Итоговое сочинение. Направление «Природа и культура в жизни человека», подразделы банка тем. Произведения для аргументации.
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Занятие по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе. Направление «Природа и культура в жизни человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл итоговое сочинение62.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Итоговое сочинение. Направление «Природа и культура в жизни человека», подразделы банка тем. Произведения для аргументации.

Цели:

-продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

-углубить знания учащихся об особенностях итогового сочинения;

-поэтапно отработать алгоритм написания сочинения;

-научить учащихся писать тезис сочинения, развить речь через формулировку своего мнения (тезиса);

-развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное;

-развивать интеллектуальные умения (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию),

-развивать речевые навыки, творческие способности,

-воспитать ответственное отношение к учебе, к своему труду, прививать любовь к чтению.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Орг.момент.

-Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Рада приветствовать всех Вас в нашей школе. Сегодня мы проводим занятие по подготовке к итоговому сочинению.

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, давайте начнём урок со стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Природа».

Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмИну с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.

По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.

Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.

Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон:

— О наша общая мать! — воскликнул я. — О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?

Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.

— Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено… Надо его восстановить.

— Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?

Женщина чуть-чуть наморщила брови:

— Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю.

— Но добро… разум… справедливость… — пролепетал я снова.

— Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся — и не мешай мне!

Я хотел было возражать… но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся.

- Как видите, в этом произведении  представлен диалог, кто с кем разговаривает? (Человека и женщина – Природа)

- Какие мысли у вас рождает это стихотворение в прозе? Живёт ли Природа по законам человечества?

(Нет, природа живёт по своим законам. Природа  одинаково заботится о всех своих тварях.)

- А кто подразумевается в виду под словом «тварь»? (Тварь в этом тексте – это любое живое существо, будь то человек или животное)

- То есть Природа заботится о человеке.  А почему человек возмущается на ответ Природы, что она думает о блохе?

(Потому что человек думает, что он главнее всех существ и поэтому Природа должна заботиться о нём)

-Конечно! Человек убеждён, что он Венец природы и что природа только о нём и заботится. Вот что значит человеческая гордыня. В своей гордыне люди верят, что могут победить саму природу и подчинить ее своей воле. Но на деле это далеко не так. Как вы, ребята, думаете, кто должен подчиняться: человек или природа?

(Человек)

- Я разделяю вашу точку зрения.

- Переходим к нашей теме по подготовке к итоговому сочинению. И о чём же мы будем сегодня говорить?

(О третьем разделе банка тем итогового сочинения, который называется «Природа и культура в жизни человека») Запишите тему занятия в тетрадь.  Сегодня мы должны с вами познакомиться с разделом, с темами, с возможными аргументами, повторить композицию, отработать алгоритм работы над сочинением. На уроке будете записывать названия произведений и их авторов. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Природа» вам может пригодиться, запишите, пожалуйста, название и автора произведения.

Ребята, осталась одна неделя до итогового сочинения. Давайте повторим требования  и критерии оценивания.

1)Итак, требование первое- объём итогового сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350, требуемое -250, обязательно подсчитываем слова.

2)Требование второе- самостоятельность написания, списывание не допускается.

3)Критерии проверки. Первый критерий – соответствие теме.

4)Второй критерий -  аргументация, привлечение литературного материала.

5)Третий критерий- композиция и логика рассуждения. Должно быть выдержано соотношение между тезисом и доказательствами, не должно быть грубых логических нарушений.

6)Четвертый критерий – качество письменной речи, незачёт ставится, если речевые ошибки затрудняют понимание смысла сочинения.

7)Пятый критерий – грамотность, незачёт ставится, если на 100 слов в совокупности приходится 5 ошибок.

Требования обязательны к выполнению, и по первым двум критериям также обязательно должен быть зачёт, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 - 4 - 5.

- Давайте вспомним разделы, из которых формируется комплект тем. Всего в комплекте 6 тем, из каждого раздела будут по 2 темы.  Названия разделов на доске.

Раздел «Природа и культура в жизни человека» состоит из подразделов: Природа и человек, Наука и человек, Искусство и человек, Язык и языковая личность.

