Урок литературы в 9 классе с использованием ИКТ на тему: «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием «Маленьких  трагедий»  А.С. Пушкина, работать над развитием  творческих способностей учащихся, развитием диалогической и монологической речи, воспитывать чувство прекрасного, непримиримость к зависти, жестокости, индивидуализму, воспитывать уважение к труду, чувство долга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury._malenkie_tragedii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе  с использованием ИКТ на тему:

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина

                                                             

                                                                                          Учитель: Кенжебаева Л.И.

        2022 год

                                Цель урока: 1) познакомить учащихся с содержанием                  

                                                         «Маленьких  трагедий»  А.С. Пушкина,

                                                      2) работать над развитием  творческих  

                                                         способностей учащихся, развитием

                                                         диалогической и монологической речи,

                                                      3) воспитывать чувство прекрасного,

                                                          непримиримость к зависти, жестокости,

                                                          индивидуализму,

                                                          воспитывать уважение к труду,

                                                          чувство долга.

 

                                                   ХОД УРОКА:

    I. Вступительное слово учителя:                                                    

                                       

 В Болдинскую осень  1830 г. Пушкин развил реалистические принципы своего творчества не только в прозе, но и в драматургии ( 1 слайд).

Он написал четыре трагедии. ( 2 слайд)

 * «Скупой рыцарь»

  •  «Моцарт и Сальери»
  •  «Каменный гость»
  •  «Пир во время чумы»
  1. Беседа по вопросам:
  2. ( 3  СЛАЙД)

«Моцарт и Сальери»

Гений и злодейство -

две вещи

несовместные…

                    А.С. Пушкин

           ( 4 СЛАЙД)

 ВОПРОСЫ:

  • Почему Сальери отравил Моцарта?
  • Чем вы объясняете тревожные предчувствия Моцарта?
  • Почему он не подозревает в Сальери зла?
  • Что восхищает и ужасает вас при чтении?

Ответы: В трагедии  « Моцарт и Сальери» индивидуализм приводит талантливого композитора Сальери к преступлению-убийству своего

гениального друга Моцарта. Преступление Сальери- идейное преступление.

Он убивает Моцарта во имя дорогих ему жизненных принципов, но сами эти

принципы глубоко ложны и безнравственны. Сальери весь в себе. Ему всё чуждо в мире, кроме музыки. Да и музыкальные звуки он черпает из сухих

и точных математических отношений, лишённых жизненной непосредствен-

ности, пленительности, свежести.  Отринув от себя многообразные

жизненные впечатления ( « …мало жизнь люблю»), Сальери весь погрузился

в сферу музыки, где он «достигнул степени высокой». Но жизнь мстит

Сальери. Вдохновение приходит к нему не часто. Он вынужден идти в музыке

за другими. И, главное, он любит не музыку, а самого себя в музыке.

Сальери убеждён, что музыка принадлежит только «жрецам», «избранным»,

и что только ему доступны тайны гармонии и лишь тот достоин искусства,

кто обрёл вдохновение и «священный дар… в награду любви горящей,

самоотверженья, трудов, усердия, молений…». Сальери чувствует, наслаждаясь,

музыкой Моцарта гениальность своего друга. Но Моцарт-«гуляка праздный».

И Сальери не может примириться с тем, что тайны искусства открыты

праздному гуляке. Для него это немыслимо. Так рушатся все представления

Сальери об искусстве. И вот он решает, ради выношенного им понятия об

искусстве распорядиться судьбой Моцарта. Он сознаёт себя исполнителем

воли судьбы и действует от лица «жрецов, служителей музыки»:

                                Нет! Не могу противиться я доле

                                Судьбе моей, я избран, чтоб его

                                Остановить-не то, мы все погибли…

Ш. ( 5 слайд- видеофрагмент, просмотр фрагмента фильма «Моцарт и Сальери»)

IV. Инсценирование эпизода трагедии ( последняя сцена: Сальери бросает  яд

в стакан  Моцарта). Ученики в костюмах выступают в роли Моцарта и Сальери.

 Сделаем вывод:  « Долг» Сальери вступает в жестокое противоречие с его

живым чувством к Моцарту, которого он любит. Ему нравится Моцарт-

обыкновенный человек, доверчивый, беспечный, простой. Но такой Моцарт

не соответствует представлению Сальери о жреце и избраннике искусства.

Так в рассуждение Сальери входит корыстный мотив «пользы».

В Моцарте – человеке нет пользы для искусства:

                                  Что пользы, если Моцарт будет жив

                                  И новой высоты ещё достигнет?

                                  Подымет ли он тем искусство? Нет,

                                  Оно падёт опять, как он исчезнет…

Во имя сохранения своего узкого, индивидуалистического представления

об искусстве и о Моцарте- композиторе он отравляет Моцарта-человека.

И только потом его озаряет внезапная мысль: « Но ужель он прав. И я не

гений? Гений и злодейство- две вещи несовместные». «Долг» Сальери перед искусством оказался ложным, а сам он  превратился в преступника.               

V.     ( 6 СЛАЙД)

ВОПРОСЫ:

  • Опишите подробно сцену:

а) Сальери слушает музыку Моцарта.

б) Сальери бросает в стакан Моцарта яд.

в) Сальери в конце трагедии после ухода Моцарта

   Видели ли вы фильм или спектакль по трагедии Пушкина?

