Урок литературы в 6 классе по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Хадаханова Инна Владимировна

Урок литературы в 6 классе по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок". Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.Также на уроке прослеживалось формирование функциональной грамотности учащихся, а именно читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Тема урока: «Прекрасное вокруг нас» (по сказке – были А.Платонова «Неизвестный цветок»)

Тип урока: урок первичного предъявления  новых знаний и способов учебных действий

Цель урока:

Образовательная:способствовать формированию представлений о А. П. Платонове как о писателе, авторе сказки-были «Необычный цветок», в которой рассматриваются взаимоотношения человека и природы.

Развивающая: научить добывать необходимую информацию, анализировать представленный материал, развивать интеллектуальные навыки учащихся.

Воспитательная: содействовать воспитанию гуманного отношения к человеку и природе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое «быль», «сказка», уметь определять  жанровые черты.

Личностные: оценивать свои и чужие поступки; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспитание интереса к чтению.

Метапредметные:

Регулятивные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; находить необходимую информацию в тексте, оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая.

Методические приемы: слово учителя, метод чтения с остановками, чтение по ролям, словарная работа, работа над текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).

Оборудование урока: учебники литературы 6 кл. под редакцией В.Я Коровиной, мультимедийная презентация, тетради учащихся.

Ход урока

Этап урока

Действия педагога

Действия обучающегося

УУД

1.Организационный

Приветствует учащихся. Проверяет

готовность к уроку

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку

Л.: Организовывать себя на предстоящую работу.

Мотивационный

Сообщение темы урока

Постановка целей урока

Мы с вами закончили знакомство с творчеством  А. Грина, и сегодня нам предстоит знакомство с еще одним  писателем 20 века.

- О ком, о чьем произведении будем говорить на уроке?

- Всё верно. Запишите тему сегодняшнего урока (Слайд2)

Давайте поставим перед собой цели, которые нам необходимо будет достичь в ходе урока.

На слайде портрет писателя Платонова.(слайд 1)

Отвечают на вопрос учителя; записывают в тетрадь Ф.И.О. писателя и название произведения

Озвучивают цели урока:

1. Вспомнить биографию А.П. Платонова, узнать новые факты.

2. Прочитать произведение Платонова «Неизвестный цветок».

3. Определить основную идею произведения.

4. Дать характеристику героям произведения А. Платонова (слайд2)

Р.: Формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2. Проверка домашнего задания

Вам предложено было дома познакомиться с биографией А. Платонова.

Посмотрите на портрет А. Платонова: (Слайд3)

 немолодой человек с приятным мужественным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он многое видел, пережил. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы.

Давайте вспомним основные этапы жизни этого писателя.  (слайд 4)

Уч-ся рассказывают об основных этапах жизни Платонова

Л.: проявлять интерес к изучаемому материалу;

Р.: удерживать цель деятельности; оценивать уровень владения материалом.

П.: воспроизводить по памяти информацию; дополнять рассказ.

К.: составлять монологическое высказывание, осуществлять пересказ.

3. Актуализация знаний

- Соприкасаясь с творчеством А. Платонова, с его философией жизни, человек сам начинает философствовать, т. е. размышлять, думать о прочитанном. Именно это мы и попытаемся сделать сегодня на уроке – поразмышлять над произведением Платонова.

Давайте откроем учебники (стр.53) и прочитаем название произведения А.П. Платонова, которое мы с вами сегодня будем читать и разбирать.

 - Как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

- Каким вы представили цветок? Выскажите свои предположения.

- Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный».

 -  Какие цветы мы называем неизвестными?

Работа с учебником.

Рассуждают, доказывают свою точку зрения

Отвечают на вопрос учителя.

(Неведомый, незнакомый)

Те, о которых не знают, которые никто не видит

Л.: мотивировать себя на деятельность; выражать свое отношение к изучаемой теме.

Р.: удерживать цель деятельности; решать задачу и оценивать уровень ее решения.

