Урок литературы в 7 классе "Тарас Бульба и сыновья"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок литературы в 7 классе "Тарас Бульба и сыновья" с применением технологии РКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_taras_bulba.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс: 7

Технологическая карта урока

Тема

Тарас Бульба и его сыновья

Цели

Содержательная: раскрыть образы Тараса Бульбы, Остапа, Андрия; продолжить обучение сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода; развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе, участвовать в дискуссии.

Деятельностная: формирование активной личной позиции, развитие образного мышления, речевых способностей, навыков самоконтроля, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный
  2. Вызов

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Вы знаете, сегодня мой день начался необычно. Сегодня мне пришло сообщение с неизвестного номера: «Улыбнись и передай дальше». И я так и сделала. И вам предлагаю. Подарите свою улыбку нашим гостям и друг другу.

Подготовка восприятия учащихся.

-Откройте тетради, запишите число. А теперь подумайте и запишите ваши ассоциации к слову «дом». (приём «ассоциативный круг»)

- Какие чувства связаны у вас с этим понятием?

-Действительно, с домом мы связываем самые тёплые чувства, потому что дом – это любовь, тепло, забота. Дом – это наши родители, которые желают нам всего самого хорошего и доброго.

Подобно главному герою повести Тарасу Бульбе, который говорит сыновьям: «Боже, благослови! будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий!»

- Ребята, как вы думаете, о ком мы должны поговорить сегодня на уроке? (О сыновьях и об их отце). Сформулируйте тему урока и запишите её в тетради.

- Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Да, нет-ка». Я загадала имя одного из героев повести. Вы должны будете догадаться, что это за герой, задавая вопросы, я могу отвечать лишь утвердительно и отрицательно.

- Молодцы, вы угадали героя.

- А получилась ли у вас полная характеристика героя? (нет, конечно). Тогда сформулируйте цель урока.

- Как мы будем достигать нашей цели?

- Какие эпизоды нас интересуют?

- На что мы должны обратить внимание при характеристике образа героев?

 Приветствуют гостей.

Учащиеся читают свои примеры.

Выдвигают предположения о теме урока, записывают её.

Задают вопросы, угадывают героя.

Формулируют цель урока: составить полную характеристику главных героев повести.

- Должны проанализировать эпизоды, в которых проявляются черты характера героев.

-На портрет, поведение, поступки, характер, речь героев, взаимоотношения с другими героями, авторское отношение.

Коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование уважения к семье, её ценностям, мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные: прогнозирование своей учебной деятельности, формирование действий целеполагания.

Познавательные: осознание познавательной задачи.

  1. Осмысление

- Я предлагаю вам рассказать о главных героях, используя предложенный вами план. Вам нужно посовещаться и решить, кто кого охарактеризует. Внимательно прочитайте типы вопросов и ответьте на те, которые вам интересны. (Вопросы по типологии Блума, приложение 1). Также у вас на партах есть рабочие листы со стратегией «Черты характера» (Приложение 2). Выберите те черты, которые присущи тому или иному герою.

Учитель организует деятельность учащихся; отслеживает степень активности работы.

Обсуждают, формулируют ответы на вопросы, составляют устную характеристику, представляют ответы, слушают выступления друг друга.

Выступают по одному ученику, которые выбрали для характеристики образ Остапа и Андрия.

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение аргументировать свою точку зрения

Личностные: нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая моральный выбор.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, обобщение понятий, включая умение выделять главное и второстепенное.

Физминутка

- Мы прослушали некоторые ответы, вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём. Закройте глаза и представьте себе все эти краски. Мысленно перенеситесь туда.

Учитель читает отрывок-описание степи.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще…Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

- Откройте глаза, продолжим работу.

- Теперь приступим к характеристике Тараса Бульбы.

Дискуссионный вопрос:

- Как вы думаете, прав ли Тарас, что убил Андрия? Поднимите руки те, кто считает этот поступок справедливым. Аргументируйте свой ответ. А те, кто не согласен, выскажите свои аргументы.

Итог дискуссии: достойная смерть Остапа вызывает скорбную гордость у Тараса и его безмерное горе. У него было два сына: одинакаво любил он их, одинаково начинались их судьбы, одинаковые питал надежды. Но остап оправдал надежды, Андрий – нет. Тарас Бульба по отношению к Остапу-воину – любящий отец, по отношению к Андрию – предателю – карающий отец.

В образе Тараса Бульбы отражён национальный и общечеловеческий характер героического человека. Любовь к родине выше и сильнее родительской любви «Нет уз святее товарищества». Суровое время было, оно требовало твердости и даже жестокости, несовместимых с нежными чувствами к жене, детям.

Представляют картины степи.

