Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Костицина Елена Александровна

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспроизводит все этапы урока с целеполаганием, деятельность учителя, учащихся, формирование на каждом этапе урока УУД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehn._karta.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                     

            Костицина Е.А.., учитель русского языка

            и литературы

            МОУ – СОШ № 3 г. Красный Кут

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

    УМК: учебный комплекс под редакцией  В.В.Бабайцевой.  А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 5 класс.                                          

    Тема урока:  Правописание корней с чередованием гласных е – и.        

    Тип урока:  Открытие нового знания.

    Цели:  Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

    Приветствие учащихся.

    Предлагает учащимся задание, написанное на доске:

    Изл…гать

    Р…стение

    Пол…жжение

    Прик…саться

    Выг…рать

    Р…сточек

    Оз…рить

    Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником.

    Обучающиеся работают в группах.

    Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

    Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

    2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника биологии, в котором встречается орфограмма  «Чередование е – и в корне слова».

    Учитель выводит текст на доску.

    - Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

    Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.

    Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.

    Формулируют цель урока.

    Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

    Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

    Целеполагание.

    3.Выявление места и причины затруднения. 

    Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

    4.Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

    На интерактивной доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.

    Разбирать – разберу

    Отпирать – отпереть

    Задирать – задеру

    Вытирать – вытереть

    Замирать – замереть

    Блистать – блестеть

    Расстилать – расстелить

    Выжигать – выжег

    Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова.

    Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

    Выделим в слове корень.

    Поставим ударение.

    Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

    Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.

    Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

    Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

    Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

    Регулятивные: коррекция, контроль.

    Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

    5.Реализация построенного проекта.

    Цель: построение и фиксация нового знания.

    Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.

    Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные  - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

    Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

    Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

    Личностные: оценивание усваемого содержания.

    Динамическая пауза (этап физической разрядки).

    Цель: сменить вид деятельности.

    Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок.

    Учащиеся выполняют упражнение.

    Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

    6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

    Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника.

    Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

    Работа в парах. Речевое проговаривание.

    Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

     Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

    Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.

    Учащиеся выполняют задание.

     

    Познавательные: умение находить нужную информацию.

    Регулятивные: умение решать проблемы.

    Личностные: способность самооценки своих действий.

    Рефлексия.

    Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

    Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова».


    Рефлексия

    Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

    Урок мне -------- понравился.

    Я _____ доволен своей работой на уроке.

    Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

    Учащиеся в группах выполняют задание.





    Учащиеся заканчивают предложения.

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

    Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

    Домашнее задание: Упр. учебника….

    Для сильных учащихся дополнительно – варианты:

    1.составить синквейн  на изученную орфограмму.

    2. написать  лингвистическую сказкуо чередовании гласных корне слова.

                                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»

    План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема:   «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК:  Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...

    План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»

    План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема:   «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК:  Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...

    План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»

    План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема:   «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК:  Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...

    Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

    Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

    Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

    Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

    Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...