ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе (8 класс)

Нестерюк Елена Николаевна

Статья о способах и приёмах формирования мотивации на урока литературы (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Нестерюк Елена Николаевна

МБОУ "Лицей №112"

В условиях современного образования мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

В современном обществе на первый план выдвигается не просто обучение предметным знаниям, умениям, навыкам, а формирование личности обучающегося.

Успешное обучение без мотивации невозможно. В период обучения в начальной школе учебная деятельность является ведущей. Низкая мотивация обучения более характерна для работы в основной школе.

Исследованием мотивации учебной деятельности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, А.А. Люблинская, И.С. Кон, Ю.К. Бабанский, Т.А. Матис, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше. Повысить интерес учеников к урокам русского языка и литературы помогают внутренняя и внешняя мотивация. Внешняя мотивация – ученик получает поощрение за успехи в изучении предмета, в том числе похвалу, уважение одноклассников и так далее. Внутренняя мотивация включает желание ученика понять тему, проявить себя (социальная). При планировании урока необходимо учитывать факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность и т.д.).

На своих уроках стараюсь использовать разные способы повышения мотивации:

1) создание проблемной ситуации, когда ученики осознают пробелы в знаниях, что влечёт за собой желание изучать проблему, познавать новое. Например, на орфографической разминке ученики записывают несколько словосочетаний по недавно изученной теме, а затем встречают нетипичный случай, когда правило не работает (чередование гласных в корне -зар-//-зор-, когда можно подобрать проверочные слова зОри, зАрево и т.п.). Чем очевиднее затруднение, тем эффективнее будет мотивация.

2) использование на уроках развлекательных заданий по русскому языку и литературе: шарады, игры, ребусы. Эти развлечения обычно простые и не занимают много времени. Цель таких заданий - быстрое вовлечение учеников в занятия. Но они не должны отвлекать от самого урока.

3) интересный рассказ из истории русского языка: о создании Н.М.Карамзиным буквы Ё , затем опрос мнения учеников, возможно ли было обойтись без той буквы в то время и в наши дни. Актуально перед изучением темы "Буквы О-Ё после шипящих". Такие истории и особенно обсуждение хорошо мотивируют учеников.

4) создание коллективных творческих проектов, например, сборника рассказов "Однажды...", где каждый ребёнок пишет свой рассказ и оформляет иллюстрациями собственную страницу.

5) творческие задания:

- придумать необычный диктант, используя как можно больше слов на букву А ( С, П или др.);

- придумать как можно больше эпитетов к слову НЕБО;

- оформить памятку "Как правильно поставить знаки препинания при выделении причастного, деепричастного оборотов?"

- найти в специально подготовленном тексте смысловые несуразности при чтении;

- придумать задание с ловушками после изученной темы "Верные и неверные утверждения" и др.

Разумеется, каждый учитель собирает методическую копилку, использует свои приемы, повышающие учебную мотивацию школьников на уроках. Все они выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Результатом является создание условий развития социальных мотивов и мотивов самообразования для каждого ученика.


Использованная литература:

#1044;авыдов В. Б. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.

2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983

#1058;учкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.

#1062;укерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Пособие для учителя. – М.: «Интерпракс», 1994

5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: ( Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ « Эксперимент», 1995.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы

Доклад с презентацией "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы....

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...