Урок по творчеству Куприна
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Ларина Бике Минуллаевна

Александр Иванович Куприн (1870 - 1938 г.г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза  с одобрением была замечена Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. И для Куприна  эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_kuprinu.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе

2018 год

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока:  урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

- познакомить (обзорно)  с творчеством А.И. Куприна;

- показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

- обозначить роль детали в рассказе;

- развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

- пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: доклад (компьютерная презентация) учащегося, лекция учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, работа в парах.

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

 

Оборудование:  портрет А.И. Куприна; аудиозапись Второй сонаты Л.В. Бетховена.

Эпиграф (к 1 уроку):                               Оно живёт и правит на земле –

                                                                   Из всех чудес единственное чудо.

                                                                                                                  Ю. Огнев

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

-  Александр Иванович Куприн (1870 - 1938 г.г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза  с одобрением была замечена Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. И для Куприна  эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.

     Уже в своих ранних произведениях Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные  проблемы, критикует тёмные стороны окружающей  действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он  и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для  него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как  человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей»).

     В отличие от Бунина, который лучшие свои произведения написал в эмиграции, Куприн  пережил в эти годы тяжёлый творческий кризис. Творчество Куприна  было более известно  советскому читателю, потому что он, в отличие от Бунина, за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину, вернулся глубоко больным, не способным работать. По воспоминаниям писателя Никандрова, «он не приехал в Москву, а его привезла жена, как вещь, так как он ничего не сознавал, где он и что он». Но в советской Москве  за Куприна написали панегирические (хвалебные) очерки и покаянные интервью. Но только нацарапанная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Умер писатель в 1938 году в Ленинграде от рака, а жена его покончила с собой в блокаду там же.

 - Краткое сообщение или компьютерную презентацию о жизни и творчестве Куприна и его отношении к революционным событиям сделает…

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

 (Сообщение или презентация на тему «Жизнь и творчество А.И. Куприна»  – по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.)

4. Работа по теме урока.  

1). Чтение и обсуждение эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

- А что такое любовь?  Что значит любить?

Учитель: - Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ  на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое  и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII  веке известный драматург  Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн  так говорил о любви: это чувство, «которое  до сих пор ещё не нашло себе толкователя».

Наверное, интересным  вам будет и размышление о любви В. Рождественского:

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой  круговорот?

2). Чтение и обсуждение сонета И.Л. Сельвинского «Венок сонетов».

- «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?

Учитель: - Наверное, нелегко сразу понять чувство, охватившее и захватившее вас: что это – любовь или влюблённость?

Послушайте сонет И.Л. Сельвинского. 

- Как  вы думаете, какие чувства испытывает герой: любовь или влюблённость?

Бывал влюблённым я, но не любил.

Любовь? Не знаю имени такого.

Я мог бы описать её толково,

Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,

Или занять у Пушкина чернил…

Но отчего – шепну лишь это слово,

И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.

Душа моя томилась и вздыхала,

Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.

И хоть любовь – безбрежный океан,

Ещё мой брег не трогался с причала.

- Как любовь преображает героя?

- Объясните смысл метафоры «любовь – безбрежный океан».

- Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?

- Подберите эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ», обсудите в парах  и запишите.

- Разграничьте эти понятия: любовь – страсть; любовь – жалость; любовь – привычка; любовь –  поклонение.

- Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше?

- Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

- Какими качествами обладает любящий человек?

- Существует ли идеальная любовь? Какая она?

- Возможно ли сохранить любовь в браке? Неужели остаётся только привычка, привязанность?

- Согласны ли вы, что любовь возвышает человека?

3). Викторина по рассказу «Гранатовый браслет» (1910 г.).

Учитель: - Сегодня мы не случайно так много говорим о любви, ведь рассказ, который нам предстоит обсудить – «Гранатовый браслет»  – тоже о любви.

Но прежде чем непосредственно  перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём викторину, вопросы которой помогут вам вспомнить содержание и некоторые   детали произведения.

