Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кочетова Ольга Николаевна

 

Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и важным этапом формирования в сознании школьников целостного представления о творчестве Н.В.Гоголя. 

Шестиклассники, не имеющие достаточных знаний о художественном методе писателя, не могут себе объяснить, почему в один сборник объединены столь разные произведения: «Тарас Бульба» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

На этом и строится проблемно – исследовательская работа на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно – исследовательской технологии подготовила и провела О.Н.Кочетова.

Тема урока:  Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Тип урока: внеклассное чтение.

Выбор темы и ее актуальность: Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и важным этапом формирования в сознании школьников целостного представления о творчестве Н.В.Гоголя..

С «Миргорода» начался путь Гоголя – реалиста. Сборник, как сказано в заголовке, продолжал «Вечера на хуторе близ Диканьки» в плане повествования о милой сердцу писателя Украине. Но произведения, составившие «Миргород», тематически очень самостоятельны, столь же разнообразна и стилевая тональность повестей.

Шестиклассники, не имеющие достаточных знаний о художественном методе писателя, не могут себе объяснить, почему в один сборник объединены столь разные произведения: «Тарас Бульба» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

На этом и строится проблемно – исследовательская работа на уроке.

Предварительная подготовка: учащиеся получают задание прочитать «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и, осмысливая идейное содержание, подумать над вопросами:

  • Какое чувство высказывает  Гоголь в начале произведения в отношении своих героев?
  • Какова объективная оценка автором жизненных идеалов героев?
  • Каков идейный смысл повести?

Цели урока:

-  выявить вместе с учащимися идейное содержание «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и сравнить с идейным содержанием повести «Тарас Бульба»;

- совершенствовать навыки проблемного анализа литературного произведения;

- побудить учащихся к поискам возвышенного смысла жизни.

Оборудование урока:

Портрет писателя, тексты произведений, иллюстрации, мультимедийная установка.

Запись на  интерактивной доске открывается и используется на этапе формулирования проблемы.

1 часть

«Старосветские помещики»

1835

«Тарас Бульба»

1835

2часть

«Вий»

1835

«Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

1834

Технология

Ход и содержание урока

1. Этап актуализации знаний

Фронтальная беседа учителя о поэзии народной жизни, изображенной Н.В.Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

- Вспомните, какое впечатление оставили повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», с которыми мы познакомились в 5 классе?

- Что особенно запомнилось из этих произведений?

В беседе подчеркивается мысль Гоголя о естественности, гармонии в жизни людей, наиболее близко стоящих у истоков природного бытия. В этом писатель видел критерий истинного и ценного.

2.Этап создания проблемной ситуации.

Беседа учителя с учащимися.

 - Как вы думаете, что нам обещает подзаголовок сборника «Миргород»? Повести, служащие продолжением «Вечеров  на хуторе близ Диканьки»?

 

- Вы прочитали две повести из этого сборника. Соответствует ли прочитанное ожидаемому?

3. Этап формирования проблемы.

Учитель задает вопрос классу.

Открывается запись на интерактивной доске.

Учитель размышляет вместе с учениками.

Совместно формулируем и записываем на доске проблему.

- Какое чувство вызвали у вас герои каждой повести?

- Да, герои очень разные, как и темы, жанры, стили каждой повести. «Тарас Бульба» - героическая эпопея. Жизнь Тараса, его душевные и физические силы отданы одной цели – борьбе за жизнь, свободную от неравенства, национального угнетения. Стилевая тональность повести – романтическая патетика.

«Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»  - произведение нравоописательного характера. Жизнь героев посвящена ничтожным целям и амбициям. Странно, что писатель объединяет повести общим названием «Миргород». Почему?

Почему Н.В.Гоголь поместил в сборник «Миргород» такие разные по теме, жанру и стилю произведения?

4. Этап выдвижения гипотез.

Учащиеся коротко совещаются в группах, предлагают гипотезы для решения этой проблемы.

Учащиеся вместе с учителем обсуждают предложенные гипотезы и решают исследовать одну из них.

- События происходят в Миргородею

- Повести отражают действительность.

- Повести имеют общую идею.

 - Повести объединены в сборник «Миргород» одной идеей.

5. Этап поиска решения проблемы.

Учитель предлагает учащимся по группам исследовать идейное содержание «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

А затем сравнить с идейным содержанием повести «Тарас Бульба».

В процессе работы учащиеся используют вопросы, которые были предложены заранее, применяют алгоритм выявления идеи данной повести:

1 группа – Каково эмоциональное, непосредственно высказываемое отношение автора к героям? Подтвердите примерами из текста.

2 группа – Совпадает ли авторское отношение к героям с раздумьями автора над их жизнью и той оценкой ее, которая объективно вытекает из характера изображаемого? Подтвердите примерами из текста.

3 группа – В каких словах отчетливо звучит мысль автора о жизненных идеалах и устремлениях героев, т.е. идея повести?

Сравните идейное содержание этих произведений.

6 .Этап формирования выводов.

Учащиеся каждой группы делают устные сообщения о результатах исследовательской работы.

Повесть «Тарас Бульба» раскрывает утвержденный писателем идеал – мечту о слиянии жизни отдельного человека с жизнью народа.

А в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь утверждает неизбежность духовной  и физической гибели человека, жизнь которого бескрыла, не освещена возвышенным идеалом, как у Тараса Бульбы, вселяющим в человека силу, поддерживающим и вдохновляющим его.

Повести из сборника «Миргород» объединяет в один цикл, делает их внутренне единой книгой общий взгляд на смысл и назначение человеческой жизни,  представление об идеале.

7. Этап подведения итогов урока.

Беседа учителя с учащимися.

- К чему призывает Гоголь произведениями, вошедшими в сборник «Миргород»?

Автор убеждает нас в том,  что жизнь человека должна быть посвящена высокой, благородной цели, что душу укрепляет возвышенный идеал. Главными в жизни являются нравственные ценности, а не материальные. Повести из сборника «Миргород» актуальны и сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....