П.:выявлять особенности; анализировать; устанавливать причинно-следственные связи;

К.: составлять монологическое высказывание;

умение выслушать собеседника.

4. Усвоение новых знаний

Физминутка

Произведение «Неизвестный цветок» было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, (Слайд 5) которая потом посвятит свою жизнь памяти отца.

- Обратите внимание на жанр этого произведения: сказка-быль. Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.

Итак, давайте познакомимся с произведением Платонова. Читать мы будем с остановками, чтобы порассуждать над тем, что прочли.

Чтение текста с остановками

Чтение 1 и 2 абзацев. (слайд 6)

 - Как мы назовем первый пункт плана?

1. Как появился цветок на пустыре?

Работа со словом

(3-6 абзацы читает ученик) (слайд 7)

 - Как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях?

2. Чем питался цветок, выросший в бесплодной почве? Почему листья цветка были разноцветными?

Что является главным для неизвестного цветка?

- Благодаря чему он выжил?

- Прочитайте, что делал цветок, чтобы не жить печально?

Итак, подведем итог прочитанному отрывку текста:

Цветок появился случайно, нечаянно

Жизнь его складывается тяжело. Но он очень хотел жить.

 - Какое настроение рождает у вас прочитанный фрагмент?

И труды цветка не пропали даром. Как озаглавите второй пункт плана? (Трудная жизнь цветка)

Чтение 7 абзаца: (слайд8)

- Как был вознагражден цветок за его каторжный труд и терпение?

- Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор?

- Прочитаем описание цветка.

 -Какой глагол использует автор для характеристики   настоящего цветка?

- Считает ли цветок себя звездой?

А какое настроение несет этот отрывок?

 - А сейчас прочитаем эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок мы прочтем по ролям.

Чтение по ролям.(слайд 9)

 - Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?

  - Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?

Чтение отрывка «На другой день..»(слайд 10)

- Какое решение приняли дети, увидевэтот цветок?

 - Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?

- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?

-  Как земля отблагодарила ребят?

Чтение финала сказки: 2 последних абзаца.(слайд 11)

– Отчего девочке, увидевшей пустырь, заросший травами и цветами, все-таки стало грустно?

- В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь не зря? Почему?  

- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала.

- Какой цветок вырос на месте прежнего цветка?

Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели). Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают).

Цветок вырастил большие листья (руки в стороны)

Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. (руки вверх)

Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья к земле, увлажняя почву. (руки вниз)

 Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка.(Руки вверх и трясем кистями)

Изображаем радость – дарим всем свои улыбки.  Садитесь.

Читают текст, обсуждают;

составляют план рассказа, записывают его в тетради.

План

  1. Рождение цветка на пустыре.
  2. Трудная жизнь цветка.
  3. Встреча Даши с цветком.
  4. Пионеры удобрили землю.
  5. Неузнаваемый пустырь.

Ответы учащихся.

Составляют в тетрадях простой план развития сюжета

(«Однажды упало из ветра семечко, выпустило корешки в камень и глину и стало расти».)

Словарная работа

Пустырь – незастроенное, запущенное место без жилья.

Томиться - мучиться.

Тучная земля -  плодородная.

Превозмогать – пересиливать.

(Жизнь).

«Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть».

Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)

Чувство грусти

Настоящим цветком. Автор сравнивает цветок со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи

- Светился.

- Нет, таким его видит автор, таким, напоминающим звезду, он кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.

Радостное.

Читают по ролям диалог цветка и Даши.

Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.

Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни.

Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде»

Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота.

На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.

«…нету прежнего цветка».

Выполняют упражнение

Л.: проявлять интерес; различать понятия; выражать положительное отношение к учению.

Р.: удерживать цель деятельности; планировать работу, ставя цели.

П.: выявлять особенности; анализировать материал; выделять общее и частное; устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

К.: воспринимать текст; находить информацию; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному.

  1. Закрепление изученного материала.