Следовательно, в этом разделе будут темы, связанные с

  1. Проблемами экологии, нужно ли заботиться о природе, что будет, если о ней не заботиться;
  2. О взаимоотношениях природы и человека, это может быть связано с животными, с экологией, с защитой окружающей среды;
  3. Вопросы следующего плана: Какого человека можно назвать талантливым? Что такое талант? Какой он, талантливый человек? Чем он отличается от других?
  4. Также вопросы, связанные с миссией художника: Какова миссия художника? В чём она заключается?
  5. Роль культуры в жизни человека: Как искусство, литература, живопись влияют на человека?
  6. Вопросы, связанные с влиянием искусства на человека;
  7. Вопросы, связанные с влиянием прогресса на человека, технического прогресса, как прогресс влияет, хорошо или плохо и т.д.
  8. Вопросы, связанные с языком и отражением в языке личности. Эти темы нацеливают на рассуждение о языке и языковой культуре, позволяют осмысливать связь языка с историей страны, поднимают проблемы важности бережного отношения к языку.

Отработаем алгоритм работы над сочинением на примере темы «Способна ли природа воспитывать человека?». Это была тема вашего домашнего сочинения. Чтобы сочинение соответствовало теме, нужно понять вопрос. Тема может быть сформулирована по-разному, это может быть вопрос, утверждение, цитата, назывное предложение. Важно суметь переформулировать тему в вопрос, на который вы будете отвечать в сочинении. Дальше надо работать с ключевыми словами. В нашей теме ключевые слова – это какие слова?

(Природа, воспитывать)

- Что же входит в понятие «природа»? Найдите определение по словарю С.Ожегова.

1. Природа – Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку

2. Природа – Все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир

3. Природа – Места вне городов (поля, леса, горы водные пространства)

4. Природа – Основное средство, сущность

- Попробуем составить кластер на доске. Соберём все слова, которые могут входить в это понятие.

(Природа -  окружающий мир, лес, река,  животные, растения, деревья, небо, горы, гроза, метель т.д.)

-Хорошо, разобрались и поняли, что такое природа. Идём далее. Воспитывать – это что делать? Найдем в словаре.

1. Вырастить (ребёнка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения. В. детей.

2. Путём систематического воздействия, влияния сформировать (характер, навыки). В. специалиста. В. ученика.

3.  Привить, внушить что-н. кому-н. В. в детях любовь к Родине.

-Подберём глаголы-синонимы: воздействовать, влиять, прививать, внушать, формировать.

- Хотя у нас в теме итак вопрос, давайте переформулируем наш вопрос темы, используя глаголы-синонимы.

 (Может ли природа влиять на духовное и физическое развитие человека? Воздействует ли природа на человека систематически, какие при этом привычки формирует?)

- Молодцы. Вступление — это вводная часть сочинения, можно начать вступление с вопросов.  После вступления нужно писать ответ на вопрос темы, то есть надо написать тезис, который вы дальше будете доказывать аргументами. Можно начать примерно с таких вопросов и плавно перейти к тезису с помощью следующих фраз:

Можно начать вступление с вопросов:

Что такое…?

Какую роль в жизни играет …?

Почему человеку важно помнить о …?

Эти и другие вопросы возникают у меня при размышлении над предложенной темой.

Ответом на вопрос будет тезис:

Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Я считаю ...

По моему мнению, …

Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…

-Послушаем ваши вступления и тезисы.

(1)Природа... Что это такое? Какую роль она играет в жизни мыслящего человека? Может ли природа изменить личность? Эти и другие вопросы возникают у меня при размышлении над предложенной темой. По моему мнению, природа способна воспитывать людей, поскольку она совмещает в себе гармонию и красоту, которую пытается достичь человек духовным путем. Именно природа заставляет людей вспомнить о принципах нравственности, а также вдохновить на совершение полезных дел.

2)Способна ли природа воспитать человека? Что такое природа? Какую роль она играет в духовном и нравственном развитии человека? Можно ли судить о воспитании человека, опираясь на природу? Эти и другие вопросы возникают у меня при размышлении над предложенной темой. Природа и человек тесно взаимосвязаны. Еще с самого раннего детства ребенок начинает знакомиться с природой, наблюдая за временем года и другими явлениями природы. Я считаю, что природа учит нас быть естественными и выбирать правильные решения.

