Уроки Маленького принца
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Синякова Ирина Николаевна

Маленький принц, путешествуя по планетам, постигает жизнь и учит нас жить по нравственным законам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_malenkiy_prints_2011.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Уроки Маленького принца

Цели и задачи:  

раскрыть важнейшие проблемы повести;  

формировать умение давать оценку поступкам героев повести; способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести;  

развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе.

  1. Обучающие: ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент–Экзюпери; создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором;
  2. Развивающие: развитие читательского интереса учащихся, творческого воображения, чувства музыки, монологической речи учащихся;
  3. Воспитывающие: приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной.
  4. познакомить ребят с философской сказкой А. Де Сент-Экзюпери “Маленький принц”;
  5. развивать творческие способности учащихся, развивать речь учеников.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемое оборудование: компьютер

Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.

 

Технология обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация).

Формирование речевых компетенций 

Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • аналитическое чтение,
  • защита творческого мини-проекта,
  • работа над словесным портретом героя,
  • выразительное чтение,
  • инсценировка.

Краткое описание: 

Маленький принц, путешествуя по планетам, постигает жизнь и учит нас жить по нравственным законам.

Тема урока: «Десять уроков Маленького принца»

 Предварительное домашнее задание: разделить класс на 5 групп, каждой группе придумать форму для планет Короля, Честолюбца, Географа, Фонарщика, Пьяницы и изготовить модели; подготовиться к защите мини-проекта; выписать в тетрадь фразы, особенно запомнившиеся во время прочтения книги; написать творческую работу “Словесный портрет Маленького принца”.

Учащиеся:

1. Должны знать содержание произведения А. де Сент–Экзюпери “Маленький Принц”;

2. Выучить песню М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова “Маленький Принц”;

Учитель: 1. Готовит карту звездного неба, в центре которой Земля со спрятанным названием;

2. Выписывает цитаты;

Готовит аудиозапись сказки, фонограмму песни “Маленький Принц”;
Карточки с заданиями для группы, бумагу, фломастеры, карандаши;
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;
Иллюстрации к сказке

 Оформление: портрет А. Де Сент-Экзюпери, стенгазета о жизни писателя, реквизит для инсценировки, плакаты с высказываниями А. Де Сент-Экзюпери, магнитофон, аудиозапись песни “Нежность”.

Эпиграф урока (на доске):

                                                       … И вы увидите: все станет по-другому...

Антуан де Сент-Экзюпери

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Основное содержание урока.   

1.

Звучит песня М.Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц».

Учитель: - Ведь если звёзды зажигают,

 Значит это кому-нибудь нужно?

 Значит это необходимо,

 Чтобы каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

   Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

   Задумались... Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...»

  Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

Нашим собеседником будет добрый, мудрый человек - французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.

Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит имя - Антуан де Сент-Экзюпери. Необычна была и судьба писателя. Это был удивительный человек. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной, неся ответственность за всё, что происходит в мире.

Ученик:  Этот человек был разносторонним, одарённым, с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Он был писателем и летчиком одновременно. На вопросы о своей жизни и о себе он отвечал: “Ищите меня в том, что я пишу”.
И действительно, ничто так не раскрывает нам этого человека, как его произведения.

Есть имена и книги, которые не умирают. Родился он 29 июня 1900 году — во французском городе Лионе.

В 2010 году исполнилось 110 лет со дня рождения французского писателя, летчика, мечтателя Антуана де Сент-Экзюпери. Жил он недолго, написал немного (обратить внимание на выставку книг писателя), но успел сказать людям самое главное…
В семье его называли “Король Солнце” из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана “Звездочет”, потому что нос его был, вздернут к небу.
Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался восторженным, любознательным.

Он говорил:

- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.

Он шел по жизни очень  трудными путями.

  • В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.
  • Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днём кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий, но всё-таки нашёл.

Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий.

  • Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».

Как близка была ему мудрость этих слов.

Сент-Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость.

  • Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.
  • Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.

  • Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.

Давайте воспользуемся его изобретением. Но сначала вспомним, сколько планет посетил Маленький принц. Правильно, семь! Приглашаю знатока для участия в конкурсе. А соперника пусть он выберет сам. Мы будем пускать мыльные пузыри, а жетон получит тот, чей мыльный пузырь будет самым большим.

