Презентация и уроки по "Слову о полку Игореве" для слабого класса
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Система уроков разаработана для слабого класса и представляет собой комментированное чтение произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1_slovo.docx23.89 КБ
Файл urok_no2._1_chast.docx20.03 КБ
Файл urok_no3._2_chast.docx24.8 КБ
Файл urok_no4_3_chast._slava.docx18.63 КБ
Файл slovo_o_polku_igoreve.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Литература -9

Урок № 1

Тема: «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы»

Цели: показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие ее жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

Оборудование: текст «Слова…» в переводе Д.С.Лихачёва, видеоурок  «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа»,  Инфоурок, 9 кл., 5 мин.); презентация.

Эпиграф: «Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который…навёл свои храбрые полки на землю Половецкую, за землю Русскую»

Ход урока

1.Оргмомент

2.Проверка д/з.

Мини-тест по теме «Древнерусская литература» (Приложение)

3.Тема урока. Целеполагание (Слайды №1-2)

Запись эпиграфа (слайд №3)

4.История открытия «Слова…» и историческая основа произведения.

1)Работа со статьёй учебника стр.10-14

2)Видеоурок «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа.

5. Беседа по прочитанному и просмотренному

-- Когда и кем была обнаружена рукопись «Слова…»?

--Сама рукопись погибла в пожаре Москвы 1812 года. Каковы же источники сохранившегося текста поэмы? (Копия, сделанная для Екатерины 2 и издание 1800 года)

--Какова историческая основа этого пр-я?

(«Слово…»  посвящено событиям 1185 года. Новгород-Северский князь Игорь, не посоветовавшись с другими князьями, со своим сыном Владимиром, братом Всеволодом и племянником Святославом Ольговичем выступает в поход на половцев)

Обратимся к историко-культурному контексту времени создания повести.

          Из уроков истории вы знаете, что русская земля в это время была раздроблена на многочисленные княжества. Каждое княжество было обособлено от других, имело своего правителя-князя, свои правила и порядки. Однако князья не только правили  в своих княжествах (отчинах), но и стремились захватить или пограбить других князей. Например, Игорь Святославович (главный герой «Слова…»), правивший в Новгороде-Северском, что в Черниговской земле, незадолго до описываемых в «Слове…» событий «взял на щит» город Глебов у Переяславля и, как сообщает летопись, «кровопролитье сотворил в земле христианской», «не пощадил христиан». Игорь причинил христианам такие беды, что «живые мёртвым завидуют».

           Естественно, ослабленная междоусобными войнами русская земля была лёгкой добычей и для внешних врагов. Ужасом и проклятьем русской земли были степные кочевники половцы: они нападали на княжества, грабили и разоряли их, уводили в плен людей.

-- Кто из авторов-переводчиков «Слова…» наиболее известен? (В.А.Жуковский, А.Г.Майков, К.Д.Бальмонт, Н.А.Заболоцкий).

Один из лучших переводов принадлежит Дмитрию Сергеевичу Лихачёву – великому учёному в области языка и литературы, особенно литературы древнерусской. Именно Лихачёв назвал этот древний литературный памятник  «золотым словом русской литературы».

(Слайд№4)  Информация о Лихачёве.

6.Работа с текстом. Зачин.

1) Обратимся к тексту (стр.161). Вы прочитали дома вступление к «Слову…», так называемый зачин.

--Как вы поняли его содержание?

Левая сторона текста(чётные страницы) – язык, приближенный к древнерусскому.

Правая сторона (нечётные страницы) – современный перевод.

Древний текст позволяет нам почувствовать красоту, мелодичность, звучность древнерусского языка, современный текст позволяет понять смысл произведения.

2) Комментированное чтение зачина

           Автор «Слова…» неизвестен, но судя по многочисленным достоинствам этого произведения (язык, композиция, развёрнутые метафоры и сравнения, глубокое понимание описываемых событий, психологическая оценка героев), это был человек, хорошо образованный и культурный для своего времени.