- В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

- Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

- Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

- Фамилия  княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

- Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

- Как зовут сестру Веры Шеиной? (Анна Фриессе.)

- Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

- Его должность? (Предводитель дворянства.)

- Какого числа были именины княгини веры Шеиной? (17 сентября по старому стилю, 30 сентября – по новому.)

- Что подарил ей муж? (Серьги из жемчуга  грушевидной формы.)

- Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплёте».)

- Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

- Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

- С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь».)

- Кто такой Желтков? (Влюблённый в Веру телеграфист.)

- Как зовёт Желткова его хозяйка? (пан Ежий»)

- Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

- О ком Куприн писал: «Пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…» (О княгине Вере.)

- Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)

- Чей это портрет? «Она была…несколько широкая в плечах, живая и  легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с  узенькими глазами…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…» (Анна.)

- О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым  детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, около тридцати, тридцати пяти»? (О Желткове.)

- Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

- Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…» (Генерал Аносов.)

- О ком пишет автор: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…? (О Вере Шеиной.)

- Кому принадлежат слова «А где же  любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить  любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение –  вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». (Генералу Аносову.)

4. Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет». Аналитико-исследовательская работа по тексту.  (2-й урок)

Эпиграфы:                                                                    «Да святится имя твое…»

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»

                                                     А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

                                                                                Луи Арагон, французский поэт

Учитель: - В рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.

- А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом рассказе?

 (Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.)

 

Цель нашего урока (проблемный вопрос) – понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

- Кто же оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков.)

- Отчего же эта страстная любовь Желткова неразделённая? 

(Разный социальный статус героев (она из высшего общества, а он мелкий чиновник)  и замужество Веры.)

Учитель: - Сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».

- Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей? 

Кто выделяется среди них?

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей,  кто разбирается в музыке.)

Учитель: - Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

- Когда происходит завязка действия рассказа?

(В день именин Веры – 17 сентября (по старому стилю)

- Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет.)

Учитель: - Наверное, действительно,  подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

- Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Учитель: - Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме  к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»

- Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

- Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

 (Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она.  Спокойствие Веры было нарушено.)

 

Учитель. Куприн в рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной.

- Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах  и подарке Желткова?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)

- А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова,  у Анны Николаевны?

(Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла – Куприн ничего не говорит об этом.)

- Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь?  Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?

 (Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история –     о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая –  о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым,  и её, муже-олухе для которого самым главным было «счастье Леночки».  «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими  телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод:  «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел,  - «так… какая-то кислятина…»)

- Давайте вспомним страницы рассказа, где герои рассказывают любовные истории, случившиеся с ними или услышанные.

- Перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал,  желая развеселить гостей.

(Стр. 386-387, гл. VI.  Из рассказов Шеина мы узнаём впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста. При этом правда у князя переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка», «трогательная поэма», которую он назвал  «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист> переодевается в трубочиста> становится судомойкой> превращается в монаха > герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).

- А какова любовь в рассказах генерала Аносова?  

(Стр. 390-391, гл. 7: «Приличный роман» с «прехорошенькой болгарочкой»; «обнял её, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал…»; «когда появлялась луна на небе со звёздами, спешил» к ней и «все денные заботы на время забывал с ней». Конечно же, эту любовную историю гости назвали «приключением армейского офицера». Да и сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви: «святой, чистой, вечной…неземной…» Не было у генерала и особой любви к жене – просто привлекла  «свежая девчонка», у которой  «грудь так и ходит под кофточкой», но эта «мотовка, актриса, неряха, жадная», так называет генерал  свою бывшую жену, ещё и изменяла… Вот такая «любовь»…)

 - Что нового узнали об этом Г.С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8.  Г.С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т.д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

- Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

 ( «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой  грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

- Почему именно  Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся  богачам, не способным на настоящую любовь? Что хотел сказать этим автор?

(Этим противопоставлением он бросает вызов низменному миру, этому богатому, но эгоистическому, лицемерному обществу. Желтков как бы спорит с «сильными мира сего». Они доказывают, что настоящей любви нет, и приводят примеры убедительные. А он опровергает все их доводы тем, что просто любит по-настоящему, не требуя ничего взамен.)

- Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

- Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

- Прочитайте предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне. Каким показался  вам  герой? Что  мы  узнаём о молодом человеке из этого письма?

Сопоставьте его с другими знакомыми и друзьями Веры Николаевны.

 (Гл 11. Стр. 406-407. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя – это не  болезнь… – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г.С. Ж.»)

- Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

- Прочитайте финальную главу – В.Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой,  слагаются в её уме? Почему героиня заплакала?  

Примечание. Звучит Вторая симфония Бетховена – учащийся читает финальную главку, напоминающую «молитву» «Да святится имя Твое» 

(гл. ХIII, стр.410-411. «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть…Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».

…Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд,  звук твоей походки… Я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

… В предсмертный печальный час я молюсь только тебе… В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

…ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна.  ...в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

 Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе».)

(В. Н. постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Возможно, она поняла, что  «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один  раз в тысячу лет». А может,  в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство.)

- Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII, стр.319)

(В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

- Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он  от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».)

- Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)

- А какая ещё тема, кроме высокой и безответной любви, звучит в рассказе? Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

- Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе  вмешиваться в эту историю?

(Нет. Везде и всюду были флирт, любовные связи – богатым можно всё. Но маленький чиновник… Как он мог осмелиться?!)

Учитель. Вы, наверное, обратили внимание, что в произведении много пейзажных зарисовок; человеческое чувство отожествлено с творческой энергией самой природы.

-  Какова роль пейзажа в начале рассказа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

(Первая глава – это вступление, которое должно подготовить читателя к восприятию последующих событий. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. Возникает ощущение увядания. Её жизнь такая же: однообразная, осенняя. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у неё покой: «И  Вера  была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна».)

Учитель. Совсем иная картина  в  7 главе: в природе – «осенний закат догорал». И в жизни – со смертью Желткова (он застрелился) умерла и настоящая, страстная любовь, которую ждут женщины, мечтают о ней. Мы, к сожалению, и в природе, и в жизни часто не замечает красоты!

 «Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…» Природа способна сочувствовать, сопереживать.

- Так можно ли чувство Желткова назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые и станут ответом на поставленный вопрос.

(«Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо… (10 гл.); «   я чувствую, что  присутствую при какой-то громадной трагедии души, и не могу здесь поясничать». (11 гл.) и обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

- Почему автор дал главному герою имя Георгий?

(Имя Георгий означает  «победоносец». Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

- В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

Учитель. Действительно, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв  писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия.

- Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

Запись. В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

- Объясните формулировку темы  «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель. Кстати, у героев рассказа есть реальные прототипа. В основу произведения положены факты из семейной  хроники князей Туган-Барановских. Эта печальная история случилась в Одессе. Жолтиков – маленький телеграфный чиновник – безнадёжно и трогательно влюблён в жену члена Государственного Совета Л. Любимова,  в Людмилу Ивановну, урождённую Туран-Барановскую; брат княгини – чиновник Государственной канцелярии – Николай Иванович Туран-Барановский.

Учитель.  А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением  Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…», которое, как мне кажется,  имеет  связь  с  содержанием  рассказа «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Учитель. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.  Он благодарен той, которая вызвала в  его  сердце  это  прекрасное  чувство, возвысившее его, маленького человека,  над  огромным  суетным  миром,  миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни,  он  благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

5. Чтение и обсуждение эпиграфов.

- Объясните выбор и смысл эпиграфов:

1). “Да святится имя твое”.

2). «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

                                             А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

3). Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

                                          Луи Арагон, французский поэт

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение   в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

- Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

7. Домашнее задание.

