Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Журавлева Оксана Сергеевна

Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_frantsuzskogo_2.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе по теме:

«Душевная щедрость учительницы» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

Дата проведения: 22.04.2021 г.

Подготовила: учитель русского языка и литературы Журавлева О. С.

Цели  урока:         

1. Образовательная:

показать на примере рассказа,   какое  значение имеет душевная  доброта,  щедрость, отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную   чуткость, раскрыть смысл  названия рассказа; обучать навыкам характеристики литературного героя.

2. Развивающая: формировать навыки анализа текста произведения; учить кратко излагать текст; развивать навыки работы с текстом.

3. Воспитательная: воспитание любви и уважения к учителям.

Форма урока - урок – размышление.

Методы:

- Словесный – слово учителя;

- Репродуктивный – пересказ прочитанного, беседа по рассказу;

- Наглядно – иллюстративный (слайды);

- Частично – поисковый (нахождение эпизодов);

- Практический (чтение текста).

4.Оборудование: 

портрет В. Г. Распутина, иллюстрации, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

  1. Организация внимания.
  2. Вступительное слово учителя.

- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского».

На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою вдали от родных, и увидели, как в этом ребенке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.

         

- Сегодня мы поговорим о роли  учителя в судьбе героя рассказа  В.Г. Распутина  «Уроки французского», о значении  доброты   и душевной щедрости в жизни человека.  Также мы с вами постараемся  раскрыть смысл  названия рассказа «Уроки французского».

Эпиграфом к уроку я  взяла  слова английского поэта и драматурга Бенджамина  Джонсона  «Добрые  люди подобно  звездам, озаряют свои времена».

3. Актуализация ранее изученного.

- Как зовут главного героя рассказа? (Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идет от первого лица).

- Почему рассказ называется автобиографическим? (автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним).

        - Давайте вспомним, в какое время происходят  события рассказа? (послевоенный 1948 год).

- Почему герой учится не в своей деревенской школе, а в райцентре? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).

        - Каким перед нами предстает мальчик? Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома? (тоску, одиночество, голод).
- Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).

- Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам  улицы. Какие уроки получает он в этой компании? (уроки жестокости, злобы, зависти).

4. Основная часть урока.

а) фронтальная беседа по прочитанному

- Думаю,  серой и безрадостной была  бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки подлости, жесткости, злобы. Но, к счастью,  находятся люди, которые  проявляют  сердечность, теплоту, доброту.

- Кто же в рассказе  противостоит злу? (учительница французского языка Лидия Михайловна) (портрет учительницы)

- На слайде мы видим Лидию Михайловну Молокову, послужившую прототипом героини рассказа.

б) Словарная  работа.

Прототип (напечатано на доске) – первоначальный  образец. Реально существовавшее лицо,  послужившее  источником для создания литературного образа.

- С чьих слов идет описание учительницы? Как  мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в  начале рассказа? (стр. 103 «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» стр. 108 «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; стр. 99 «Она  входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Это говорит о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.)
- Как держалась Лидия Михайловна в классе? (Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации).

- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика? 
(
стр. 100 чтение по ролям «Ну вот, сказала Л. М., открывая журнал. – Сегодня среди нас есть …А говорит - упал». Роли: Л. М., мальчик, Тишкин, автор). 

- Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося? (Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением. Она пытается все выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.) 

Какие чувства испытывает герой? (врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: стр. 101 «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»).

- Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков? (стр. 102 «Это правда, что ты играешь на деньги?- сразу начала она. Л. М. начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика; стр. 103 Интонация ее голоса становится задумчивой. Разговор для мальчика становится спасением. «И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Л. М.).
- Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Не играть больше на деньги).
- Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».) 

- Почему Л. М. заставила заниматься героя дополнительно? (Она решила таким образом отвлечь его от игры, от избиений. Будучи взрослым, рассказчик  это понимает).

- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз? (Стыд, неловкость, стеснение.) 

- Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?

- Что она предлагает своему ученику после занятий?

- Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему? (стр. 108 «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…)

- Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать?

- Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание)

- Как вы понимаете слово «милосердие»? (Готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия).

- От кого однажды получил мальчик посылку?
- Почему Володя не взял посылку с продуктами? ( В нем проявилось не только
упрямство, но и чувство собственного достоинства.) 
- Как он догадался, от кого посылка? (гематоген и макароны).

- Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку?

- Как она объяснила свое желание помочь мальчику?

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику) 

- Как ведет себя учительница во время игры? (Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл)
- Разве  может учитель играть на деньги? (Нет, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).

- Какое вы дадите определение ее поступку?  (Он был человечным, милосердным).

в) Рассказ от лица учительницы:
А давайте послушаем, что расскажет сама Лидия Михайловна. Рассказ   от лица  Лидии Михайловны (читает учитель):

«Когда я впервые увидела этого мальчика,  я поняла, что он очень страдает. Мне хотелось не просто накормить его,  а сделать все, чтобы исчезли из его глаз эти чувства тоски и одиночества. Игра в замеряшки была единственным способом помочь ему. Вот почему я решилась на этот риск».

- Кто неожиданно становится свидетелем их игры?

- Как вела себя Лидия Михайловна при появлении директора? (Во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства.) 

- А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич? (стр. 119 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич….).

- Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?

- Почему Л. М. не объяснила свой поступок директору? (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек).

– Каким в рассказе описывается директор школы? (стр. 101 «Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося..»Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.) 

- Какой прием использует автор в описании Л. М. и директора? (противопоставление).

- Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (На доску вывешиваются яблоки, на которых напечатаны качества Л. М.: смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие).

- Как вы думаете, почему все качества Л. М. я написала на рисунках с яблоками?

- Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).

- Итак, попробуем дать ответ на вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? (Конечно, можно сказать, что она поступила непедагогично. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности. 

В основе поступка - милосердие и доброта. Можно бесконечно говорить о них, а можно взять и помочь конкретному человеку, как это сделала учительница. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.) 

5. Итоги урока.
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?  

-Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь).

- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище). 

Итак,  «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. 

а)  Чтение стихотворения (читает ученик):                                                                                                                  

                     Не будь равнодушным.

                       Не стой в стороне равнодушно,

                                                          Когда у кого-то беда.

                                                         Рвануться на выручку нужно

                                                         В  любую минуту, всегда.

                                                         И если кому-то поможет

                                                         Твоя доброта, улыбка твоя,

                                                         Ты счастлив, что день

                                                         Не напрасно  был прожит,

                                                         Что годы живешь ты не зря!

                                                                                                      И. Фомина

б) Знакомство с высказываниями великих людей о добре (объяснить значение этих высказываний). Понравившееся высказывание записать в тетрадь по литературе.

1. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. 
Л.Толстой 

2. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. 
В.А. Сухомлинский 

3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. 
Л.Н. Толстой 

4. Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.

                                                                                                                       Ч. Айтматов    5. Доброта — качество, излишек которого не вредит.

                                                                                                                       Д. Голсуорси

- Наш урок я хочу завершить словами Л. Н. Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

Звучит песня «Дорогою добра».

6. Домашнее заданее.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме "Портрет в рассказах А.П.Чехова".

Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета....

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...

Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе

Конспект  урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....

Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"

Конспект урока литературы в 6 классе "Человек и природа в рассказе Ю.Казакова "Никишкины тайны"...