Все эти разноцветные пузыри похожи на множество маленьких планет во Вселенной, по которым путешествовал герой нашей сказки.

Писателю принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.

В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать по ночам, чтобы закончить сказку к рождеству, в тот 1942 г. рождественский подарок был особенно необходим людям, - подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.

Иногда их  подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам.

Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий-долгий полет из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.

Учитель: Живет на свете уже много- много лет удивительная, мудрая сказка Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», А удивительна она тем, что ставит перед нами, маленькими читателями трудные вопросы, на которые мы попытаемся найти ответы.

Свое лучшее произведение Сент-Экзюпери написал в дни войны, в 1942 году. Назвал его необычно и сказочно: «Маленький принц». В этот период он нередко рисовал мальчика с крыльями, удивленно смотрящего из-за облаков на Землю. Что же это за мальчик?.. Никого он вам не напоминает? (Показываю репродукцию с изображением ангела-хранителя.)
• Что объединяет портрет Маленького принца и представленную на слайде иллюстрацию?

Ангел-хранитель

Мы знаем, что по христианским представлениям ангел-хранитель приставляется к каждому человеку при крещении и сопровождает его всю жизнь. Он радуется нашим добрым делам. Когда же мы совершаем неблаговидные поступки, он отходит от нас, скорбит, плачет и ждет нашего возвращения на пути праведные. Он говорит с нами голосом нашей совести. Ангела обычно изображают в виде крылатого юноши. На рисунках к сказке Маленький принц нередко изображен с золотым шарфом... Экзюпери дает его конкретное описание. «Стоит необыкновенный какой-то малыш». «Это необыкновенное явление». И говорит Маленький принц «тоненьким голоском», а нам так и хочется сказать «ангельским».

Это книга стала его писательским завещанием. На первый взгляд, это – обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но это не так. А вот что хотел сказать нам автор этой книгой, какое завещание он нам оставил, мы узнаем на сегодняшнем уроке.

3. Аналитическая беседа по тексту: Автор посвятил эту книгу Леону Верту, своему другу, с которым он часто спорил по разным жизненным вопросам. Но посвящение это немного необычно. Давайте с ним познакомимся.

Запись. «Посвящение Леону»

Учитель: Итак, Маленький принц. Откуда он прилетел? Где и при каких обстоятельствах встретился с ним автор?

Ученик: Маленький принц прилетел с маленькой планеты – астероида Б-612. Автор потерпел аварию в пустыне Сахаре, здесь он и встретился с золотоволосым мальчиком, который просит его нарисовать барашка.

Запись.  «Нарисуй мне барашка!»  (раздать листы и фломастеры)
 Нарисуй мне барашка
Лёгким взмахом руки,
В светло-серых кудряшках
Пусть играют лучи.
Пусть живёт не в коробке -
На зелёном лугу,
И чтоб домиком бровки!
Я его полюблю.
 

Буду с нашим барашком
Я рассветы встречать,
И медовую кашку
Помогать собирать.
Буду петь ему тихо,
Если вдруг он уснёт,
Милый, что тебе стоит?
Нарисуй, пусть живёт!!!

 Обратите внимание на эпиграф к уроку – это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то                                                   

   «… И вы увидите: всё станет по-другому...».

 

1. Анализ произведения.

– Работа с тетрадью стр.2

– Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?

– Расскажите о Маленьком принце.

Ученик: – Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него
было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и можно было снова и снова смотреть на закатное небо. Однажды, когда ему было особенно грустно, за день он видел заход солнца 43 раза. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, и он не остаётся равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным». А за этим последовало решение странствовать с перелетными птицами. Мне кажется, что Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери.

Учитель:  Чем занят Маленький принц?

– Что олицетворяют Баобабы?

Ученик: Зло, плохие черты характера человека.

 

Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»

 

(Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов)

– Запишите вывод в тетрадь

Запись «Появление Розы»

– Работа с тетрадью стр.3                                                                                                                                                   – Как ведёт себя Роза?

– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

(поссорились)

 ( Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)

 

– Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Цитата из текста глава VІІІ

(Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)

Второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам»

(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)

– Запишите вывод в тетрадь

2. Путешествие Маленького принца

Учитель: Зарядка!!!