         Автор хочет начать повествование о походе Игоря не старыми словами, не по «замышлению Бояна», а в традициях нового времени, современности.

-- Кто же такой «боян»? (слайд №5)

          Характеризуя манеру исполнения Бояна, автор использует развёрнутую метафору (слайд №6): 

Тогда напускал  десять соколов на стадо лебедей:

какую лебедь настигали,

та первой и пела песнь –

старому Ярославу,

храброму Мстиславу,

что зарезал Редедю пред полками касожскими,

красному Роману Святославичу.

Соколы – пальцы, лебеди – струны.

         Автор уже в зачине показывает глубокое знание русской истории, упоминая князей, деяния которых воспевал Боян.

(Слайд №7) Старый Ярослав – князь Ярослав Мудрый. С 1036 года Ярослав – единовластный правитель Киевской державы. Он не случайно заслужил своё прозвище: при нём Киевская Русь обретает политическое единство и достигает наивысшего расцвета: укрепляются её границы, создаётся киевская митрополия, упорядочивается судебно-правовая деятельность, ведётся большое строительство в Киеве, интенсивно развивается культура. Поэтому эпитет «старый» дан автором «Слова…» Ярославу не только потому, что тот дожил до 76 лет, но и как обозначение мудрости, величия Ярослава.

(Слайд №8) «храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими» - Мстислав, князь тмутороканский и черниговский. В данном случае имеется в виду сражение Мстислава с касожским князем Редедей (касоги – название одного из племён, населявших земли Северного Кавказа). Об этом сражении 1022 года подробно рассказывает «Повесть временных лет». Перед битвой князь Редедя предложил Мстиславу выйти на поединок, в котором и оказался побеждённым (зарезанным) Мстиславом.

(Слайд №9) Красному Роману Святославичу. Тмутороканский князь, внук Ярослава Мудрого. Год рождения неизвестен, в 1079 году был убит половцами.

Начнём же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством;

исполнившись ратного духа,

навёл свои храбрые полки

на землю Половецкую

за землю Русскую.

Так заканчивается зачин и начинается основная часть повествования.

7. Итог урока

8.Домашнее задание (слайд № 10)

Прочитать первую часть «Слова…» до слов «Унылы городские стены и веселие поникло…» (Читаем совр. перевод, нечётные страницы), стр.189.

          Тест по теме «Особенности древнерусской литературы»       1 вариант

1)Назовите временные рамки древнерусской литературы.

А)12 – 15 века

Б) 11 – 17 века

В) 9 – 12 века

2) С чем связано возникновение древнерусской литературы?

А) С возникновением Киевской Руси.

Б) С монголо-татарским нашествием.

В) С появлением на Руси письменности.

3) Перед вами основные черты древнерусской литературы. Отметьте лишнее.

А)религиозность         Б) стремление развлечь читателя          В) анонимность   Г)описание жизни простых людей                Д)  каноничность  

4) Соотнесите название жанра древнерусской литературы и его определение.

1) Поучение.

2) Слово.

3)Похвала.

4)Послание.

А) Правила жизни, которые автор хочет донести до читателя.

Б) Обращение к читателю, часто дружеское.

В) Жанр, содержащий одобрение чьим-либо поступкам и деяниям.

Г) Торжественное красноречие, образец ораторского искусства. Обсуждение важных для современников вопросов.

Тест по теме «Особенности древнерусской литературы»       1 вариант

1)Назовите временные рамки древнерусской литературы.

А)12 – 15 века

Б) 11 – 17 века

В) 9 – 12 века

2) С чем связано возникновение древнерусской литературы?

А) С возникновением Киевской Руси.

Б) С монголо-татарским нашествием.

В) С появлением на Руси письменности.

3) Перед вами основные черты древнерусской литературы. Отметьте лишнее.

