Проект "Мой Пушкин"
проект по литературе (8 класс)

Исследование литературной сказки. Проба пера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efimov_moy_pushkin_g-93.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №93 им.А.С.Пушкина» Советского района г.Казани

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

 

Мой Пушкин

(о жанре литературной сказки)

Секция «Что и составляет величие человека, ежели не мысль?»

 

 

 

Автор проекта:

Ефимов Александр Александрович,

класс 8А

 

 

 Руководитель проекта: 

                                                 Старченко Наталья Юрьевна,

                                         учитель русского языка,

                                      высшей кв. категории

 

 

 

 

2024 год

        

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................3

Глава 1. Сказка как жанр. История жанра ……………………………………………………..3

Глава 2. Пушкин в России и его заслуги......................................................................................3

Глава 3. Проба пера………………………………………………………...................................4

Глава 4. Трансляция опыта...........................................................................................................5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....................................5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Два брата (сказка)……………………………………………………….....6

.

Введение

  Сказка- повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событияхпреимущ. с участием волшебных, фантастических сил [6]. 

Выбор темы был обусловлен желанием разобраться в таком популярном жанре искусства как сказка, узнать его историю, попробовать свои силы в создании сказки, выразить свое отношение к творчеству А.С.Пушкина.

В настоящее время жанр сказки достаточно популярен в нашей стране, в нем присутствует сюжет на основе обычных жизненных ситуаций, в котором затрагиваются разнообразные проблемы общества и семьи.  

Любовь к русскому языку, стремление оказать пользу сверстникам в плане культуры речи вызвали желание исследовать данную тему. Думаю, что актуальность этой проблемы очевидна.

Учитывая актуальность данного вопроса, цель проекта заключается в попытке показать, как можно расширить речевые границы сказки прошлых веков, сделав их более современными, понятными молодежи, красноречивыми, но без использования устаревшей лексики. [5]

Для достижения цели работы поставлены задачи:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • показать историю развития жанра сказка;
  • проанализировать специфику литературной сказки в творчестве А. С. Пушкина;
  • выполнить попытку самостоятельной творческой работы в этом жанре.

Гипотеза: главная роль в жанре литературной сказки принадлежит автору; современная литературная сказка сейчас имеет право на существование.

Объект исследования – сказки.

Предмет исследования- жанр литературной сказки Пушкина.

Практическое значение работы заключается в том, что ее результаты показывают возможность пробовать свои силы в развитии такого жанра, как литературная сказка, помогут привить интерес к изучению творчества А. С. Пушкина. Материалы данного проекта могут быть использованы во внеурочной деятельности.  

Глава 1. Сказка как жанр. История жанра

С древнейших времен человек пытался показать слияние с миром природы, с животными, выяснить, кто правит миром и распоряжается их жизнями. Так появились мифы. Но мифы не могли показать нравственную составляющую человека, не могли указать на то, что составляет душевные качества народа.   Это стало под силу другому жанру- сказка.

На Руси лицом сказки. поэтом –певцом, поэтом сказочником стал вещий Баян (от глагола «баять»-«рассказывать»). Само же слово «сказка» появилось примерно в 17 в. Самое главное в сказке- мысль, которую она пытается иносказательно донести. За это сказки даже пытались официально запретить(1649г.) [1]. Однако, заставить народ замолчать не смогли никакие указы, а в конце 18 в. появились первые сборники народных сказок [2].  

Глава 2. Пушкин в России и его заслуги

Сказки бывают народными и литературными (бытовые, сказки о животных, волшебные). Россия годится именами великих писателей, работавших в жанре литературной сказки. 

Литературная сказка – это жанр, соединяющий в себе черты индивидуального авторского творчества с использованием в большей или меньшей степени некоторых фольклорных канонов – образных, сюжетно-композиционных, стилистических. В развитии и утверждении жанра литературной сказки особое место принадлежит А. С. Пушкину, родоначальнику современного русского литературного языка, который считал, что этот жанр развивает язык, память, воображение, творческое мышление. Кроме того, в литературной сказке автор поднимает этические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов. В связи с этим Р. Поддубная подчеркивает, что «вопрос об эволюции жанровой поэтики сказок представляет значительный интерес для понимания всего творчества Пушкина, поскольку позволяет увидеть, какие элементы фольклорной поэтики он считал продуктивными и творчески использовал даже в нефольклорных произведениях, а от каких отказался, почувствовав за ними архаичные нормы мироощущения» [7]. 

В период с 1831 по 1834 годы Пушкиным был создан знаменитый сказочный цикл, в который вошли «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и другие, менее известные, чем остальные и основанные не на сказочном, а на былинном и песенном фольклоре [3].  В своих произведениях Пушкин в основном сохраняет традиционные сказочные ситуации и основную идею сказки – зло всегда наказуемо. Счастливая развязка всего произведения связана с традицией народной сказки. Поэт глубоко проникает в русскую национально-историческую культурную традицию, приобщается к этическим идеалам народа и убеждается, что смысл жизни – не только в счастье, которое возможно в идеальном мире, но и в сохранении человеком своего достоинства. 

Отличительной особенностью сказок А.С. Пушкина является присутствие в них морали, что сближает их с басенной литературной традицией. [4].

В XXI в. жанр сказки не утратил своего значения, но характер его, вслед за характером эпохи, претерпел изменения. На смену ей пришел более современный жанр фантастики, который наравне со сказками занял почетное место в мировой литературе. Современную сказку населяют новые персонажи: летающие на вертолетах принцы и разъезжающие на мотоциклах принцессы. [8].

Тем не менее, существуют смысловые доминанты, устойчивые в течение веков и даже тысячелетий; их понимание позволяет постигнуть не только особенности сказок Пушкина, но и современность.

Общеизвестно, что сегодня существуют и совершенно иные, противоположные воззрения изложенному выше [9].  Сопоставление их, критическое осмысление, поиски компромиссов — необходимость для любого разумного человека. Начинать же такое осмысление, как мне представляется, полезно со сказки.

Глава 3. Проба пера

Слова автора в современной сказке являются монологом только формально. По сути он является диалогом между рассказчиком и читателем [5]. Вообще, современное глобальное пространство – это пространство диалога, общения, взаимодействия. Однако взаимопонимание не сопутствует взаимодействию по умолчанию. Способность понять другого без труда – редкий дар, и чаще всего взаимопонимание требует обоюдных усилий, обоюдного стремления к его достижению.

Я часто размышляю над увиденным и делаю записи в своем дневнике. Это помогает мне при написании школьных сочинений, участии в различных конкурсах. На этот раз я предлагаю ознакомиться с моей сказкой «Два брата», где, следуя пушкинским традициям, добро побеждает зло.

Глава 4. Трансляция опыта

Жанр сказки мне близок по натуре. В общении со сверстниками я могу всегда поддержать любой разговор, используя ассоциации, которые сами собой приходят в голову. К сожалению, не все их получается записывать, и они пропадают.

 Данная работа является попыткой написать сказку, используя пушкинскую манеру изложения. С данной сказкой я собираюсь выступить на ежегодном фестивале проектов, который организует школьное научное общество «Перспектива».

Заключение

А. С. Пушкин создал на основе народной сказки синтезировал литературный и фольклорный стили не через мотивы, а через жанры, сохраняя их важнейшие признаки в своих произведениях. Кроме того, в его сказках показана непримиримая и постоянная борьба добра и зла, которая намекает на обострившиеся противоречия в обществе первичными представлениями о духовной сущности человека и его месте в мире, воплощенными в народной сказке. [10].

Исследование выявляет культурную значимость жанра и рассматривает его как эффективный канал передачи мысли, раскрываемой посредством слова. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Новизна представленного исследования заключается в подходе к жанру литературной сказки в с точки зрения современных реалий, что интересно не только для подростков, но и для обучающихся начальной школы; применению культурологического подхода к лексике сказки в пушкинском стиле.

Методы исследования: метод научного описания, метод эксперимента.  

В результате я пришел к выводу о том, что сказки - очень ёмкий жанр, в качестве сюжета можно использовать любые темы: отношения в семье; детские шалости; взаимоотношения с одноклассниками; отдых; подготовка к урокам, общественные проблемы и т.п.

В связи с этим дальнейшая перспектива исследования видится в большом потенциале изучения всех проявлений жизни общества при помощи жанра литературной сказки.

Подводя итог, следует отметить, что литературная сказка, благодаря своей жанровостилистической специфике, способна выступать посредником и каналом связи не только в диалоге различных лингвокультур, но и разновозрастных субкультур в рамках русского языка.

Список использованных источников и литературы

  1. Аванесова Г. А. Взаимодействие культур [Электронный ресурс] // Культурология. ХХ век: Словарь / под ред. С. Я Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. — URL: http://psylib.org.ua/books/levit01/txt020.htm

2. Елена Гвозденко Кто подарил нам народную сказку? Ко дню рождения А. Н. Афанасьева— URL: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/98586/?ysclid=ls7v1ps6by918468934
3. Зуева Т. В. «Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана…»: Фольклорные источники сказок А.С. Пушкина // Народное творчество. М., 1999. № 3.

4. Зуева Т. В. Сказки А.С. Пушкина: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989

5.Муратова А.С. Сказка и современность. — URL:  

http://www.prakultura.ru/articles/folk-tale_and_the_present/ 

 6.Толковый словарь ОжеговаС.ИОжеговН.ЮШведова1949-1992. — URL:  https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/220006?ysclid=ls7q6wq2l297084309 

7. Поддубная Р.Н. О жанровой поэтике сказок А.С.Пушкина (к вопросу о соотношении фольклорной и литературной сказки в творчестве писателя)/Р.Н.Поддубная// Вопросы русской литературы. Вып. 2(48).

8. Структура волшебной сказки (сборник статей) // Под ред. Ю. С. Неклюдова. — Москва, 2001.

9. https://skaski.baby.ru/longread?ysclid=ls7qlp015l934111612

10. https://педпроект.рф/усаченко-л-ю-публикация/?ysclid=ls7rrmxd4c227584576

                Приложение

Два брата

(Сказка)

В стародавние времена было на земле два царства, где правили два брата. Хорошо правили, народ их очень любил. Жили все богато в дружбе и согласии.

По соседству находилось королевство, король которого завидовал процветанию этих государств. Решил он поссорить братьев и обратился к колдуну, который наслал туман на царство меньшего брата. Затуманилось у того в голове, стал он принимать неверные решения. А народ перестал отличать день от ночи, добро от зла. Вот какое было колдовство!

Однажды король напросился в гости к меньшему брату и стал наговаривать на старшего. И царство-то у того больше, и люди-то живут богаче. Несправедливо, мол, это. Опутал он меньшего брата и народ его речами льстивыми, обманными. И пошли те к границам своего царства- государства, и начали обижать соседей своих. Долго терпел старший брат. Много раз словами пытался образумить младшего. Не получилось. Пуще прежнего разъярился младший брат, еще сильнее стал обиды чинить.

Глядя на размолвку братьев, король от радости руки свои потирал. Задумал он погубить старшего брата руками младшего. Снова напросился к тому в гости. Много золота привез, каменьев драгоценных в подарок. И шкатулку привез волшебную.  Стоит открыть шкатулку, как появляется рать числа неисчислимого. Убедил он   меньшего брата устроить набег на царство старшего, чтобы завладеть его землями и богатствами. И поехал младший брат к границе, и открыл он там шкатулочку заветную, и вышла оттуда рать неисчислимая.

Увидев это, старший брат разгневался и решил наказать младшего брата. Собрал он небольшое воинство и поехал к границе своей. Увидела рать из шкатулки лица воинов, решимости полные, и в страхе в шкатулочку забилась. Младший же брат еле ноги унес. Поехал он к королю и рассказал, так, мол, и так, войско из шкатулки не помогло.

Тогда король дал ему волшебное зелье, и сказал, чтобы опоил он им свой народ, который

неустрашимым станет и сам воевать пойдет. Сказано- сделано. Разбушевался мирный и добрый народ, отведав этого зелья, и разбудил Горе-злосчастье, которое пошло гулять по земле и губить людей, оставлять детей сиротами.

И решили дети пойти к волшебнику, чтобы вернул он им мирную жизнь. Сжалился волшебник, дал он детям волшебное зеркальце и напутствовал, что король должен посмотреть в него. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много препятствий пришлось преодолеть детям, но удалось им все-таки сделать так, что завистливый хитрый король взглянул на свое отражение, позавидовал ему и от зависти лопнул. Тут же рассеялся туман, исчезли чары, сладко потянувшись, заснуло Горе –злосчастье. Воцарилось на земле спокойствие.

Стали оба царства мирно жить- поживать и добра наживать. И был прекрасен их союз.

Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...