Итоговое сочинение в 11 классе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Ирина Юрьевна Козлова

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?  6 вариантов эссе

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?  

Пример № 1 итогового сочинения по литературе

В современном мире с каждый днем становится все больше различных технических открытий. Каждое из них влияет по-своему как на отдельную личность, так и на всех людей в целом. Я считаю, что технические открытия могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на человека. С одной стороны, технические открытия приносят пользу: упрощают жизнь людей и помогают сэкономить время, позволяют меньше задумываться о бытовых вещах, у человека появляется все больше возможностей. С другой стороны, новые технические устройства, если ими пользоваться чрезмерно, приводят к тому, что люди привыкают к комфорту, теряют навыки и утрачивают связь с другими людьми. Конечно, во многом то, какое влияние окажут новые устройства на человека, зависит от самого человека, от того, какие цели он преследует и какими знаниями обладает. Технологии в руках людей, которые не могут разумно воспользоваться новыми возможностями, могут навредить этим людям. Дети с их неокрепшими и подвижными умами особенно часто оказываются не готовы к тому, чтобы правильно, осознанно пользоваться технологиями. Получая удовольствие от гаджетов, дети могут потерять интерес к развитию: учебе, творчеству, общению с другими людьми.

Рассуждая о влиянии технологий на современных людей, не могу не привести в качестве примера героев произведения Р.Брэдбери «Вельд». Герои этого произведения пытались выразить любовь к детям в удовлетворении всех их прихотей. Семья Хедли жила в полностью автоматизированном доме, который делал за них все обыденные действия, к которым привыкли люди: завязывал шнурки, чистил зубы, готовил еду. Дети — Питер и Венди — привыкли к такому образу жизни и больше не хотели что-то делать сами. Самым любимым местом детей была их технически оборудованная детская комната, которая могла воплощать любую фантазию в действительность. Комната реализовала все желания детей, поэтому они утратили интерес к реальной жизни, к творчеству, учебе, даже родителям: сын, например, избегал даже зрительного контакта с отцом и матерью. Детская заменила детям родителей, она даже была удобнее отца и матери: ведь она позволяла им всё в отличие от них, которые то и дело запрещали что-то. Когда родители приняли окончательное и бесповоротное решение уехать из умного дома на время, чтобы восстановить семью, дети восстали и убили родителей, чтобы те не лишили их возможности играть с любимой игрушкой. Это произведение наводит на мысль о том, что дети, «воспитанные» техническими устройствами, становятся злыми и жестокими. Привыкшие получать только удовольствие, наслаждение, живущие за счёт родителей в доме, который делает всё, вплоть до зашнуровывания ботинок, Питер и Венди потеряли нравственные ориентиры. Дети боялись отключения комнаты, так как это подразумевало возвращение в реальный мир, где придется заново учиться общаться с родителями, самостоятельно переживать взлёты и падения. Это говорит о том, что дети из-за пагубного влияния технологий на них, вероятно, навсегда останутся инфантильными потребителями.

Итак, нельзя точно предугадать, как технологии изменят человека: в лучшую или худшую сторону, всё зависит от того, насколько разумно люди будут использовать новейшие устройства и открытия. Самое главное, чтобы общество в погоне за комфортом и передовыми открытиями не потеряло свое человеческое лицо.

Пример №2 итогового сочинения  

Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.

Роман В. Пелевина «Искусство легких касаний» делится на три части. Одна из них, одноименная заглавию книги, имитирует литературный журнал, где печатается рецензия одного либерального автора на произведение эксцентричного историка Константина Голгофского. По мнению Голгофского, существуют определенные кодовые слова, с помощью которых можно изменить мировоззрение целых народов и ход истории. Автор книги рассказывает о том, как русские хакеры через «Твиттер» распространяют в США толерантность, доходящую до абсурда. Голгофский отрицательно высказывается о толерантности в принципе, а автор рецензии – об историке. Произведение В. Пелевина превращается в сплошную постиронию и гротеск. И если позицию писателя выявить достаточно сложно (скорее всего, его веселят обе крайности), то понятно одно – такое современное изобретение, как социальные сети, влияет на общественное мнение. Из соцсетей человек получает информацию, а также интерпретацию этого события. Политические и общественные силы борются за влияние на людей как раз с помощью соцсетей. И задача каждого из нас – критически оценивать все, что он видит в интернете. Это изобретение заставляет людей меняться — становиться более сознательными и самостоятельными в выборе мнения.