Характеризуют Тараса. Участвуют в дискуссии, выражают своё отношение к поступку Тараса Бульбы, находят в тексте эпизоды.

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение аргументировать свою точку зрения

Личностные: нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая моральный выбор.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, обобщение понятий, включая умение выделять главное и второстепенное.

  1. Рефлексия

- Итак, мы вместе постарались создать характеристики главных героев произведения Н.В. Гоголя. А теперь попрошу выразить своё отношение к героям повести при помощи синквейна, только для синквейна вам нужно выбрать того героя, которого характеризовали не вы, а ваши одноклассники.

- Хорошо, вы справились с заданием. Ребята, можно сказать, что мы достигли цели урока?

- Наш урок подходит к концу, оцените свою деятельность на уроке. Прочитайте данные предложения и дополните их.

- Спасибо вам за работу. Я вижу, что вы прочитали произведение и поняли его. Запишем домашнее задание.

Создают синквейн.

- Да, достигли цели.

Проводят рефлексию (приём неполное предложение.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, обобщение понятий.

  1. Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос: «Какие черты характера Тараса Бульбы мне нравятся?» или «Кто из братьев мне близок и почему?»

Записывают домашнее задание.

Личностные: развитие устойчивого интереса к предмету.

Приложение 1

Типы вопросов

Тарас Бульба

Остап

Андрий

Простые

- Как встретил Тарас Бульба своих сыновей?

- О чем думает Тарас по дороге в Запорожскую Сечь?

-Какова реакция Тараса Бульбы, когда он увидел во главе польского гусарского полка Андрия?

- Каковы последние слова Остапа?

- Как Остап учился в бурсе?

- О чем думает Остап по дороге в Запорожскую Сечь?

        - Как умирает Андрий?

- Как Андрий учился в бурсе?

- О чем думает Андрий по дороге в Запорожскую Сечь?

Уточняющие

- Поддерживает ли Тарас Остапа во время казни?

- О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?

- Какие качества Остапа сказались в его последний час?

- Что думает Тарас Бульба о военном будущем своих сыновей?

- Что думает Тарас Бульба о военном будущем своих сыновей?

Практические

- Мог ли герой простить Андрия?

-Как Остап отнесся к смерти брата?

-Почему Андрий перед смертью произносит имя полячки, а не слова о прощении или помиловании?

Интерпретационные

- Почему после долгой разлуки с сыновьями отец предлагает им биться на кулаки, а на следующий день увозит в Запорожскую Сечь?

- Почему герой попал в плен?

- В чем видит смысл жизни Остап?

- Почему в свой последний час Остап вспоминает отца и обращается к нему?

- Какова причина, из-за которой Андрий совершил предательство?

Творческие

- Что изменилось в характере Тараса, когда он потерял сыновей?

- С каким героем Библии можно сравнить Остапа в момент его казни?

- Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры?

Оценочные

- Как характеризует Тараса Бульбу речь о товариществе?

- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына Остапа? Что он говорит?

- Прав ли Тарас, убивший сына?

- Какое впечатление сложилось у вас об Остапе?

- Можно ли назвать Андрия предателем?

- Можно ли понять и оправдать поступок Андрия?

Приложение 2

Стратегия «Черты характера»

Подчеркните черты характера, которыми обладает герой повести. Представьте характеристику героя по плану, приводя примеры из текста.

Умный

Находчивый

Смелый

Отчаянный

Сдержанный

Рассудительный

Заботливый

Щедрый

Жадный

Терпеливый

Упрямый

Искренний

План характеристики героя:

  1. Портрет
  2. Поведение и поступки
  3. Характер
  4. Речь
  5. Отношение автора к герою

Добрый

Послушный

Серьезный

Мужественный

Справедливый

Романтичный

Веселый

Любит природу

Восприимчив к красоте

Выносливый

Нежный

Патриот

Герой

Суровый

Впечатлительный

Прямодушный

Честный

Храбрый

Чувствительный

Хладнокровный

Решительный

Горячий

Отзывчивый

Герой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Урок литературы "Патриотический пафос в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Завершающий урок по изучению произведения Н.В.Гоголя  "Тарас Бульба"....

Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Урок,  обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести.  В центре урока проблемный вопрос: "Может л...

Открытый урок литературы в 7 классе "Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя"

Обобщающий урок по изучению повести Гоголя "Тарас Бульба" с элементами развития речи....

урок литературы "Запорожская вольница"по повести"Тарас Бульба

Урок обобщения поможет в игровой форме раскрыть жанр повести. показать оитературный процесс 19 века...

Интегрированный урок литературы "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Запорожское казачество в повестиН.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок. (Литература +  история + ИЗО)    Цели:Образовательные:актуализация и интеграция зна...

Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства)                        ...