Тема урока «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Головкова Ольга Николаевна

Краткое описание идеи занятия: 

Данная тема включена в раздел «Русская литература XX века». В этом году  эта тема актуальна, так как урок проходит в преддверии 70- летия Победы. Для подготовки к этому уроку обучающимся было дано задание подготовить индивидуальные сообщения по заданным темам и выучить стихотворения о войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vov.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестуемый педагог      Головкова Ольга Николаевна

Предмет            литература

Класс         8

 Тема урока         «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»                

 Краткое описание идеи занятия:  

Данная тема включена в раздел «Русская литература XX века». В этом году  эта тема актуальна, так как урок проходит в преддверии 70- летия Победы. Для подготовки к этому уроку обучающимся было дано задание подготовить индивидуальные сообщения по заданным темам и выучить стихотворения о войне.

Цели урока для учащихся

Формулировка целей: в результате занятия учащиеся смогут охарактеризовать поэзию военных лет; назвать писателей-фронтовиков, выявить роль музыки и стихотворений в годы войны, назвать основные мотивы военной лирики.

продолжить формирование умений и навыков: самостоятельно работать с информацией, текстом, делать выводы, выделять главное, обобщать, высказывать свою точку зрения, формулировать собственное высказывание.

 

Ожидаемые результаты:

Вызвать эмоциональный отклик в сердцах обучающихся.

Привить интерес к поэзии и вызвать желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.

Умение выражать отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

Осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

 

Цели урока для учителя: познакомить учащихся со стихотворениями и песнями поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны, которые стали незабываемыми строками, тревожащими душу человека; развивать интерес учащихся к изучению исторического прошлого через знакомство со стихотворениями и песнями Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с поэзией времен Великой Отечественной войны.

Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

- познакомить учащихся с творчеством композиторов и поэтов Великой Отечественной войны, историей создания популярных военных песен;

- показать на примере произведений поэтов и композиторов проблемы долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, нравственного выбора и исторической памяти;

- раскрыть основные темы песен Великой Отечественной войны: защита Отечества, любовь к Родине, родному дому, патриотизм.

Развивающие:

Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать.

Развивать творческий потенциал.

Развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, интерес к истории страны, своей семьи, уважение к старшему поколению через стихотворения и музыку, написанные в годы войны.

Формировать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности.

Здоровьесберегающая: снижение нервно-психической перегрузки, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся.

Ресурсы

  • раздаточные материалы: стихотворения, таблицы
  • проектор
  • компьютер
  • мультимедийная презентация

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальные выступления (с заранее подготовленными) докладами.

Эпиграф:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Василий Иванович Лебедев-Кумач (1943).

  1. Орг. момент: (проверка готовности учеников к уроку)
  2. Актуализация:

- В этом году мы с вами отпразднуем одно из важнейших событий в истории России. Я думаю, что вы сами мне его назовете… Действительно, это 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым.

        Война…Страшное, жестокое время. Враг вероломен и беспощаден.  Для нашего

народа это было время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил. Особенно тяжело пришлось в первые месяцы войны: наши войска отступали, шли непрерывные бои, бомбежки вражеской авиации, кровь, гибель сотен, тысяч солдат и мирных жителей. Это время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое время? Человек и песня неотделимы друг от друга. Подтверждение этому слова Василия Соловьева-Седого, который называл песню «барометром своего времени». Таким своеобразным барометром стали стихи и песни Великой Отечественной войны.

Тема нашего урока «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Откройте тетради и запишите тему занятия.

  1. Эпиграф. В качестве эпиграфа нашего урока я взяла слова из стихотворения Василия Ивановича Лебедева-Кумача «ТОЛЬКО НА ФРОНТЕ»:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

  1. Постановка целей и задач:

        Сегодня наша главная цель – познакомиться со стихотворениями и песнями поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны, которые стали незабываемыми строками, тревожащими душу человека;

определить значение поэтических произведений в годы ВОВ, а для этого мы должны будем прослушать тексты произведений, проанализировать их тематику и объяснить популярность стихов.

•        выявим роль музыки и стихотворений в годы войны;

•         определим основные мотивы военной лирики.

  1. Введение новых знаний:

- Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях и романах. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия, стихи были наиболее любимы воинами русской армии. Рядом со стихами широкое распространение получили песни. А что такое песня? (ответы детей)

Правильно, это стихи, положенные на музыку. Это органичное сочетание слов и музыки; всплеск эмоций, выражение чувств, душевный разговор, магия звуков, слов и музыки; это то, что входит не только в наш дом, но и в нашу душу; песня- это второй язык, когда мы не можем выразить что-то словами, то мы стараемся выразить эти слова через мелодию; это то, через что мы передаем свою любовь и ненависть, боль и страдания, свои мечты и радости. Песня- спутница нашей жизни.

Так как песня- это стихи, положенные на музыку, поэтому начнем урок с чтения стихотворений о войне, которые вы подготовили дома.

  1. Проверка домашнего задания

(обучающиеся читают стихотворения)

  1. Работа по теме урока

Слово учителя

     Война и поэзия… Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало как никогда весомо.

Война… Страшное, жестокое время. До стихов и песен ли в такое время? Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

-Да, война эта трагедия для народа, для каждой семьи!

        Сейчас мы прослушаем песню, стихи которой выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны. В ней слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня-набат, песня-гнев, песня-призыв- так можно сказать о песне «Священная война». Она стала народным гимном, призывающим на битву. Да и сейчас, семьдесят лет спустя, известна всем и является символом нашей Победы.

         Автор стихов песни «Священная война» Василий Иванович Лебедев-Кумач, музыка Александра Васильевича Александрова .

Всмотритесь в суровое лицо Матери-Родины, которая призывает своих сыновей на защиту Отечества, вслушайтесь в торжественные слова песни и вы почувствуете тревожную обстановку того времени.

Рисунок1.jpg

  • Звучит песня «Священная война» СЛАЙД – плакат И.М.Таидзе «Родина-мать зовет»

- Что вы чувствовали, когда  слушали эту песню? (страх, тревога, паника)

        (а у меня эта песня вызывает большое чувство гордости за славное прошлое нашей родины, за тех людей, которые одолели мрак и горе,уважение к подвигу, совершенному нашими предками)

        - Почему война названа «священной»?

(Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана.)

        У многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Готовясь к нашему уроку, вы нашли интересные факты о песнях военных лет и их авторах и подготовили сообщения.  Прослушаем сообщение о песне «Священная война».

Сообщение  учащегося  о песне «Священная война»

          Уже на третий день по всей стране,как призыв, зазвучала песня на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война».Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны: боль, горе, тревогу, надежду.

        24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...». Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Александров, позднее  писал: «ВНЕЗАПНОЕ НАПАДЕНИЕ ВЕРОЛОМНОГО ВРАГА НА НАШУ РОДИНУ ВЫЗВАЛО У  МЕНЯ, КАК И У ВСЕХ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, ЧУВСТВО ВОЗМУЩЕНИЯ, ГНЕВА… С ПЕРВЫХ ЖЕ ДНЕЙ ПРИНЯЛСЯ СО СВЯТЫМ ИСКРЕННИМ ЧУВСТВОМ ЗА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЛАДЕЮ – ПЕСНИ…»

    Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

  – Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

     С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Учитель: На здании Белорусского вокзала был воздвигнут барельеф, посвященный первому исполнению 26 июня 1941 г. песни Алксандра Александрова и Василия Лебедева-Кумача «Священная война».  

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

3. Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».

И прослушаем следущее сообщение  учащегося  «М. В. Исаковский»

Родные края Михаила Васильевича Исаковского – Смоленщина, деревня Глотовка. Где7 января 1900 года родился поэт. Там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи. Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать самостоятельно.  Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые "литературные произведения" десятилетнего мальчика. Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. В 1921—1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву. Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.

    Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина Смоленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.

    Михаил Васильевич пишет не только стихи, но и прозу

             Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша».

        Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец 30-х годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему? Да, вероятно, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета.

 

А сейчас мы узнаем историю создания песни «Катюша»

Сообщение учащегося  «История создания песни «Катюша».

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович.

        Когда Исаковский прочитал Блантеру:

        Расцветали яблони и груши,

        Поплыли туманы над рекой…

        Выходила на берег Катюша,

        На высокий берег на крутой…,

сразу родилась мелодия, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор решили, что речь в песне пойдёт о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…

        Договорились и уехали отдыхать – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор. А песня очень была нужна для программы джаз-оркестра, поэтому Блантер приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал ему большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Из них и выбрали строчки, ставшие «Катюшей».

        Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!

        Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце, Катюше-медицинской сестре.

Учитель: Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам.

        Они установили монумент, скромный, деревянный, в честь этой песни.

Памятник находится в Смоленской области, над рекой УгрОй, неподалёку от родной деревни автора.

           Представляет собой сруб крестьянской избы, в знак того, что всё в нашей жизни начинается с отчего дома. Рядом - огромный валун - символ вечности.
        Каждый год 19 августа здесь проходит фестиваль Исаковского. Звучат его песни и стихи. Приезжают поэты из Москвы и Смоленска, гости из Калуги... Здесь рады всем посетителям.

        Песня «Катюша» всемирноизвестна, ее поют по всему свету: и на немецком, и на английском, и на китайском, на японском языках.

Учитель: Сейчас мы прослушаем запись этой песни

  • Звучит  песня  «Катюша» 

        Почему  песня стала  любимой?

(Ответ: В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды.

        Героиня песни гордится тем, что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц.

        В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.

        В 1945 году Михаил Исаковский написал свое самое пронзительное стихотворение «Враги сожгли родную хату…», воплотившее всё то, что чувствовали десятки, а может, и сотни тысяч солдат.

  1. Работа с учебником

        - А теперь откроем учебники на стр.193 и прочитаем стихотворение Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату…»

Ученик читает стихотворение «Враги сожгли родную хату…»

- Почему стихотворение можно назвать повестью? (  В нем есть сюжет.)

- О чем это стихотворние? (Это стихотворение о солдате-победителе, вернувшемся в родное село и нашедшем на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы).

        Потрясение воина-победителя огромно. Стихотворение было положено на музыку Матвеем Блантером. С душевным напряжением пели исполнители эту песню, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей.

У этой песни непростая судьба. Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз по радио, затем не исполнялась около… пятнадцати лет.

4.  Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов Алексея Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал песню «Соловьи» одной из лучших песен военной эпохи.

Прослушаем сообщение учащегся о творческой судьбе песни

        Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 год в деревне Малое Петрино, умер 13 сентября 1959 года в Москве. Русский советский поэт, автор многих популярных песен.

        В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:
        «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!
        И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название “Соловьев”.
        С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова.
        Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах»

  • Чтение  стихотворения  «Соловьи»   (СТР.197)

  • О чем это стихотворение?

( Ответ: поэт изображает нам портрет природы во время войны. Солдаты после тяжелого боя хотят отдохнуть чтобы дальше отправиться с новыми силами, а соловьи поют, и поэтому заснуть очень трудно.

        Автор обращается к соловьям, просит их не петь : "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.Пусть солдаты немного поспят…"

        И снова атор обращается к описанию состояния солдата: "Не спит солдат, припомнив дом. И сад зелёный над прудом, где соловьи всю ночь поют, ав доме том солдата ждут."

        Содаты понимают, что чем быстрее к победе, тем ближе к родным и близким, к дому, вокруг которого "соловьи всю ночь поют".)

        

        В данном стихотворении описание природы используется для изображения красоты природы, для философских размышлений, потому что присуттствуте рассуждение о победе.

        Таким образом, стихотворение Фатьянова "Соловьи" несет на себе две функции: красоты природы и философскую. Поэт изображает нам красивый пейзаж природы, в котором поют соловьи. И однако обращается к соловьям для того, чтобы была тишина.)