Роман Т. Толстой «Кысь» тоже можно назвать сатирической антиутопией о технологиях и их влиянии на мир. В нем рассказывается о том, что на планете произошел «Взрыв в двадцатом веке», после которого цивилизация разрушилась, люди стали мутировать и практически превращаться в монстров, у которых утратились все ценности. Жители боятся книг, не знают половины слов, не помнят стихов. Главный герой, Бенедикт, по случайности начинает читать книги, пытается бороться за культуру. Однако и он не понимает ее смысла, поэтому сам оказывается ничем не лучше тех, с кем борется. Люди похожи на животных, ими легко управляют Наибольшие Мурзы. В конце Бенедикт и его тесть совершили революцию, однако ничего не изменилось: не появилось правды, справедливости и гуманизма. Этот роман – предупреждение. Во-первых, Т. Толстая говорит о том, что нельзя допускать таких катастроф (а они связаны именно с технологическими открытиями, ведь произошел Взрыв некоего оружия), которые делают людей мутантами — физическими и нравственными. Во-вторых, автор говорит и о такой незаметной катастрофе, как потеря культуры и нравственных ориентиров.

В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.

Пример №3 итогового сочинения

Технические открытия – это достижения науки и техники, основные на новых технологиях, позволяющих всё делать намного быстрее и лучше. Эти приобретения цивилизации очень сильно влияют на жизнь человека. И в большей степени отражаются на развитии современной молодёжи. Ведь у них ещё нет сформировавшегося взгляда на жизнь, и они больше всего подвержены воздействию технологий.

Продукты высоких технологий могут отрицательно повлиять на развитие подростка как личности. В результате многое для них становится безразлично. Это можно увидеть в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Знакомая главного героя — молодая девушка Кларисса — боится своих сверстников. Она не ходит в школу, потому что ученики там никогда не задают вопросов, и это её пугает. Подростки больше помешаны на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Из-за беспорядков сверстники Клариссы убивают друг друга. В один год были застрелены 6 подростков, 10 умерло в автокатастрофах. Рей Бредбери в своем романе заглянул в будущее и предсказал, что с развитием технических открытий станут меняться приоритеты в жизни подростков, и это очень сильно повлияет на их последующую судьбу: подростки будут более уязвимыми, что может привести к трагедии, разрушению духовных основ.

Также чрезмерное увлечение продуктами технических открытий может лишить современное поколение возможности человеческого общения, что приводит к жестокости с их стороны, когда взаимодействие с гаджетами становится важнее, нежели живой человек. И они будут готовы на всё, чтобы ни за что на свете не лишиться механической игрушки, к которой они привязались. Эту ситуацию описывает Рэй Брэдбери в рассказе «Вельд». В книге автор повествует о детях, которым «живая» комната заменила родителей. Заметив это, отец и мать решили отключить их любимую комнату. Дети этого не хотели и, заманив родителей в ловушку, убили их. Это произведение показывает нам, что дети, «воспитанные» технологиями, становятся злыми и жестокими, нежели те, которые знают, что такое родительская любовь.

В заключение хочется сделать вывод, что технические открытия могут отрицательно повлиять на современно поколение, поменять жизнь подростка не в лучшую сторону. И надо не допустить, чтобы технические открытия полностью заменили современному поколению живых людей.

Пример №4 итогового сочинения  

Польза научных открытий для современного поколения не оставляет никаких сомнений: все блага, которыми пользуется сегодня каждый из нас, созданы благодаря техническому прогрессу. Тысячи предприятий непрерывно работают для того, чтобы население было обеспечено продовольствием, одеждой, бытовой техникой, предметами роскоши, лекарствами и всем необходимым, что имеет человек на сегодняшний день. Благодаря скачку в области инноваций, люди, наконец, получили стабильность и уверенность в завтрашнем дне, увеличении продолжительности жизни. Однако, при всем очевидном благополучии, нельзя сказать, что научные открытия влияют на современное поколение исключительно с положительной стороны. Это подтверждает как опыт самих людей, так и примеры из художественной литературы.

