Обучающий тест по рассказу А.Г.Лыгденова "Сирота"
методическая разработка по литературе

Малика Татьяна Михайловна

Обучающий тест как средство повышения качества усвоения учебного материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchiy_test_malika.docx85.48 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий тест

по рассказу А. Г. Лыгденова «Сирота»

Вы прочитали  текст? Попробуйте ответить на следующие вопросы.

  1. Можно ли  иначе озаглавить  рассказ?  Как известно, сиротами зовут потерявших родителя (родителей) детей.

Что хотел сказать автор, называя произведение именно так.

     2.Выпишите  все  пословицы, употреблённые в рассказе. Почему рассказ насыщен ими?   Что выражает народная  мудрость?  

(Счастье молодости  - это не счастье.

Бойся стареть душой , а не телом.

Любовь матери – родному дитя, а любовь дитя  -  … к камню.

Материнское сердце и глаза сохнут в вечном ожидании.)

3.Найдите в тексте слова , говорящие о том, как задевают мать слова других людей о её сыне.

4. Найдите слова автора, говорящие о его отношении к изображаемым  событиям.

5.Как вы  думаете, где было лучше старой женщине : в родном улусе или в в городе? Найдите слова, подтверждающие Ваше мнение.

6.Прочитайте легенду педагога  В.А. Сухомлинского, рассказанную своему сыну.Что совпадает в этих произведениях и в чём существенная разница?

"Легенда о материнской любви" (В.А.Сухомлинский)

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.

Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях".

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате".

Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.

Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке".

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...

https://static.elitsy.ru/media/cache/9f/59/9f598515515a8f0584abc81c06fe474c.jpg

  •  

7. Если Вы были  бы художником, какое место в тексте Вы захотели бы иллюстрировать? Почему?

8.Сэндэмэ  дождалась своего Пунсыка.  Надеялась ли старая мать, что сын приедет? Какие страницы рассказа говорят о том, что Пунсык осознал свою вину перед Сэндэмэ?

9. Сравните  окончания рассказов К.Г. Паустовского « Телеграмма» ,  Ю.П. Казакова «Запах хлеба»  с  финалом рассказа «Сирота».  Чем существенно отличаются данные произведения?

А)В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смёрзлась комками — и холодную тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.

Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Б) Дуся совсем побелела, и вдруг будто нож всадили ей под грудь, туда, где сердце. Такая черная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась, так неистово закричала, упала и поползла к могиле на коленях и так зарыдала неизвестно откуда пришедшими к ней словами, что Миша испугался.

— У–у-у, — низко выла Дуся, упав лицом на могилу, глубоко впустив пальцы во влажную землю. — Матушка моя бесценная… Матушка моя родная, ненаглядная… У–у-у… Ах, и не свидимся же мы с тобой на этом свете никогда, никогда! Как же я без тебя жить-то буду, кто меня приласкает, кто меня успокоит? Матушка, матушка, да что же это ты наделала?

— Тетя Дуся… тетя Дуся, — хныкал от страха Миша и дергал ее за рукав. А когда Дуся, захрипев, стала выгибаться, биться головой о могилу, Миша припустил в деревню.

Через час, уже в глубоких сумерках, к Дусе прибежали из деревни. Она лежала все там же, совсем обеспамятевшая, и не могла уже плакать, не могла ни говорить, ни думать, только стонала сквозь стиснутые зубы. Лицо ее было черно от земли и страшно.

Ее подняли, натерли ей виски, стали успокаивать, уговаривать, повели домой, а она ничего не понимала, глядела на всех огромными распухшими глазами — жизнь казалась ей ночью. Когда ее привели к сестре в дом, она свалилась на кровать — еле дошла — и мгновенно уснула.

На другой день, совсем собравшись уезжать в Москву, она пила напоследок с сестрой чай, была весела и рассказывала, какая прекрасная у них квартира в Москве и какие удобства.

Так она и уехала, веселой и ровной, подарив еще Мише десять рублей. А через две недели дом матери–старухи открыли, вымыли полы, привезли вещи, и стали в нем жить новые люди.

1961

10. Используя  этот читательский опыт, напишите сочинение « Как вы понимаете высказывание Эрмы Бомбек : «Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает»?

 Тест  составила  учитель МБОУ «Кяхтинской общеобразовательной школы №4»  Малика Т.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий тест "ГИА 2011"

Тест выполнен в программе MicrosoftOfficePowerPointна основе тренировочной работы по математике №1 ГИА 2011. В презентации 18 заданий первой части. Обучающий тест предназначен  для выработки навы...

Обучающий тест для 4 класса на тему "Prepositions" в формате Micrisoft Excel

Тест с обучением,  для проверки знания предлогов, выполнен в формате Microsoft Excel. Материал 4-5 класса. При правильном ответе на вопрос ученик автоматически переключается на сле...

Обучающий тест для 10 класса к уроку по теме : «Изопроцессы и их графики. Законы идеальных газов» .

Обучающий тест  для 10 класса  к  уроку  по  теме : «Изопроцессы и их  графики.  Законы  идеальных  газов»  может быть использован в...

Презентация по теме "Алюминий" и обучающий тест по теме "Алюминий"

Данные материалы  могут быть использованы  учеником для самостоятельного изучения темы "Алюминий" и организации самоконтроля....

Обучающий тест по теме "Бензол"

Обучающий тест составлен по форме "прописи". Можно использовать на уроке, и в качестве домашнего задания....

Обучающий тест на знание страдательного залога для учащихся 6 класса в формате Excel

Обучающий тест на знание страдательного залога (20 вопросов) для учащихся 6 класса (в формате  Excel). В группе тест целесообразно выполняеть на скорость. При неправильном ответе ученик возвращае...