КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
тест по литературе

Тесты, контрольные работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Лексика», 5 класс

1. Отметьте строку, в которой во всех словах есть непроизносимый согласный.

1) Ровес..ник, вкус..ный, чудес..ный, опас..ный.

2) Чу..ство, сверс..ник, чес..ный, праз..ник.

2. В каком слове пишется буква а?

1) Р..сток.  2) Пор..сль.  3) Р..стовщик.  4) Отр..сль.

3. Слово, имеющее несколько Лексических значений , называют

1)        омоним         2)  синоним    3) многозначное   4)  антоним

4. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

а) строить дом; б) часы бегут, в) мягкое кресло;  г) острый нож

5. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:

а.         отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

б.        отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

в.        отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

г.        отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.

6. Укажите, какие из слов являются однозначными:

   1) ряска     2)  айсберг  3) брошюра 4)  квартал 5) земля 6) арена        

7. Выберите пары антонимов:

а.        смелый — грубый;

б.        мудрость — глупый;

в.         щедрый — скупой;

г.        рассеянность — сосредоточенность;

д.        благородный — подлый;

е.        отзывчивый — вспыльчивый

8. Списать текст, заменяя повторяющиеся  слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.

Р..бина  небольшое красивое дерево с ажурными листьями. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет   р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.



Предварительный просмотр:

Формирование характера Петра Гринева

Здравствуйте!

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Почему Пушкина интересовала история Пугачёвского бунта?

Какое произведение Пушкина мы будем изучать сегодня на уроке?

Как зовут главного героя?

Главного героя повести зовут Гринёв. Фамилия Гринёв взята из архивных материалов. Подпоручик Гринёв числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».

Как будет звучать тема нашего урока? Формирование характера Петра Гринёва.

Задачи урока:

1.Познакомиться с главным героем повести.

2.Проследить этапы формирования характера Петра Гринёва.

3.Выяснить, какими чертами характера обладал Гринёв.

Петр Гринёв занимает особое место в романе. Он не только действующее лицо, но и повествователь. Образ Гринева довольно сложный, его психология передается через действия, поступки. Чтобы рассказать последовательно о развивающихся событиях, поступках, отношениях к окружающим людям, необходимо выделить этапы, т.е. периоды жизни героя. Вслед за автором мы пойдем по страницам романа, чтобы выяснить, как формируется характер героя, какие испытания выпадают на его судьбу, как они влияют на героя.

Начнём читать 1 главу повести.

Прочитайте 1 главу до слов «Однажды осенью…» и ответьте на вопросы:

1.Кем был отец Петра Гринёва? Андрей Петрович Гринев - отставной майор, служивший «при графе Минихе».

2.Сколькодетей было в семье Гринёвых? 9 детей.

3.Как звали француза учителя? Бопре.

4.Каким человеком был Бопре? Чему он научил ребёнка? Добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки — вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля». Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог.

Прочитайте 1 главу со слов «Однажды осенью…» до «В ту же ночь…» и ответьте на вопросы:

1.Почему отец не послал Петрушу служить в Петербург, а отправил «понюхать пороху» в Оренбург? Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века». Он «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать». Поэтому он не послал Петрушу служить в Петербург: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

2.Какой была мать Петруши Гринёва? Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».

3.Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца прямоту и честность.

4.Найдите в тексте слова, которые могут стать девизом семьи Гринёвых? Слова, которые можно назвать девизом семьи Гринёвых: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Так прожил свою жизнь Андрей Петрович Гринёв, этого же он ждёт и от сына. Отметим, что эта пословица стала эпиграфом ко всей повести. Это значит, что в ней заключена главная мысль произведения, что понятие чести — самое важное в “Капитанской дочке”.

Петруша Гринев рос в провинциальной небогатой дворянской семье, был единственным ребенком («Все мои братья и сестры умерли во младенчестве»).

Чтобы нам удобнее было охарактеризовать героя, составим схему. Начнём заполнять её.

1 этап жизни Гринёва – Детство и отрочество.

Качества: простодушный, наивный, добрый.

Прочитайте 1 главу со слов «В ту же ночь…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Как ведёт себя Петруша, вырвавшись из родительского дома? Напивается и проигрывает Зурину 100 рублей.

2.Почему Савельич не хочет отдавать проигранные деньги? 100 рублей по тем временам очень большая сумма, Зурин обманывал Гринёва, игра была нечестной. И тем не менее, Петруша считает, что если проиграл, то нужно вернуть деньги.

3.Как ведёт себя Петруша по отношению к Савельичу? Грубо обращается с верным слугой. Проигрыш в 100 рублей — сумма очень внушительная. Поэтому гнев и возмущение Савельича вполне объяснимы. Но и твёрдое намерение юного проказника отдать долг Зурину свидетельствует о его, хотя ещё по-детски понимаемой, честности. А слова: “Мне было жаль бедного старика” — говорят о добром сердце Петруши, о том, что в душе его дремлют и доброта, и чуткость, и, что особенно важно, способность быть судьёй самому себе.

4.Какими же качествами обладает Петруша Гринёв? Юный, неопытный, неблагодарный, но честный и добрый.

Вернёмся к нашей схеме.

2 этап – Разлука с близкими, новые знакомые.

Качества: честный, прямолинейный, неблагодарный.

Как эта встреча с Зуриным повлияла на Петра Гринева?

Вывод: исчезает мечта о веселой, беззаботной жизни, сменяясь глубоким стыдом и раскаянием (записать в тетради).

Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1.Стали бы вы отдавать долг Зурину на месте Гринёва? Почему?

2.Хотели бы вы дружить с Петром Гринёвым? Почему?

3.Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: прочитать главы 2-3



Предварительный просмотр:

Тест «ДА/НЕТ» по сказке «Щелкунчик и мышиный король»

Если утверждение верное, то напишите ДА, рядом с неверным укажите НЕТ.

1.Накануне праздника Мари мечтала о том, что ей подарят озеро с красивыми лебедями.

2.Фриц мечтал о Щелкунчике, который будет колоть орехи.

3.Детям не понравился подарок крёстного, так как в нём ничего нельзя было изменить, все фигурки повторяли свои движения раз за разом.

4.Мари заметила под ёлкой Щелкунчика, он выглядел приветливо и добродушно.

5.Мари стала заставлять Щелкунчика щёлкать орехи, из-за этого он сломался.

6.Фриц очень расстроился из-за поломки Щелкунчика, стал его жалеть.

7.Мари уснула, ей приснился сон, в котором Щелкунчик воевал с мышиным королём.

8.Мари спасла Щелкунчика, она кинула свою туфельку в мышиного короля.

9.Сказку о твёрдом орехе рассказывала своим детям мама перед сном.

10.В сказке мыши съели весь сыр, поэтому королева была расстроена.

11.В сказке мыши съели почти всё сало, поэтому колбаса не понравилась королю.

12.Мышильда пришла просить прощения за то, что испортила праздник.

Тест «ДА/НЕТ» по сказке «Щелкунчик и мышиный король»

Если утверждение верное, то напишите ДА, рядом с неверным укажите НЕТ.

1.Накануне праздника Мари мечтала о том, что ей подарят озеро с красивыми лебедями.

2.Фриц мечтал о Щелкунчике, который будет колоть орехи.

3.Детям не понравился подарок крёстного, так как в нём ничего нельзя было изменить, все фигурки повторяли свои движения раз за разом.

4.Мари заметила под ёлкой Щелкунчика, он выглядел приветливо и добродушно.

5.Мари стала заставлять Щелкунчика щёлкать орехи, из-за этого он сломался.

6.Фриц очень расстроился из-за поломки Щелкунчика, стал его жалеть.

7.Мари уснула, ей приснился сон, в котором Щелкунчик воевал с мышиным королём.

8.Мари спасла Щелкунчика, она кинула свою туфельку в мышиного короля.

9.Сказку о твёрдом орехе рассказывала своим детям мама перед сном.

10.В сказке мыши съели весь сыр, поэтому королева была расстроена.

11.В сказке мыши съели почти всё сало, поэтому колбаса не понравилась королю.

12.Мышильда пришла просить прощения за то, что испортила праздник.

Тест «ДА/НЕТ» по сказке «Щелкунчик и мышиный король»

Если утверждение верное, то напишите ДА, рядом с неверным укажите НЕТ.

1.Накануне праздника Мари мечтала о том, что ей подарят озеро с красивыми лебедями.

2.Фриц мечтал о Щелкунчике, который будет колоть орехи.

3.Детям не понравился подарок крёстного, так как в нём ничего нельзя было изменить, все фигурки повторяли свои движения раз за разом.

4.Мари заметила под ёлкой Щелкунчика, он выглядел приветливо и добродушно.

5.Мари стала заставлять Щелкунчика щёлкать орехи, из-за этого он сломался.

6.Фриц очень расстроился из-за поломки Щелкунчика, стал его жалеть.

7.Мари уснула, ей приснился сон, в котором Щелкунчик воевал с мышиным королём.

8.Мари спасла Щелкунчика, она кинула свою туфельку в мышиного короля.

9.Сказку о твёрдом орехе рассказывала своим детям мама перед сном.

10.В сказке мыши съели весь сыр, поэтому королева была расстроена.

11.В сказке мыши съели почти всё сало, поэтому колбаса не понравилась королю.

12.Мышильда пришла просить прощения за то, что испортила праздник.

Ответы:

1.Да

2.Нет

3.Да

4.Да

5.Нет

6.Нет

7.Да

8.Да

9.Нет

10.Нет

11.Да

12.Нет


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Образ дождя в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»

Здравствуйте,ребята!

Посмотрите небольшое видео. Какая погода показана в видео? Дождливая.

Каким вы представляете дождь? Продолжите фразы:

1.Краски дождя:…

2.Звуки дождя:…

3.Запах дождя:…

Любите ли вы дождь?

Похож ли шум дождя на музыку?

Ученики письменно отвечают на вопросы в тетради, затем я слушаю нескольких.

Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по–своему.

Художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

При помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? При помощи слов.

Сегодня на уроке мы познакомимся с дождем А.А. Фета.

Поэт создал свой дождь – весенний.

Запишите тему урока: Образ дождя в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»

Задачи урока:

1.Узнать биографию А.А. Фета.

2.Выяснить, как представляет дождь поэт.

3.Понять, какие средства художественной выразительности использует Фет.

Знаете ли вы что-то о биографии Фета?

Прочитайте биографию А. Фета в учебнике и ответьте на вопросы:

1.Как звучит настоящая фамилия поэта? Шеншин.

2.Почему Афанасию пришлось взять фамилию матери? Так как он был рождён до брака и не мог носить фамилию отца (Шеншин).

3.Как называлась деревня, в которой вырос поэт? Новосёлки.

4.Где похоронен А.Фет? В родовом имении.

Послушайте стихотворение Фета ( включаю аудиозапись) «Весенний дождь» и ответьте на вопрос:

1.Какое настроение передаёт поэт?

Перечитайте первое четверостишие и ответьте на вопросы:

1.Какое природное явление описывает поэт? Грозу, сверкает молния.

2.Какие слова передают цвет? «Светло», «блещет».

Перечитайте второе четверостишие и ответьте на вопросы:

1.О какой завесе говорит поэт? Что приближается? Приближается стена дождя.

2.Что такое метафора? Метафора – это переносное значение слова, основанное на сходстве.

3.Назовите метафору в этом четверостишии. «Качаясь, движется завеса».

4.Что такое сравнение?

5.Найдите сравнение в этом четверостишии. «Как будто в золотой пыли». Капли дождя поэт сравнивает с золотой пылью.

6.Почему капли дождя так блестят, что напоминают золото? Потому что солнечные лучи в них отражаются.

7.Какие цвета есть в этом четверостишии? Золотой.

Перечитайте третье четверостишие и ответьте на вопросы:

1.Что подошло к саду? Что-то неясное и непонятное. Это дождь.

2.Что такое олицетворение?

3.Найдите олицетворение в этом четверостишии. «Что-то к саду подошло».

4.Какие звуки дождя передаёт нам поэт? Барабанит, брызнул.

5.Какой запах описывает поэт в этом четверостишии? Запах мёда и свежих листьев.

Каким представляет весенний дождь Фет?

Запишем наши выводы.

1.Цвет: золотой, блестящий.

2.Запах: мёда и свежей листвы.

3.Звуки: барабанит, брызжет.

Весна – пора обновления природы и символ обновления человеческой души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться быстрее. Фет сумел передать в «Весеннем дожде» тончайшие оттенки чувств - ощущение неясного ожидания, предчувствия чего-то светлого и хорошего.

Нарисуйте в тетради свой образ весеннего дождя. Что вы изобразили?

А.А. Фет очень любил природу, много стихотворений он посвятил не только весне, но и зиме.

Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Чудная картина» и ответьте на вопрос:

Где оказывается лирический герой зимой? Герой оказывается за городом, возможно, в деревне.

Перечитайте первое четверостишие и ответьте на вопросы:

1.Как лирический герой относится к месту, где он находится? Какие чувства он испытывает? Лирический герой находится в родных краях, пейзаж ему знаком и мил. Картина зимы вызывает у героя восхищение.

2.Что такое эпитет? Эпитет – это образное прилагательное.

3.Назовите эпитеты в этом четверостишии. Чудная, белая, полная.

Перечитайте второе четверостишие и ответьте на вопросы:

1.В какое время суток описано в стихотворении? Ночь, так как «полная луна».

2.Найдите эпитеты в этом четверостишии. Высоких, блестящий, далёких, одинокий.

Какой части речи нет в этом стихотворении (существительное, прилагательное, глагол)? Нет ни одного глагола.

Почему Фет не использует глаголы для описания зимнего пейзажа? Потому что пейзаж статичен, движения нет, а красоту природы поэт передаёт с помощью прилагательных и существительных.

Почему бег саней «одинокий»? Кто одинок на самом деле? Лирический герой чувствует себя одиноким.

Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина».

Одинокая и полная луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувством спокойствия и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

Мы проанализировали два стихотворения Фета о природе.

Какой поэт видит природу? Природа у Фета всегда живая, у неё есть душа.

Какие средства художественной выразительности использует поэт в своих стихотворениях? Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

Фета по праву считают мастером пейзажной лирики. Больше всего на свете он ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию через описание природы выражать тончайшие, едва уловимые переживания человека.

Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1.Какое стихотворение вам нравится больше?

2.Какой вид работы на уроке вам запомнился?

3.Что нового вы узнали?

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений Фета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно - измерительные материалы. 9 класс. Контрольные вопросы за I четверть

Контрольные вопросы по теме "Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств" 9класс,  I четверть....

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники».

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники». Дифференцированный зачёт в форме игры....

Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )

В своей педагогической деятельности  я использую тесты для проверки знаний учащихся....

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 5 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 5 класса федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования з...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 6 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 6 классов федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования ...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...