Маленький принц побывал на разных планетах, и мы отправляемся вместе с ним. А чтобы лететь было не скучно, поиграем в игру «Человек. Земля. Вселенная». Мы с вами пребываем в невесомости. А в невесомости, как известно, нарушается координация движений. Проверим, все ли у нас в порядке. Когда я говорю «человек», то показываем на себя, при слове «земля» показываем вниз, а при слове «вселенная» — вверх.

Ученик: ПРОЕКТ «Путешественники»

 Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия.

 Большие  возможности у этого приёма. Он нужен для понимания главной мысли произведения.

Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей.

Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.

Учитель: 

Итак, в поисках друга Маленький принц отправляется странствовать с перелётными птицами. Прежде всего, он посещает ближайшие астероиды, на которых поодиночке живут разные взрослые люди.

Почему у астероидов вместо названий номера? Почему астероиды не заслуживают названия?
Ученик: Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на болезнь современного мира — разъединение людей, обитающих в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому. Это собирательные образы нечестивцев. Портреты их типичны, поэтому автору достаточно для полноты картины назвать цифры.

Учитель: 

Угадайте планеты по описанию и ответьте, что ценно для обитателей астероидов?

План ответа:
(кто обитал, чем занимался, что ценно)
1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)

Планета Короля

Ученик: На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого. Для короля ценна власть. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний

Учитель: – Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?

– Работа с тетрадью стр.4    

Учитель: – Кого надо судить, если на планете живёт только король?

Учитель: – Что трудно сделать по отношению к самому себе? Найдите фразу из книги.

Ученик: «Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Третий урок: «...суди сам себя»

– Запишите вывод в тетрадь

                                                                                                                                               
Учитель: 2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца).

Ученик: Планета Честолюбца

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.
Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.
На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек. Для честолюбца ценность – слава, почитание.

Учитель: – Подберите эпитеты.

Учитель:  Работа с тетрадью стр.5                                                                                          

Учитель: – Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.

(Цитата из текста……«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»)

Учитель: – Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)

Учитель: – Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?

Ученик: Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.

Учитель: – Запишите вывод в тетрадь


Учитель: 3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)

Ученик: Планета Пьяницы

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу. Для пьяницы ценность - спиртные напитки.

Учитель: – Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?

– Работа с тетрадью стр.6                                                                                                                                                   – Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.

– Запишите вывод в тетрадь


Учитель: 4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека)

Ученик: Планета Делового человека

Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф. Для делового человека ценность – богатство.

– Работа с тетрадью стр.7
 – Какой урок вынес Маленький принц?

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

– Запишите вывод в тетрадь


Учитель: 5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)

Ученик: Планета Фонарщика

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову. Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей. Для фонарщика ценность - верность своему слову, работа.

– Работа с тетрадью стр.8          

– Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека 

– Запишите вывод в тетрадь


Учитель: 6) толстенный, путешественник, счёт, кабинет, справки, учебник (планета Географа)

Ученик: Планета Географа

Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её. Для географа ценность – накопление знаний, которые, кроме него, никому не нужны.

– Работа с тетрадью стр.9        

– Разве это настоящий учёный?

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

– Запишите вывод в тетрадь

Заставка: Маленький принц и обитатели астероидов

ПРОЕКТ «ЛИНГВИСТ»

Ученик: Словарная работа.

•Мне бы хотелось поговорить о  ценностях?
Ценности – то, что важно, что имеет значение. Ценности нужно разделить на истинные и  мнимые.
Истинные ценности те, которые делают человека и мир лучше. Ценности, разрушающие человека мир – мнимые.
Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми, ибо они мнимые.
Жизнь можно сравнить со школой, только задает она не задачки и примеры. Каждый человек учит свой урок. Кто-то в поте лица добывает хлеб насущный и воспитывает в себе самодисциплину. Кто-то усмиряет свою гордыню. Кто-то рисует картины. Кто-то воспитывает детей. Обитатели астероидов не раскаиваются в плохом, никто не вспоминает ни об одном добром деле. Понять, плох или хорош твой поступок, можно только через общение с другими людьми. Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя. Им невозможно понять, что значит вместе, с другими людьми и для других.
Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться личностью. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть еще и душа.

