Урок литературы "Жизненный и творческий путь Б. Пастернака"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_pasternak.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема:Жизненный и творческий путь Б.Пастернака.

(1890-1960)
Цели :познакомить обучающихся с фактами биографии Б.Л.Пастернака, дать представление о творчестве писателя, разносторонности его дарований, ввести в художественный мир поэта, совершенствовать умение анализиро-вать лирическое произведение,развивать художественный  вкус обучающих-ся,воспитывать интерес к творчеству поэта.
Оборудование урока: портрет Б.Л.Пастернака, компьютер, проектор, презентация                                                    

                                                               Ход урока.
I. Оргмомент.

II.Мотивация уч.деят-ти.Тема и целеполагание.
  1.Слово учителя (
Чтение наизусть)

Быть знаменитым некрасиво.                         И надо оставлять пробелы        

Не это подымает высь.                                    В судьбе, а не среди бумаг,
Не надо заводить архива,                                Места и главы жизни целой
Над рукописями трястись.                              Отчеркивая на полях.

Цель творчества – самоотдача,                      И окунаться в неизвестность,
А не шумиха, не успех.                                   И прятать в ней свои шаги,
Позорно, ничего не знача,                               Как прячется в тумане местность,                
Быть притчей на устах у всех.                        Когда в ней не видать ни зги.

Но надо жить без самозванства,                     Другие по живому следу
Так жить, чтобы в конце концов                    Пройдут твой путь за пядью пядь,
Привлечь к себе любовь пространства,         Но пораженья от победы
Услышать будущего зов.                                 Ты сам не должен отличать.
                                 
                                   И должен ни единой долькой
                                   Не отступаться от лица,
                                   Но быть живым, живым и только,
                                   Живым и только до конца.  
(1956)
2. Беседа.
– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Знаете ли вы автора?
– Что известно вам о нем?
–  Как у многих русских писателей, у Б.Пастернака  нелегкая судьба,  и,  как  многим русским поэтам, ему помогли уйти  из жизни пораньше, чем отпущено чело веку. Кто же он?  Какова его жизнь и судьба? Каковы особенности его творчества? На эти и другие вопросы нам и предстоит получить ответы сегодня  на уроке.
Слайды 2-6
III. Работа по теме урока.

 1 .Слово учителя.2 слайд Нобелевская премия по литературе за 1958 год была присуждена Б.Л.Пастернаку «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Получив телеграмму от секретаря  Нобелевского  комитета  Андерса Эстерлинга, Борис  Пастернак 23 октября ответил  ему: «Благодарен, рад, горд, смущен».
            Но на следующее утро на даче в Переделкино, где, начиная с 1936 года, почти постоянно жил Пастернак, появился К.Федин, который потре бовал немедленного и демонстративного отказа от премии, угрожая,  что
в завтрашних  газетах присуждение  Нобелевской  премии  будет расцене-
но как плата за предательство. Пастернак ответил, что никакие угрозы  не
заставят его отказаться от оказанной ему чести. Но давление  на писателя продолжалось. Понимая, что будет исключен из Союза писателей, Пастернак  написал письмо заседанию президиума  Союза писателей, в  котором  попытался отстоять свою позицию.
            Вот  некоторые строки из него:  «Я  считаю, что можно  написать «Доктора Живаго», оставаясь советским писателем… Посылая благодар-ственную  телеграмму  в  Нобелевский  комитет, я не считал, что  премия мне присуждена только за роман, но  за  всю  совокупность сделанного…Я не ожидаю от вас справедливости. Вы  можете  меня  расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я  вас  заранее прощаю. Но  не  торопи-
тесь. Это не прибавит вам  ни  счастья, ни славы.  И  помните, все  равно,
через несколько лет  вам придется меня  реабилитировать…».
          Реабилитировать  пришлось, и Нобелевская  премия была вручена, спустя тридцать один год после ее присуждения.  9  декабря  1989   года  на торжественном  приеме  в  Шведской  академии  секретарь  Академии профессор  Сторе  Аллен  вручил нобелевскую медаль сыну Бориса Леонидовича  Евгению  Пастернаку.
3 слайд.   В   разное время  по-разному  оценивалось творчество Пастернака и его личность.
                       Он, сам себя сравнивший с конским глазом,
                       Косится, смотрит, видит, узнает,
                       И вот уже расплавленным алмазом
                       Сияют лужи, изнывает лед, -
писала Анна Андреевна Ахматова, рисуя творческий облик Бориса Пастернака.
4 слайд.    А  Марина Цветаева  в  полемическом  пылу  воскликнула:   «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: Пастернак – это  «тайнопись»,  «иносказание»,  «шифр».  «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)»

2. Лекция учителя.
Слайды 7-11
1)Детство и юность.
7 слайд.  Б.Л.Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве, в семье, принадлежавшей к русской художественной элите. Отец  –  Леонид Осипович  –  был  замечательным  русским художником, профессором Училища живописи, ваяния  и  зодчества. Мать – Розалия Исидоровна  Кауфман – талантливая пианистка, ученица А.Рубинштейна.
     Родители  дружили  с Львом Николаевичем Толстым. Леонид Осипович стал иллюстратором романа Л.Н.Толстого «Воскресение». Публикация  ро-мана «Воскресение»  в 1899 году  сделала  имя  Леонида Осиповича  широко известным.
     Вам  знакомы его рисунки  к  роману  М.Ю.Лермонтова  «Герой нашего времени»  и  стихотворению  «Дума».
8 слайд. В доме  царила атмосфера любви, дружбы  и  всеобщей  благожела- тельности.  Не  проходить  мимо  чужого страдания, оказать помощь нуждающемуся  в  ней  –  норма  поведения  Пастернаков. В  их  доме  часто гостили музыканты, писатели, художники, устраивались концерты. Музыка и живопись с раннего детства сопутствовали будущему писателю.
9 слайд.  Под влиянием крупного русского композитора А. Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой на целых шесть лет.   Но в 1909 году  он  оставляет мысль  о  композиторстве,  потому  что,  как писал он   в «Охранной грамоте», не  имел, абсолютного слуха, позволяющего различать музыкальные звуки по высоте их,  и  поступает  на  философское  отделение  историко-филологического факультета  Московского университета. Увлекается философией. Ему прочат большое будущее  как философу.
11 слайд.  Для  совершенствования  в области философии  Пастернак отправ-
лятся в Германию, где учится в Марбургском университете. И хотя изучение философии идет у  него успешно (профессор  Герман К
оген  даже  предлагает ему остаться для сдачи докторского экзамена при кафедре),  он расстается с ней  так  же решительно, как раньше расстался с музыкой.  Занятие  философией  было  в жизни Пастернака лишь  промежу-точным этапом между двумя художественными увлечениями – музыкой и нарастанием интереса к литературе.Писать стихи он начал еще в 1909 году, но долгое время  не выносил их  насуд читателей, это было его тайной.
           10 февраля  1913  года  состоялся  философско-литературный  дебют Пастернака. Он выступил с докладом  «Символизм и бессмертие», в тезисах которого  говорилось:   «Живая  душа, отчуждаемая   у  личности   в  пользу свободной субъективности  –  есть бессмертие  …  бессмертие есть  Поэт …  Поэзия  – бессмертие,  допустимое культурой».
       Летом 1913 года, живя на подмосковной  даче, он отдался поэтической стихии  и  почувствовал себя  не  дилетантом   в  поэзии, а профессионалом, «как занимаются живописью или пишут музыку».
Слайды 12-17
2)Начало творческой деятельности
12 слайд.  В этом же году Пастернак примыкает  к  небольшой литературной   группе «Лирика» и участвует в альманахе, выпущенном ею. После раскола в рядах «Лирики» в начале 1914 года Пастернак примыкает  к  С.П. Боброву  и  Н.Н.Асееву, образовавшим новую группу «Центрифуга». Группа имеет  свой «манифест» и даже своих противников, с которыми  предстояло соперничать, вступать в  дискуссии   по  поводу  взглядов  на современное искусство.  
13 слайд. Это было время, когда в литературе существовало много различных течений и групп:  символизм,  акмеизм,  футуризм,  кубофутуризм,  эгофутуризм,  имажинизм, конструктивизм.  Вне школ крестьянская поэзия,  сатирическая поэзия, «Центрифуга», «Мезонин поэзии», «ЛЕФ», обэриуты. Формально  именно с  «Центрифугой»  связаны  поэтические  искания   Пастернака предреволюционного времени.   На  самом  деле,  отношения   Пастернака  с футуризмом – это прежде всего отношения с Маяковским,  который сначала произвел на Пастернака сильное  впечатление, но позднее  их  пути-дороги разошлись.
   
Первая  книга  стихов  Пастернака «Близнец в тучах» вышла в 1914 году.
Ранние его стихи сложны по форме, насыщены метафорами. Образы предельно субъективны, ассоциативны. «Нечто хаотическое и нагроможденное», по словам Б. Зайцева.  В ранних  его  стихах  чувствуются свежесть  восприятия  мира,  глубина  и  искренность  поэтических  жестов. Предмет его изображения – вечный и прекрасный мир природы. «Его грудь заполнена природой до предела, –  писала о Пастернаке Марина Цветаева. –  Кажется  уже с первым своим вдохом он вдохнул, втянул ее всю  –  и  вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыха- нием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».
    Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном  смысле преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные  спутники  его  монологов.    Восклицательные   предложения, восторженные междометия, веселые, праздничные  звуки  и  краски  создают  в  каждом  его  стихотворении  приподнятую   атмосферу,     передают чувство  радости  и  восторга  влюбленного  в  природу  поэта.
   Попытаемся  и  мы  с  вами  услышать  эти  радостные  звуки  пробужда-ющегося мира природы
.
14 слайд.
  Февраль. Достать чернил и плакать…


Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.  
       

   
     Где, как обугленные груши,
     С деревьев тысячи грачей
     Сорвутся в лужи и обрушат
     Сухую грусть на дно очей.

       Под ней проталины чернеют,
      И ветер криками изрыт,
      И чем случайней, тем вернее
    Слагаются стихи навзрыд.
                                           (1912)

15 слайд.    В  1917  году,  еще  до  Октябрьской  революции,  издательством «Центрифуга» была опубликована вторая книга стихов Пастернака «Поверх барьеров», вышедшая с цензурными изъятиями. Примерно тогда же – летом 1917 года – написана, но издана пятью годами позднее третья книга стихов –  «Сестра моя – жизнь», выдвинувшая  Пастернака  в число заметных русских поэтов послереволюционной поры. По сути, Пастернак с нее начинает отсчет своего творчества. В сборнике «Две книги» (1927) «Сестра моя – жизнь» названа автором «первой книгой», вслед за ней шла книга «Темы и вариации» с пометкой «вторая».
       Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм,  в  котором есть душа, любовь и язык. Поэтому  в его стихотворениях она не фон, не  декорация, а действующее лицо. Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к ее голосам, фиксирует их. Очень образно сказала об этом  М.Цветаева: «До Пастернака природа давалась через человека. У Пастернака  природа – без человека, человек присутствует в  ней  лишь постольку, поскольку  она выражена  его, человека, словами.  Всякий  поэт  может  отождествить  себя, скажем, с  деревом.  Пастернак  себя   деревом – ощущает.  Природа   словно превратила его  в  дерево, сделала  его  деревом,  чтобы  человеческий  ствол шумел на ее, природы, лад».
    В сборник  «Темы и вариации» вошли стихотворения, написанные  в 1916-1922 г.

3)Несколько фактов из личной жизни Б.Л.Пастернака
18 слайд
.  Пастернак создает свою семью. Первой  женой  Бориса  Леонидовича была  двадцатидвухлетняя художница Евгения Владимировна  Лурье.  В  1923  году  у них родился сын Евгений.
19 слайд.  В 1921 году  родители  и  сестры Пастернака  эмигрируют сначала в Германию, в Берлин, а позднее –  в Англию. Уезжают они  по личному разрешению  наркома А.Луначарского:  Розалии Исидоровне требовалось  серьезное  лечение. Назад в Россию никто из них не вернулся.
   Борис Леонидович  вел активную переписку с родными и другими  русскими  эмигрантами, но желания покинуть родину у него никогда не возникало. Наоборот,  он опасался высылки из страны, став опальным писателем.
   В  1931 году  Пастернак развелся с Евгенией Лурье  и  женился  на  Зинаиде  Николаевне  Нейгауз,  от брака  с которой  у него был еще один сын  – Леонид.
Слайды 20-24
4)Новый этап в творчестве Пастернака
20 слайд.    Середина  20-х годов  ознаменована  решительным обращением Пастернака  к эпосу. Одна  за  другой  следуют  поэмы  «Высокая  болезнь» (1924) , «Девять сот пятый год» (1926), «Лейтенант Шмидт» (1927),  роман в стихах «Спекторский» (1930),  в которых  поэт обратился  к  социальным проблемам. Судьба человека в условиях революции.
21 слайд.   22 слайд. (Подготовленное чтение наизусть стихотворения обучающимся)

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба. (1931)

23 слайд.   Начиная  с 1928 года, наступает  период официального признания Пастернака в СССР.  Он активно участвует в работе Союза Писателей СССР, выступает с докладом на съезде писателей,  но  в  1936 году его  обвиняют  в  оторванности  от  реальности,  и   начинается   постепенное   отчуждение Пастернака  от   официальной   литературы.   Тем   временем    Пастернак полностью   погружается  в  переводческую  деятельность.  Шекспир,  Гёте, Шиллер.   Сегодня   мы   знаем  произведения  этих  гениальных  писателей именно по переводам Пастернака. «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», сонеты Шекспира. Две части «Фауста» Гете. Вынужден ный  перерыв  в  собственном  творчестве,  когда  не  будет  напечатано  ни одной строчки, растянется  на десятилетие.
24 слайд.   Следующий   сборник   стихов  «На   ранних  поездах»  выйдет только  в 1944 году.  
    В начале  Великой  Отечественной  войны   Пастернак  проходил   курсы военного обучения, добивался разрешения пойти на фронт, но был с семьей эвакуирован в город Чистополь, где  это время жили и другие писатели.    
    В 1943 году с бригадой писателей Пастернак ездил на Орловский  участок фронта. В результате этой поездки были написаны большой цикл стихотворе ний, очерки в прозе, напечатанные много позднее, поэма «Зарево». По-прежнему  работает  над  переводами.  Кроме уже названных,  Борис  Леонидович  переводит  польских   поэтов  ,французского – Поля Верлена, венгерского – Шандора Петефи, английских – Байрона, Китса, немецкого – Рильке.  Он  перевел  на  русский  язык  стихи  грузинских   поэтов, отдельные произведе-ния  Шевченко,  Павло Тычины,  М.Рыльского  и   многих  других советских национальных поэтов.
   (
Подготовленное чтение наизусть стихотворения «Страшная сказка» )                                        
                                        Страшная сказка

Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх, Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.

Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться. (1941 г.)

Слайды 25-31
5)Творчество  зрелого  периода
 25 слайд.                 Не спи, не спи, художник,
                                  Не предавайся сну.
                                 Ты – вечности заложник

                                 
У времени в плену, –  
написал Пастернак в одном из своих стихотворений («Ночь», 1956). Сам он неуклонно следовал этому требованию на протяжении всей своей жизни. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение  красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака. Несмотря на усложнившуюся политическую обстановку в стране после 1946 года, пресловутое постановление ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград», преследование Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, опасность,  нависшую над ним самим, Пастернак много и упорно работал. Параллельно с лирикой  он работает над романом, задуманным  им  давно  и  неоднократно начинавшимся, но откладывавшемся в сторону по разным причинам и обсто ятельствам. Сменив несколько названий  («Мальчики и девочки»,  «Свеча горела»),  роман получил, в конце концов, название
«Доктор Живаго».
26 слайд.     Исследователи  творчества  Б.Л.Пастернака  считают  «Доктора Живаго» духовной автобиографией  Пастернака, в которой он выразил свое отношение к искусству, к жизни.  Здесь  подняты  вечные  темы:  природа,  революция, искусство,  любовь, философия, история и современность.  Но об этом  у  нас  состоится  особый   разговор.  А  пока  продолжим  тему  новой эстетики в творчестве Пастернака. Некоторые стихи, написанные в это время,  станут  частью  романа, представленные  как  стихи  главного  героя  романа Юрия Живаго.  «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным, Маяковским, и  когда  я  теперь  пишу  стихи, я  их всегда пишу в тетрадь этому человеку» (из письма 1948 г.)
27 слайд.  Стихотворение  «Гамлет»  открывает цикл  «Стихотворения Юрия Живаго».

                    Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.


На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти
.


Стихи Юрия Живаго – это бессмертие героя, его инобытие, вечная жизнь его души  и  души самого автора,  который  свято верил, что «поэзия сохраняет в себе личность художника», если  тому  удается  уловить,  понять вечное  без- относительно  ко  времени.
28 слайд.    Творчество зрелого Пастернака  более  строгое, лаконичное.  Оно подчиняется, наконец, его творческой воле. Правда,  самоотдача,  сопричастность  действительности,  ненасытность  души  и жажда  понять и осмыслить происходящее – вот новые принципы, которым следует поэт.
    Художник  не может не творить. Это способ его жизни, который заключается  в  самовыражении через творчество.  
  Желание добиваться  во  всем совершенства заставляют его вновь возвращаться к своим ранним стихам, переделывая их  по нескольку раз, не только исправляя отдельные строки, а создавая, по сути, новые произведения. Например,  стихотворение  «Марбург» (1915) переделывалось несколько раз: в 1928, 1929, 1933, 1945, 1957 годах. Показателен  в этом отношении сборник «Поверх  барьеров»,  который   неоднократно  переиздавался.                               В 1955 году Пастернаку предложат издать новую книгу стихов. Подразумевалось, что сборник будет назван по одному из стихотворений   «Когда разгуляется». Своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение, которое должно было по замыслу Пастернака открывать книгу. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». (
Читает автор)
29 слайд.
  Выход  сборника задерживался, т.к. Пастернак спешил  завершить работу над романом, и  выйдет уже после его смерти. 10  декабря  1955  года роман  был  закончен, о чем  Пастернак  сообщил  в письме к В.Т.Шаламову: «Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога».
   Сразу же по завершении работы над романом Пастернак передал рукопись в редакции журналов «Знамя» и «Новый мир». Но вместо печати начался новый виток преследований и травли поэта. А  роман  уже  жил  своей жизнью.В процессе работы Пастернак знакомил с целыми главами и частями романасвоих друзей и знакомых. Стал известен он и за границей. Писателю предлагают опубликовать его там, но Пастернак, хотя и передал рукопись  итальянскому издателю,  не теряет надежды напечатать роман на Родине, и ему даже удается заключить договор  с  Гослитиздатом о публикации  романа.  Однако события развиваются  с  такой скоростью и  таким  образом, что  публикация романа  в  СССР  станет  возможна  лишь  спустя 30  с лишним лет после его написания, в 1988 году.
   15 ноября 1957 года роман будет издан в Италии на итальянском языке. К концу 1958 года он был издан на всех европейских языках.
   Еще в 1946 году в редакции журнала «Новый мир» Б.Л.Пастернак познакомился  с  Ольгой Ивинской,  заведующей отделом  начинающих литераторов. Для  Пастернака   эта   женщина  стала  «секретным,  запретным ангелом»,  с   нее он писал Лару в  «Докторе Живаго».  Именно после разговора с  О. Ивинской  Пастернак  отправит  новую  телеграмму  в  Нобелевский   комитет,  об отказе  от  премии.   И  телеграмму  Хрущеву: «Верните работу Ивинской.  Я отказался от премии».
    Горечь обиды, боль души вылились вскоре  в  стихи, в  последних строках которых звучит надежда на  пришествие новой  эры – милосердия и справедливости, о которой мечтал когда-то его «кумир» –  Скрябин
.
30 слайд.
 «Нобелевская премия»

Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.

Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.   (1959 г.)

  «Травля добила его, –  вспоминал А. Вознесенский. – Художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к березам и дубам…».
  Уходят  несломленными,  непобежденными.  Таков  и  Б.Л.Пастернак.   Он имеет  право  называться художником.  Его  творчество  в  зрелые годы – это творчество большого мастера,  достойно продолжающего традиции  великой русской литературы, и  в  первую очередь, пушкинские  традиции. При  этом он  никогда  не  забывал о  «лица не общем выражении», и  не  отступался  от собственного лица.
31 слайд. «Зимняя ночь»,  исполняет  Н.Носков

Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени.
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел. Два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Слайды 32-33
32 слайд.   Последние  годы  жизни  писатель  безвыездно  жил  в Переделкино, писал, принимал посетителей, беседовал с друзьями, ухаживал за садом.
До последних дней работал над прозаической пьесой «Спящая красавица». Умер Борис Леонидович
 30 мая  1960 года от рака легких.
Вместо заключения  
А.Галич «Памяти Пастернака»
IV. Рефлексия.
 
Е.Б.Пастернак, сын писателя, вспоминал, что за два года до смерти Б.Л.Пастернак сказал: «Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».
–  Как вы думаете, чем питалась и чему служила деятельность Пастернака?

V. Домашнее задание:
перечитать лекцию и материалы учебника стр. 139—157,прочитать стихотворения, анализ одного их них по выбору:  «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Снег идёт», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет»,выучить наизусть«Февраль. Достать чернил и плакать…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Жизненный и творческий путь Б. Пастернака.

Это небольшая презентация, представляющая слайды с изображением родителей поэта, его самого и его семьи....

Презентация к уроку литературы "Жизненный и творческий путь Б. Пастернака".

Презентация помогает как иллюстративный материал....

Конспект урока Жизненный и творческий путь Некрасова

Урок объяснения нового материала в 10 классе с использованием ИКТ...

Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака. Эволюция лирики Б. Пастернака.

Урок- исследование с использованием современных педагогических технологий: КСО, система развивающего и проблемного обучения, приемы деятельностного обучения. Урок способствует развитию анализа поэтиче...

Творческий путь Б.Л. Пастернака

В презентацию об основных этапах творческого пути Б.Л. Пастернака включены фотоматериалы, цитаты, анализ стихотворений "Февраль. Достать чернил и плакать!.." и "Снег идёт". Данные материалы могут быть...

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку....