

Вопрос

Ответ

1

Чему посвящена древнерусская литература?

О князьях и их правлении, о походах, об исторических событиях, о быте славян.

2

Назовите жанры древнерусской литературы.

Поучение, повесть, слово, житие, хождение, патерик.

3

Какому событию из жизни Древней Руси посвящено «Слово о полку Игореве»?

Походу на половцев новгород- северского князя Игоря Святославича

4

Когда написано «Слово…» ?

1187 г

5

Когда и где обнаружено «Слово»?

в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле в 1795 коллекционером памятников русской старины — графом Алексеем Мусиным-Пушкиным.

6

В чем идея автора «Слова»?

Отклик на события похода, излагает события, осмысливает и указывает на причину поражения- раздробленность Руси.

Объединение русских князей

(Золотое слово Святослава)

7

Работа с картой Древней Руси. Задание: какие реки, города, отмеченные на карте, упоминаются в «Слове»? С какой целью?

Дон, Азовское и Черное моря, Киев, Новгород, Дунай, Волга, Чернигов, Днепр, Зап.Двина, Полоцк, Переславль, Белгород, Рось.

Показать необъятность русской земли- величественность, ее судьбу. Ведь главный герой – это русская земля- живое существо.

2. Слово учителя.Переходим к изучению новой темы. Запись темы, озвучивание цели.

1) Давайте прослушаем текст  на древнерусском языке начала “Слова о полку Игореве” (видеоролик)

2) Вслушайтесь в ликующую музыку этих строк – и сердца ваши наполнятся радостью. Сколько гармонии звучит в них. Общение со “Словом” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. “Слово” - юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, “благоухающим, свежим, ярким”, называл “Слово” В.Г. Белинский. И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.

3. “Слово” в литературе.

Сообщение учащегося.

“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию:

 Радищев (в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”),

 В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”),-перечисляет всех участников войны 1812-1814 гг и Полтавскую битву с участием Петра 1

  • На поле бранном тишина;
    Огни между шатрами;
    Друзья, здесь светит нам луна,
    Здесь кров небес над нами. 
    Наполним кубок круговой!
    Дружнее! руку в руку!
    Запьем вином кровавый бой
    И с падшими в разлуку. 
    Кто любит видеть в чашах дно, 
    Тот бодро ищет боя...
    О, всемогущее вино,
    Веселие героя!

  • Сей кубок чадам древних лет!
    Вам слава, наши деды!
    Друзья, уже могущих нет;
    Уж нет вождей победы;
    Их домы вихорь разметал;
    Их гробы срыли плуги;
    И пламень ржавчины сожрал
    Их шлемы и кольчуги;
    Но дух отцов воскрес в сынах;
    Их поприще пред нами...
    Мы там найдем их славный прах
    С их славными делами.
    Смотрите, в грозной красоте,
    Воздушными полками,
    Их тени мчатся в высоте
    Над нашими шатрами...

А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”),

К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”),

 А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”).

 С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина.

 Образами “Слова” населяет свою повесть “Кровавый узел” Б. Лавренёв,

 “Слово” звучит в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других. 

Выразительное чтение наизусть отрывка из цикла А. Блока о России “На поле Куликовом”.

  • Река раскинулась. Течет, грустит лениво
    И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога.
  • О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
  • Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной -
    В твоей тоске, о, Русь!
    И даже мглы — ночной и зарубежной -
    Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

  • И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
  • И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
  • Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!

Образы “Слова..” несут в себе удивительную поэтическую силу они использовались поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесённые в современную поэзию они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины – особенно степных.

 “Слово” переводили многие художники слова: Жуковский, Майков, Мей, Бальмонт, Заболоцкий.

4. “Слово” в музыке

Учитель.Одним из первых композиторов, который переложил «Слово о полку Игореве » на музыку, былАлександр Бородин - русский композитор, ученый-химик.

“Первоклассный химик, которому многим обязана химия…”

“Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе”.

“Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся”

Так говорили современники, Д.И. Менделеев, В.В. Стасов и первые русские женщины-врачи об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом.

Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой.  Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.Этой мечте суждено было осуществиться.

Сообщение ученика. (прослушивание отрывка) Сочинение оперы Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”.

Чтобы написать оперу, ему пришлось поработать со многими  историческими  источниками.  Здесь и различные переводы “Слова”, и все исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое.

Как и автор “Слова”, Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие волны моря, стремящиеся затопить землю.

Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.

Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей.

У Бородина образ народа предстает обобщенным, сильным, спокойно-величавым. И в музыке его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и духовной мощи, о высокой нравственности русского человека.

Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии.

В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.

Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

5. “Слово” в живописи.

