Исследовательская работа для обучающихся 9 классов
материал по литературе (9 класс)

Алексеева Анастасия Евгеньевна

Тема:  К вопросу о коммуникативности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Цель работы: Проследить, как Пушкин А.С. создает у читателей ощущение непринужденной беседы (отталкиваемся от слов А.Вознесенского: «Ну, что делает Пушкин в своем романе? Он просто гениально треплется!»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_a.e._issledovatelskaya_razrabotka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа для обучающихся 9 классов

Тема:  К вопросу о коммуникативности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Цель работы: Проследить, как Пушкин А.С. создает у читателей ощущение непринужденной беседы (отталкиваемся от слов А.Вознесенского: «Ну, что делает Пушкин в своем романе? Он просто гениально треплется!»)

Задачи:

  1. Выявить состояние литературы и языка пушкинского времени
  2. Отношение Пушкина к задаче романа
  3. Познакомиться с новыми терминами, углубить представление об уже известных
  4. Сделать текстологический анализ:
  • Языковые средства контакта (обращения, личные местоимения в романе)
  • Открытый финал
  • Ямб как средство коммуникации

Примерная структура работы:

  1. Введение
  2. Основная часть (О коммуникативности романа (языковые средства (обращения; личные местоимения); Открытый финал; Ямб как средство коммуникации)
  3. Заключение

Примерное содержание работы

Введение

«Ну, что делает Пушкин в своем романе? Он просто гениально треплется!». Эти слова Андрея Вознесенского удивили и заинтересовали нас, не приходилось встречаться с таким восприятием романа. Ведь «трепаться» –  это болтать, разговаривать (разговорный стиль).

Следует отметить, что во второй половине ХХ века слово «трепаться» было популярно в среде интеллектуалов именно в значении «непринужденное общение».

Таким образом, сформулировалась проблема исследования:

как Пушкин, гениальный художник слова, создает у читателей ощущение свободной непринужденной беседы, («трепотни» по Вознесенскому)?

Другими словами, какие художественные средства использовались поэтом для создания комфортной ситуации общения писателя с читателем. Ведь создавая художественное произведение, автор  всегда предполагает найти читателя-собеседника, единомышленника, то есть работает на ситуацию общения. Таким образом, художественное произведение выступает посредником между писателем и читателем. Это общение людей, разделенных пространством и временем, называют дистантным общением.

Вячеслав Иванов говорит, что, прежде всего, образ автора дает основание для подобной трактовки романа: «поэт выступает  приятелем Евгения, хорошо осведомленным как о нем самом, так и о всяких лицах и обстоятельствах случившейся с ним истории; и он ее рассказывает друзьям в тоне непринужденной доверчиво беседы». Также отмечено: «трепетную непосредственность личных признаний» автора в романе. Сам Пушкин в письмах к Марлинскому рекомендует ему взяться за роман: «…и пиши его со всею свободой разговора или письма…», «…Роман требует болтовни; высказывай все начисто».

Б.М. Эйхенбаум обратил внимание на особое состояние литературы и языка пушкинского времени, которое, на наш взгляд, помогает глубже понять данную проблему: все движется к разговорному языку.

 Во-первых, происходит процесс слияния разговорного и книжного языка («простонародное и книжное наречие»), и Пушкин завершил это слияние, создав литературный язык.

Во-вторых, создается говорной стих, (помимо декламативного и напевного).

В-третьих, литература движется от стиха к прозе, и «Евгений Онегин» знаменует собой тенденцию внести в стих прозаическое течение фразы…», важна для общения. Ведь стихами, тем более декламативным (например, оды) непринужденное общение не построишь.

Ю.Н. Тынянов отмечает, что «разговорная интонация вторгается в стих» романа.

В других случаях Тынянов видит отрывистую интонацию диалога, повторения, интонацию недосказанного слова и т.д.

Особо он отмечал разговорные интонации авторских ремарок, обращений, «авторские словечки», которые делают образ автора чрезвычайно ярким значительным и, на наш взгляд, коммуникабельным:

«Представь меня.» - «Ты шутишь?...» - «Нету» (III, 2).

Исследователь видит отрывистую интонацию диалога, повторения, интонацию недосказанного слова и т.д.:

«Князь на Онегина глядит.

- Ага, давно ж ты не был в свете» (VIII, 17), (отрывистая интонация, недосказанное слово).

Особо он отмечал разговорные интонации авторских ремарок, обращений, «авторские словечки», которые делают образ автора чрезвычайно ярким значительным и, на наш взгляд, коммуникабельным:

«И запищит она (бог мой!):

Приди в чертог ко мне златой! …» (II, 12).

«Враги его, друзья его

(Что, может быть, одно и то же)

Его честили так и сяк» (IV, 18).

«Гм! Гм! Читатель благородный,

Здорова ль ваша вся родня?» (IV, 20).

Работы литературоведов, на наш взгляд, свидетельствуют о коммуникативной направленности романа.

В своем исследовании мы решили 1) остановиться на характеристике речевого общения между Пушкиным (автором) и читателем с точки зрения языковых средств контакта; 2) на  коммуникативных возможностях ямба; 3) «открытом» финале романа.

Основная часть работы

Для того, чтобы возник речевой контакт, нужны хотя бы два коммуниканта, нужно, чтобы собеседники хотели общаться и желали понять друг друга. Таковыми являются А.С. Пушкин, скрывающийся в романе за маской автора, и читатель, взявший «Евгения Онегина» не по принуждению.

Для взаимопонимания коммуникантов необходимо соответствие знаний, жизненного опыта и интеллекта. Но не всегда это бывает, поэтому один из коммуникантов должен быть ярче, сильнее, значительнее, он должен вести общение, проявляя больше инициативы и умений расположить собеседника. Пушкин (автор), -  на наш взгляд, ведущий коммуникант в названной нами речевой ситуации.

Чтобы привлечь внимание читателя, войти с ним в речевую ситуацию общения, Пушкин (автор) пользуется такими средствами языкового контакта, как обращения и личные местоимения.

Вот обращения из романа, которые использует Пушкин (автор), общаясь с читателями:

  • друзья Людмилы и Руслана (I, 2);
  • мои богини (I, 19);
  • насмешливый читатель (I, 56);
  • други(I, 58);
  • поклонник мирных аонид (II, 30);
  • друзья мои (III, 13);
  • мои поэты (III, 27);
  • милые друзья (III, 31);
  • мой читатель (IV, 18);
  • читатель благородный (IV, 20);
  • достопочтенный мой читатель (IV, 22);
  • братья (IV, 38);
  • друзья (IV, 45);
  • читатель (VI, 40);
  • милые друзья (VI, 46);
  • добрые ленивцы (VII, 4);
  • читатель (VIII, 48);
  • мой читатель, …друг, недруг (VIII,39).

Называя читателями, прежде всего, друзьями, автор высоко оценивает и располагает их к себе. Отношение Пушкина к друзьям нам известно по такому высказыванию: «Я хочу доказывать моим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня – первые из порядочных людей…». Пушкин знал цену слова, и, если он называл читателей друзьями, то так оно и было.

Пушкин использует в общении с читателем местоимения «мы с вами», «вы», «ты». Чаще всего - «ты». Татьяна в порыве страсти тоже обращается к Онегину на «ты». Онегин же, даже сгорая отлюбви, никогда не употребляет это местоимение, как и обращения. Если Пушкин своим «ты» приближает читателя к себе, то Онегин, даже желая привлечь Татьяну, остается отстранено холоден, потому что на «вы».

Таким образом, среди героев романа Автор (Пушкин) – самый коммуникабельный герой.

Эффект непринужденного общения Пушкина со своими читателями создают  лирические отступления (это общеизвестно) и, на наш взгляд,  «открытый» финал.

 Непринужденное общение обычно не заканчивается какими-то выводами, умозаключениями, нравоучениями, подведением итогов, эпилогом, ведь эта дружеская «болтовня», «трепотня». Так и Пушкин делает у романа конец «открытым», обрывает на полуслове, полудействии:

«Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!

Но шпор незапный звон раздался,

И муж Татьянин показался,

И здесь героя моего

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим…».

«Открытый» финал романа, - на наш взгляд, свидетельство непринужденной беседы.

Мы знаем, что ямб – любимый пушкинский размер, который поэт довел до совершенства (Б.М. Эйхенбаум: «Пушкин – мастер четырехстопного ямба»).

 Стихи читают, слушают, исполняют, ими наслаждаются, но стихами обычно не общаются. Пушкин создает такой ямб (такие стихи), посредством которого осуществляет свое общение с читателями. Надо отметить, что ямб, вообще, лучше, чем какой-либо другой размер, «передает поступательное движение, им очень удобно вести рассказ, разговор, он энергичен, упруг, вмещает в себя оттенки различных чувств от нежно-лирического, от мечтательного и философского раздумья до порывов гневного негодования». (В хорее, например, нет разговорной интонации).  Но … «ямб «Онегина» - блещет … своей разговорностью», - отмечает Б. Эйхенбаум.

Как же это делается? Представляем вашему вниманию некоторые наши наблюдения.

Идеальный четырехстопный ямб:  /__ __ / / __ __/ / __ __/ / __ __//.

Онегинская строфа должна была бы представлять собой 14 стихов идеального четырехстопного ямба.

В действительности в романе онегинская строфа остается внешне неизменной: количество строф, рифмовка и размер, но в ней велико внутреннее разнообразие ритма, и ощущение монотонности (повторяемости, ведущей к мелодичности стиха) не возникает.

Внутренняя ритмичность ямбического стиха нарушается пиррихиями.

Например, глава 1, строфа 1 – из 14 строк - 6 с пиррихиями, что составляет ≈43% от общего числа строк; глава 2, строфа 20 – из 14 строк - 9 с пиррихиями, что составляет ≈64,3% от общего числа строк; глава 3, строфа 31 – из 14 строк - 11 с пиррихиями, что составляет ≈79% от общего числа; глава 6, строфа 8 – из 14 строк - 9 с пиррихиями, что составляет ≈64,3% от общего числа строк; глава 7, строфа 24 – из 14 строк - 13 с пиррихиями, что составляет≈93% от общего числа строк.

«Меняющееся ритмическое разнообразие ямба» усиливает разговорность размера.

В прозе соотношение сильных (ударных) и слабых (безударных) слогов 1:2 (Холшевников). Пушкинские ямбы в онегинской строфе очень близки к этому соотношению, например, в главе 1, строфе 1 сильные соотносятся со слабыми как 47:71 (≈1:1,5); в главе 7, строфе 24 сильные соотносятся со слабыми как 41:76 (≈1:1,9).

Стихотворная речь у Пушкина приближается к разговорной, прозаической речи. Именно пиррихий 1) облегчает стих и 2) движет его к разговорной речи, тем самым способствует его коммуникабельности.

Заключение

Выводы по поставленным задачам.

На наш взгляд, Пушкин сознательно стремился превратить чтение романа «Евгений Онегин» в непринужденную дружескую беседу («трепотню» по Вознесенскому»). Известны рекомендации Пушкина писателю-современнику: «…Роман требует болтовни». Именно для этого, по нашему мнению, он вводит третьего главного героя (Автора) и дает ему «возможность высказывать все начисто». Сам стих подходит к границе прозаической речи.

Удивительно, как поэт понимает поэта: «болтовня» - «трепотня». Только, гениальная.

Список литературы

  1. Пушкин,  А.С. Евгений Онегин [Текст] – М., 2001. – 239 с.
  2. Иванов, В. О Пушкине. Роман в стихах [Текст]// «Литература в школе», №3, 991.
  3. Корякин, Ю. Лицей, который не кончается… [Текст]// «Юность», №6, 1974.
  4. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь [Текст] – М., 1988. С. 6-158.
  5. Лотман, Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы [Текст]. – М., 2000. – 256 с.
  6. Рождественский, В.С. Читая Пушкина [Текст]. -  Ленинград, 1962.
  7. Словарь терминов [Текст] / под ред  И.П. Ильина. – М., 2001. – 344 с.
  8. Тынянов, Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» [Текст]// Ю.Н. Тынянов Поэтика. История литературы. Кино. - М. 1977.
  9. Холшевников, В.Е. Мысль, вооруженная рифмами [Текст]. -  Ленинград, 1984..
  10. Эйхенбаум, Б.М. Путь Пушкина к прозе [Текст]// Б.М. Эйхенбаум. О прозе – Ленинград, 1969.
  11. Эйхенбаум, Б.М. Проблемы поэтики Пушкина [Текст]// Б.М. Эйхенбаум. О поэзии -  Ленинград, 1968.
  12. Эйхенбаум, Б.М. Мелодика русского стиха [Текст] – М., 1964


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской работы с обучающимися

В данной статье раскрывается проблема оргнанизации исследовательской работы обучающихся в условиях образовательного учреждения....

Исследовательская работа с обучающимися на опытном участке

В процессе осуществления опытно - практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца....

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

Доклад на научно-практическую конференцию исследовательских работ среди обучающихся "Физкультура, спорт, здоровье-будущее России"

Содержание работы по теме "Мониторинг физической подготовленности обучающихся 5-9 классов в МОАУ СОШ с. Озерное":1. Теоретические  аспекты мониторинга физического развития в проце...

Практические советы по организации проектно-исследовательской работы с обучающимися

Статья содержит рекомендации поэтапной работы с обучающимися над исследовательскими проектами,...

Исследовательская работа для обучающихся 10-11 классов

Тема:  Понятие "душа" в романе Стивена Кинга "Зеленая миля". Цель работы: выяснить, как понятие «душа» раскрывается через характеристику героев романа Стивена...