Главные вкладки

    Урок по творчеству И. Бунина и А. Куприна
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Черкасова Наталья Дмитриевна

    Тема урока: "Тема любви в творчестве И. Бунина и А. Куприна" Урок по педагогической технологии - проектное обучение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_tvorchestvu_i._bunina_i_a._kuprina.docx19.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского края

    Урок по литература в 11 классе

    Тема урока: «Тема любви в творчестве А. Куприна и И. Бунина»

                         Разработала и провела: Черкасова Н.Д., учитель литературы вечерней школы

            

    Цель для учащихся: Зажглась жажда счастья……….

                                       Что осталось от крылатых надежд?

    Цели урока:

    Воспитательные: воспитать вдумчивого и внимательного читателя. Помочь осознать, что есть сила, преображающая всё – любовь.

    Обучающая: научить самостоятельно конструировать свои знания, кратко излагать свои мысли устно и письменно, систематизировать свои знания.

    Развивающая: развитие познавательных навыков учащихся, развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.  

    Оборудование: выставка книг по творчеству А. Куприна и И Бунина, 2 компьютера, презентации учащихся (опережающее задание), минимумы по произведениям Куприна и Бунина (1 минимум по А. Куприну – Герои повести «Олеся», Характеристики Ивана Тимофеевича и Олеся , 2 минимум – главные герои повести «Гранатовый браслет», Характеристики В.Л. Шеина, В.Н. Шеиной, Г.С. Желткова, 3 минимум – главные герои «Чистого понедельника , оформление доски (определение понятий – эссе, диссонанс, концепция).

    План работы:

    1. Исследование по проблеме  (Зажглась жажда счастья……….

                                                   Что осталось от крылатых надежд?.....). Работа по группам.

    1. Презентации по группам.
    2. Работа по тестам.

    Эпиграфы на доске:

    1. «Любовь – сонет любви на старом мавзолее

          Звучит бессмертной грустью обо мне…………….»  Б. Ахмадулина

    1. «Любовь – весенняя страна

    Ведь только в ней бывает счастье………»  Б. Ахмадулина

    1. «Как не грустно в этом непонятном мире

    Он всё же прекрасен………………….»      И. Бунин

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация.

    - Какие темы раскрываются в творчестве И. Бунина (тема любви, тема красоты и гармонии в мире, тема жизни и смерти, тема осмысления жизни)

    - Назовите темы в творчестве А. Куприна (тема любви, тема взаимоотношения человека и природы, тема искусства в преображённом мире)

    - Какая тема встречается и в творчестве И. Бунина и А. Куприна, она же является ведущей темой (тема любви)

    Прежде чем перейти  к самостоятельным работам-исследованиям, давайте вспомним о И. Бунине и А. Куприне (презентации учащихся – опережающее задание).

    1. Основная часть урока.

    Слово учителя: Сегодня мы рассмотрим тему любви в творчестве Куприна и Бунина. Тема любви – вечная, как само чувство её породившее, - одухотворяло искусство всех времён и народов.  В русской литературе ХХ века тема любви приобрела новое звучание, проникновение в диссонансы человеческой души. Целостную концепцию жизни определяли через постижения сущности любви.

    Объявляется цель   Зажглась жажда счастья……….

                                       Что осталось от крылатых надежд?

    Задание: Вы проведёте самостоятельное исследование данной проблемы по произведениям И. Бунина «Чистый понедельник», «Руся» и А. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся» (оформить мини-презентации)

    Презентация 1 группы:

    По исследованию творчества И. Бунина

    Учитель: Бунин наделял красотой любые страстные переживания. Любовь воспринимается как часть большого мира, и ему не преодолимой  и вечной, но всегда ощущаемой им как открытие. Что обозначает название «Чистый понедельник»?

    Презентация 2 группы по исследованию творчества А. Куприна.

    Учитель: Как вы понимаете последнюю фразу повести «Гранатовый браслет»? «Нет, нет, - он меня простил теперь. Всё хорошо» (под звуки Бетховина Соната №2)

    Один из героев повести «Гранатовый браслет» Аносов выражает мысли самого писателя о любви, о том, что она должна быть «величайшей тайной в мире! Никакие жизненные неудобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться», а если коснутся – намечается трагический финал.

    Вопросы на доске:

    Какое отношение вызывает у писателей А.Куприна  и  И. Бунина чувство любви? (любовь – это проявление жизни, любовь – это испытание, делающее личность сильнее, любовь –  тайна, загадка, которую невозможно постичь, но которая возвышает человека, делает бессмертным, любовь – трагедия величайшая тайна в мире)

    Что общего в раскрытии темы любви в творчестве И.Бунина и А. Куприна? (трагизм и т.д.)

    Вывод: обращаемся к эпиграфу. Какой из этих эпиграфов, на ваш взгляд, более точно соответствует теме? Почему?

    Домашнее задание: написать сочинение в жанре ЭССЭ «Любовь в творчестве И.Бунина и А. Куприна»

    Заключительное слово учителя:

     ЛЮБОВЬ. Именно её горение даёт высший расцвет индивидуальности. Более того, любовь спасает людей от одиночества и эгоизма, она важна «как перенесения всего нашего жизненного интереса и себя в другое как действительное и неразрывное соединение двух жизней в одну»  

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна

    Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна...

    Контрольная работа по творчеству А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.А. Блока, С.А. Есенина. 8 класс

    Литература 8 класс.Контрольная работа по творчеству  А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.А. Блока, С.А. Есенина. По программе Коровиной.Тестовая часть: знание текста изученных произвед...

    Контрольный тест по литературе для 11 класса «Творчество И.Бунина, А.Куприна, М.Горького»

    Прекрасный материал для проверки знаний учащихся 11 класса по творчеству И.Бунина, А.Куприна, М.Горького на 3 варианта. Данную работу рекомендуется проводить в конце 1 четверти. Ученикам предлагается ...

    Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

    Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...

    Самостоятельная работа по творчеству И.Бунина и А.Куприна

    Работа предназначена для 11 класса после изучения творчества данных писателей....

    Тесты по творчеству И.Бунина и А. Куприна

    Тестовые задания по произведениям Бунина и Куприна...

    Итоговый тест по творчеству И. Бунина и А. Куприна

    Итоговый тест по творчесту Куприна и Бунина проводится после изучения творчества двух писателей....