Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова", 9 класс
методическая разработка по литературе (9, 10 класс) на тему

Добролюбова Лариса Фёдоровна

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова" предназначен для обучающихся 9 класса  и при повторении материала в 10 классе. Данный опорный конспект позволяет быстро вспомнить изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lirika_lermontova_opornyy_konspekt.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект по теме:

«Основные темы и мотивы в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова», 9 кл.

Основные темы:

1. Тема Родины.

2. Тема поэта и поэзии.

3. Тема природы.

4. Тема любви.

5. Тема Наполеона.

Основные мотивы:

1. Свобода в самых разных её проявлениях, мятежные страсти.

2. Борьба и протест. Символ борьбы - парус.

3. Неволя и узничество.

4. Бездействие «потерянного» поколения.

5. Одиночество, странничество, изгнанничество.

6. Земля и небо.

7. Скрытое лицо (маска).

Пояснения:

        Тема - круг жизненных явлений, отображённых писателем и освещённых им с определённой идейно-художественной позиции.

        Мотив - дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют сложное художественное целое. Термин «мотив» часто употребляют как синоним понятию «тема», если речь идёт о лирическом произведении.

        Основная тема - человеческая личность в её отношении к обществу.

        Главный герой многих стихотворений, поэм и драм - гордая и свободолюбивая личность, беспокойная, активная, жаждущая действий и борьбы. Но в условиях жестокого николаевского режима такая личность не может найти применения своим незаурядным способностям, своей могучей силе, а значит, обречена на одиночество. Одиночество, изгнанничество тяготит сильного человека, он пытается его преодолеть. Мотив одиночества находит воплощение в ряде основных образов лермонтовской лирики: «на севере диком стоит одиноко», «белеет парус одинокий», «одна и грустна» растёт пальма, «одиноко …стоит старый утёс», «выхожу один я на дорогу».

        Страстная, полная горьких обид и разочарований любовная лирика Лермонтова не похожа на пушкинские стихи о любви. Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придаёт драматизм лирическим стихотворениям. По мысли Лермонтова, любовь приносит страдание, а не радость.

        Следуя Пушкину и декабристам, Лермонтов с самого начала и до конца своего творческого пути воссоздаёт облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу.

        «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 г.)

        Тема – роль поэта, поэт и толпа. Поэт сопоставляет и противопоставляет себя с английским поэтом Джорджем Гордоном Байроном. Оба они – странники, гонимые миром, но судьба поэта с «русскою душой» тяжелей.

        Поэт использует яркие эпитеты (неведомый избранник, гонимый странник и т.д.), риторические вопросы и восклицания.

        «Тучи» (1840 г.)

        Жанр – элегия. Сливаются 2 темы: свободы и одиночества. Изображены страдания лирического героя, который вынужден стать изгнанником.

        Использованы эпитеты, синтаксические повторы, инверсии. Основной приём – аллегория. Автор ведёт диалог с тучами, соотносит свою судьбу с движением туч. Возникает образ одинокого странника.

        «Парус» (1832 г.)

        Жанр – элегия. В основе -  тема одиночества. Символическое изображение тревожной неуспокоенности, вечных поисков, противостояния высокой души ничтожному миру. Построение, образы, лексика подчёркнуто романтичны.

        «Смерть поэта» (1837 г.)

        Написано после гибели А.С.Пушкина. Тема – конфликт поэта и толпы; божественный дар поэта и его обречённость на гибель. Судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. В стихотворении 3 относительно самостоятельных части.

        Использованы восклицания, повторы, переносы, паузы, повторы-подхваты, эпитеты, метафоры.