Учитель: благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из первых мест в русской классической музыке. Но опера – это необыкновенный музыкальный жанр. Это жанр, в котором сочетаются театральное действо, музыка и живопись.

Многие художники в своем творчестве обращались к «Слову о полку Игореве».

Сообщение ученика  о декорациях Рериха к опере “Князь Игорь”.

Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре “Шатле” открылся первый “русский сезон”. “Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!” - говорил художник Морис Дени.

В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина

Художник  Жак Бланш писал : “Я не имею чести лично знать Рериха. Я сужу о нём только по декорациям в “Шатле” и нахожу их чудесными…Что касается декораций “Игоря” то уже с самого начала это сплошное очарование для взора.”

Успех Рериха приветствовали и соотечественники. В.Серов писал Николаю Константиновичу: “Поздравляю Вас с успехом Ваших декораций в Париже – они мне очень понравились”.

В 1908 – 1909 им написаны эскизы “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.

Учитель: “Слово о полку Игореве” - литературное произведение. А литературное произведение живёт в книге. Всякую книгу делают богаче, украшают иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Голиковым, а также гравюры Фаворского. Обратимся к ним.

Сообщение учащегося  о гравюрах Фаворского

В.А Фаворский признавался: “Я очень люблю эпическую поэму “Слово о полку Игореве”. Я оформил и иллюстрировал “Слово”, потому что это эпическое произведение, когда к нему обращаешься, всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное “Слову”. Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи: в русском искусстве, живописи и поэзии, встречаешь монументальную живопись”.

Фаворский замечательно прочитал “Слово”, и поэтому, благодаря чуткому вживанию в текст, ему удалось создать синтез поэтической легенды с историческим документом.

Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность “Слова” в полные величавой красоты зримые образы.

Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.

Природа в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей! Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из плена Игорь.

Радуются люди, праздничным светом залита земля. И как убедительно эта мысль выражена.

О гравюрах В.А.Фаворского хочется сказать словами Пушкина: “Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!..”

Учитель. Задание.

Работа с гравюрами Фаворского. Задание: подобрать названия к гравюрам, используя строки из “Слова”.

1.Ярославна рано плачет

        А Путивле- городе на забрале, приговаривая:

«О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

Сквозь землю половецкую.»

2. Ярославна рано плачет

        А Путивле- городе на забрале, приговаривая:

«Светлое и трижды светлое солнце!

Для всех ты тепло и прекрасно…»

3.Тогда вступил Игорь- князь в золотое стремя

И поехал по чистому полю

4.Святослав смутный сон видел…

Серые вороны граяли у Плесеньска,

В предградье стоял лес Кияни,

И понеслись они, вороны, к синему морю…

5.Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.

                                      Далеко залетело!

Не было она в обиду порождено

                                        Ни соколу,

                                        Ни кречету,

                                       Ни тебе черный ворон,

                                       Поганый половец!

6.Половцы идут от Дона и от моря,

И со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

А храбрые русичи перегородили червлеными щитами.

7.То были в те рати и те походы,

А такой рати не слыхано!

С раннего утра до вечера, с вечера до света  летят стрелы каленые…

8. Дружину твою, князь, крылья птиц приодели,

А звери кровью полизали…

9. Ярый тур Всеволод!

Стоишь ты в самом бою,

Прыщешь на воинов стрелами,

Гремишь о шлемы мечами булатными

Учитель: Сюжеты “Слова” широко использовались в русской живописи.

 Напомним картины Шварца “Плач Ярославны” и “Боян”,

 картину Перова “Плач Ярославны”,

 “Вещее затмение” Максимова.

 Особенно знаменита картина В.М Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”.

6. «Слово…» в разных видах искусства- учитель

7. Итог

1. В каких видах искусства встречается «Слово…»? (литература, живопись, музыка, театр, кино, скульптура)

2. Почему  “Слово о полку Игореве” продолжает жить в произведениях XIX–XX веков?Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

8. Заключительное слово учителя.

На одном греческом надгробии читаются следующие слова: “Я не был, - был, - никогда не буду”.

С этими словами необходимо поспорить. Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа и его литературы.

Сообщение учащегося о картине В.М.Васнецова.

Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далёкое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, - “Слово о полку Игореве” - нашёл мысли и образы, которые были созвучны его времени.

Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки “Слова”:

Пали полки Игоревы.
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русские,|
Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.

Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.

Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы. Они гибли в судорогах и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орёл чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, тёмная, красная как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак.

Большую роль в картине “После побоища” играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжёлой синей пеленой, царящая мёртвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей луны выражают вдохновенные образы “Слова”. Весь строй картины и её живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идёт от образности и настроения “Слова”