А)религиозность         Б) стремление развлечь читателя          В) анонимность   Г)описание жизни простых людей                Д)  каноничность  

4) Соотнесите название жанра древнерусской литературы и его определение.

1) Поучение.

2) Слово.

3)Похвала.

4)Послание.

А) Правила жизни, которые автор хочет донести до читателя.

Б) Обращение к читателю, часто дружеское.

В) Жанр, содержащий одобрение чьим-либо поступкам и деяниям.

Г) Торжественное красноречие, образец ораторского искусства. Обсуждение важных для современников вопросов.

Тест по теме «Особенности древнерусской литературы»       2 вариант

1) Соотнесите названия периодов древнерусской литературы и их временные рамки.

1)Литература периода Киевской Руси.

2) литература периода феодальной раздробленности.

3) Литература периода Московского государства.

А) 15-17 века;             Б) 11-12 века;                В) 13-14 века.

2) Какова главная задача древнерусской литературы?

А) Научить людей грамотности, чтению.

Б) Всесторонне развивать личность, дать знания.

В) Духовное и нравственное воспитание человека, спасение души.

3) Перед вами основные черты древнерусской литературы. Отметьте лишнее.

   А)историзм            Б) символичность         В) стремление развлечь читателя Г) связь с устным народным творчеством     Д) печатный  характер текстов

4) Соотнесите название жанра древнерусской литературы и его определение.

1) Житие.

2) Слово.

3)Хождение.

4) Воинская повесть.

А) Торжественное красноречие, образец ораторского искусства. Обсуждение важных для современников вопросов.

Б) Описание походов, сражений против внешних врагов.

В) Описание путешествий в иные земли.

Г) Описание жизни святых.

Тест по теме «Особенности древнерусской литературы»       2 вариант

1) Соотнесите названия периодов древнерусской литературы и их временные рамки.

1)Литература периода Киевской Руси.

2) литература периода феодальной раздробленности.

3) Литература периода Московского государства.

А) 15-17 века;             Б) 11-12 века;                В) 13-14 века.

2) Какова главная задача древнерусской литературы?

А) Научить людей грамотности, чтению.

Б) Всесторонне развивать личность, дать знания.

В) Духовное и нравственное воспитание человека, спасение души.

3) Перед вами основные черты древнерусской литературы. Отметьте лишнее.

   А)историзм            Б) символичность         В) стремление развлечь читателя Г) связь с устным народным творчеством     Д) печатный  характер текстов

4) Соотнесите название жанра древнерусской литературы и его определение.

1) Житие.

2) Слово.

3)Хождение.

4) Воинская повесть.

А) Торжественное красноречие, образец ораторского искусства. Обсуждение важных для современников вопросов.

Б) Описание походов, сражений против внешних врагов.

В) Описание путешествий в иные земли.

Г) Описание жизни святых.



Предварительный просмотр:

Литература - 9    

Урок №2

Тема: Композиция «Слова о полку Игореве». Анализ первой части:          

            поход Игорева войска.

Цель: познакомить учащихся с образной системой «Слова…», его основной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением.

Задачи:

Оборудование: текст «Слова…», видеоурок «Композиция «Слова…»» (Инфоурок, 9 кл., 8 мин.)

Ход урока

1.Оргмомент

2.Целеполагание

3.Беседа по первым впечатлениям

-- Вы прочитали дома первую часть «Слова…». Каковы ваши первые впечатления? Как вы поняли содержание первой части?

4.Композиция

         Обратимся к композиции произведения.

(Композиция произведения – посторенние произведения, взаимное расположение его частей)

 Исследователи установили, что композиция «Слова…» в высшей степени продуманная и стройная, что говорит о высокой литературной культуре автора. Композицию произведения составляют зачин, основная часть и концовка.

Запись в тетрадь

I.Зачин

II.Основная часть

1)Повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями.