   Расскажите о своих впечатлениях

Слово учителя:  Пушкин воплотил в образе Сальери индивидуалиста,

который почитает себя вершителем человеческих судеб. Но гораздо

значительнее трагедия  гениального художника, принуждённого жить и

творить в индивидуалистическом мире. Эта трагедия, связанная с образом

Моцарта, имела для Пушкина глубокий личный и философский смысл.

Её личное содержание заключалось в том, что он испытывал на себе

тягостное давление общества, которое хотело лишить его творческой

независимости и свободы вдохновения. Философское содержание пьесы

состояло в убеждённости Пушкина,что искусство творит добро, что оно

школа гуманности. Его Моцарт уверен, что «гений и злодейство-две

вещи несовместные». Пушкинский герой черпает эту уверенность в той

самой «низкой» жизни, которую презирает Сальери, не замечая, что

«гуляка праздный-великий труженик». Он находит поэзию и радость в

высоком, сочиняя музыку и наслаждаясь ею, и в самом обыкновенном,

будничном, слушая скрипку слепого нищего, играя на полу со своим

сыном, обедая вместе с другом. Пушкин передал Моцарту часть своей

души. Поэтому образ Моцарта трогательно лиричен. В нём запечатлелось

величия гения, жизнерадостность и праздничность таланта, артистизм

духовного облика композитора. Гибель Моцарта оборачивается

нравственным поражением Сальери. Сначала, «звуки умертвив», он

« музыку…разъял, как труп», и она отомстила ему творческим бесплодием.

Автор « Маленьких трагедий» утверждает торжество солнечного, жизнера-

достного искусства Моцарта. Для его  героя жизнь и искусство нераздельны.

Если искусство питается  живыми соками действительности

и обращено к людям, оно плодотворно и прекрасно.Эта мысль была

дорога Пушкину, пролагавшему путь реалистическому искусству.

VI.  ( 7 СЛАЙД)  Трагедия «Каменный гость».

 Пьеса была закончена в Болдине 4 ноября 1830 года. Пьеса не была напечатана при жизни Пушкина. В основу пьесы положена испанская легенда о Дон – Жуане.

 VII. ( 8 СЛАЙД) Просмотр видеофрагмента из трагедии « Каменный гость».         

 

VIII. Инсценирование эпизода трагедии: ( приход Командора к Доне Анне)

IX.        ( 9 СЛАЙД)            

            ВОПРОСЫ:

  • Каким настроением окрашены начало и финал трагедии?

  • Каким вы представляете Дон Гуана?

  • Как вы представляете себе сцену: Дон Гуан на могиле Командора?

  • Над чем заставляет задуматься автор?

X  ( 10 СЛАЙД)

«Скупой рыцарь»

   Пьеса написана в Болдине 23 октября 1830 года, напечатана в 1836 году в    

  первом номере журнала «Современник». В рукописи имеется эпиграф:  

         Престань и ты жить в погребах,

         как крот в ущельях подземельных

                                                                 Державин.      

XI.  ( 11 СЛАЙД)

 ВОПРОСЫ: 

Какие чувства вызывает у вас барон

Филипп?

Почему трагедия заканчивается словами:

 «Ужасный век, ужасные сердца!» ?

В чём заключается идея произведения?

Комедии или трагедии вы охотнее

читаете и смотрите на сцене, в кино?

Ответы: Скупой рыцарь( барон Филипп) уже понимает,что реальная власть

принадлежит не тем, кто знатен, родовит, кто превосходно владеет шпагой,

мечом или копьём, а тем, у кого есть деньги. Но понятия о рыцарской чести,

славе и доблести ещё живут в его сознании. Он копит золото, наслаждается

созерцанием его и мечтает о власти: « Что не подвластно мне? Как некий демон,

отселе править миром я могу…» В бароне уживаются несовместимые черты-

рыцарство и скупость. Старый феодальный порядок рушится, уходит в прошлое

а вместо него идёт буржуазный «железный» век, разрушающий естественные

связи между людьми. В бароне нет отеческой любви к сыну, нет жалости к

своим крепостным. Он превратился в зловещего старика, который составил

богатство на несчастьях людей, но сам же пал жертвой своей чудовищной страсти. «Ужасный век, ужасные сердца!»-этими словами герцога заканчивается

трагедия.

XII  ( 12 СЛАЙД)

 «Пир во время чумы»

   Пьеса является переводом одной сцены из драматической поэмы Джона Вильсона «Чумный город» (1816). В ней описывается лондонская чума 1665 года. Перевод закончен в Болдине 6 ноября 1830 года. Выбор сцены для перевода подсказан тем, что в это время в России свирепствовала эпидемия холеры, которую часто называют чумой. Напечатана в 1832 году.

XIII    (13 СЛАЙД) Видеофрагмент из трагедии « Пир во время чумы».

Какова идея трагедии «Пир во время чумы?»

XIV Итог урока. Рефлексия.

       Какие нравственные проблемы поднимает А.С.Пушкин в

      «Маленьких трагедиях»? В чём  заключается актуальность проблем  

       этих произведений? Что каждый взял для себя? Удалось ли учащимся

       в сценических эпизодах сыграть героев трагедий А.С.Пушкина?

       Оцените себя и своих одноклассников. У кого лучше получилось?

       

       Объявление учителем оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина

На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина....

Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: "Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери"

Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: «Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство две вещи несовместные”»....

Рабочий лист по теме "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина

Рабочий лист для использования на уроке во время изучения темы "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина...