конспект урока по литературе ""История создания романа А.С.Пушкина "Евгений Онегтн"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Данный материал поможет учителю литературы при изучении романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Евгений Онегин». История создания. Замысел, жанр и композиция романа.

Цели:  1) ознакомить учеников с творческой историей романа «Евгений Онегин»; показать, что «Евгений Онегин» - первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе»

2) развить художественный вкус учащихся; развить навыки конспектирования;

3) воспитать интерес к творчеству и личности писателя.

«Это лучшее мое творение»

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»

«Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было».

А. С. Пушкин

1. «Онегин» – есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии» В. Г.Белинский

  • Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе;
  • Первый реалистический роман в русской литературе;
  • Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий 19 века;
  • Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров;
  • Глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях;
  • Лирическое и эпическое здесь равноправны (эпическим является сюжет, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю)
  • Его образами и отдельными деталями может воспользоваться для характеристики эпохи и историк и исследователь русского быта.

Начало работы – 1823, Кишинев, Одесса.

Окончание работы – 1830, Болдино

7 лет 4 месяца 17 дней, как подсчитал Пушкин 26.09.30.

I глава опубликована в середине февраля 1825 г.,

II глава - в октябре 1826 г.,

III глава – в октябре 1827г.,

IV и V главы - в начале 1828 г.,

VI – в марте 1828г,

VII - в марте 1830 г. ,

VIII - в январе 1832 г. (позднее исключенная Пушкиными ставшая приложением «Отрывки из путешествия Онегина»),

IX глава – ныне VIII.

В марте 1833 г. вышла вся книга.

X глава была зашифрована и сожжена автором.

Первоначальный замысел за 7 лет очень изменился. Сначала Пушкин хотел, чтобы Онегин погиб.

Первая глава вышла отдельной книгой в 1825 г. И вызвала много споров. Полный текст вышел в 1833 г. Тиражом 2500 экземпляров.

Первоначально Пушкин задумал написать 13 глав. Ближе к завершению он решил написать только 10 глав. Однако вышло только 8 глав. 10 главу Пушкин сжёг, потому что опасался цензуры, 9 глава была перенесена на место 8-ой главы. А 8-ая глава издавалась отдельно. Таким образом, роман «Евгений Онегин» вышел в 8 главах.

На возможность появления «Онегина» в печати Пушкин не рассчитывал. О моей поэме нечего и думать… Если когда-нибудь и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге… Не знаю, пустят ли бедного «Онегина»

в небесное царствие печати; на всякий случай попробую …», «..Чтоб напечатать Онегина, я …готов хоть в петлю», - писал он в 1823 – 1824 годах Вяземскому, Бестужеву, А.И.Тургеневу.

3. В предисловии к 1-ой главе Пушкин напишет:
«Собранье пестрых глав

Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных…»

Роман в стихах, или «большое стихотворение», «свободный» роман - неслыханное до этого жанр в русской литературе, соединивший два начала – лирическое (внутренний мир автора через изображение духовных процессов) и эпического (объективное бытие, независимое от автора). Т. обр., герои, их судьбы и взаимоотношения служат для самораскрытия автора как личности.

Автор  — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («Но вреден север для меня»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. Автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («Читатель ждёт уж рифмы „розы“ — на, вот, возьми её скорей»).

  1. «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Пушкин рассчитывает на читателя-современника, знакомого с атмосферой эпохи. Отправная точка – конец 1819 – начало событий в романе. Следовательно, Онегин родился в 1795, окончил учебу и вышел в свет в 1811-1812 в возрасте 16-17 лет. Действие закончится в марте 1825

5.Пушкин ставит перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, картинами быта и нравов показать жизнь России. Белинский позднее определит это словами «Энциклопедия русской жизни». «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества»,- писал Белинский.

Какие проблемы затронуты в романе?

  • Судьбы лучших представителей

дворянской молодежи в 20-е г.г. 19 века

  • Истинные и мнимые жизненные ценности
  • Внутренняя свобода мыслящей личности

и диктат светского общества

  • Поиск смысла жизни
  • Любовь и долг
  • Идеал женской красоты

6. Композиция. Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность).