3)Способна ли природа воспитать человека? Природа - это весь наш окружающий мир , это то, что с нами с самого рождения . Еще с детства человек связан крепкими узами с природой , ведь она присутствует в каждом дне жизни . Думаю, что природа воспитывает и взращивает настоящих искренних людей , которые умеют создавать уникальные творения, становятся сильными как физически, так и морально).

- Природа способна воздействовать на человека, воспитывать человека, она учит его естественности и честности, в ней нет фальши и лжи - вот тезис, который так или иначе должен у вас звучать.

Основная часть включает в себя размышления выпускника, их аргументацию с помощью литературы. Структура основной части выглядит так:

  1. Связка — клише, которое соединяет вступление и основную часть, например «Обратимся к рассказу „Улыбка“ Р. Брэдбери».
  2. Описание эпизода, характера героя — в сущности, небольшой пересказ.
  3. Микровывод — анализ эпизода, в котором должен быть ответ на вопрос «Как этот пример доказывает тезис?» Недостаточно просто упомянуть произведение, необходимо описать конкретный эпизод, проанализировать поведение героя и объяснить, как пример соотносится с тезисом.

-Ребята, какие же произведения здесь подойдут? Слушаем ваши аргументы, 2 и 3 абзац сочинения. Авторов и названия произведений записываем в тетрадь.

1) В качестве примера хочу привести произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» . Два главных героя: Настя и Митраша становятся сиротами в раннем возрасте . Дети сами ведут хозяйство, учатся поддерживать друг друга. Ребята отправляются собирать клюкву и в процессе этого похода понятно , что теперь, после смерти родителей сирот продолжает воспитывать природа . Например, по крикам зверей и уханью птиц Митраша определяет, скоро ли зайдет солнце. В каждом звуке и виде природы , дети видят и вспоминают наставления отца. Наблюдая за окружающими местами, ребята становятся сильными и смелыми . Митраша убьет серого волка, за что все в деревне начнут уважать парня и принимать за взрослого. Природа не оставит их одних , продолжит их воспитывать: подарит верного друга в виде собаки Травки, которая спасает Митраше жизнь .

2)В.П.Астафьев в рассказе «Царь-рыба» также обращается к этой теме. Главный герой этого произведения Зиновий Игнатьич занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает осетр, ставя его в ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся. По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба. Оказывается, давным-давно он сильно обидел одну девушку из деревни. Осознав это, он освободился от рыбы и выжил. Так, В.П.Астафьев в царь-рыбе изобразил  нравственное начало, способное судить, наказывать человека за его проступки, воспитывать его.

3) Можно обратиться к повести А.И.Куприна «Олеся». Главная героиня Олеся жила вдали от людей, её вырастила бабушка Мануйлиха, которую называли колдуньей. Девушка лечила травами, плодами. Она научилась у природы доброте, терпимости, мудрости. Героиня хотела сблизиться с людьми, поэтому пошла в церковь, но люди её избили. Олеся показана автором как воплощение естественного, природного, доброго начала, а люди деревни, наоборот, далеки от природы, поэтому они жестоки.

4)«Отцы и дети» Ивана Тургенева. Главный герой этой книги, Базаров, рос в деревне и знал о жизни в природе. Поэтому он был очень наблюдательным и быстро учился. Он знал, как выращивать овощи и фрукты, как заботиться о животных, как работать на земле.  В отличие от представителей знатного сословия, которые ничего не умели делать своими руками, Базаров умел работать и знал, как решать жизненные проблемы. И все это благодаря воспитанию, которое он получил от природы.

5) Я приведу пример из романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого. Андрей Болконский получил ранение на войне, видел много смертей, пережил смерть жены, разочаровался в мечте, поэтому решил, что его жизнь кончилась. Ещё больше он приуныл, когда увидел по пути в имение Ростовых старый дуб, который, несмотря на весну, всё не оживал. Корявый и некрасивый дуб выглядел угрюмым на фоне радостного весеннего леса и напоминал Андрею самого себя. У Ростовых
Болконский знакомится с Наташей, которая пробуждает в нем жизнерадостные чувства.
Возвращаясь домой в свое имение, князь Андрей снова видит по пути старый дуб. На этот раз дерево, покрытое пышной зеленой листвой, кажется ему красивым и полным сил. Видя это преображение дерева, Андрей чувствует в своей душе забытую радость. Он решает, что и его жизнь еще не кончена, ведь ему всего лишь 31 год. 

