Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы
материал на тему

ОНИЩЕНКО Оксана Николаевна

Доклад с презентацией "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Мотивы и мотивация.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересую его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы деятельности школьников.

Методы мотивации

I.Эмоциональные.

1 – поощрение,

2 – порицание,

3 – учебно-познавательная игра,

4 – создание ярких наглядно-образных представлений,

5 – создание ситуаций успеха,

6 – стимулирующее оценивание,

7 – свободный выбор задания,

8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.

II.Познавательные

1 – опора на жизненный опыт,

2 – познавательный интерес,

3 – создание проблемной ситуации,

4 – побуждение к поиску альтернативных решений,

5 – выполнение творческих заданий,

6 – «мозговая атака»,

7 – развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

III.Волевые

1 – предъявление учебных требований,

2 – информирование об обязательных результатах обучения,

3 – формирование ответственного отношения к учению,

4 – познавательные затруднения,

5 – самооценка деятельности и коррекции,

6 – рефлексия поведения,

7 – прогнозирование будущей деятельности.

IV.Социальные

1 – развитие желания быть полезным обществу,

2 – побуждение подражать сильной личности,

3 – создание ситуации взаимопомощи,

4 – поиск контактов и сотрудничества,

5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 – взаимопроверка,

7 – рецензирование.

Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Каждый учитель, сталкиваясь с этими проблемами, находит оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.

Один из таких приемов – игровой урок. Интерес к сложному материалу вызывает и такой прием, как инсценирование. Помогает поддержать интерес к предмету и нестандартное начало урока: загадка, шарада, чтение стихотворения, рифмованного правила по теме, необычное задание.

Итак, чтобы увлечь ребят предметом, мотивировать их учебную деятельность, необходимо умело подбирать дидактический материал, показывать жизненную необходимость той работы, которая ведется на занятии, создавать творческую обстановку, способствующую мыслительной деятельности учащихся, строить урок на основе научности, занимательности, стремиться пробудить способность чувствовать красоту языка, наслаждаться им.

Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для исследовательской деятельности. Исследование помогает учащимся выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать тексты художественных произведений.

Уроки литературы – они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.

Следующие педагогические приёмы, позволяющие формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них предлагаем вашему вниманию:

  1. Оценка - не отметка. Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

  1. Кредит доверия. В некоторых случаях ставлю отметку "в кредит". Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
  2.  Образовательная стратегия.
    -Что ты делал, чтобы написать эту работу на "5"?
    - Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
    Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.
  3. "Фантазёр".        
    На доске записана тема урока.
    - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …
    - Вот видите, как важно…

Таблица “Мотивации учения”

Положительная мотивация.

  • Удовольствие от учёбы
  • Значимость результата

Мотивация – средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному освоению материала.

Отрицательна мотивация.

  • Вознаграждение за результат
  • Принуждение к учёбе

Признаки мотивации

  • Осуществление собственной деятельности
  • Умение отстаивать своё мнение
  • Умение оценивать одноклассников
  • Умение объяснять слабым учащимся непонятные места
  • Умение выбрать посильные задания из предложенных для решения

“Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они небыли, если ребёнок мог бы достигнуть более высоких.

И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка.

Признаки мотивации

  • Слабая заинтересованность в учёбе
  • Нацеленность лишь на оценку
  • Неумение ставить цели
  • Неумение преодолевать трудности
  • Отрицательное отношение к школе, учителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...

«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, исполь...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"

Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы....

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Статья о способах и приёмах формирования мотивации на урока литературы (из опыта работы)...