Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова
план-конспект урока по литературе

Антонова Валерия Александровна

 

 

Цель: показать, как М. Ю. Лермонтов осмысляет тему жизни и смерти.

Задачи:

  • показать учащимся трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира;
  • развивать умения проникать в подтекст лирического стихотворения;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • эстетически и нравственно воспитывать учеников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Цель: показать, как М. Ю. Лермонтов осмысляет тему жизни и смерти.

Задачи:

  • показать учащимся трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира;
  • развивать умения проникать в подтекст лирического стихотворения;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • эстетически и нравственно воспитывать учеников.

Ход урока

Оценки/ Заметки

I. Организационный момент

    – Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Скажите, кто сегодня отсутствует?  

II. Объяснение нового материала

    – Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова, но прежде чем приступить к теме урока, давайте послушаем его стихотворение «Смерть».

     – Ребята, о чем размышляет в этом стихотворении автор?

     – Автор размышляет о смерти.

     – Хорошо, а о чем еще он размышляет?

     – Автор еще размышляет о жизни, которую он вел до предстоящей смерти.

     – Правильно. В этом стихотворении автор размышляет не только о смерти, но и о жизни. Ребята, послушав стихотворение и выяснив о чем оно, как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке?

     – Мы будем говорить о теме жизни и смерти в творчестве М.Ю. Лермонтова».

     – Правильно. Откройте ваши тетради, запишите число и тему урока «Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова».  

     Тема жизни и смерти – вечная во всей литературе – является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихотворения поэта. Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.

    Смерть как понятие и как явление интересует, наверное, каждого человека хотя бы потому, что её никто не может избежать, и ещё потому, что за этим пределом – неизвестное, тайное, а тайное всегда влечёт. Лермонтов любил крайности, в его стихотворениях возникает постоянное напряжение, любимые слова поэта: страдание, страсть, мука... На протяжении всего жизненного пути поэт искал ответ на вопрос о сущности смерти, начиная с юношеских лет, эти мысли не покидали его.

    Поэту не свойственно пушкинское гармоничное ощущение кругооборота природы, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается им как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту трудно примириться с тем, что вместе с его телом будет зарыто его духовное «Я».

В сырую землю буду я зарыт. 

Мой дух утонет в бездне бесконечной!..

    И всё же у поэта появляется желание вложить смысл в каждое мгновение жизни своего лирического героя, в душе поэта происходит борьба личности с «ничтожеством», то есть с бесследной уничтожимостью следов чувств, надежд, желаний; «...тайное сознание, что я кончу жизнь ничтожным человеком, меня мучит» (из письма к С. А. Бахметьевой, 1832).

    Конечно, у поэта было много причин для такого мрачного мироощущения: ранняя смерть матери, одинокое детство, болезнь, разлад между отцом и бабушкой, несчастная любовь и, наконец, влияние философской поэзии Байрона.

    Лермонтов стремится проникнуть в тайну, вместе с тем он хочет познать себя, определить своё отношение к миру, к Вселенной. Мысль о неотвратимости судьбы, об ожидающем человека бессмысленном и жестоком конце волнует молодого поэта, заставляет его размышлять над вопросами свободы и воли самого человека.

    И всё-таки, несмотря на все истинные разочарования, поэт верил, что «мир для счастья сотворён», он называл надежду «Богом грядущих дней»:

Но чувство есть у нас святое,

Надежда, Бог грядущих дней, 

Она в душе, где всё земное

Живёт наперекор страстей.

«Валерик»

    Сообщение об истории создания стихотворения, подготовленное учеником.

    В жизнь, а позже и в творчество поэта величаво входит Кавказ: место, куда бабушка возила слабого здоровьем внука к целебным источникам и где юношей поэт познал первую любовь. Кавказ, куда Лермонтов был переведён на службу высочайшим указом за стихотворение «Смерть поэта» в 1837 г. и отправлен вновь за дуэль с сыном французского посла в 1940-м. Кавказ, где 26-летнему Лермонтову суждено было погибнуть. Кавказ – судьба.

    Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребёнком. Будучи взрослым, он трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы. В 1837-м мятежный поэт был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта». В середине июня 1840 г. Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз – за дуэль с Эрнестом де Барантом. Поэт принимал участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А. В. Галафеева. С 6 по 14 июля 1840 г. Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вёл журнал военных действий отряда Галафеева. Лермонтов принимал участие в боевом походе, отличился в сражении при Валерике и был представлен к награде. В рапорте о сражении при реке Валерик сообщалось, что поручение, данное Лермонтову, «было сопряжено с величайшей для него опасностью от неприятеля», но что офицер этот, несмотря ни на какие опасности, «исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

    Валерик, или Валарик, – речка в Чечне, приток Сунжи. Название это происходит от чеченского слова «валлариг» – мёртвый. Наиболее полно и ярко боевые впечатления поэта выразились в стихотворении «Валерик» и картине «Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 года». Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами «Журнала военных действий» видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и сам стиль, целые предложения «Журнала» и строки стихотворения.

    Тема этого произведения – это вечная во всей литературе тема жизни и смерти. Стихотворение «Валерик» впервые появилось в печати в 1843 г. в альманахе «Утренняя заря».

Анализ стихотворения

    – К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?

   – По форме «Валерик» – любовное послание, включающее и охватывающее, однако, стихотворную повесть.

    – Какова композиция стихотворения?

    – Композиция – трехчастная. Первая и последняя части составляют обрамление для главной части – описания сражения.

    – Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?

    – Чувства героя обдуманны, взвешены, и он пришел к некоему, пусть печальному, но все-таки вполне определенному итогу относительно своего отношения к любимой женщине и относительно самого себя. Он любит, любит сильно и глубоко, но не рассчитывает на счастье, потому что его возлюбленная, как он думает, равнодушна к нему («И вам, конечно, все равно»):

И знать вам также нету нужды,

Где я? что я? в какой глуши?

Душою мы друг другу чужды,

Да вряд ли есть родство души.

    Уверясь, что возлюбленной нет дела до него, лирический герой тем не менее рассказывает о себе, подводя итог своему нынешнему мирочувствию:

Мой крест несу я без роптанья:

То иль другое наказанье?

Не всё ль одно? Я жизнь постиг;

Судьбе, как турок иль татарин,

За всё я ровно благодарен;

У Бога счастья не прошу

И молча зло переношу. <...>

Простора нет воображенью...

И нет работы голове...

    – Какой в стихотворении изображена война?

    – Война, доселе нисколько не похожая на другие войны, например на Отечественную войну 1812 года. Повествование о кровавом сражении в стихотворении «Валерик» воспринимается на фоне героического, приподнятого изображения войны, увиденного глазами поэта-историка и государственного мыслителя («Полтава» Пушкина), и на фоне не менее героического, но лишенного патетики и увиденного рядовым участником («Бородино» Лермонтова).

    Лирический герой находится внутри сражения и отделен от него несколькими днями. Таким образом, переживание о событии не остыло, и сейчас сражение снова встает перед глазами. Лирический герой мысленно погружен в бой. Весь стиль и тон стихотворения резко меняются: нет иронии, нет условного книжного языка романтической лирики, нет спокойной изобразительно-описательной речи. Рассказ становится прерывистым, нервным, число переносов значительно возрастает, фраза не вмещается в стих, определение отрывается от определяемого слова, подлежащее от сказуемого, сказуемое от дополнения. И все это вместе создает, впечатление во-первых, уродливости происходящего, атмосферу хаоса, иррациональности, не подвластной разуму, а во-вторых, неразличимости. Когда идет бой, людей (личностей) нет – одна сплошная масса, не понимающая, что происходит, но автоматически делающая свою кровавую работу. Для воспроизведения картины сражения Лермонтов ввел множество глаголов действия, но носителем действия в стихотворении выступила не личность, а масса («Скликались дико голоса», «в арьергард орудья просят», «Вот ружья из кустов выносят, Вот тащат за ноги людей И кличут громко лекарей», «Вдруг с гиком кинулись на пушки»). С этим связано и употребление слов с безличными и неопределенно-личными значениями («дело началось», «отряд осыпан», «всё спряталось»), отсутствие личных местоимений единственного или множественного числа («подходим ближе. Пустили несколько гранат; Еще подвинулись; молчат...»). Лирический герой тоже не вполне сознает, что происходит, а после боя выглядит опустошенным:

Но не нашел в душе моей

Я сожаленья и печали.

Люди едва ли не перестали быть людьми:

...и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.

    В дальнейшем, после окончания битвы, снова различимы отдельные люди и среди них лирический герой: здесь можно увидеть солдата, умирающего капитана, генерала, сидевшего в тени на барабане, чеченца Галуба. Картина войны нужна Лермонтову для того, чтобы передать ее бессмысленность, неестественность и уродливость. С этой целью ломается стих, который перестает быть мерно и плавно текущим, гармоничным, музыкальным и красивым.

    – Какой смысл привносят в текст описания картин природы?

    – Прозаически нарисованной картине войны противостоит поэтически переданная природа. Началу перестрелок и сражений дважды предшествует описание природы, выдержанное во вполне конкретной стилистике с легким налетом романтического стиля. В первом пейзаже («Зато лежишь в густой траве...») романтический стиль почти не ощущается, во втором проявляется резче и определеннее:

Раз  –  это было под Гихами,

Мы проходили темный лес;

Огнем дыша, пылал над нами

Лазурно-яркий свод небес.

И дальше:

Над допотопными лесами

Мелькали маяки кругом;

И дым их то вился столпом,

То расстилался облаками;

И оживилися леса;

Скликались дико голоса

Под их зелеными шатрами.

    Легко заметить, что здесь «перенос» («и Казбек//Сверкал главой остроконечной») не ломает стих, не делает его прозаичным, а, напротив, подчеркивает величественность картины, выделяя ее центр. Военным командам, военной профессиональной лексике, грубому и точному разговорному языку противопоставлены высокие и торжественные обороты речи, восходящие к традиционно романтической поэтической стилистике. И это свидетельствует о том, что Лермонтова интересует не смысл данного эпизода и не смысл русско-чеченской войны, а исконная, вечная враждебность человека природе, себе подобным и всему мирозданию. Он не может понять, в чем заключается смысл этой врожденной враждебности, этого всеобщего, нескончаемого в истории человечества бунта, какую цель преследует этот мятеж:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет! небо ясно,

Под небом много места всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он  –  зачем?

     – Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами.

    – Послание соткано из характерных словесно-речевых примет поэтического языка той эпохи. Но теперь поэтические клише («Потом в раскаяньи бесплодном Влачил я цепь тяжелых лет; И размышлением холодным Убил последний в жизни цвет») звучат настолько прозаично, что нуждаются в обновлении и оживлении. Этого и добивается Лермонтов, обращаясь к разговорному языку, разговорным интонациям и к иронии. Прежде всего рифмовка лишена всякой упорядоченности: рифмы то перекрестные, то охватывающие, то смежные, причем могут рифмоваться два или три стиха без всякой регулярности. Это приближает литературную речь к речи разговорной. Та же цель преследуется «переносами», которых в обрамляющем рассказ послании немного, но они предваряют их господство в дальнейшей речи:

Я к вам пишу случайно; право,

Не знаю как и для чего. <...>

Во-первых, потому, что много,

И долго, долго вас любил... <...>

Любовь, поэзию,— но вас

Забыть мне было невозможно. <...>

Быть может, небеса востока

Меня с ученьем их пророка

Невольно сблизили. Притом

И жизнь всечасно кочевая... <...>

Приводит в первобытный вид

Больную душу: сердце спит...

    – Любовь и будни противопоставляются бою, потому что в них есть регламент, порядок, предсказуемость; в сражении же нет схемы, инициатива принадлежит человеку, вышедшему один на один со своей судьбой и Богом. Бой – это нарушение правил, непредсказуемость, свобода.

    Но восточный фатализм предлагает и то, и другое принять как должное, потому что, по сравнению с вечностью, все деяния человека сиюминутны, преходящи. Композицией стихотворения Лермонтов передаёт свои представления о соотношении человеческого и небесного – представления, отражающие собственный боевой опыт.

    Стихотворение представляет собой не механическое сцепление разных жанров, а органическое единство.

«Сон»

    В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи.

    В конце жизни поэта, после некоторого срока прохождения воинской службы, военный врач оставил Лермонтова в Пятигорске для лечения. Когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как буд­то предвидел приближающуюся к нему смерть, он пишет несколько стихотворений, ставших последними. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон». Давайте послушаем его.

Анализ стихотворения

    – Почему это стихотворение названо «Сон»?

    – Стихотворение названо «Сон», так как умирающий воин видит сон.

    – В чём особенности композиции этого стихотворения?

    – Умершему или умирающему воину снится сон, в котором он видит «душу младую», тоже погруженную в сон, а в этом сне ей снится «знакомый труп». Воин видит себя дважды — в своем собственном сне, как он лежит в долине Дагестана, и в отраженном сне своей возлюбленной. Композиция стихотворения образует «кольцо», в котором все стягивается к фигуре мертвого воина, к долине Дагестана. Здесь обращает на себя внимание указание на «мертвый сон» («спал я мертвым сном»), на сон «трупа».

    – Какой смысл заключён в том, что умирающему воину снится сон о нём самом, который «в родимой стороне» видит его подруга? В чём трагичность общения их душ?

    – Смерть («навеки заснуть») выглядит здесь продолжением жизни, ибо силы жизни, силы души никуда не исчезают, а только засыпают, пусть навеки. Их деятельность со смертью не прекращается. Отсюда становится возможным, даже несмотря на физическую смерть, сон и даже обмен снами, которые устремлены друг к другу: сон воина и сон его подруги устремлены друг к другу. И это вносит еще один дополнительный мотив в стихотворение: оба возлюбленных одиноки («лежал один», «Сидела... одна») и трагически разъединены, но их души направлены друг к другу. Взор воина во сне находит его подругу, а взор девы «младой» обращен к «знакомому трупу». Это мистическое («И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена...») общение двух душ пронзительно трагично: они никогда не встретятся и обречены на одиночество хотя бы потому, что он – «труп», лежащий в чужом краю, вдали от «родимой стороны», она же – живая и чужая среди веселых подруг на родине. Между ними лежат не только пространственные, временные, но и непреодолимые сверхчеловеческие преграды – состояния жизни и смерти, которые, однако, допускают общение близких и навеки разлученных душ.

    – В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?

    – Он находится один среди природы, обжигаемый палящим солнцем, она – одна «меж юных жен, увенчанных цветами», ведущих «веселый разговор». Ему чужда южная природа, и снится «вечерний пир в родимой стороне», ей – тот же пир и «веселый разговор».

    Изначальная противоречивость мироустройства, которая постоянно выступает наружу при столкновении вечных общечеловеческих ценностей с нравственно-социальными устоями того или иного общества, грозно ставит перед Лермонтовым как выразителем мыслей и чувств поколения вопрос о поэтическом призвании и предназначении. Из трагизма миропорядка неминуемо вытекает трагизм поэта и его служения.

    – Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя?

    – Сон – воплощение вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.

    – Согласны ли вы с тем, что «Сон» – это поэтическое воплощение фантасмагорической картины скорой гибели поэта – действительно вещий сон?

    – Да, так как в стихотворении «Сон» М. Ю. Лермонтов мистическим образом смог предсказать собственную смерть. В стихотворении он пишет, что лирический герой лежит в долине Дагестана. У него в груди рана, из которой сочится кровь. Как известно, Лермонтов погиб во время дуэли от выстрела.

    – Особым образом переживает свою смерть герой стихотворения «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»). Он не только предсказывает собственную смерть, но провидит во сне, пророчески воссоздаёт картину своей гибели.

    Выдающийся русский философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьёв в своей лекции «Лермонтов» пишет о том, что в стихотворении «Сон» поэт «не только предчувствовал свою смерть, но и прямо видел её заранее»: через несколько месяцев после того, как это стихотворение было написано, Лермонтов действительно был ранен пулей в грудь, действительно лежал на песке с открытой раной и действительно «уступы скал теснилися кругом».

    Провидческий дар, по мнению В. С. Соловьёва, поэту достался от его предка – шотландского рыцаря из города Мельроза Томаса Лермонта, который славился как ведун и прозорливец, пребывавший в загадочных отношениях с царством фей. Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчуждённости героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь его душа это чувствует.

Итог

    В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает и усиливается драматическое мироощущение.

    Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остаётся вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

*Учитель читает стихотворение

*Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником

*Звучит аудиозапись со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Сон»

*оценить чтение стихотворения

*оценить подготовленное сообщение

III. Рефлексия

    – Ребята, сегодня на уроке каждый из вас хорошо потрудился. В завершении нашего урока я предлагаю вам написать синквейн. Синквейн – это пятистрочная строфа, где 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). (Структура синквейна будет выведена на экран) Ребята, я предлагаю вам на выбор два слова: жизнь и смерть. Выберите одно из них и напишите синквейн.

*После выполнение задания учитель спрашивает 2 учеников со словом «жизнь» и 2 учеников со словом «смерть»

IV. Д/з

    – Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому откройте дневники и запишите д/з. Дома вам нужно будет прочитать учебник на стр. 243 – 247, не забыть принести на следующий урок текс стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…», а также начинайте учить стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Спасибо за урок. Вы можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова

Презентация к уроку по литературе в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова"...

Презентация на тему: "Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова"

В презентации представлен необходимый материал для раскрытич данной темы: стихотворения раннего и зрелого Лермонтова с попутными замечаниями, вопросами для анализа, выводами....

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова", 9 класс

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова" предназначен для обучающихся 9 класса  и при повторении материала в 10 классе. Данный опорный конспект позволяет быстро в...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....