-Раис, из «Войны и мира» можно взять и другой эпизод. Какой? Ответ в видео. Давайте отдохнем и посмотрим фрагмент из фильма «Война и мир».  

Просмотр фрагмента из фильма «Война и мир».

-Как проанализируем этот эпизод?

(Высокое небо Аустерлица помогло Андрею увидеть самого себя, того, прежнего, честолюбивого, он понял бессмысленность войны. Теперь Андрей изменился, ему уже не был интересен Наполеон и все связанное с ним, потому что он теперь иначе понимал жизнь, Андрей как бы заново родился, обновился. Природа помогла ему это понять.)

- После двух аргументов следует заключение — обобщение сказанного. Оно может включать в себя переосмысление или подтверждение тезиса, сформулированного во вступлении. Давайте сформулируем заключения.

1)Можно сформулировать следующий вывод: природа имеет потрясающую способность учить людей. Она учит человечество на протяжении многих лет, и учит природа только хорошему, доброму и правильному. Одни люди понимают язык природы и живут в гармонии с миром, а другие остаются глухи и несчастны.

2)Итак, можно сделать вывод, что природа способна воспитывать человека. Она предлагает нам примеры и уроки, которые помогают нам стать лучше. Мы также можем посмотреть на свою собственную жизнь и понять, как природа формирует и воспитывает нас.

3)В заключение, я считаю, что природа действительно способна воспитать человека. Она оказывает влияние на наш внутренний мир и помогает нам развиваться как личности. Каждое путешествие в природу — это возможность стать лучше и осознать себя.

4)В заключение я хочу сказать, что природа способна воспитывать человека, так как она вдохновляет нас и учит нас видеть красоту в каждом мгновении. Мы должны быть благодарны природе за то, что она может нас воспитывать и помогать нам становиться лучшими людьми.

5)Так что, природа способна воспитывать человека. Она дает нам знания, умения и значимость в мире. Если мы научимся слушать природу и учиться у нее, мы сможем стать лучше и счастливее.

-  Следует помнить, что в сочинении должно быть более 250 слов. После написания подсчитываем слова,  рекомендуемый объём-350 слов.

- Темы о природе могут быть представлены в разных аспектах, также в базе много тем, связанных с влиянием человека на природу, с экологией, с ответственностью человека перед прирученными животными и т.д.

-Перейдём к другим темам раздела.  Перед вами на слайдах возможные  аргументы, вы должны угадать автора, название произведения,  назвать тему сочинения. Не забываем записывать авторов и названия произведений в тетрадь.

1) В произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец ведëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно.

Тема: Всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу?

2) Главный герой рассказа «Портрет» Н.В.Гоголя - художник Чартков. Он очень талантлив, но беден. Как-то раз ему приглянулся один портрет с будто бы настоящими глазами. Этот портрет оказался у Чарткова, и с тех пор начали происходить странные события. Мужчина с портрета ночью дал Чарткову денег, после чего тот решил потратить их на блага красивой жизни. Его талант пропал, он становится «модным живописцем», то есть пишет картины не из стремления к прекрасному, а ради денег и в угоду высокопоставленным заказчикам. Со временем Чартков начал завидовать тем, кто сумел сохранить в себе настоящего художника. У Чарткова появились деньги, но он променял свой талант на богатство, что необратимо повлияло на его личность.

Тема: В чем заключается «миссия» художника?

3) Героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» мечтает стать известной пианисткой и считает себя достаточно талантливой, культурной и образованной для избранного поприща. Доктор Старцев значительно преувеличивает достоинства и сильные черты характера Екатерины Ивановны. Она высоко ценит собственный талант и даже отказывается от личного счастья, надеясь достичь высот в качестве музыканта. Однако можно заметить, что в первую очередь Котик мечтает о славе и признании, а искусство в большинстве случаев требует жертв и полной самоотдачи. По-настоящему талантливый человек не может быть тщеславным, гораздо важнее получать удовольствие от самого творческого процесса. Именно поэтому Екатерина Ивановна не достигает поставленной цели, она разочаровывается в себе, так и не сумев стать профессиональной пианисткой.

Тема: Кого можно назвать талантливым человеком?

