Урок русского языка в 6 классе "Гласные в корне с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Анна Глинка Алексеевна

Данный урок – повторительно-обобщающий, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умения сопоставлять изучаемые языковые явления, обобщать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse._glasnye_v_korne_s_cheredovaniem.docx71.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе.

Выполнил: Глинка Анны Алексеевны.

Тема: Гласные в корнях с чередованием (6 класс)

Методический комментарий:

Данный урок – повторительно-обобщающий, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умения сопоставлять изучаемые языковые явления, обобщать и делать выводы.

Цель: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-,Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

- умение аргументировано отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в группах;

Тип урока: систематизация знаний, умений и навыков.

Ход урока:

I. Мотивационный этап

Постановка учебной проблемы: формулирование темы урока с мотивирующим приемом.

1) На слайде текст:

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

– Прочитайте высказывание Расула Гамзатова.

– Как вы понимаете его смысл ? (дети высказывают своё мнение)

– Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия чтобы, обобщить знания и применить их на практике.

2)Учитель обращает внимание детей на пропущенные в тексте орфограммы:

– На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Назовите устно пропущенные буквы.

– Давайте исправим текст. (комментированное письмо)

– В чём особенность этих слов ? На какое правило эти орфограммы ?

3) – Ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Чему мы должны научиться? (Цель: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами).

– А зачем нам это нужно? (Чтобы грамотно писать).

УУД: Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные:самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

  1. Ромашка вопросов Блума. (Расположена на доске. Обучающие подходят к доске и выбирают вопросы, отвечают)

hello_html_m2d92f6fc.gifhello_html_m795b7b75.gif

hello_html_m15b39ee5.gif

hello_html_10555d91.gif

hello_html_5635acb8.gif

hello_html_m2fd85a1a.gif

hello_html_mc977805.gif

  1. Материал для наблюдений.(выполнение заданий в тестовой форме)

- Установите соответствие.

Корни с чередованием

Условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием

1. -гар-, -гор-;

А. От ударения;

2. -раст-, -рос-, -ращ-;

3. -зар-, -зор-;

Б. От последующей буквы;

4. -кас-, -кос;

5. -лаг-, -лож-;

В. От наличия суффикса А после корня.

6. -бер-, -бир- и др.

После того, как дети самоопределились, на интерактивной доске появляются правильные ответы: Слайд

1-Б; 2-Б; 3-А; 4-В; 5-Б,В; 6-В.

– Зачеркните свои ошибки, напишите правильные ответы.

Затем учитель просит поднять руки тех, кто безошибочно справился с заданием; тех, кто допустил одну ошибку.

3) Следующее задание направлено на подготовку к ОГЭ (карточки с заданием лежат у каждого ученика):

Учитель предлагает алгоритм работы:

  1. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень, вставьте пропущенные буквы.
  2. Определите, являются ли эти слова однокоренными, вспомните лексическое значение корней с чередованием.
  3. Найдите “четвертое лишнее”, обведите нужную букву.

I.

1. а) к..сой; b) к..стрюля; c) к..сяк; d) к..сание.

2. a) к..скад, b) к..стер, c) к..сательная, d) к..стюм.

3. a) к..сатка, b) прик..сновение; c) к..стыль; d) к..сынка.

4. a) к..са; b) к..сатик; d) к..суля; d) к..сательство.

II.

1. а) возг..рание, b) возг..раться, c) возг..реться, d) г..рчить.

2. а) г..ра, b) выг..рки, c) выг..рание, d) выг..реть.

3. а) г..рючее, b) г..родок, c) загар, d) г..релый.

4. а) угар, b) разгар, c) г..рчица, d) загар.

III.

  1. а) р..стение; b) р..стоптать; c) р..сток; d) водор..сли.
  2. а) зап..реть; b) отп..рать; c) п..рат; d) отп..реть.
  3. а) ст..реть; b) выт..рать; c) т..раж; d) ст..рать.
  4. а) см..риться; b) зам..рать; c) зам..реть; d) зам..р.

IV. Подчеркните те слова, для объяснения правописания которых можно применить одно правило:

  1. Расстилался, умираю, загораю, касаюсь;
  2. Подгореть, сгорать, замереть, угореть;
  3. Предложение, растение, заросли, касание.

После того, как ученики сделают свой выбор, на доске появляется слайдс правильными ответами. Дети сверяют ответы, зачеркивают ошибки.

4)Самостоятельная работа с текстом.

- Ребята, что вы видите на слайде? (Текст.)

- Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?

- Предложите работу с этим текстом. (Назвать тему, основную мысль, озаглавить.)

- Выразительное чтение текста вслух. Определение темы текста, основной мысли. Заглавие – У озера. Отдых на озере и др.

- Что ещё можно сделать с этим текстом? (Выписать слова с чередующимися гласными, разделить их по группам в зависимости от условия выбора гласной.

Только ли чередующиеся гласные вызывают у нас сомнения. Какие есть ещё орфограммы гласные? ( Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.) - Сколько колонок у нас получится? (Три)

- Как вы назовёте первую колонку? (Проверяемые гласные.)

- Вторую? (Непроверяемые гласные.)

- Третью? (Чередующиеся гласные.)

- Что вы будете делать? (Выписывать слова с пропущенными буквами и распределять их по колонкам.) (Работа в парах. Проверка - по 1 ученику называют записанные слова. Другие дополняют.)

- А теперь проверьте себя, может быть вы что-то не выписали.)

Слайд .

Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на парту.)

Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з..рька, когда мы в..рнулись домой.

Слайд

Ключ.

Проверяемые безударные гласные : задержались, у озера, на плоту, пекло. Непроверяемые безударные гласные: камышом, ребята, сверкало, вернулись. Чередующиеся безударные гласныепредполагали, растительности, расположились, заросшего, загорелые, прикоснуться,зорька

УУД:

Познавательные: выполнение действий по алгоритму; анализ с целью выделения общих признаков; выбор критериев для классификации объектов; работа с таблицей, текстом.

Регулятивные: контроль, самокоррекция.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

III. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

На интерактивной доске появляется таблица. Учитель задает вопросы классу:

– Посмотрите на таблицу, подумайте, что объединяет все эти орфограммы? Как мы должны ее озаглавить? (Правописание гласных в корне слова).

– Что мы должны записать в правом окне? (Чередующиеся гласные в корне слова).

Учитель предлагает детям открыть справочники, в которых есть такая же таблица, заполненная на половину на предыдущих уроках. Учащиеся должны самостоятельно заполнить (или дописать недостающие сведения) в рамки под номерами 1, 4-12. После этого – взаимопроверка. Дети работают в парах, партнеры – соседи по парте.

(1. Б/у гласн. в корне; 4. Чередующиеся гласные в корне слова; 5. -раст-, -рос-, -ращ-; 6. а//о; 7. -кас-, -кос-; 8. -зар-, -зор-; 9. Под ударением – о, без ударения – а. Исключения; 10. -гар-, -гор-; 11. Под ударением – а, без ударения – о. Исключ.; 12. Если после корня есть суффикс а, пиши И).

Правописание гласных в корнеhello_html_363becde.gif

После взаимопроверки готовая таблица появляется на экране.

УУД:

Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов.

Регулятивные: выполнение действий по алгоритму, контроль, коррекция.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником.

V. Подведение итогов урока.

Учитель задает вопросы классу:

– Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока. Как вы считаете, достигли ли мы ее?

– Чем мы занимались на уроке?

Дети отвечают. (Да, мы повторили изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов, закрепили на практике умение писать слова с изученными орфограммами. Это значительно повысит уровень нашей грамотности, поможет успешно написать проверочную работу на следующем уроке).

– Что нужно знать, чтобы безошибочно выбирать гласную в корнях с чередованием? (Дети отвечают, что нужно знать условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием)

- Что было для вас самым сложным?

- Что необходимо для того, чтобы не возникало подобных сложностей? (Практика).

УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

VI. Домашнее задание.

1. Повторить изученный материал.

2. Подготовиться к контрольному диктанту по изученной теме.

VII. Рефлексия

hello_html_m51caa9de.gif

hello_html_m5ead3e50.gif

Список литературы:

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. "Рабочая программа по русскому языку. 6 класс (по программе М. Баранова, Т. Ладыженской и др.) ФГОС"