Работа в группах(слайд 12)-общий слайд

1 группа «Цветок» (слайд 13 – проверка)

  • Исследуйте описание цветка и определите,что в описании цветка – от были, а что сказочное?
  • Какие эпитеты автор использует для описания цветка?
  • Какое сравнение помогает понять красоту цветка?  

2 группа «Даша и цветок»(слайд 14 – проверка)

Заполните таблицу, сравнивая Дашу и цветок по критериям:  какой? что делает? зачем?

  • Почему Даша оказалась около пустыря?
  •  В каком она была настроении?- Почему?
  • Что общего было у Даши и цветка?
  • Какие душевные качества характера Даши проявились?

3 группа «Автор»

  • Почему автор сравнивает цветок с героем?
  • Определить отношение рассказчика к цветку.
  • Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; слова-эпитеты.

Работают в группах,

анализируют текст произведения, находят ответы на вопросы, коллективно обсуждают их, строят устное высказывание

Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.

цветок

критерии

Даша

Необычный,

стойкий, терпеливый

какой?

Одинокая, добрая, заботливая, внимательная

страдает, живет, борется, трудится

что делает?

удивляется, жалеет, сочувствует, целует, помогает

жить, дать жизнь своему сыну-цветку

зачем?

улучшить жизнь

Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником.

Эпитеты: мертвая глина, доброй земле, тихий запах, живой, терпеливый цветок

Л:выражать собственные чувства и мысли; правильно понимать задания, справляться с ними.

Р.:удерживать цель деятельности, при выполнении работы; оценивать уровень выполнения задания.

П.:воспроизводить информацию; устанавливать

причинно-следственные связи.

К.: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

6. Итог занятия.

Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Слайд 15

- Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? Как надо жить, по мнению А. Платонова?

Выставление и комментирование оценок за урок.

Отвечают на вопросы.

Он открыл формулу счастья: чтобы быть счастливым человеком, надо увидеть вокруг себя прекрасное. Прекрасное даже в обычном.

Оценивают свою работу на уроке.

Л.: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения

Р.: анализировать собственную работу; оценивать уровень владения материалом.

П.: анализируют результаты работы.

8. Рефлексия деятельности

 - Понравился ли вам урок? Почему?Слайд 16

  - Ребята, чему вы научились у цветка?Как надо относиться к природе? Заполните лепестки цветка, который мы с вами сегодня на уроке вырастили.

Положите руку на свое сердце. Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный  А.П. Платоновым

Оценивают свои чувства, настроение, эмоции.

Доброте, милосердию, гуманизму, сочувствию, состраданию, помощи, заботе, любви, терпению, целеустремленности, трудолюбию….

Прикрепляют магнитами лепестки цветка на доску.

Л.: выражать собственные чувства и мысли; правильно понимать себя; проявлять интерес; осуществлять самооценку.

Р.: осуществлять рефлексию; оценивать уровень собственной деятельности.

П.: выявлять особенности своего состояния.

К.: анализировать свою деятельность; выявлять существенное в собственной работе

9 .Домашнее задание

Задает домашнее задание, комментирует.Творческое задание стр. 58-59 (на выбор: или 1, или 2 задание).(Слайд 17)

Записывают домашнее задание.

Л.: проявлять интерес к учебной деятельности.

Р.: делать выбор, нести ответственность за него.

П.: анализировать текст.

К.: расширять объем информации.

Приложение: карточки для групповой работы.

1 группа «Цветок»

  • Исследуйте описание цветка и определите, что в описании цветка – от были, а что сказочное?
  • Какие эпитеты автор использует для описания цветка?
  • Какое сравнение помогает понять красоту цветка?  

2 группа «Даша и цветок»

цветок

критерии

Даша

какой?

что делает?

зачем?

3 группа «Автор»

  • Почему автор сравнивает цветок с героем?
  • Определить отношение рассказчика к цветку.

Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; слова-эпитеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне..." презентация к уроку литературы 5 класс

Презентация к уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне и семи богатырях"...

урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок" в 6 классе...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"

Учащиеся  на уроке  развивали  навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли  анализ сказки в виде «...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...