4) Вспомним рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка». Автор представляет нам будущее человечества, в котором люди разрушают всё вокруг себя, уничтожают культурное наследие прошлого. На очереди к уничтожению -  картина «Мона Лиза». В неё плюют, над ней смеются, её терзают на кусочки. И мальчику Тому, который тоже был в толпе людей вокруг картины, от разорванного полотна достается кусочек холста. Позже, когда он прибегает домой, он видит, что на его ладони лежит Улыбка, и сердце его наполняется теплом и радостью. Том испытывает потрясение при встрече с произведением искусства, и это потрясение вызывает у него хорошие чувства, а не ненависть, которой были заражены все окружающие. Автор хочет сказать, что настоящее искусство нельзя уничтожить, что именно оно сохраняет в человеке духовное начало, живую душу.

Тема: Чем отличается истинное искусство от фальшивого?

5) Музыка способна поднять боевой дух солдат, воодушевить их на новые благородные свершения во имя Отечества. В произведении «Василий Теркин», написанном А. Твардовским, читатели могут заметить исцеляющее действие искусства. Главный герой взял гармонь убитого танкиста и стал играть на ней различные мелодии. Услышав прекрасное звучание, к Василию Теркину подтянулись все солдаты. Музыка помогла бойцам отвлечься от ужасных военных событий, от разрухи и смертей. Настроение членов танковой колонны быстро сменилось: мужчины пошли в пляс, стали радоваться, наслаждаясь моментами счастья и безмятежности.

Тема: Какова роль музыки на войне?

- Последний на сегодня вид работы – вопрос на засыпку. Ответьте устно на вопросы.

1. Согласны ли вы с мнением героя романа И.С. Тургенева «Природа не храм, а мастерская»?

«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник», — это слова Евгения Базарова. Можно ли согласиться с его утверждением? Я думаю, что не совсем. Природа – это, несомненно, храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту. Столько на нашей Земле великолепных мест: величественные горы, полноводные реки, глубокие моря, густые леса и многое другое.

 2. Чтение литературного произведения – труд или отдых? 

Нельзя однозначно сказать, чем является чтение литературного произведения – трудом или отдыхом. Читая произведения, которые нам по душе, мы расслабляемся, получаем удовольствие от чтения. Книга переносит нас в совершенно иной мир, и мы на время отстраняемся от внешних проблем. Однако, читая, мы учимся, приобретаем опыт, что является трудом.  Вчитываясь в строки классиков, мы должны понять причины поступков того или иного героя, разобраться в отношениях, которые возникают между людьми, соотнести пейзажные зарисовки и внутренний мир персонажей. А разобравшись во всем, прийти к определенным выводам, ведь литература — это учитель жизни.

3. Можно ли обойтись в жизни без творчества?

Я думаю, что нет. Творчество дает нам возможность выражать свои чувства и мысли, обогащает нашу жизнь. Через творчество мы можем воплощать свои мечты и идеи.

- Во что может превратиться мир, если в нем не останется места для творчества, для книг?  Давайте взглянем на экран и посмотрим трейлер фильма по мотивам одного очень известного произведения. Какое же это произведение?

Просмотр трейлер фильма.

-Правильно, это фильм по мотивам романа «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Домашнее задание - прочитать эту книгу, повторить содержание.  Надеюсь, что книги никогда не выйдут из моды, ведь они являются источником духовного обогащения. Спасибо, ребята, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.

Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства. «Самобытная культуры народов ханты и манси»

Конкурсная работа  для участия в издании книги «Ступени осознания  культурного кода»...

Подготовка к итоговому сочинению. Направление: верность и измена. По творчеству И.А.Бунина

Данная презентация подойдёт для подготовки к итоговому сочинению 2017-2018 учебного года по направлению "Верность и измена". Подобранный материал также хорошо подойдёт для написания сочинени...

Подготовка к итоговому сочинению. Направление "Отцы и дети" 11 класс

Данный материал поможет учителю русского языка и литературы подготовить одинадцатиклассников к написанию итогового сочинения по направлению "Отцы и дети"....

Подготовка к итоговому сочинению. Направление "Искусство и ремесло" 11 класс

Данный материал поможет учителю подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по одному из самых сложных направлений "Искусство и ремесло"...

Мастер-класс по подготовке к итоговому сочинению. Направление "Искусство и ремесло"

Методические рекомендации по работе над направлением...