Исследовательская работа "Мертвые души" Н.В. Гоголя
методическая разработка по литературе (10 класс)

Сергеева Арина Евгеньевна

Данная исследовательская роабота может бытьт пременена на уроках литературы в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема исследовательской работы: «Образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»»

10 класс

Цель: проанализировать образ автора в произведении «Мёртвые души»

Задачи:

1. Подробно ознакомиться с поэмой «Мертвые души»

2. Проанализировать произведение

3. Выявить образ автора

4. Определить авторское отношение к поэме.

Объект исследовательской работы: поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Предмет исследовательской работы: образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Методы исследования: теоретические

  • Классификация (распределение информации на основе сравнения),
  • Анализ (материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств),
  • Обобщение (выявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д.)

Структура исследовательской работы:

Глава 1. Образ автора в литературных произведениях.

Глава 2. Особенность образа автора в поэме «Мертвые души».

Глава 3. Авторское отношение к содержанию поэмы.

Выводы:

  1. Введение.

«Мертвые души» Гоголя — творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях».

Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло почти полтора века.

Необычайная история написания «Мертвых душ» таит в себе немало удивительного. С глубоким удовлетворением Гоголь работал над поэмой 17 лет: он первоначального замысла (1835) до последних фрагментов и штрихов перед самой смертью (1852). Завершив наконец «Мертвые души», сжег их второй том. Вначале хотел изобразить «всю Русь» «с одного боку». А дал картину небывало разностороннего охвата явлений. Воспринимал «Мертвые души» «предлинным романом». И назвал — поэмой. Можно привести другие примеры странных несовпадений. Но лишь для того, чтобы подчеркнуть оригинальность человеческой и творческой индивидуальности Гоголя.

Писателю всегда было «тесно» в одной сфере деятельности, в одном направлении творчества, в одном жанре литературы. Душа Гоголя жаждала союза между самоуглублением и широкой общественной деятельностью, проникновением в противоречия сущего и возвышением к гармоничным формам жизни, строгой объективностью выводов и изображением собственных, сокровенных раздумий. Этим устремлениям вполне отвечали могучие возможности художника.

  1. Заключение.

Воссозданный художником мир предельно укрупнился, его осмысление углубилось. Гоголь не мог быть равнодушным «летописцем». Он активно противодействует злу. Прежде всего — в своих предчувствиях светлого грядущего. Жажда добра, справедливости, красоты «торопит» писателя. Так возникает побуждение совместить объективное изображение мира с авторским поиском Прекрасного.

Поэма отличается от лирических произведений особым, субъективно заинтересованным отношением автора к событиям и героям, то есть лиричностью изображения. Чаще это стихотворное произведение большого объема. О поэме как жанре В. Г. Белинский писал: «...есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который охватывает только поэтические, идеальные моменты жизни и содержание которого составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества. Этот род эпоса один удержал за собою имя «поэмы».

Творчество Н. В. Гоголя ознаменовало собой новый этап в развитии реализма.

Работая над поэмой «Мертвые души», Н. В. Гоголь стремился создать резко обличительное произведение и для этого пользовался средствами сатиры. Сатира — резко отрицательное отношение автора к изображенным характерам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. В поэме социальная сатира сочетается с «высоким лирическим движением» авторской мысли.

Структура работы ученика над исследовательской работой:

  1. Оставление плана работы.
  2. Работа с терминологией, связанной с темой исследования (образ, поэма, повествователь и т.д.)
  3. Анализ текста со стороны авторских отступлений, речи повествователя и т.д. Выявление образа автора в поэме.
  4. Проверка набранной информации, коррекция.
  5. Систематизация наработанного материала.
  6. Описание наработанного материала в полноценный исследовательский текст.
  7. Написание выводов исследовательской работы.

Структура работы учителя над исследовательской работой:

  1. Разработка плана вместе с учеником.
  2. Проверка набранного материала обучающегося, корректировка, указание ошибок.
  3. Помощь в структурировании материала
  4. Проверка окончательного варианта исследовательской работы, корректировка.
  5. Помощь в оформлении написания введения, заключения, выводов, библиографического списка.

Ожидаемые результаты:

#1072;ктивизация интереса к знаниям;

#1088;азвитие коммуникативной направленности;

#1088;азвитие научного мышления;

#1088;азвитие творческого подхода к собственной деятельности;



Предварительный просмотр:

Тема исследовательской работы: «Образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»»

10 класс

Цель: проанализировать образ автора в произведении «Мёртвые души»

Задачи:

1. Подробно ознакомиться с поэмой «Мертвые души»

2. Проанализировать произведение

3. Выявить образ автора

4. Определить авторское отношение к поэме.

Объект исследовательской работы: поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Предмет исследовательской работы: образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Методы исследования: теоретические

  • Классификация (распределение информации на основе сравнения),
  • Анализ (материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств),
  • Обобщение (выявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д.)

Структура исследовательской работы:

Глава 1. Образ автора в литературных произведениях.

Глава 2. Особенность образа автора в поэме «Мертвые души».

Глава 3. Авторское отношение к содержанию поэмы.

Выводы:

  1. Введение.

«Мертвые души» Гоголя — творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях».

Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло почти полтора века.

Необычайная история написания «Мертвых душ» таит в себе немало удивительного. С глубоким удовлетворением Гоголь работал над поэмой 17 лет: он первоначального замысла (1835) до последних фрагментов и штрихов перед самой смертью (1852). Завершив наконец «Мертвые души», сжег их второй том. Вначале хотел изобразить «всю Русь» «с одного боку». А дал картину небывало разностороннего охвата явлений. Воспринимал «Мертвые души» «предлинным романом». И назвал — поэмой. Можно привести другие примеры странных несовпадений. Но лишь для того, чтобы подчеркнуть оригинальность человеческой и творческой индивидуальности Гоголя.

Писателю всегда было «тесно» в одной сфере деятельности, в одном направлении творчества, в одном жанре литературы. Душа Гоголя жаждала союза между самоуглублением и широкой общественной деятельностью, проникновением в противоречия сущего и возвышением к гармоничным формам жизни, строгой объективностью выводов и изображением собственных, сокровенных раздумий. Этим устремлениям вполне отвечали могучие возможности художника.

  1. Заключение.

Воссозданный художником мир предельно укрупнился, его осмысление углубилось. Гоголь не мог быть равнодушным «летописцем». Он активно противодействует злу. Прежде всего — в своих предчувствиях светлого грядущего. Жажда добра, справедливости, красоты «торопит» писателя. Так возникает побуждение совместить объективное изображение мира с авторским поиском Прекрасного.

Поэма отличается от лирических произведений особым, субъективно заинтересованным отношением автора к событиям и героям, то есть лиричностью изображения. Чаще это стихотворное произведение большого объема. О поэме как жанре В. Г. Белинский писал: «...есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который охватывает только поэтические, идеальные моменты жизни и содержание которого составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества. Этот род эпоса один удержал за собою имя «поэмы».

Творчество Н. В. Гоголя ознаменовало собой новый этап в развитии реализма.

Работая над поэмой «Мертвые души», Н. В. Гоголь стремился создать резко обличительное произведение и для этого пользовался средствами сатиры. Сатира — резко отрицательное отношение автора к изображенным характерам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. В поэме социальная сатира сочетается с «высоким лирическим движением» авторской мысли.

Структура работы ученика над исследовательской работой:

  1. Оставление плана работы.
  2. Работа с терминологией, связанной с темой исследования (образ, поэма, повествователь и т.д.)
  3. Анализ текста со стороны авторских отступлений, речи повествователя и т.д. Выявление образа автора в поэме.
  4. Проверка набранной информации, коррекция.
  5. Систематизация наработанного материала.
  6. Описание наработанного материала в полноценный исследовательский текст.
  7. Написание выводов исследовательской работы.

Структура работы учителя над исследовательской работой:

  1. Разработка плана вместе с учеником.
  2. Проверка набранного материала обучающегося, корректировка, указание ошибок.
  3. Помощь в структурировании материала
  4. Проверка окончательного варианта исследовательской работы, корректировка.
  5. Помощь в оформлении написания введения, заключения, выводов, библиографического списка.

Ожидаемые результаты:

#1072;ктивизация интереса к знаниям;

#1088;азвитие коммуникативной направленности;

#1088;азвитие научного мышления;

#1088;азвитие творческого подхода к собственной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Увлечение Н.В. Гоголя ботаникой"

Гипотеза: Н.В Гоголь увлекался ботаникой, изучал растения, что оказало важную роль в творчестве писателя, легло в основу его реалистического стиля.Цель: найти доказательства того, что Н.В.Гоголь увлек...

Научно-исследовательская работа "Особенности речевой манеры героев комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Объект исследования – особенности речевой манеры героев  комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».Предмет исследования – характеры героев комедии, круг их интересов, система нравственных ценностей. Цел...

Исследовательская работа "Диалектизмы в повестях Н.В. Гоголя"

Исследуется самобытная речь в повестях Н.В. Гоголя, использование диалектных слов....

Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и...