Внеклассное мероприятие: «Жизнь и творчество А. П. Чехова».
методическая разработка по литературе (7 класс)

Тихонова Ольга Викторовна

          Учитель призван воспитывать и развивать обучающихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет систематически следить за различными изданиями по воспитательной  работе,  постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, а всё это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.
          Обращение к пространственным искусствам позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся.
          На минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал должен быть разнообразным по форме и содержанию.
          Структура мультимедийной презентации должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_chehov.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Внеклассное мероприятие: «Жизнь и творчество А. П. Чехова».

Форма проведения: викторина.

Подготовила: Тихонова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы первой категории

Международная школа «Wunderpark»

2023 г.

Методический комментарий:
          Учитель призван воспитывать и развивать обучающихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет систематически следить за различными изданиями по воспитательной  работе,  постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, а всё это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.
          Обращение к пространственным искусствам позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся.
          На минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал должен быть разнообразным по форме и содержанию.
          Структура мультимедийной презентации должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся.

Личностные результаты: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно – историческим наследием России; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное.

  Метапредметные результаты: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу художественных произведений, умение высказывать и пояснять свою точку зрения; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

     Предметные результаты: формирование необходимого уровня читательской компетентности, выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями.

Оснащение мероприятия: компьютер, видеопроектор, презентация, конспект занятия, произведения Чехова.

Сценарий мероприятия:

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами об Антоне Павловиче Чехове.  (Слайд 1) Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его творчества в школьном курсе литературы оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость. Это художник, который пробуждает активность читателя, требует работы мысли и души. 

- А что вы знаете о жизни и творчестве Чехова?

(краткое выступление учащихся)

Слово учителя: - Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знакомы с творчеством этого замечательного писателя. А теперь я предлагаю вам поиграть в  викторину.  (Слайд 2)

- Вы должны разделиться на три команды.

- Готовы? Итак, начинаем.

- Правила викторины таковы: каждая команда выбирает любой из представленных на слайде вопросов. Они, как видите, имеют разное достоинство – 1, 2 и 3 балла, но чем дороже вопрос, тем он сложнее. На обдумывание дается 30 секунд, можно ответить досрочно. Если команда ответила неправильно, то право голоса переходит к двум другим командами. Начинаем с первой команды.

Вопросы и ответы:  

Слайд 3- Вопрос 1

Вопрос: Какие рассказы Чехова Вы знаете?

Ответ: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Пересолили», «Хирургия», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др

Слайд 4 – Вопрос 2

Вопрос: Годы жизни А. П. Чехова

Ответ: 1860-1904

Слайд 5 – Вопрос 3

Вопрос: Какие псевдонимы писателя Вы знаете?

Ответ: Известно более 50 псевдонимов Чехова: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезёнки, Рувер, Ан.Ч., Анче и др.

Слайд 6 – Вопрос 4

Вопрос: Назовите фамилию главного героя рассказа «Смерть чиновника»

Ответ:  Червяков

Слайд 7 – Вопрос 5

Вопрос: Какая «лошадиная» фамилия была у героя одноимённого рассказа?

Ответ: Овсов

Слайд 8 – Вопрос 6

Вопрос: Назовите художников, которые иллюстрировали произведения Чехова

Ответ: Кукриниксы, Алимов, Пинкисевич, Дубинский, Родионов…

Слайд 9 – Вопрос 7

Вопрос: Кем по образованию был А.П.Чехов?

Ответ: Врач

Слайд 10 – Вопрос 8

Вопрос: Какими чертами характера обладал Чехов?

Ответ: Жизнерадостный по природе, одарённый редкой наблюдательностью, отменным остроумием.

Слайд 11 – Вопрос 9

Вопрос: В каком городе родился А.П.Чехов?

Ответ: Таганрог

Слайд 12 – Вопрос 10

Вопрос: В каких сатирических журналах работал?

Ответ: «Будильник», «Осколки», «Стрекоза»

Слайд 13 – Вопрос 11

Вопрос: Кто был одним из самых близких друзей из русских писателей?

Ответ: Лев Николаевич Толстой

Слайд 14 – Вопрос 12

Вопрос: Сколько детей было в семье Чехова и кем они стали по профессии?

Ответ: 5 детей

 Чехов Александр Павлович руководил первыми литературными опытами Чехова;

Чехов Николай Павлович – талантливый художник;

Чехов Иван Павлович – учитель;

Чехова Мария Павловна -  преподавательница истории и географии;

Чехов Михаил Павлович – писатель, служил начальником казённой палаты

Слайд 15 – Вопрос 13

Вопрос: Как называется имение, которое он приобрёл?

Ответ: Мелихово

Слайд 16 – Вопрос 14

Вопрос: Из какого произведения отрывок: «…Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны.»

Ответ: «Лошадиная фамилия»

Слайд 17 – Вопрос 15

Вопрос: Алёхин – главный герой какого произведения?

Ответ: «О любви»

Слайд 18 – Вопрос 16

Вопрос: Какие произведения входят в «маленькую трилогию»?

Ответ: О Любви, Человек в футляре, Крыжовник

Слайд 19 – Вопрос 17

Вопрос: Героям каких произведений установлены памятники?

Ответ: «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Каштанка»…

Слайд 20 – Вопрос 18

Вопрос: Где установлены памятники Чехову?

Ответ: Таганрог, Серпухов, Томск, Ялта, Звенигород, Истра, Красноярск…

Вывод: Чехов-писатель всесторонне, последовательно и объективно, без каких бы то ни было иллюзий изучал жизнь и фиксировал “историю болезни” окружающего его общества. Чехов пишет о тех, кто засорял жизнь не только в его время, кто приспосабливался, кто хотел показаться деловым и благородно целеустремленным. С такими людьми мы сталкиваемся ежедневно. Нам даже кажется, что где-то рядом стоит Чехов и описывает нашу жизнь. Настолько он современен. Его произведения – это сатира на нас, на людей сегодняшнего дня. Чехов, как писатель, как человек, как творческая личность, актуален, ибо вся его жизнь – это вечная борьба за человека в человеке и нежелание быть рабом, каторжником собственной жизни. Чехов исцелял и продолжает исцелять сегодня своими произведениями и своей жизнью. Перед нами человек, которым двигает одна цель, - помочь людям.

Список используемой литературы:

   Бердников Г.П., Чехов. М., 1978

   Ермилов В.В. А.П. Чехов. - М., 1953

Чуковский К., О Чехове. М., 1971

Юшманова Н.Е. А.П. Чехов: уроки нравственности. - М., 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Жизнь и творчество Кайсына Кулиева"

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству Кайсына Кулиева....

Внеклассное мероприятие "Жизнь и творчество А.С.Пушкина".

Форма мероприятия - викторина для учащихся 9 - 11-ых классов....

Внеклассное мероприятие "Жизнь и творчества писателя, заслуженного учителя и общественного деятеля Ожева Аскарбия Рамазановича"

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-11 классов  на родном (адыгейском) языке о жизни и творчестве бывшего   учителя МБОУ "СОШ №9"          а. ...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие  носит не только познавател...