2)Центральный фрагмент, посвящённый Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, «золотое слово» Святослава).

3)Возвращение Игоря из плена (плач Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).

III.Концовка (слава)

Отметим в тексте произведения границы частей.

5.Комментированное чтение 1 части «Слова…»

1)—Как понимаете строки «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих, тьмою прикрытых»?

В начале выступления дружины происходит солнечное затмение. Это явление природы считалось на Руси дурным знаком, предзнаменованием. Кажется, сама природа предупреждает Игоря о трагическом исходе похода.

-- Почему же Игорь продолжил поход, несмотря на плохое предзнаменование? Как это объясняет автор?

(Ум князя уступил желанию…)

2)В этой части автор опять, как и в зачине, обращается к Бояну. Он высказывает предположение о том, в каких выражениях воспел бы Боян поход Игоря. Здесь упоминается Троян и троянова тропа. Троян – старый русский языческий бог. Самого же Бояна автор называет внуком бога Велеса.

3)—Как отнёсся Всеволод к затее Игоря идти на половцев? (Одобрил его решение)

(Тур – бык, могучее животное, ныне вымершее. «Буй тур Всеволод», т.е. буйный, бесстрашный, могучий).

4) В этой части мы опять видим недюжинный писательский талант неизвестного автора. Он использует приём психологического параллелизма.

Природа предупреждает Игоря о последующих неудачах. Всё против этого похода: затмение солнца, птицы и звери стонут и кричат, див кличет на вершине дерева (нечисть). Но Игорь не прислушивается к этим грозным предзнаменованиям и упрямо ведёт свою дружину навстречу гибели.

Горестно звучат слова, которые будут повторяться рефреном «О Русская земля! Ты уже за холмом!» (за пограничным холмом)

5)Первая битва с половцами закончилась победой русских. Богатые трофеи достались им. Это ещё больше воодушевило русских. Но уже спешат к Дону половецкие князья Гзак и Кончак со своим войском.

6)Опять всё в природе возвещает о несчастье: кровавые зори, чёрные тучи, которые «хотят прикрыть (спасти) четыре солнца», т.е. четырёх князей: Игоря, Всеволода, Олега и Святослава.

И рефреном звучат уже знакомые нам слова «О Русская земля! Ты уже за холмом!»

7)Описание битвы

Последние фрагменты 1 части посвящены последствиям похода Игоря для русской земли. Автор искренне горюет о пленении русских князей, даёт характеристику тяжёлым последствиям их необдуманного похода: Игорь и Всеволод «непокорством зло пробудили».

Если обратиться к русской истории, то в реальности события развивались так: после небывалого на Руси известия о пленении четырёх русских князей половцами киевский князь Святослав послал гонцов к своим сыновьям и другим князьям с призывом собраться в Киеве и выступить на половцев. В это время половцы уже напали на земли пленённого Игоря. Святослав встал с войском у Киева – охранять броды через Днепр и поджидать князей с дружинами. Но князья не спешили на помощь Киеву. В это время половцы напали на город Римов на реке Суде, и русские князья, не преследуя их, разъехались по своим землям. Такого позора Русская земля ещё не знала. Автор осуждает политику князей, заботящихся только о собственном благе: «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали братья про малое «это великое» молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую».

6) Итог урока.

Просмотр видеоурока «Композиция «Слова…» (8 мин)

7)Домашнее задание.

1) Учебник, стр.15-17      2)Прочитать 2 часть «Слова…»



Предварительный просмотр:

Л-9    Урок №3

Тема: «Сон и «золотое слово» Святослава. Значение обращений автора к русским князьям».

Цель: 1.Обобщение знаний, обсуждение идеи «Слова», проследить связь идеи единения с главными героями, автором, подготовка к сочинению.

 2.Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, умение представлять информацию схематично, творческие способности, коммуникативную компетенцию.

 3.Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

Оборудование: текст «Слова…», презентация.

Эпиграф: «…из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!»

Ход урока

1.Оргмомент

2.Тема урока. Целеполагание. Запись эпиграфа. (Слайд №11-12)

3.Проверка д/з

--О чём вторая часть произведения?

--К чему призывает автор русских князей?

4.Комментированное чтение 2 части

Слово учителя:

Вторая часть «Слова…» - идейный центр произведения. Без исторического комментария невозможно понять высокий и трагический пафос обращения автора к князьям, постичь ту глубину страдания, которое наполняет сердца русских людей при виде княжеских распрей. Во второй части «Слова…» мы можем так же выделить три части: (слайд №13)

  • сон Святослава и толкование его боярами;
  • «золотое слово» Святослава;
  • Обращение автора к князьям.

1)Комментированное чтение 1 части «Сон Святослава».

(Слайд №14)  Информация о Святославе.

Во второй части автор переносит повествование в Киев, к Святославу Киевскому. Святослав видит тяжёлый и неясный по своему значению сон.

--Что увидел во сне Святослав? (слайд №15)

Святославу приснилось, что его одевали в погребальные одежды, как для похорон. Серые вороны «граяли», т.е. предвещали несчастье, а потом понеслись они, вороны, к синему морю, т.е. к местам печальных событий.

--Как же растолковали бояре Святославу его сон? (слайд № 16)

(Слайд №17) Сон Святослава – предчувствие беды. «Два сокола» - два русских князя, его двоюродные братья, которым «сабли поганых крыльца подсекли». Впервые за всю историю отношений с половцами русских князей взяли в плен.

2)Комментированное чтение 2 части «Золотое слово Святослава»

(Слайд №18)

А) Святослав воздаёт честь храбрости и силе Игоря и Всеволода, но осуждает их опрометчивость: «но без чести одолели, без чести кровь поганую пролили».

В своём слове Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая их объединиться и дать отпор половцам.

Б) «Не вижу уже власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава…». (Слайд №19)

Ярослав Всеволодович, черниговский князь, родной брат Святослава, в ответ на призыв великого князя собрал своё войско и встал около Чернигова, защищая только свою землю.

«Вот у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир под ранами. Горе и тоска сыну Глебову!» (Слайд №20)

Владимир Глебович, о котором говорит Святослав, приходится братом «прекрасной Глебовне», жене попавшего в плен Всеволода. Защищая Переяславль от половцев, он выехал из города с малой дружиной и крепко бился с половцами, но был тяжело ранен копьями. Половцы, возвращаясь назад, напали на беззащитный Римов и уничтожили город.

В) Следующее обращение – к двум братьям, Рюрику и Давыду Ростиславовичам. (Слайд №21)

Рюрик на момент событий 1185 года – соправитель Святослава в Киевской земле, его воины вместе с войсками Святослава заняли позиции на берегу Днепра против половцев. Воины же Давыда не услышали призыва вступить в золотые стремена «за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!».

          Соблюдая историческую объективность, скажем, что Давыд и его войско не сумели перешагнуть личной обиды: с 1171 года Давыд был князем Киевским, но Андрей Боголюбский потребовал, чтобы он и  его три брата убирались из Киева в Смоленск. Понятно, что оскорблённые братья не захотели защищать Киев, из которого их незадолго до того изгнали.

Г) Третье обращение к Осмомыслу Ярославу, князю Галицкому.

(Слайд №22)Автор ярко описывает могущество этого князя, отца Ефросиньи Ярославны, жены князя Игоря. В этих словах содержится намёк на события 1159 года, когда Ярослав Осмомысл в союзе с волынскими полками захватил Киев. Автор верит в помощь русских князей своим братьям: «Стреляй же, господин, в Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»

Д) (Слайд №23) «А ты, буйный Роман и Мстислав! Храбрая мысль влечёт ваш ум на подвиг», - обращается автор к двум братьям Ростиславичам, потомкам Мстислава Великого. Их полки наголову разбили Андрея Боголюбского, показав свою силу. В 1185 году Ростиславичи  княжили в Смоленской земле, их ближайшими соседями были литва, ятвяги и деремелы. Автор отдаёт должное уму и отваге братьев. Но что их отвага, проявленная в сражениях с русскими князьями, если русская земля стонет от половцев, если «Игорева храброго полка не воскресить»?

Е) (Слайд №24) «Ингварь и Всеволод, и все три Мстиславича, не худого гнезда соколы», - обращается автор к другим русским князьям, - …загородите полю (т.е. степным кочевникам)  ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»

В третий раз звучит рефреном призыв ко всем князьям объединиться вместе «за землю Русскую, за раны Игоревы…». Это самый знаменитый рефрен в «Слове о полку Игореве».

3) Комментированное чтение 3 части. «Обращение автора в русским князьям»

А) В следующих строках автор говорит о том, что опасность надвигается на Русь не только с Поля, но со стороны Литвы: «Один только Изяслав, сын Васильков, позвенел своими острыми мечами о шлемы литовские, поддержал славу деда своего Всеслава, а сам под червлёными щитами на кровавой тропе литовскими мечами изрублен…». Изяслав погиб в битве 1183 года, за два года до похода Игоря на половцев. Автор словно хочет предупредить об опасности нападения со стороны Литвы, которая и стала явной несколько десятилетий спустя.

Б)После описания подвига Изяслава автор возвышает голос и обращается ко всем русским князьям, напоминая им об их кровном родстве6 «Ярослава все внуки и Всеслава!» Автор прямо обличает и укоряет князей: «Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую… Из-за усобиц ведь настало насилие от земли половецкой».

5. Вывод по 2 части. (Слайды №25-26)

          Автор показывает причину горького положения Руси: раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся бреши стали проникать половцы. Поход Игоря Святославича 1185 года – показательный результат раздробленности русской земли: четыре князя попадают в плен, половцы безнаказанно грабят и сжигают русские города, а князья думают о своих интересах и отказываются выступать против кочевников.

          Раздробленность Русской земли – не просто факт, но угроза самому её существованию. Пройдёт всего 38 лет, и горестный, не услышанный князьями призыв автора «Слова…» к единению отзовётся в страшном разгроме русских войск на реке Калке.

6.Жанровые особенности 2 части

         Первая часть создана в традициях воинской повести. Вторая часть – образец торжественного красноречия (жанр «слова»). Это страстная речь оратора, обращение к русским князьям, страстный призыв к объединению против общих врагов.

        Здесь, как и в 1 части, мы опять видим в авторе человека, блестяще знающего историю Русской земли, глубокого политика и истинного патриота.

7.Итог урока

а) Учебник, стр. 18-19 «Раны Игоревы»

б) Беседа.

--Чем 2 часть «Слова…» отличается от 1 части по смыслу и жанровым особенностям?

--Почему автор назвал речь Святослава «золотым словом»?

--Сформулируйте основную мысль (идею) второй части.

-- Какое впечатление у вас сложилось об авторе «Слова…»? Кем мог быть этот человек?

8.Домашнее задание (Слайд №27)

1)Дочитать произведение до конца.

2)Найти и выписать в тетрадь определение основных понятий , стр.26

(словари, справочники, интернет)

3) Индивид. задание.

Подготовить выразительное чтение фрагмента «Плач Ярославны». Подготовить историческую справку о княгине Ярославне.



Предварительный просмотр:

Л-9  Урок №4

Тема: «Комментированное чтение 3 части и «Славы». Образ автора и    

            тема России в «Слове…» (Слайд №28)

Цели и задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;

обучение анализу литературного произведения;

подготовить учащихся к написанию сочинения;

воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование: текст «Слова…», презентация, текст в переводе        

                             Н.Заболоцкого.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Целеполагание

3.Проверка домашнего задания. Работа с терминами.