В произведении В.П. Астафьева, рассказе «Людочка» представлен характерный пример влияния научных открытий на современную жизнь. С одной стороны, мы видим типичный, вполне благополучный провинциальный город. В этом городе есть предприятия, рабочие места, неплохие условия для жизни. Никто не добирается на работу пешком, для этого есть трамваи и автобусы. Люди работают, получают доход, приобретают все необходимое, посещают парикмахерские, магазины, кинотеатры, ездят на автомобилях. Главная героиня, Людочка, переезжает из села в город, чтобы найти здесь работу и обрести желаемое благополучие. Однако, с другой стороны, мы видим, что этот город пострадал от экологической катастрофы. Рабочие выкопали канаву, проходящую через парк, проложили производственную трубу, но, «как водится», халатно забыли ее закопать. Эта труба стала токсичным, ядовитым источником смрадных промышленных отходов. Автор подчеркивает, что подобное явление – довольно обыденное и распространено повсеместно. Руководство современных производственных предприятий часто ставит в приоритет лишь прибыль заводов, мало заботясь о последствиях, которые происходят вследствие огромного количества токсичных выбросов этих предприятий. Таким образом, можно сказать, что научные открытия и развитое производство как положительно, так и негативно влияют на современное поколение, состояние окружающей среды и здоровье населения в целом.

В другом произведении, документальной книге В. Губарева «Страсти по Чернобылю» автор повествует о глобальной мировой катастрофе – аварии на Чернобыльской АЭС. Журналист и публицист представляет официальные источники, описывающие невероятный масштаб трагедии. Безусловно, с одной стороны, здесь преимущество научных открытий очевидно: создание атомных электрических станций привело человечество к более рентабельной выработке топлива, поскольку доставка угля из Сибири слишком дорога. Но, с другой стороны, такие научные открытия смогли привести человечество к огромному риску: случившийся взрыв унес тысячи человеческих жизней. Огромная бетонная плита, служившая крышкой радиатора, легко отлетела и выпустила в воздух тысячи радиактивных, смертельных для жизни человека, веществ. В итоге, все это стало причиной мгновенной смерти работников атомной электростанции, а также привело к гибели местное население, зараженное лучевой болезнью. Таким образом, научные открытия весьма негативно повлияли на последующее поколение, трудно сказать, сколько искалеченных судеб принесла эта катастрофа.

Таким образом, можно сказать, что влияние научных открытий на современное поколение неоднозначно. С одной стороны, очевидны безусловные преимущества, но, с другой стороны, нередко происходят случаи, приносящие огромный вред для здоровья и жизни человека.

Пример №5 итогового сочинения  

В наши дни уже сложно представить себе жизнь без персональных компьютеров, смартфонов, дистанционного общения, удаленного доступа к информации и прочих наших «помощников», упростивших человеческое существование. В развитых странах человеку доступен комфорт, который не могли и вообразить себе наши предки. Он дает нам время подходить к жизни более осознанно, задаваясь важными вопросами, в том числе: как на людей нашего времени влияют новейшие технологические достижения? Каково наше будущее? Свое мнение по этим вопросам выражали в своих произведениях и отечественные писатели.

Тему социальных сетей и их влияния на общество поднимает Виктор Пелевин в своем романе «Искусство легких касаний». В одной из частей книги (всего их насчитывается три), заглавие которой дублирует название всего текста, автор приводит рецензию (конечно, самим Пелевиным написанную) на текст историка К. Голгофского. В его работах фигурирует теория, согласно которой некоторые специальные слова и выражения имеют огромную власть над обществом и способны влиять на мнение масс. В частности, пишет Голгофский, подобным методом российские хакеры в соцсетях программируют граждан США на гротескную толерантность. На страницах романа разворачивается спор Голгофского, не признающего толерантность как таковую, и его оппонента, не признающего идеи историка. Авторскую позицию по отношению к этим героям вычленить достаточно сложно из-за обилия гротеска и постиронии: можно сказать, что писатель высмеивает их обоих. Тем не менее позиция Пелевина относительно соцсетей однозначна: он признает за ними большую власть над нами, так как человек получает из них не только факты, но и «правильный» взгляд на них, интерпретацию. Поэтому необходимо обдумывать приходящую информацию, а не слепо верить всему, что пишут.

В антиутопии Татьяны Толстой «Кысь» сатирически показан мир, уничтоженный технологическим прогрессом: после страшного взрыва цивилизация перестала существовать, исчезли государства и привычный нам уклад жизни, произошли телесные мутации и погибла культура. Так что главный герой Бенедикт, начавший читать сохранившиеся книги, становится изгоем, поскольку книги внушают страх. Но даже его попытки бороться за восстановление культуры ни к чему не приводят: во-первых, он сам не до конца владеет необходимыми для чтения книг смыслами, во-вторых, его революция не приносит людям культурного отношения друг к другу. Изображая этот страшный сценарий возможного будущего, Толстая предупреждает как о катастрофе военно-технологической, способной уничтожить общество физически, так и о катастрофе духовной – уничтожении не физических объектов, а культуры.

Эпоха XXI века задает высокий темп жизни для человека: ускоряется как частное существование каждого конкретного индивида, так и развитие технологий. Такое положение требует от нас быть ответственными, чтобы не потерять достигнутого за всю историю цивилизации. И главное – помнить о нравственных и духовных ориентирах, ведь именно они делают нас людьми.

Пример №6 итогового сочинения  

Технический прогресс — это развитие науки и техники. Научные открытия, современные технологии приносят в нашу жизнь то, о чем предыдущие поколения могли только мечтать. Но всегда ли эти достижения несут благо людям, или они могут быть опасны? Куда ведёт нас технический прогресс?

С одной стороны, достижения технического прогресса упрощают жизнь, расширяют возможности человека. Так, современный писатель Б. Екимов в рассказе «Говори, мама, говори» повествует о том, как современные технологии, а именно сотовая связь, помогают пожилым людям скрасить одиночество, а молодому поколению проявить заботу о них. Главная героиня произведения — бабка Катерина. Она маленькая, «иссохшая, горбатенькая от возраста, но ещё проворная старушка». Всю жизнь она трудилась в колхозе не покладая рук, хозяйство держала немалое, детей вырастила хороших. А теперь живет одна. Дети повзрослели и разъехались давно. Дочь Катерины, чувствуя ответственность за мать, покупает ей мобильный телефон. Теперь есть возможность позвонить матери, узнать о её здоровье, насущных проблемах да и просто услышать голос родного человека. А как Катерина рада «мобиле»: «Нажал кнопку, и враз — Мария. Другую нажал — Коля. Кому хочешь жалься». Дочь Катерины звонит каждое утро, но разговаривает по-деловому: четко, быстро. Она экономит и своё время, и трафик. Матери же необходимо поведать о своей стариковской жизни и проявить заботу о дочери: посоветовать одеться потеплее и беречь себя. Старушка дивилась современному изобретению. Раньше в конторе хутора стоял другой телефон с проводами, большой трубкой, и по нему можно было долго говорить. «А тут не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уже потухла». Финал рассказа оптимистичен: дочь осознает, что каждый телефонный звонок матери может оказаться последним, и звонит ей, чтобы сказать главную, ожидаемую старушкой фразу: «Говори, мама, говори». В этом рассказе Б. Екимов не только поднимает проблему одинокой старости, но и предлагает практический выход в решении данного вопроса. С помощью современных технологий взрослые дети могут в любое время позвонить своим престарелым родителям.

С другой стороны, технический прогресс может привести к катастрофическим последствиям. Так, в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Вельд» повествуется о жизни семьи. Взрослые приобрели современный дом, который за них выполняет всю работу: и готовит еду, и чистит обувь, и даже заботится о детях. Однажды взрослые понимают, что они не нужны своим детям. Родители, не принимающие участие в жизни детей, потеряли с ними связь. Приглашенный в дом психолог убеждает Джорджи и Лидию Хедли срочно покинуть дом. Но дети не хотят расставаться со своей любимой комнатой. Почему? Потому что она заменила им близких и родных людей. Заманив родителей в комнату, дети с помощью своей фантазии убивают их. Так современный дом привел к трагедии: к смерти родителей.

Таким образом, технический прогресс может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Но только от человека зависит, какими они будут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Подготовка к итоговому сочинению. 11 класс.

Материал для консультации при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"....

Итоговое сочинение 11 класс. Виды вступлений

Готовимся к итоговому сочинению в 11 классе по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Виды вступлений.Сочинение по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Виды вступлений....

Подготовка к итоговому сочинению 11 класс. Направление "Путь".

Данная презентация может быть использована на уроке подготовки к итоговому сочинению....

Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс"

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с о...

Задания для подготовки к итоговому сочинению (11 класс).

Данная презентация содержит ряд заданий, которые можно использовать на уроках литературы, готовясь к итоговому сочинению....

Примеры итоговых сочинений 11 класс с ецениванием по критериям

Примеры итоговых сочинений зачёт\незачёт...

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс...