Конкурс чтецов «Мы родом не из детства – из войны»
материал по литературе

Участвуют учащиеся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chtetsov_k_9_maya.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов «Мы родом не из детства – из войны»

- Добрый день, ребята, гости и уважаемое жюри!

- Ежегодно вся наша страна вспоминает  годы великих испытаний, мы с благодарностью и любовью называем имена тех, кто отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. И среди них немало героев совсем юных лет, мальчиков и девочек 10 – 15 лет.

- Сегодня, мы проводим конкурс чтецов на тему «Мы родом не из детства – из войны».  Стихи, которые прозвучат здесь, посвящены именно им, детям той страшной войны.

- И первое стихотворение так и называется «Я родом не из детства – из войны». Прочитает его ученица 9б класса …

Я родом не из детства – Из войны.
И потому, наверное, дороже,                                                                                                                                   чем ты ценю и счастье тишины,
И каждый новый день,
Что мною прожит.
Я родом не из детства –
Из войны.
Раз, пробиваясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к  любой тропинке робкой.
Я родом не из детства –
Из войны.
И, может, потому – незащищённей
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя шершавые ладони.
Я родом не из детства –
Из войны.
Прости меня –
В том нет моей вины…
(Юлия Друнина)

- На войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

- Следующее стихотворение нам прочтёт ученица 6а класса ...

В дни войны
 

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней,                

молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(Агния  Барто)

- Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?

- Стихотворение Сергея Михалкова прочтёт ученик 9а класса ...

  Сергей Михалков

 «Десятилетний паренёк»

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу - прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.

- Война не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Она и называлась Великой Отечественной, потому что все – от мала до велика, поднялись на защиту Родины. Кто-то, равняясь на старших, делал всё, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то занял место отца в семье.

- Об этом нам расскажет ученик 7б класса ...

Мужчина

Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины,
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно –
На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны,
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.

(Валентин  Берестов)

- Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах. Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева.

- Слово предоставляется ученице 8 класса ...

 9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет…

-Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из детей  получили ордена и медали как защитники города.

- Стихотворение «В блокадных днях мы так и не узнали…» прочитает ученик 8 класса ...

В блокадных днях мы так и не узнали…
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…

(Юрий  Воронов)

- Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры? Дети и война – понятия несовместимые. И всё же, несмотря на все лишения, детство было, была  и школа.

- Об этом нам расскажут ученик 6а класса Белов Артём и ученик 7а класса …

Война.
В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову,
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы выжил я.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнил
Я на вечный срок.

(Людмила Миланич)

Не и Ни 
Мне рассказывал смоленский паренек:
– В нашей школе деревенской шел урок.
Проходили мы частицы "не" и "ни".
А в селе стояли фрицы в эти дни.
Обобрали наши школы и дома.
Наша школа стала голой, как тюрьма.
Из ворот избы соседской угловой
К нам в окно глядел немецкий часовой.
И сказал учитель: "Фразу дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу "ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата у ворот,
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"
(Самуил  Маршак)

- Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много тех, кто не доучился, не долюбил, не завел семьи, не родил детей. Мальчишки и девчонки, жившие в годы войны, они  расстались с детством.  А скольким детям возвратили детство солдаты, подарили радость весны!

- Завершает наш конкурс стихотворение, посвящённое всем солдатам Великой Отечественной войны. Прочтёт его ученик 7а класса ...                                             

«Еще тогда нас не было на свете...»

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май! 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу, решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой! 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли! 

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину,

За мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Автор: Михаил Владимов

- Спасибо всем за участие! А нашим гостям за внимание!

- Итоги нашего конкурса будут подведены на заключительном концерте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы родом не из детства - из войны. Методическая разработка внеклассного мероприятия

Документально-поэтическая музыкальная композиция с элементами театрализации для учащихся 8-11 классов...

Классный час-встреча "Я родом не из детства-из войны"

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны, посвящённая Дню ракетных войск и артиллерии (19 ноября)...

Вечер поэзии Юлии Друниной "Я родом не из детства - из войны..."

Внеклассное мероприятие по творчеству Юлии Друниной...

Литературно-музыкальная композиция "Я родом не из детства-из войны"

В композиции использованы отрывки из стихотворений кировских и горьковских поэтов: М. Чебышевой, П. Маракулина, Т. Николаевой, Л. Лопуховой, В. Кумакшева, В. Шамшурина, А. Ревы.  Цель урок...

Методическая разработка. Конкурс чтецов "...душа родилась крылатой..."

Конкурс чтецов, посвящённый творчеству М. И. Цветаевой "...душа родилась крылатой..."...

Я родом не из детства – из войны! (литературная гостиная)

Я родом не из детства – из войны! Что такое «патриотизм»? Как растить патриотов? По Далю «патриот – любитель Отечества, ревнитель о его благе, отчизник». Отсюда следует, что патриотизм – понятие ...

Конкурс чтецов «Мы родом не из детства – из войны»

Принимают участие учащиеся 5-9 классов...