--Коротко расскажите, что из себя представляла древнерусская литература.

--Что такое летопись? Какое значение имели летописи для ДЛ?

--В каком жанре написано «Слово…»?

--Что такое психологический параллелизм? Приведите примеры из произведения.

-- Какое значение имело слово «плач» в ДЛ?

4.Комментированное чтение 3 части.

1) Плач Ярославны. (Слайд №29)

Реализация индивидуального задания. Историческая справка о княгине Ярославне и выразительное чтение Плача.

Беседа

--К каким силам обращается Ярославна?

--Почему она обращается к силам природы?

--Какими словами она называет ветер, Днепр и солнце?

Чтение «Плача Ярославны! В переводе Н.Заболоцкого.

Учебник, стр.19-21

2)Побег Игоря из плена.

А) В плену Игорь пользовался относительной свободой. Половец по имени Овлур предложил Игорю вместе бежать на Русь.

Б) Разговор Игоря с Донцом.

Юноша Ростислав – князь Ростислав Всеволодович, брат Владимира Мономаха, утонул в Стугне (приток Днепра) в 23 года.

В) –Как вы понимаете слова Гзака и Кончака?

(Гзак предлагает убить «соколёнка», т.е. сына Игоря Владимира, а Кончак предлагает его женить половчанке)

3)Слава – торжественная песня, прославляющая князей.

Работа с иллюстрациями (худ. Фаворский)

5.Образ автора.

Самостоятельная работа со статьёй учебника «Книжник или воин?», стр.21-24. Выписать ключевые слова и выражения, которые характеризуют автора «Слова…»

Характеристика автора «Слова о полку Игореве» (Слайд №30)

  1. Автор неизвестен.
  2. Обладает широкими познаниями  в области истории Руси.
  3. Можно предположить, что он занимал высокое социальное положение, так как обладал обширной эрудицией и осведомлённостью в политических вопросах.
  4.  Он кровно связан с Русской землёй, так как образ Русской земли – центральный образ произведения. Желает своей земле процветания, а для этого понимает необходимость объединения всех князей против общих внешних врагов.
  5. Образованный человек, талантливый писатель. Внимателен к деталям, использует разнообразные выразительные средства (метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты, приём психологического параллелизма и др.)
  6. Патриот. Видит смысл жизни в служении Святой Руси, в приумножении её славы и могущества.

6.Итог урока.

7.Домашнее задание (Слайд №31)

1)Подготовиться к сочинению по одной из тем на стр. 27.

2) Индив. задание. Сообщение о Феофане Прокоповиче.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Слайд 3

Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей: какую лебедь настигали, та первой и пела песнь – старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими , красному Роману Святославичу .

Слайд 4

Старый Ярослав – князь Ярослав Мудрый. С 1036 года Ярослав – единовластный правитель Киевской державы

Слайд 5

Мстислав, князь тмутороканский и черниговский. В данном случае имеется в виду сражение Мстислава с касожским князем Редедей ( касоги – название одного из племён, населявших земли Северного Кавказа). Об этом сражении 1022 года подробно рассказывает «Повесть временных лет». Перед битвой князь Редедя предложил Мстиславу выйти на поединок, в котором и оказался побеждённым (зарезанным) Мстиславом. (Картина Н.Рериха)

Слайд 6

Роман Святославич Красный (красивый) - тмутороканский князь, внук Ярослава Мудрого. Год рождения неизвестен, в 1079 году был убит половцами.

Слайд 7

Тема: Сон и «золотое слово» Святослава. Значение обращения автора к русским князьям

Слайд 8

Во второй части «Слова…» мы можем так же выделить три части: а)сон Святослава и толкование его боярами; б)«золотое слово» Святослава; в)обращение автора к князьям.

Слайд 9

Князь Святослав Всеволодович — сын великого князя киевского Всеволода Ольговича . Святослав — это двоюродный брат Игоря и Всеволода, главных героев "Слова о полку Игореве". Князь Святослав Всеволодович родился около 1125 г. и умер в 1194 г. Он являлся киевским князем с 1180 г. В 1143 г. Святослав женился на Марии Васильковне , дочери полоцкого князя. Святослав вел успешную борьбу против половцев. В 1180-х гг. Святослав вместе с другими князьями совершил походы на половцев и нанес им сокрушительное поражение. Князь Святослав объединился с Рюриком Ростиславичем . Благодаря их союзу в 1181—1194 гг. жизнь на Руси протекала относительно мирно и стабильно.

Слайд 10

Сон Святослава – предчувствие беды. «Два сокола» - два русских князя, его двоюродные братья, которым «сабли поганых крыльца подсекли». Впервые за всю историю отношений с половцами русских князей взяли в плен.

Слайд 11

«Не вижу уже власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава…» Ярослав Всеволодович , черниговский князь, родной брат Святослава, в ответ на призыв великого князя собрал своё войско и встал около Чернигова, защищая только свою землю.

Слайд 12

«Вот у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир под ранами. Горе и тоска сыну Глебову!» Владимир Глебович , о котором говорит Святослав, приходится братом «прекрасной Глебовне», жене попавшего в плен Всеволода. Защищая Переяславль от половцев, он выехал из города с малой дружиной и крепко бился с половцами, но был тяжело ранен копьями. Половцы, возвращаясь назад, напали на беззащитный Римов и уничтожили город

Слайд 13

Рюрик на момент событий 1185 года – соправитель Святослава в Киевской земле, его воины вместе с войсками Святослава заняли позиции на берегу Днепра против половцев. Воины же Давыда не услышали призыва вступить в золотые стремена «за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»

Слайд 14

Автор ярко описывает могущество князя Ярослава Осмомысла , отца Ефросиньи Ярославны, жены князя Игоря. В этих словах содержится намёк на события 1159 года, когда Ярослав Осмомысл в союзе с волынскими полками захватил Киев. Автор верит в помощь русских князей своим братьям: «Стреляй же, господин, в Кончака , поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»

Слайд 15

«А ты, буйный Роман и Мстислав! Храбрая мысль влечёт ваш ум на подвиг…» Братья Роман и Мстислав Ростиславичи , потомки Мстислава Великого. Их полки наголову разбили Андрея Боголюбского , показав свою силу. В 1185 году Ростиславичи княжили в Смоленской земле, их ближайшими соседями были литва , ятвяги и деремелы . Автор отдаёт должное уму и отваге братьев. Но что их отвага, проявленная в сражениях с русскими князьями, если русская земля стонет от половцев, если «Игорева храброго полка не воскресить»?

Слайд 16

« Ингварь и Всеволод, и все три Мстиславича , не худого гнезда соколы», - обращается автор к другим русским князьям, - …загородите полю (т.е. степным кочевникам) ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича !»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....

Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."

Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...

Презентация к уроку по русскому языку (7, 8 класс) на тему: Презентация к внеклассоному мероприятию "Бой эрудитов" 7 - 8 класс

Презентация поможет провести не только внеклассное мероприятие, но и обощить знания по теме....

Презентация к уроку на тему: «Мудрость старости» (4 класс, Урок № 30, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)

Презентация к уроку на тему: «Мудрость старости» (4 класс, Урок № 30, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)...

Презентация к уроку по географии "Ветер" для 6 класса (урок с использованием технологии критического мышления)

Здесь представлена презентация урока с использованием технологии критического мышления...

презентация к уроку информатики "Логические операции" для 8 класса урок 1

Презентация опирается на материал учебника Л.Л. Босовой для 8 класса.  Урок является первым из двух уроков на эту тему. Рассматриваются основные логические операции, обозначения логических операц...