  • По выбору учащихся:  Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?» или синквейн на одну из тем:  «Счастье», «Любовь» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет».)                                              
  • Индивидуальное задание (через урок): по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов  (список рекомендуемой литературы на стр. 81) подготовить сообщение или презентацию на тему «Максим Горький.  Личность. Творчество. Судьба».
  •  Всем:  Подготовиться к уроку контроля по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна (разноуровневые задания – по выбору учащихся)

Тема: “Великая сила любви!” (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”) (первый слайд приложения)

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Задачи: 1) осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”; 2) развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи, развивать логическое мышление; 3) воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание

Методическая оснащённость: текст, портрет писателя,CD-диск с записью сонаты Л. ван Бетховена, CD-диск со слайдами (презентация), компьютер, экран, магнитофон, карточки-задания

Методы: эвристический, частично-поисковый, самостоятельная работа, КМД

План урока

  1. Организационный момент. 5 мин.

проверка присутствующих

- постановка целей урока

  1. Изучение нового материала. 60 мин.

вступительное слово учителя

работа по повести А. Куприна “Гранатовый браслет”

  1. Самостоятельная работа. 14 мин.
  2. Домашнее задание, выставление оценок за урок. 1 мин., 80 мин.

Подготовительный этап: группа разбита на 4 подгруппы.

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

В начале урока звучит Лунная соната Л. ван Бетховена.

Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- ЛЮБОВЬ.
П. Брегг

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества. П. Брегг считал, что

Самый большой дар, который ты можешь дать или

получить,- ЛЮБОВЬ.
П. Брегг (второй слайд приложения)

Сегодня мы поговорим о самом романтическом чувстве, о любви между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве:

Любви неугасающее чудо
Оно живёт и правит на земле – 
Из всех чудес единственное чудо.
Ю. Огнев

Работа по повести А. Куприна “Гранатовый браслет”

Задание 1. (третий слайд приложения):

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая подгруппа: - Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)

Вторая подгруппа: - Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)

Третья подгруппа: - ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?

(да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)

Четвёртая подгруппа: - Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ

(любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая)

Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты(четвёртый слайд приложения):

Любовь – это:

  • Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)
  • Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
  • Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить(пятый слайд приложения).

Предыстория создания повести

К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.

“Лев Любимов: Я – Лев Любимов. Моя мать, Людмила Ивановна, в девичестве носила фамилию древнего княжеского рода литовских татар Туган-Барановская. В течение нескольких лет к ней почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенство в социальном положении не оставляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Я в юности нередко читал их. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Неизвестный то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его послания. В семье к письмам относились как к курьёзу, как к забавному анекдоту, и мой отец, Дмитрий Николаевич, который имел необыкновенную и очень своеобразную манеру рассказывать именно так, как это описал А. Куприн, нередко язвительно вышучивал их. Со временем интерес к ним пропал. Даже мать перестала читать эти письма. Лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание.

Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет “странную” фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было написано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай _ разыскали служащего со “странной” фамилией Жёлтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Жёлтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Отца поразила разница между нищим жильём мелкого чиновника и комфортной обстановкой нашего дома. Как осмелился неимущий пасынок общества преподнести дорогой подарок великосветской даме? Жёлтый в это время как раз составлял очередное послание. Во время объяснения отец больше молчал, а дядя, который был молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

Задуманный небольшой, в печатный лист (двадцать одна страница), рассказ неожиданно для автора давался с трудом, разрастался до размеров повести. Работа продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в альманахе “Земля”, зимой 1911 года.

Главной героиней, вызвавшей возвышенное, неземное чувство любви, является княгиня Вера Николаевна Шеина(шестой слайд приложения).

Задание 4. (седьмой слайд приложения):

Первая подгруппа: - Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства)

Вторая подгруппа: - Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”)

Третья подгруппа: - “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия?

Четвёртая подгруппа: - Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твоё”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью)

Задание 5. (восьмой слайд приложения):

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая подгруппа: - Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание)

Вторая подгруппа: - Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя)

Третья подгруппа: - Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек)

Четвёртая подгруппа: - Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Задание 6. (девятый слайд приложения):

Первая подгруппа: - Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить)

Вторая подгруппа: - Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно?

Третья подгруппа: - Существует ли идеальная любовь?

