Обучающий тест по рассказу А.Г.Лыгденова "Сирота"
методическая разработка по литературе
Обучающий тест как средство повышения качества усвоения учебного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchiy_test_malika.docx | 85.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающий тест
по рассказу А. Г. Лыгденова «Сирота»
Вы прочитали текст? Попробуйте ответить на следующие вопросы.
- Можно ли иначе озаглавить рассказ? Как известно, сиротами зовут потерявших родителя (родителей) детей.
Что хотел сказать автор, называя произведение именно так.
2.Выпишите все пословицы, употреблённые в рассказе. Почему рассказ насыщен ими? Что выражает народная мудрость?
(Счастье молодости - это не счастье.
Бойся стареть душой , а не телом.
Любовь матери – родному дитя, а любовь дитя - … к камню.
Материнское сердце и глаза сохнут в вечном ожидании.)
3.Найдите в тексте слова , говорящие о том, как задевают мать слова других людей о её сыне.
4. Найдите слова автора, говорящие о его отношении к изображаемым событиям.
5.Как вы думаете, где было лучше старой женщине : в родном улусе или в в городе? Найдите слова, подтверждающие Ваше мнение.
6.Прочитайте легенду педагога В.А. Сухомлинского, рассказанную своему сыну.Что совпадает в этих произведениях и в чём существенная разница?
"Легенда о материнской любви" (В.А.Сухомлинский)
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях".
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате".
Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке".
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".
Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
7. Если Вы были бы художником, какое место в тексте Вы захотели бы иллюстрировать? Почему?
8.Сэндэмэ дождалась своего Пунсыка. Надеялась ли старая мать, что сын приедет? Какие страницы рассказа говорят о том, что Пунсык осознал свою вину перед Сэндэмэ?
9. Сравните окончания рассказов К.Г. Паустовского « Телеграмма» , Ю.П. Казакова «Запах хлеба» с финалом рассказа «Сирота». Чем существенно отличаются данные произведения?
А)В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смёрзлась комками — и холодную тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.
В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.
Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.
Б) Дуся совсем побелела, и вдруг будто нож всадили ей под грудь, туда, где сердце. Такая черная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась, так неистово закричала, упала и поползла к могиле на коленях и так зарыдала неизвестно откуда пришедшими к ней словами, что Миша испугался.
— У–у-у, — низко выла Дуся, упав лицом на могилу, глубоко впустив пальцы во влажную землю. — Матушка моя бесценная… Матушка моя родная, ненаглядная… У–у-у… Ах, и не свидимся же мы с тобой на этом свете никогда, никогда! Как же я без тебя жить-то буду, кто меня приласкает, кто меня успокоит? Матушка, матушка, да что же это ты наделала?
— Тетя Дуся… тетя Дуся, — хныкал от страха Миша и дергал ее за рукав. А когда Дуся, захрипев, стала выгибаться, биться головой о могилу, Миша припустил в деревню.
Через час, уже в глубоких сумерках, к Дусе прибежали из деревни. Она лежала все там же, совсем обеспамятевшая, и не могла уже плакать, не могла ни говорить, ни думать, только стонала сквозь стиснутые зубы. Лицо ее было черно от земли и страшно.
Ее подняли, натерли ей виски, стали успокаивать, уговаривать, повели домой, а она ничего не понимала, глядела на всех огромными распухшими глазами — жизнь казалась ей ночью. Когда ее привели к сестре в дом, она свалилась на кровать — еле дошла — и мгновенно уснула.
На другой день, совсем собравшись уезжать в Москву, она пила напоследок с сестрой чай, была весела и рассказывала, какая прекрасная у них квартира в Москве и какие удобства.
Так она и уехала, веселой и ровной, подарив еще Мише десять рублей. А через две недели дом матери–старухи открыли, вымыли полы, привезли вещи, и стали в нем жить новые люди.
1961
10. Используя этот читательский опыт, напишите сочинение « Как вы понимаете высказывание Эрмы Бомбек : «Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает»?
Тест составила учитель МБОУ «Кяхтинской общеобразовательной школы №4» Малика Т.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающий тест "ГИА 2011"
Тест выполнен в программе MicrosoftOfficePowerPointна основе тренировочной работы по математике №1 ГИА 2011. В презентации 18 заданий первой части. Обучающий тест предназначен для выработки навы...
Обучающий тест для 4 класса на тему "Prepositions" в формате Micrisoft Excel
Тест с обучением, для проверки знания предлогов, выполнен в формате Microsoft Excel. Материал 4-5 класса. При правильном ответе на вопрос ученик автоматически переключается на сле...
Обучающий тест для 10 класса к уроку по теме : «Изопроцессы и их графики. Законы идеальных газов» .
Обучающий тест для 10 класса к уроку по теме : «Изопроцессы и их графики. Законы идеальных газов» может быть использован в...
Презентация по теме "Алюминий" и обучающий тест по теме "Алюминий"
Данные материалы могут быть использованы учеником для самостоятельного изучения темы "Алюминий" и организации самоконтроля....
Обучающий тест по теме "Бензол"
Обучающий тест составлен по форме "прописи". Можно использовать на уроке, и в качестве домашнего задания....
Обучающий тест на знание страдательного залога для учащихся 6 класса в формате Excel
Обучающий тест на знание страдательного залога (20 вопросов) для учащихся 6 класса (в формате Excel). В группе тест целесообразно выполняеть на скорость. При неправильном ответе ученик возвращае...
Обучающий тест: Византийская империя. (6 класс)
Обучающий тест...