  • Повторение одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главе: встреча – письмо – объяснение. При этом Онегин и Татьяна как бы меняются местами.
  • Петербург играет обрамляющую роль
  • Ось симметрии – сон Татьяны.

Антитеза частей романа связана с раскрытием того или иного образа. Петербург – Онегин, деревня – Татьяна.

Основная композиционная единица – глава. Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа (14 строк – «онегинская строфа» = 4+4+4+2; абаб ссдд еффе гг, т.е. перекрестная + парная + кольцевая + куплет. Четырехстопный ямб, ) – законченное по смыслу и форме маленькое произведение.

Эта сложность делает онегинскую строфу чрезвычайно гибкой в смысле передачи самых различных оттенков мысли, самых различных интонационных ходов и т. п. Литературная энциклопедия

  • Лирические отступления связаны с сюжетом романа (большие лирические отступления – 27 и небольшие лирические вставки – 50).

Композиционная роль пейзажа – показать ход времени, характеризовать духовный мир героев.

Вставные эпизоды:

  • Письма
  • Сон Татьяны
  • Фольклорные элементы

Роль предметно-бытовой детали

  1. В романе две сюжетные линии.

Онегин - Татьяна

Онегин – Ленский

  • Знакомство на вечере у Лариных
  • Разговор с няней, письмо к Онегину
  • Объяснение в саду через два дня
  • Сон Татьяны. Именины
  • Татьяна в доме Онегина
  • Отъезд в Москву
  • Встреча на балу в Петербурге через два года
  • Вечер у Татьяны.
  • Письмо к Татьяне. Объяснение
  • Знакомство в деревне
  • Разговор после вечера у Лариных
  • Именины Татьяны
  • Дуэль

Главным героем является Евгений Онегин, «мой приятель», как говорит о нем Пушкин.

  • Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».Белинский
  • Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Герцен.
  • Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». Писарев.

Система образов

Представители определенных категорий общества

Онегин

  • Высший свет
  • Лишний человек

Татьяна

  • Патриархальное дворянство
  • Идеал русской души

Ленский

  1. Дворянство
  2. Романтическое сознание

Автор = действующее лицо объединяет персонажей, драматические судьбы которых являются отражением судеб лучших людей России пушкинского времени:

  • Незримо присутствует всегда и везде
  • Принимает участие в судьбах героев
  • Делится с читателем своими мыслями и чувствами
  • Рассуждает о нравах и морали общества

Автор в «Евгении Онегине»

- Автор не только рассказчик, но и действующее лицо романа.

- Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну и «свято бережет» ее письмо к Онегину. У него сохранились стихи Ленского «Куда, куда вы удалились».

- Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не остается равнодушным созерцателем происшествий их жизни, спокойным наблюдателем. Он принимает живое участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них с любовью, а то и иронически, иногда строго осуждает поведение героя (например, Онегина за то, что он принял вызов на дуэль).

- В лирических отступлениях он рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателем своими планами, мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре, рисует картины природы.

- Образ поэта предстает и самим тоном повествования, оценкой явлений жизни: критическое отношение к крепостному праву, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции от национальной почвы…

Итак, говоря словами Белинского, роман Пушкина «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение» как «первое национально-художественное произведение», которое положило «прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе».

Д.З: письменный ответ по плану:

  1. История создания «Евгения Онегина»
  2. Жанр «роман в стихах»
  3. Особенности композиции,«зеркальная симметрия»
  4. «Онегинская строфа»
  5. Система персонажей
  6. Прототипы героев
  7. Значение романа, оценка романа В.Г.Белинским



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "История создания романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Основное внимание уделяется пртотипам главного героя романа  и общественным явлениям 50-60 годов XIX века, отраженным в романе. На уроке используется презентация....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра"

Презентация - сопровождение урока "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра" содержит материал о творческой истории произведения: изменение замысла, варианты названий, смысл...

к уроку по литературе. История создания повести "Капитанская дочка"

Основой подготовки материалов стал научный труд Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История создания....

Конспект урока. Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа "Что делать?"

Конспект урока с презентацией для 10 класса по программе Ю.В. Лебедева (по ФГОС). Первый урок изучения творчества Н.Г. Чернышевского....

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"...

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....