Изучение литературных произведений в их жанрово-родовой специфике
материал по литературе

Изучение художественных произведений  происходит с учетом их родовой и жанровой специфики, поэтому важно обращаться к теории анализа литературных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение литературных произведений в их жанрово-родовой специфике

Изучение лирики

Изучение эпических произведений

Изучение драматических                         произведений

Главные особенности литературного  рода

– Изображение характера в отдельном  проявлении, конкретном переживании; субъективированность этого изображения, индивидуализация его.

– Изображение внутреннего мира героя.

– Отсутствие развёрнутого сюжета, системы персонажей в том виде, в котором они характерны для эпоса и драмы.

– Присутствие условного образа поэта – лирического героя, выражающего своё настроение, мысли.

– Жизненные ситуации отодвигаются на второй план переживаниями героя.

–  Художественно организованная в целостную выразительную систему языка стихотворная речь.

– Объемные произведения, в основе анализ эпизода.

– Повествование о героях и событиях, их поведении, взаимоотношениях с другими героями, переживаниях и др., их изображение.

– Особую роль играет автор - повествователь или рассказчик.

– Эпический сюжет – цепь событий и их развитие, о которых нам повествует автор.

– Концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа.

– Показывает героя в действии.

– Описания, кроме тех, которые содержатся в ремарках и словах персонажей – отсутствуют.

– Отсутствие повествования.

–  Последовательность событий воссоздаётся на основе реплик, монологов, диалогов действующих лиц, ремарок автора.

–Авторская позиция скрыта.

– Предназначенность драмы для актёрского исполнения.

–  Разделение монологов и диалогов действующих лиц на сценические эпизоды — акты и сцены.

Основные трудности, возникающие при изучении произведений этого рода

–  На уроках лирики особенно важно соединить логическое и эмоциональное начала.

– Трудности в толковании лирических текстов.

–  Осознание не только конкретного, но и общечеловеческого в лирике.

–  Проблема отбора текста для классного анализа, интерпретации при изучении больших по объёму произведений.

–  Основным недостатком восприятия эпических произведений (особенно после их самостоятельного чтения) оказывается отсутствие целостности.

– Трудность в выявлении авторской позиции, т. к. автор прямо не высказывает свою точку зрения, не вмешивается в ход  событий, не объясняет отношения к происходящему.

– Учащиеся не учитывают  все особенности драматических произведений, читая их поверхностно.

Ведущие приемы, характерные для изучения данного рода литературы

–  Прежде всего необходимо подготовить учащихся к восприятию лирических произведений, создать эмоциональный настрой с помощью экскурсий на природу, прослушивания музыкальных произведений, просмотр репродукций картин и др.  затем следует первичное восприятие стихотворения в исполнении заранее подготовленного ученика или учителя. Обязательно необходимо выявить впечатление школьников от услышанного.

– Обучение выразительному чтению.

–  Анализ лирического текста:

а). анализ словесной ткани произведения;

б). сопоставление разных редакций поэтического текста;

в). сопоставление произведений разных авторов или разных произведений одного писателя, которые перекликаются по каким-то параметрам (написаны в одну эпоху, одинаковая проблематика и др.).

  •  

–  Обучение различным видам пересказа текста (сжатый, близкий к тексту,  выборочный и др.).

–  Составление плана прочитанного текста.

–  Анализ всего произведения или его части (эпизода, главы и др.).

– Выразительное чтение.

– Комментированное чтение.

– Выразительное  и комментированное чтение.

–  Подготовленное чтение по ролям, инсценирование.

– Беседа о сценической истории пьесы.  

–  Анализ событий и характеров.

– Просмотр спектакля и обдумывание режиссёрского замысла.

Источники:

1).  Исаева, Е.В. Урок литературы в современной школе. Теория и практика анализа литературного произведения : учебное пособие – Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2005.

http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=272122

Гл. «Изучение художественных произведений в их родовой специфике».

2). Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе : [учеб.для студ. высш. учеб. заведений] - М. : Академия, 2008.  -  гл.VI «Чтение и изучениехудожественных произведений в их родовой специфике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ

Дифференциация обучения является в настоящее вре­мя одним из ключевых направ­лений обновления школы.  Перспективы введения про­фильного обучения на старшей ступени школы особенно актуа­лизировали...

Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида

В статье рассказывается о системе  работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Обучение читательской деятельности» (V – IХ классы). – Герменевтический анализ педагогической ситуации изучения литературных произведений.

Любое художественное произведение является продуктом речевой деятельности писателя – это его мысли, идеи, высказанные в форме текста, и, следовательно, оно может выступать в функции средства коммуника...

"Социологический метод в изучении литературных произведений"

Цель исследования: выявить,  насколько современные герои отличаются от героев художественной литературы прошлых веков? Каковы взаимоотношения людей? Почему в 21 веке стала актуальна борьба с нарк...

Изучение литературных произведений в их родовой специфике

Тема "Изучение литературных произведений в их родовой специфике" с приложением конспекта урока "В.М.Шукшин. "Дядя Ермолай". Образ реального человека. Смысл жизни и назначение человека. Открытый финал"...

Творческая проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературного произведения.

В статье приведены формы проектной деятельности на уроках литературы....