Мир православных праздников на страницах русской литературы
проект (10, 11 класс)

Рыбко Ольга Викторовна

Данный проект нацелен на привлечение общественного внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания, обозначения роли православной духовно-нравственной литературы в истории, популяризации чтения произведений духовно-нравственной литературы, а также русской классической литературы, сформированной в контексте православного мировоззрения, пропаганды семейного чтения. 

Соавтор проекта - Ефремова С. А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир православных праздников

на страницах русской литературы

(долгосрочный проект)

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, – это проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Вопросы, связанные с информацией об основах православной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России. Знакомство обучающихся с основами, традициями православной культуры помогают развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, формируют ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы, помогают воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину.

Обучающиеся нашей школы активно участвуют во всех мероприятиях, традиционно проводимых управлением образования в тесном взаимодействии со Свято-Никольским храмом г. Нижнеудинска. Это и муниципальный этап Всероссийской олимпиады «Основы православной культуры», конкурс художественного и декоративно-прикладного творчества «Рождество Христово», конкурс художественного творчества «Пасхальный подарок», муниципальная акция «День православной книги».        

Кроме того у педагогов нашей школы есть опыт проведения муниципальных мероприятий с использованием игровых технологий: интеллектуальная викторина «Своя игра», посвящённая жизни и творчеству И. С. Тургенева (апрель 2019г.), литературное лото для учащихся 5 классов по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» (декабрь 2019г.). Использование игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности зачастую способно обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, происходит естественное приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики

В целях привлечения общественного внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания, обозначения роли православной духовно-нравственной литературы в истории, популяризации чтения произведений духовно-нравственной литературы, а также русской классической литературы, сформированной в контексте православного мировоззрения, пропаганды семейного чтения, было решено разработать для обучающихся 10-11 классов долгосрочный образовательный проект «Мир православных праздников на страницах русской литературы». в рамках которого провести три интеллектуальных игры: «Раз в Крещенский вечерок…», «Честная Масленица» и «Зелёные Святки».

Цель проекта – создание цикла интеллектуальных игр на основе литературных произведений, освещающих мир православных праздников.

Задачи проекта:

  1. познакомиться с праздниками православного календаря, изучить их духовный смысл, обычаи празднования;
  2. продумать сценарий и правила каждой игры, оформление, систему оценки соревнующихся сторон;
  3. оформить описательную часть проекта.

Методы:

1. теоретические: отбор, изучение, анализ необходимой литературы, а также материалов сети интернет для создания литературных игр;

2. практические: создание дидактического материала, интерактива, необходимого для проведения игр.

Этапы:

1 этап – подготовительный:

– ноябрь 2022 г. – разработка проекта;

– декабрь 2022 г. – май 2023г. – апробация игр на школьном уровне.

2 этап – основной:

– январь 2024 г. – проведение муниципальной игры «Раз в Крещенский вечерок»;

– март 2025 г. – проведение муниципальной игры «Честная Масленица»;

– июнь 2026 г. – проведение муниципальной игры «Зелёные Святки».

3 этап – обобщающий:

– октябрь 2026 г. – подведение итогов, публикация сборника.

План реализации проекта

Каждая игра будет состоять из двух этапов:

1 этап – заочный, где нужно будет выполнить творческое задание, по результатам которого будут определены три-пять команд для участия в очном этапе;

2 этап – очный, в ходе которого определятся победитель и два призёра.

Наши игры не ставят перед собой задачу проверить досконально знание собственно художественного текста. Они, хоть и построены на литературном материале, преследуют иные цели: расширение кругозора учащихся, приобщение их  к народным традициям, развитие творческих способностей. В игре предполагается наличие ведущего и актёрской группы, сформированной из числа ребят, не участвующих в основных состязаниях, которая обеспечивает инсценировку эпизодов из художественных произведений. При составлении заданий будет использоваться как фольклорный, так и литературный материал, будут привлекаться музыкальные источники, а также репродукции картин  русских художников.

Рекомендуем прочитать следующие книги тем, кто будет участвовать в играх:

Коринфский А. «Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц»

Степанов Н. «Народные праздники на Святой Руси»

«Православие. Полная энциклопедия»

«Энциклопедия праздников»

Шмелёв И. С. «Лето Господне»

Игра «Раз в Крещенский вечерок…» посвящена святочно-новогодним обрядам, поверьям, обычаям, вспомнить которые помогут произведения русских писателей: классическая литература отразила святочный период во всей полноте, яркости, неповторимости. Предположительно в игре принимают участие 3-5 команд, прошедших отборочный тур. Примерный план игры может быть следующим

1 конкурс – «Ночь перед Рождеством» – предполагает знание учащимися содержания одноимённой повести Н. В. Гоголя. Учащимся нужно будет почувствовать себя на месте героев этого художественного произведения, как бы перевоплотиться в литературных персонажей и ответить на ряд вопросов ведущего, связанных с «жизнью» этих персонажей на страницах книги (например, Солоха, Вакула, Оксана)

2 конкурс – «Коляда, коляда» – творческий: ведущий просит представителей команд поколядовать перед жюри, зрителями и соперниками

3 конкурс – «Святочные гадания». Командам предлагается просмотреть инсценировку фрагмента произведения (В. А. Жуковский «Светлана», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Л. Н. Толстой «Война и мир», П. И. Мельников-Печерский «В лесах») и ответить на вопросы о сути того или иного гадания

4 конкурс – «Рождественская ёлка». Это викторина, состоящая их двух разделов. В первом разделе командам задаются вопросы на тему «Немного истории»: вопросы про обычай наряжать рождественскую ёлку. Во втором разделе вопросы на тему «Страна Литературия»: вопросы про различные «ёлочные» истории, весёлые и грустные (Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Г. Х. Андерсен «Девочка и спички», Л. Андреев «Ангелочек»)

5 конкурс – «Рождественская звезда». Ведущий напомнит игрокам библейскую легенду, прочитав стихотворение И. Бродского «Рождественская звезда», напомнит, что символизирует собой пятиконечная звезда и предложит разгадать командам кроссворд из 5 слов в виде пентаграммы

Игра «Честная Масленица» посвящена одному из любимейших праздников русского народа. Примерный план игры может быть следующим

1 конкурс – «Сретенье». Задача игроков – восстановить в предложенных высказываниях «ключевую» часть, приметы, связанные со встречей Масленицы.

2 конкурс – «Где блины, тут и мы…». Главное угощение в Масленицу, конечно, блины. Все вопросы этого конкурса посвящены блинам

3 конкурс – «Масленичный конкурс». Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала крещёная матушка Русь. Каждый день  на масленичной неделе имел своё название, связанное с определёнными ритуалами, совершаемыми в этот день: встреча, прощёный день, лакомка, заигрыш, тёщины вечёрки, разгуляй, золовкины посиделки. Командам предлагаются карточки с заданиями: нужно расположить их по порядку, то есть так, как они следовали на масленичной неделе. Каждый на масленой неделе пекут блины, имеющие свои названия: блины, блинцы, блинки, блинчики, блиночки, блинища, царские блины. Командам предлагается записать названия блинных изделий в соответствии с днями недели.

4 конкурс – «Масленичные забавы». Конкурс проходит в форме интерактивного тестирования. Ведущий читает вопросы, которые отображаются на экране, команде нужно выбрать из предложенных вариантов тот, который представляется им наиболее близким к истине. Материал конкурса состоит из разделов, каждый из которых посвящён определённой теме: «Взятие снежного городка», «Немного истории» (факты из истории празднования Масленицы в России и Европе), «Ледяной дом» (по роману «Ледяной дом» И. И. Лажечникова)

5 конкурс – «Проводы Масленицы».  Масленичная неделя (с поеданием блинов и развлечениями) заканчивается Прощеным воскресеньем.  За Прощеным воскресеньем следует Великий пост, начинающийся с Чистого понедельника. Учащимся предлагается ответить на вопросы о православных традициях, связанных с Прощёным воскресеньем, Чистым понедельником и Великим постом.

Игра «Зелёные святки» посвящена народным обычаям весенне-летнего календарного цикла. Примерный план игры может быть следующим

1 конкурс – «Белая берёза». В этот праздник православные храмы обычно украшают цветами и берёзовыми ветками. Немало поэтических строк посвящено белоствольной красавице. Участникам нужно прочитать отрывки из стихотворений, на месте пропусков вставить эпитеты, характеризующие берёзу. Важно, чтобы они совпали с авторскими.

2 конкурс – «Цветики степные». «Троица – повсеместный праздник цветов и берёзок», – читаем в книге А. А. Коринфского. Конкурсантам предлагается вспомнить поэтические строки, в которых упоминаются цветы, садовые и полевые, или какие-либо травы.

3 конкурс – «Травы». Дети смотрят инсценировку из романа П. И. Мельникова-Печерского «В лесах», а потом отвечают на вопросы, связанные с традициями использования трав.

4 конкурс – «Ночь накануне Ивана Купалы». А. А. Коринфский пишет: «Совпадая с днём святой Агриппины и с праздником Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, ведущие своё начало с теряющихся в язычестве времён купальские праздненства объединяют этих двух святых христианской церкви». Ночь накануне Ивана Купалы – волшебная. Перед участниками выставка, на которой венок из цветов, свечка, тележное колесо, цветок иван-да-марья. Их задача – рассказать, как гадали наши предки с помощью этих предметов. А после просмотра инсценировки фрагмента повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» отвечают на вопросы, например, какая награда ожидала счастливца, сумевшего найти и сорвать чудесный цветок папоротника, для чего прыгали через костёр?

5 конкурс – «Самый красивый букет или венок»

Безусловно, в ходе подготовки мероприятий сценарии могут и будут углубляться и дополняться

 

Предполагаемые результаты

В результате реализации образовательного проекта «Мир православных праздников на страницах русской литературы» будет организовано и проведено три интеллектуальных игры: «Раз в Крещенский вечерок…», «Честная Масленица» и «Зелёные Святки» на основе литературных произведений, освещающих мир православных праздников, которые будут направлены на привитие подрастающему поколению вкуса к чтению литературы с высоким духовно-нравственным началом, а нам помогут повысить профессиональные компетенции и уровень профессионального мастерства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"

Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Православные праздники, русские народные приметы, обычаи и обряды»

Цели мероприятия:1)   Дать учащимся представление об основе многих народных и церковных праздников.2)   Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.3)   Воспит...

Система работы по внедрению основ православной культуры на уроках русской литературы в средней школе.

На уроках литературы достаточно часто мы обращаемся к библейским притчам, которые являются   ступенькой к реализации учебной задачи на уроке. Одним из направлений работы по внедрению основ п...

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....

ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.

Внеклассное мероприятие по литературе. ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И  ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ....

Константин Симонов "Золотые страницы русской литературы!

В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Правда, их становится все меньше. Но наше знание о тех трагических и великих днях все ...