5. Фронтальная работа – седьмая планета – Земля

Учитель: – Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?

(Он увидел сад с розами)

– Обратите внимание на ход мыслей героя. Зачитайте отрывок из XX главы со слов «А потом он подумал…» до конца.

Ученик: «А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."

Он лег в траву и заплакал»

Учитель: – Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)

Учитель: – Когда появился Лис?

Ученик: В самую трудную минуту для малыша. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы, он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца. Его высказывания – большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза – единственный на свете цветок, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего лишь один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит им сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.

Учитель: – Работа с тетрадью стр.10

Учитель: – Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

Ученик: Девятый урок: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»

Учитель: – Запишите вывод в тетрадь

Учитель: – Работа с тетрадью стр. 12

Учитель: – Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?

 Ученик: Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

Отрывок из XXVІ главы«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды... - Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

И он сам засмеялся»

Учитель: Однажды человек приходит в этот мир. Маленькая кроха открывает глаза и с удивлением и восторгом смотрит вокруг себя. Он видит восход и заход солнца, белые воздушные облака, серебряные капли дождя, прозрачную росу и прекрасные цветы, которые сопровождают человека всю жизнь.

Человек интуитивно чувствует свою связь с природой и космосом и старается соединиться, слиться с ними. Этому способствуют окружающие нас деревья, травы и цветы.

Существует притча, как Господь Вседержитель, создавая Вселенную, а затем Солнце, планеты, звезды, сотворил нашу Землю и решил украсить ее. Он послал на Землю тысячи звездочек, которые превратились в цветы, недаром они тянутся вверх, к звездам на небе, а те посылают им свой свет.

Звезды — цветы небесные, Которыми ночью и днем любуется Бог, Человек — иногда.

Из японской поэзии

Пусть же и сейчас маленькие серебристые звездочки исполнят для нас свой таинственный возвышенный и волшебный танец.

Исполняется танец «Звездочки»

Учитель: Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

Домашнее задание: - Прочитайте вопросы       (на слайде – вопросы из рабочей тетради)

– Ответить на эти вопросы вам предстоит дома. А через несколько лет, мне кажется, вы вернётесь к этому произведению. И тогда вы увидите, как изменилась ваша жизнь.

Подведение итогов урока:

Учитель: – Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? Какие мысли?

Ученик: Надо уметь быть верными в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться ко злу, каждый человек в ответе не только за свою судьбу.

Учитель: – Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Мы с вами сейчас увидели, что она заставляет нас задуматься над очень серьезными жизненными вопросами, мимо которых не пройдет ни один человек. Если вы прочитаете ее через некоторое время, когда станете старше, эта книга откроется вам по-другому.
Ученик: Я думаю, что своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал человечность и живую искру в душах людей. Только дружба способна растопить лёд одиночества и отчуждённости, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

Ученик: Везде можно встретить людей, чем-то похожих на Маленького принца, надо только уметь видеть чистое и прекрасное в каждом человеке. Сказка эта, это то, что я искала, потому что она рождена самыми чистыми, добрыми и важными мыслями писателя.

Ученик: Каждый человек, взрослый и ребенок, слушая эту сказку, задумается или, как говорил Маленький принц, «увидит сердцем» это пронзительно-печальное поэтическое произведение, в котором Сент-Экзюпери выразил свои самые заветные мысли о том, что необходимо ценить человека, его улыбку. Что нельзя жить без любви и дружбы. И что людям нужна красота поэзии и доброта так же, как чистая вода

Ученик: Я стараюсь жить, как этот мальчик. Стараюсь не черстветь в этом мире жёстком, как гранит... стараюсь просто любить звёзды и видеть барашка через стенки нарисованного ящика и слона в удаве.

Ученик: Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Антуан де Сент-Экзюпери пишет о «планете», а речь идет человеке. Он говорит о розовых кустах, а рассказывает о душе. Описывает баобабы, а предупреждает о темной стороне души. Необходимо трудиться каждый день, чтобы наполнить светом и сохранить в чистоте свою душу. Ты нам нужен, Маленький принц!

Учитель: Я просила вас читать эту книгу очень внимательно и записывать в тетрадь те строчки, которые вам запомнятся, заставят задуматься над произведением.

Спасибо. Вы знаете, я очень рада, что вы так внимательно читали это произведение, и многие из вас не прошли мимо строк, над которыми задумывалась я, задумывались, может быть, ваши родители, читая эту книгу, и тысячи других её читателей. К тому, что писал о себе Экзюпери, мне хочется прибавить и эти строки: “Зорко бывает одно лишь сердце”

Маленький принц. 

Какая странная планета!..

Как одиноко средь людей...

Глазами не увидишь света,

Речами не собрать друзей.

Людей по свету носит ветер...

Как жаль, что нет у них корней...

Пять тысяч роз глядят, как дети,

Но нет средь них одной — своей.

Немы уста, и слепы очи...

И ковыляешь, как в бреду...

Но только сердцем темной ночью

Найдешь заветную звезду.

Какая странная планета!..

Как одиноко средь людей...

Глазами не увидишь света,

Речами не собрать друзей.

Конечным пунктом моего путешествия была планета Земля.  Здесь я встретил Лиса, совсем не похожего на тех взрослых, которых встречал на других планетах. Я много беседовал с Лисом, и мне открылся  дар дружбы. Лис сказал слова, которые объясняют, что такое дружба. Каждый из вас сейчас возьмёт одну карточку со словом из этой фразы. Вам предстоит выстроиться так, чтобы мы смогли прочитать высказывание Лиса.  « Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Здесь, на Земле, моя миссия выполнена. Смотрите, вы говорили, что Лис помог разобраться мне в своих чувствах, научил меня дружбе. Но ведь и я помог Лису. Чем?

Ученик: Помог ему осуществить мечту, чтобы его приручили. И теперь Лис счастлив, даже после расставания с М.п. он не будет одинок. Он будет вспоминать о своём друге, приручившем его.

- Как я помог  Лётчику?

Ученик: Он давал ему силы выжить. Лётчик искал колодец с водой, чинил двигатель. Они и на расстоянии будут дружить.

Ну, что ж мне пора лететь к моей Розе. Если ты любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, — этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. Я оставляю вам на память эту книжечку, чтобы вы перечитывали  и вспоминали обо мне. Я в ответе за мою Розу. 

Заключительное слово учителя:

Учитель: Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем  принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.

Я знаю: он возвратился на свою планету. Взгляните на небо. Посмотрите на звёзды. Потому что у каждого человека своя звезда.

Немы уста, и слепы очи…

И ковыляешь, как в бреду…

Но только сердцем тёмной ночью

Найдёшь заветную звезду.

                                 Л.Я.Зиман

 Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем-совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то, в безвестном уголке Вселенной, барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам Розу.
Взгляните на небо и спросите себя: “Жива ли та Роза или ее уже нет? Вдруг барашек съел ее?” И вы увидите, все станет по-другому…

Использованная литература.

С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. Толковый  словарь русского языка- Москва, изд «АЗЪ» 1996 г.

Зарубежная детская литература, составитель С.И. Чернявская – Москва «Просвещение» 1982г.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - Москва изд «РОСМЕН» 1999г.

Тридцать три Егорки, составитель Г. Науменко,- Москва, изд «Детская литература», 1989г.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 уроков маленького принца

Презентация к уроку литературы в 6 классе....

Открытый урок "Маленький принц"

Конспект  открытого урока  для 6-7-ых  классов по  сказке  Антуана де Сент-Экзюпери....

Урок литературы в 7 классе "Десять уроков Маленького принца"

Урок разработатн и проведен учителем литературы МОКУ "СОШ с. Сальское" Терёхиной В. Н. в рамках школьного конкурса открытых уроков "Инновационные образовательные технологии в современном уроке"Урок ор...

Уроки Маленького принца

Интересная и яркая презентация не только для обобщающего урока по сказке Экзюпери, но и хороший материал для наблюдений за детьми и выводов классного руководителя...

Конспект урока по литературе Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.

Конспект урока по литературеТема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на осно...

2 урок Тема урока: «Маленький принц» как философская сказка-притча

В данном документе представлен второй урок из  системы уроков литературы по философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", проводимых в 6 классе. Система всего состоит...

3 урок Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке А. де Сент-Экзюпери

В данном документе представлен третий урок из  системы уроков литературы по философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", проводимых в 6 классе. Система всего состоит...