Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бачурина Надежда Геннадьевна

Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и распределять роли; проявят усердие и терпение при выполнении заданий. Капитаны команд оценят работу каждого члена своей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата 25.11.

№ урока 35.

Предмет   Русский язык

Класс    6  «А»

Учитель Бачурина Н.Г.

Тема  занятия

Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием.

 Общие  цели

учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме;

самостоятельно выполнят данные задания;

смогут работать в команде для достижения цели и распределять роли;

проявят усердие и терпение при выполнении заданий.

Критерии успешности

Учащиеся знают:

- что написание гласных в корнях с чередованием зависит от 4-х условий;

- что написание чередующихся корней -гар- – -гор-, -зар- – -зор-,  -клан- – -клон-, -плав- – -плов-, -твар- – -твор- зависит от ударения;

- что написание чередующихся корней -лаг- – -лож-, -раст- (-ращ-) –

 -рос- зависит от последующей согласной;

- что написание чередующихся корней -бир- – -бер-, -дир- – -дер-, -мир- – -мер-, -пир- – -пер-, -тир- – -тер-, -блист- – -блест-, -жиг- – -жег-, -стил- – -стел-, -чит- – -чет- и -кас- - -кос- зависит от наличия или отсутствия суффикса –а;

- что написание чередующихся корней -мок-(-моч-) – -мак- и -равн- –

-ровн- зависит от лексического значения.

Умеют:

- составлять кластер;

- отличать гласные в корнях с чередованием от проверяемых;

- составлять текст по заданным словам;

- выбирать правильное написание чередующихся корней;

- выполнять синтаксический разбор предложения.

Умеют проявлять лидерские качества, выполнять разные роли в группе, работать в команде по достижению общей цели.

Обладают умением самостоятельно работать над выполнением заданий по теме урока.

Ключевые  идеи:  

Написание гласных в корнях с чередованием зависит от 4-х условий: 

  • от ударения;
  • от последующей согласной корня;
  • от суффикса;
  • от лексического значения.

Способ оценивания

 1. За правильно выполненное задание помещают на доску розовый стикер, за 1-2 ошибки – оранжевый стикер, за 3 ошибки – желтый, 4 и более – зеленый.

 2. Выполнив задание, капитан команды походит к столу учителя, проверяет свою работу по ключу, оценивает стикером соответствующего цвета, и команда движется дальше.

 3. На доске крепятся стикеры за каждый вид задания.

 4. Итоги игры подводятся по цвету стикеров и их количеству.

 5. Капитаны команд ведут оценивание участия в работе группы (по таблице).

Ресурсы

презентация  «Правописание гласных в корнях с чередованием», стикеры разных цветов, таблицы оценивания участия в работе группы (для капитанов), карточки с заданиями, ключи для проверки выполненных заданий.

Ход урока

Этапы занятия

Виды деятельности

Время работы

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;

– пробуждение интереса к получению новой информации; 

– постановка учеником собственных целей обучения.

 Поднимите руки. Встаньте на цыпочки. Стряхните с себя страх. Вытяните руки вперед и «поймайте» успех.

Тема урока

Определение целей обучения (слайд № 1-2)

1мин

2мин

Реализация смысла:

– получение новой информации;

– учащиеся соотносят старые знания с новыми;

- выполнение заданий, соответствующих уровням таксономии Блума

1. Деление на группы.

Детям раздаются стикеры 4-х цветов, на обратной стороне указан номер группы. Капитаны определяют номер группы по жребию.

2. Сообщение темы квеста (слайд № 4)

- Вы отправляетесь в «путешествие длиною в один урок». Вам в пути нужно преодолевать разные препятствия. Каждый раз, выполнив задание, вы проверяете свою работу по ключу, оцениваете свою работу стикером определенного цвета: розовый – 5, оранжевый -4, желтый -3, зеленый -2.

3. Создание кластеров (слайд № 6)

Номер группы соответствует номеру условия  написания гласных в корнях с чередованием

4. Работа с текстом (слайд № 7)

Найти в тексте слова с чередующимися корнями, подчеркнуть гласную, графически объяснить правописание.