Четвёртая подгруппа: - Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

- Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону)

Работа с высказываниями героев повести

(десятый слайд приложения):

Герои повести высказывают своё мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твоё…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

Задание 8. (одиннадцатый слайд приложения):

Что же такое любовь по мнению А. Куприна? Давайте попытаемся выяснить это.

Первая подгруппа: - Встречается ли неземная любовь? (Да, встречается. Но очень редко. Именно такую любовь и описал А. Куприн в своём произведении)

Вторая подгруппа: - Как притягивать любовь?

Кто из гостей приезжает первый? В чём разница между сёстрами? Почему Анна чаще влюбляет в себя мужчин? Как объясняет это сам автор? (Мало ждать любовь, надо самим научиться любить, чувствовать себя частицей окружающего мира)

Третья подгруппа: - Почему любовь управляет человеком, а не наоборот? (Любовь – вечный поток. Человек реагирует на волны любви. Любовь – вечна, она была, есть и будет. А человек приходит и уходит)

Четвёртая подгруппа: - Какой видит А.И.Куприн истинную любовь? (истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека)

ВЫВОД: - Что такое любовь? (Любовь – это страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях) (двенадцатый слайд приложения)

Самостоятельная работа: Карточки-задания

Домашнее задание:

 1 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю:“Да святится имя Твоё”.

Вопросы:

  1. Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с уровнем интеллектуального и духовного развития человека или “любовь” выпадает человеку, как выигрыш в лотерею?
  2. Оцените в этой связи выделенные слова и смысл всего письма Желткова
  3. Как, по вашему мнению, решает этот вопрос автор рассказа?

2 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа её как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил её слушать именно это бетховенское произведение, и ещё против её желания? И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”.

“Вот сейчас я вам покажу в нежных чувствах жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка... ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твоё”.

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу, молча, так угодно Богу и судьбе. “Да святится имя Твоё”.

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе”.

Вопросы:

  1. В чём состоит в этой части произведения изобразительная задача автора?
  2. Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика?
  3. охарактеризуйте текст с точки зрения метафорического наполнения, образности, стилистических особенностей, ритмической организации, логичности и непротиворечивости мысли

3 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Ну хорошо… скажем – исключение… Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмём женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой главною в доме, дамой, самостоятельной… К тому же… физическая потребность материнства, и чтобы начать вить своё гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее… Во-вторых, чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня всё-таки останется на свете… нечто вроде иллюзии бессмертия. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться.

Вопросы:

  1. Каковы воззрения на любовь иных персонажей рассказа?
  2. Какие из выделенных выражений являются фразеологизмами?
  3. какие вопросы в тексте являются риторическими? В состоит их смысл?

4 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, - тема эта расцветает в волнующем, мастерски выписанном “Гранатовом браслете”. Стремясь воспеть красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть может, один из тысячи”, А.И. Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна “выпрямить”, окрылить его. Замкнутая в себе, эта любовь не обладает творческой, созидательной силой. Богатство души Желткова не оборачивается ли её бедностью?

Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: 1) тема востока; 2) монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассудности; 3) упоминание о том, что мать сестёр – англичанка вводит тему рассудочности в сфере чувств, власти разума над сердцем.

Вопросы:

  1. Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
  2. Согласны ли вы с такой расширительной трактовкой проблематики рассказа?
  3. Приведите дополнительные основания в поддержку или опровержение точек зрения, заявленных в тексте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна...

Презентация к уроку по творчеству А.И.Куприна ("Гранатовый браслет")

Презентация к уроку по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Урок по творчеству И. Бунина и А. Куприна

Тема урока: "Тема любви в творчестве И. Бунина и А. Куприна" Урок по педагогической технологии - проектное обучение....

Презентация "Исторический экскурс" к уроку по творчеству Куприна

Презентация для урока литературы к произведению "Штабс-капитан Рыбников"...

Презентация к уроку по творчеству А.И.Куприна

Биографические данные А.И.Куприна...

Презентация к уроку по творчеству Куприна " Гранатовый браслет"

Символика в произведение " Гранатовый браслет"...