- Какие чувства это стихотворение вызывало у солдат?(  в песне уже звенит предвестие победы, потому что в словах есть душа, мы победим их душой)

        Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.

Прослушаем сообщение учащегося о творческой судьбе Б.Ш.Окуджавы.

 

        Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси. В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии.  

Учитель: Нет, наверное, в нашей стране человека, который бы не узнал следущие  строки.

Ты сейчас далеко-далеко.

 Между нами снега и снега.

 до тебя мне дойти нелегко,

 А  до смерти четыре шага.

        Эти строки поэт Алексей Сурков написал в 1941 г. в землянке, в «белоснежных полях под Москвой». Он и не предполагал, что пишет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боев за Москву. Через год в Москве проездом оказался композитор К. Листов. Он пришел в редакцию фронтовой газеты, где работал поэт Сурков и попросил дать что-нибудь песенное». Поэт предложил это лирическое письмо. Композитор сразу же сочинил мелодию и записал ее на обычном тетрадном листке — начертил пять линеек, записал ноты и ушел. Слова и мелодию песни напечатали в газете Комсомольская правда». Песня получилась очень теплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Эта песня была песней- бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Ее полюбили и запели на всех фронтах.

  1. Работа с карточками

Для начала давайте послушаем эту песню, а затем выполним предложенное задание.

Клип

Перед  вами  тексты песни  и  табличка. Найдите в тексте песни различные языковые средства и запишите примеры.

Языковые средства в стихотворении А.Суркова «Землянка»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега…

До тебя мне дойти нелегко.

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Языковые средства

Примеры

Олицетворения

Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует.

Эпитеты

В белоснежных полях, голос живой, холодная земля, негасимая любовь

Лексические повторы

Далеко-далеко, снега и снега

Сравнение

Смола, как слеза.

Самопроверка. На проекторе показываем правильные ответы, учащиеся сверяют ответы.

  1. Заключительное слово. Выводы.

          Не все люди, к сожалению, могут быть поэтами. А поделиться мыслями и чувствами нам помогает синквейн, в котором главное не рифма, а содержание, переданное по определённой схеме.

Пожалуйста, поробуйте составить свои синквейны на темы стихотворение, песня, война.

        А вот какой получился у меня синквейн.

Стихотворение

Лирическое, душевное

Призывает, помогает, настраивает

Стихотворение лечит душу

чувство

 

Песня 
1) трогательная,душевная
2) успокаивает, отвлекает, окрыляет
3)песня - душа музыкального произведения
4) жизнь

Война

чудовищная, кровавая

не жалеет, уничтожает, захватывает.

Война — это смерть.

Горе...

        С помощью составленных синквейнов мы выразили свое отношение к таким понятиям как стихотворение, песня, война.

И сейчас я предлагаю вернуться к эпиграфу и ответить на поставленные вопросы. (зачитываю эпиграф)

- Помогала ли песня на войне?

 - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?         ( Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось и это придавало им огромную силу. Песни удваивали и утраивали силу нашей армии.)

 - Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?

( Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни  помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!)

        Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением, написанным после войны в 1968 году.

А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету…

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.

Сергей Островой.

Учитель
А мне хочется добавить слова главного героя к/ф «В бой идут одни старики»: « Все проходящее, а музыка - вечна».        

  1. Оценивание

        Наш урок окончен. Спасибо за урок, вы сегодня поработали на уроке очень хорошо. Вашу работу на уроке я оцениваю....

        

        Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему «Мысли и чувства, вызванные военными песнями и стихотворениями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте....

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"....

Урок на тему: «Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок рассказывает о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны,  показывает, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями....

План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...

Открыты урок по теме«Стихи и песни о Великой Отечественной войне» 8 класс

Урок расссчитан на воспитание без заветной любви к родене , гордости за свою страну....

Урок "Стихи и песни о Великой отечественной войне" для 7 класса

Урок-концерт  о стихотворениях и песнях времён ВОв и появященных ВОв....

Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок литературы в 8 классе на тему:«Стихи и песнио Великой Отечественной войне»                              ...