     1гр.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. В зарослях растений расположились лесные обитатели.

      2гр.

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигались висячие сады. Сады располагались на широкой четырёхъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.

Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые растения. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

      3гр.

Город располагается на небольшом коралловом острове. Первые минуты замираешь от непривычной картины. Не можешь прийти в себя от сказочного богатства тропической растительности, оттого, что прикоснулся к чуду.

      4гр.

Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться. Грушницкий подошёл ко мне, какой-то смешной восторг блистал в его глазах.

5. Синтаксический разбор указанного предложения (слайд № 8)

     1гр.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.4 Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. В зарослях растений расположились лесные обитатели.

      2гр.

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигались висячие сады. Сады располагались на широкой четырёхъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.4

Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые растения. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

      3гр.

Город располагается на небольшом коралловом острове.4 Первые минуты замираешь от непривычной картины. Не можешь прийти в себя от сказочного богатства тропической растительности, оттого, что прикоснулся к чуду.

      4гр.

Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям.4 Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться. Грушницкий подошёл ко мне, какой-то смешной восторг блистал в его глазах.

6. Составить с найденными словами (чередующиеся корни) собственный текст (зачитать) (слайд № 9)

7.  Синквейн  «Открытый урок» (слайд № 10)

3мин

2мин

5мин

5мин

4мин

8мин

6мин

Рефлексия

– размышление, рождение нового знания;

– постановка учеником новых целей обучения.

«Большой палец»

1мин

Оценивание достижений обучающихся

Самооценивание  формативное

Оценивание участия в работе группы (слайд № 11)

6мин

Домашнее задание

Повторить § 20, составить текст, используя чередующиеся корни (слайд № 12)

2мин

Приложение № 1

 2 задание (1 группа)

Найти в тексте слова с чередующимися корнями, подчеркнуть гласную, графически объяснить правописание.  

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. В зарослях растений расположились лесные обитатели.

     

 2 задание (2 группа)

Найти в тексте слова с чередующимися корнями, подчеркнуть гласную, графически объяснить правописание.

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигались висячие сады. Сады располагались на широкой четырёхъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.

Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые растения. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

 2 задание (3 группа)

  Найти в тексте слова с чередующимися корнями, подчеркнуть гласную, графически объяснить правописание.

Город располагается на небольшом коралловом острове. Первые минуты замираешь от непривычной картины. Не можешь прийти в себя от сказочного богатства тропической растительности, оттого, что прикоснулся к чуду.

 2 задание (4 группа)

Найти в тексте слова с чередующимися корнями, подчеркнуть гласную, графически объяснить правописание.

   

Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться. Грушницкий подошёл ко мне, какой-то смешной восторг блистал в его глазах.

3 задание (1 группа)

     

      Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.4 

3 задание (2 группа)

      Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.4 

3 задание (3 группа)

  Город располагается на небольшом коралловом острове.4 

3 задание (4 группа)

Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям.4  

4 задание (1 группа)

Составить с найденными словами (чередующиеся корни) собственный текст (зачитать)

 касается, в зарослях растений расположились.

4 задание (2 группа)

     

Составить с найденными словами (чередующиеся корни) собственный текст (зачитать)

располагались, выложены, росла, растения.

4 задание (3 группа)

Составить с найденными словами (чередующиеся корни) собственный текст (зачитать)

располагается, замираешь, растительности, прикоснулся.

4 задание (4 группа)

Составить с найденными словами (чередующиеся корни) собственный текст (зачитать)

 ложилась, положить, расстилался, блистал.

Приложение № 2

Ключ к 1 заданию (1 группа)

написание чередующихся корней

-гар- – -гор-, -зар- – -зор-,  -клан- – -клон-, -плав- – -плов-,

-твар- – -твор-

зависит от ударения;

Ключ к 1 заданию (2 группа)

написание чередующихся корней

-лаг- – -лож-, -раст- (-ращ-) – -рос-

зависит от последующей согласной;

Ключ к 1 заданию (3 группа)

написание чередующихся корней

-бир- – -бер-, -дир- – -дер-, -мир- – -мер-, -пир- – -пер-, -тир- – -тер-, -блист- – -блест-, -жиг- – -жег-, -стил- – -стел-, -чит- – -чет- и -кас- - -кос- 

зависит от наличия или отсутствия суффикса –а;

Ключ к 1 заданию (4 группа)

написание чередующихся корней

-мок-(-моч-) – -мак- и -равн- – -ровн-

зависит от лексического значения.

Ключ к 2 заданию (1 группа)

     

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. В зарослях растений расположились лесные обитатели.

     

Ключ к 2 заданию (2 группа)

     

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигались висячие сады. Сады располагались на широкой четырёхъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.

Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые растения. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

Ключ к 2 заданию (3 группа)

 

Город располагается на небольшом коралловом острове. Первые минуты замираешь от непривычной картины. Не можешь прийти в себя от сказочного богатства тропической растительности, оттого, что прикоснулся к чуду.

Ключ к 2 заданию (4 группа)

     

Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться. Грушницкий подошёл ко мне, какой-то смешной восторг блистал в его глазах.

Ключ к 3 заданию (1 группа)

     

      Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.4 

(повест., невоскл., простое, двусоставное, распр., полное, осложнено однородными сказуемыми)

Ключ к 3 заданию (2 группа)

      Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.4 

(повест., невоскл., простое, двусоставное, распр., полное, осложнено однородными сказуемыми и определениями)

Ключ к 3 заданию (3 группа)

  Город располагается на небольшом коралловом острове.4 

(повест., невоскл., простое, двусоставное, распр., полное, ничем не осложнено)

Ключ к 3 заданию (4 группа)

Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям.4  (повест., невоскл., сложное, сложносочиненное, соединены ПП союзом И)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать пятое ноября Классная работа Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием.

Слайд 2

Правописание гласных в корнях с чередованием. Цели: учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и распределять роли; проявят усердие и терпение при выполнении заданий.

Слайд 3

Деление на группы

Слайд 4

Сообщение темы квеста Вы отправляетесь в «путешествие длиною в один урок». Вам в пути нужно преодолевать разные препятствия. Каждый раз, выполнив задание, вы проверяете свою работу по ключу, оцениваете свою работу стикером определенного цвета: розовый – 5, оранжевый -4, желтый -3, зеленый -2.

Слайд 5

Написание гласных в корнях с чередованием зависит от 4-х условий: от ударения; от последующей согласной корня; от наличия или отсутствия суффикса -А; от лексического значения .

Слайд 6

Создание кластеров Написание гласных в корнях с чередованием зависит 1.от ударения 2. от последующей согласной корня 3. от наличия или отсутствия суффикса -А 4. от лексического значения

Слайд 7

Работа с текстом Найти в тексте слова с чередующимися корнями, подчеркнуть гласную, графически объяснить правописание.

Слайд 8

Синтаксический разбор указанного предложения 1гр. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. 4 2гр. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета. 4 3гр. Город располагается на небольшом коралловом острове. 4 4гр. Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. 4

Слайд 9

Составление собственного текста Составить с найденными словами (чередующиеся корни) собственный текст (зачитать) 1гр. касается, в зарослях растений расположились. 2гр. располагались, выложены, росла, растения. 3гр. располагается, замираешь, растительности, прикоснулся. 4гр. ложилась, положить, расстилался, блистал.

Слайд 10

Синквейн «Открытый урок» Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами , описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово- синоним к первому , характеризующее суть предмета или объекта.

Слайд 11

Оценивание участия в работе группы ФИО ученика Активно участвовал, отвечал, выполнял задания Работал с помощью партнера по группе Участвовал как слушатель

Слайд 12

Домашнее задание Повторить § 20. Составить текст, используя чередующиеся корни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"

Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах  по программе  Т.А, Ладыженской...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....

Урок русского языка в 6 классе "Гласные в корне с чередованием"

Данный урок – повторительно-обобщающий, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умения сопоставлять изучаемые языковые явления, обобщать и делать ...

Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»

Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»...

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: " Правописание гласных в корнях с чередованием"

Тема: «Правописание гласных в корнях с чередованием»Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного методаВид урока: урок-практикумЦель урока: актуализир...