Система уроков по творчеству Юрия Коваля
учебно-методический материал по литературе (6, 7, 10 класс)

Малолеткова Вера Александровна

    С этого года мы начинаем работать по обновленному ФГОС в 5 классе, где в раздел «Литература 20-21 веков. Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства (не менее двух)» включено творчество Короленко, Катаева, Крапивина, Казакова, Астафьева, Яковлева, Ю.И.Коваля. А так как я являюсь членом жюри республиканской НПК «Все мы родом из детства», посвящённой творчеству Ю.Коваля, то мне бы хотелось предложить вам включить произведения Ю.И.Коваля и представить материал  из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov_po_kovalyu.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по творчеству Юрия Коваля

(В.А.Малолеткова, МБОУ «Лицей №1»)

    С этого года мы начинаем работать по обновленному ФГОС в 5 классе, где в раздел «Литература 20-21 веков. Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства (не менее двух)» включено творчество Короленко, Катаева, Крапивина, Казакова, Астафьева, Яковлева, Ю.И.Коваля. А так как я являюсь членом жюри республиканской НПК «Все мы родом из детства», посвящённой творчеству Ю.Коваля, то мне бы хотелось предложить вам включить произведения Ю.И.Коваля и представить материал  из опыта работы.

      Юрий Иосифович Коваль - один из любимейших детских писателей, замечательный сценарист, талантливый художник и выдающийся скульптор. Он родился 9 февраля 1938 года в Москве, в обычной семье.  Его отец – Иосиф Коваль, сотрудник милиции и писатель, украинец по происхождению, уроженец Киевской губернии. Мама писателя, по специальности врач-психиатр, работала главным врачом психиатрической больницы в Поливаново под Москвой.

       В 1955 году Коваль поступил в Московский государственный педагогический институт им. Ленина, на факультет русского языка и литературы. Из стен педагогического вуза Коваль выходит с двумя дипломами – педагог по русскому языку, литературе и истории и учитель рисования.

         После института Юрий Иосифович Коваль был послан по распределению в село Емельяново Лаишевского района Татарской АССР. Там он до 1963 года работал в школе, был преподавателем различных предметов: русского языка и литературы, географии, истории, пения и др. Тогда же, в начале 1960-х, он стал более активно писать стихи и рассказы, многие из которых, впрочем, так и не были опубликованы. Диктанты для учеников также иногда составлялись в стихотворной форме, наиболее известно следующее четверостишие (на правописание шипящих):

На полу сидела мышь.

Вдруг вбегает грозный муж

И, схватив огромный нож,

К мыши он ползёт, как уж.

      После переезда в столицу, Коваль определился со своим главным предназначением – творить для детей. При жизни было опубликовано около 30 его книг.

     Если говорить о системе уроков по творчеству Юрия Коваля, то я предлагаю

-  в 5 классе тему «Способы создания образа животного в рассказе Ю.Коваля «Алый»;

- в 7 классе «Приёмы создания характеров в повести Ю.Коваля «Недопёсок»;

- в 10 классе «Своеобразие жанра миниатюры в творчестве Ю.Коваля.

      Рассмотрим кратко эти уроки.

    В литературе существует традиция создания образов животных, которые живут рядом с человеком и, сохраняя свои родовые признаки (внешний вид, повадки), в то же время приобретают качества, свойственные человеку. Этот приём очеловечивания животных мы наблюдаем в фольклорной сказке, басне, притче, литературной сказке, в рассказе («Каштанка» и «Белолобый» Чехова, «Белый пудель» Куприна, «Про слона» Житкова и др.). Если говорить о рассказе «Алый», то здесь два главных героя – животное, пограничный пёс Алый, и человек, рядовой погранзаставы Кошкин. При изучении этого рассказа обратить внимание на:

- комическое соотнесение фамилии солдата (Кошкин) и рода животного (собака), а также упоминанием, что Кошкин собак любит не очень: они его кусают;

- как автор передаёт внутреннее состояние, настроение, мысли того и другого персонажа, заставляя читателя порой забывать, что в одном случает речь идёт о человеке, а в другом – о собаке;

- в сюжете подчёркивается равнозначность человека и собаки («Стал Кошкин учить Алого. А старший инструктор учил Кошкина, как учить Алого»);

- между человеком и собакой возникает не только взаимопонимание, но и любовь («Вскоре Алый вырос и стал совсем хорошо слушаться Кошкина, потому что он полюбил Кошкина». И даже Кошкин, который собак не жаловал, «Алого очень полюбил»). Они и думать стали одинаково: «Если пробегал шакал, тогда Алый думал: «Беги, шакал, беги. Жаль,что я пограничная собака, а то бы я тебе уши-то пооборвал». Кошкин, конечно, не знал, о чём думает Алый, но сам глядел на шакала и думал: «Жалко, что Алый – пограничная собака, а то бы он от этого шакала камня на камне не оставил».

- писатель порой использует такие слова, которые не позволяют понять вне контекста, что речь идёт не о двух людях, а о собаке и человеке, как, например, в эпизоде захвата шпиона (Алый расстелился по земле, прыгнул, остановился, застыл, рухнул, ударил, рванул. Алый вырвал пистолет);

- в сцене смерти Алого, а это заключительная сцена, если Кошкин не верит в смерть Алого и не сразу осознаёт, что пёс умер, то Алый понимает, что умирает, и жалеет при этом не себя, а Кошкина. Не каждый человек сможет в момент смерти думать не о себе, а о другом, жалеть не себя, а другого. Для этого нужно обладать высокой душевной организацией, своего рода талантом, который автор видит в собаке. Изображая ум и душу пса, автор раскрывает свой взгляд на мир, где человек и животное равны перед природой. Это одна из главных мыслей творчества Ю.Коваля, поэтому животные – частые герои его произведений.

   Для внеклассного чтения и самостоятельного анализа можно предложить разделить класс на творческие группы, каждая из которых получает задание проанализировать рассказы, героями которых являются различные животные: олени в рассказе «Мяк-мяк-мяк», лошадь в рассказе «Вишня», кот в рассказе «Шатало».

   Задания могут быть следующие:

1.Прочтите выразительно рассказ.

2.Определите, какими приёмами пользуется автор в создании образа животного?

3.Как посредством этих приёмов передаётся авторское отношение к животным?

4.Каково это отношение?

5.Созвучны ли ваши чувства и настроения авторским?

     Центральной проблемой изучения литературы в 7 классе (по программе А.Г.Кутузовой) является проблема «герой – характер – образ». На уроках внеклассного чтения наша задача заключается в том, чтобы ученики расширили своё представление о способах и средствах создания характера на примере произведений современной литературы. Предлагаю прочесть с ребятами повесть Ю.Коваля «Недопёсок».

    В процессе знакомства с биографией писателя сделать акцент на том, что Коваль относится к категории авторов, которые черпают сюжеты из своего опыта, из собственной жизни. Писатель сам неоднократно говорил об этом в интервью и беседах с читателями: «Сюжеты моих книг впрямую связаны с моей биографией». Писатель любил природу, много путешествовал по средней полосе России, и впечатления от увиденного и пережитого часто ложились в основу его произведений. Повесть «Недопёсок» родилась после посещения зверофермы, где друг-бригадир рассказывал, как ловят убегающих на свободу песцов. И в этой повести автор использует приём «очеловечивания». Целью урока может стать наблюдение, как автор изображает характеры животных и человека.

   На каких моментах необходимо акцентировать внимание:

- о животных автор рассказывает так же, как о людях («Барсуки селились на холме с давних времен…», «Уж на что стар был барсук, а не смог разобрать, что за зверь перед ним – то ли пёс, то ли лис, кто его разберёт? Старик решил с ним не связываться, скатился в овраг, презрительно что-то бормоча. Он долго еще бубнил себе под нос, бранил Наполеона». Гостеприимный характер собаки Пальмы автор описывает так, что вне контекста трудно понять, о собаке или человеке идёт речь (Пальма Меринова была вообще-то добродушная хозяюшка, из тех, которые, зазвавши гостя, сразу же выставляют на стол всякие коврижки и шанежки. Под конурою у нёё припрятаны были разные кусочки и огрызочки, и, раскопавши кое-что из своих запасов, Пальма принялась угощать Наполеона».

- важным приёмом создания характеров в повести «Недопёсок» является приём двойничества. При этом двойниками выступают не только люди, но и животные (директора Некрасов и Губернаторов, недопёсок Наполеон и дошкольник Серпокрылов. Первый заведует зверофермой, мечтает «вывести новую породу с невиданным прежде мехом – «некрасовскую», имеет пыжиковую шапку, без которой директор «все равно что генерал без пагон и лампасов». Второй руководит школой, мечтает, «чтоб побольше было в школе отличников», не имеет пыжиковой шапки, но считает, что это «настоящий директорский головной убор. И солидно, и красиво». Они оба гордятся достигнутой цели: отработанными приёмами красноречия, обещаниями они уговорили растерявшихся второклассников рассказать, где спрятан недопёсок. Дошкольник Серпокрылов и недопёсок Наполеон – тоже своего рода двойники. Оба ещё «до». Одному предстоит только стать школьником, а второму песцом. Оба сразу обнаруживают друг в друге единомышленников.

- и еще одна особенность – в повести дети поступают, как взрослые, а взрослые – как дети. Так, старик Карасёв по-детски фантазирует, что «возле каждого человека имеется в воздухе какое-то цветное колесо. Вроде радуги».

    В качестве творческого задания можно предложить ученикам «дописать её», т.к. в финале сказано, что недопёсок снова сбежал.

     В 10 классе творчество Ю.Коваля можно соотнести с традициями «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева. Сравнительно-типологический анализ «Стихотворений в прозе» и миниатюр Коваля позволяет увидеть преемственность в развитии жанра, а наблюдение над приёмами формирования жанра у Коваля приводит к мысли о необходимости новаторского подхода как непременного условия дальнейшей «жизни» жанра. На мой взгляд, целесообразнее урок, посвящённый изучению миниатюр Коваля, дать сразу же после изучения «Стихотворений в прозе». На последнем уроке по творчеству Тургенева учащимся дается задание прочитать миниатюры Ю.Коваля.

    Миниатюры Коваля типологически связаны с «тургеневским» и с «пришвинским» вариантами русской малой прозы, где выделяются «два контрастных структурно-жанровых подтипа: сюжетный (условно говоря, «маленький рассказ») и лирический (т.е. собственно миниатюра, или стихотворение в прозе)». Учитель предлагает варианты заданий для нескольких творческих групп. Тексты миниатюр Коваля розданы творческим группам. В качестве объектов анализа предлагаются следующие миниатюры: «Жеребчик», «Воздушный барашек», «Голубая птица», «Поздним вечером ранней весной», «Снежный всадник». Задание – общее для всех: прочитать тексты и провести наблюдения над приёмами, определяющими специфику жанра миниатюры: а) тип повествования (я-повествование или повествование от 3-го лица); б) преобладание эпического или лирического начал; в) изобразительно-выразительные средства; г) авторский взгляд на мир; д) что отличает миниатюры Тургенева от миниатюр Коваля.

      Рассмотрим, как Коваль работает с изобразительно-выразительными средствами:

- поскольку основной темой всех миниатюр является тема природы, то в них использован такой прием, как звукопись (имитация звуковых особенностей явлений действительности прямым звукоподражанием. Это передача голосов птиц, животных: «Заприметив меня. Шатало выгнуло дугой спину, томительно потянулось и сказало: «Мррру я, мррру…» («Шатало»). Иногда звуковые повторы задают рифму:  «…маленькие травинки пищат, а сухие трещат», «Деревья мохнатые да косматые, колючие да дремучие» («Грач»), «Не мычат, не бодаются, от стада не отбиваются» («Дождь»). Такая рифма рождает эффект стиля сказки.

- заметную роль играет использование инверсии: «Волоча крылья, кое-как проковыляла она по земле, с трудом поднялась в воздух и тоже села на крышу сарая» («Сороки»).

- в тех миниатюрах, где описание становится главной формой словесного выражения, преобладают эпитеты;

- олицетворение может являться основой сюжета, как, например, в миниатюре «Невидимка». Всю ночь герой-повествователь пытается узнать, кто хрустит снегом под окнами. А утром он понял, «что это ранняя весна ходила под окнами и хрустел, проседал под её лёгкими шагами подтаявший за день снег» («Невидимка»). Кот Шатило ведёт себя, как человек. Шерсть у него, будто сидит он «в белой рубашоночке, которая сияла из-под чёрного костюма» («Шатало»).

- объектом изображения в ряде миниатюр становится слово. На игре слов строится сюжет миниатюры «Бой зябликов». Герой-повествователь слышит пение зяблика, которое охотники называют «боем», и видит весеннюю схватку зябликов за воздушное пространство, которую тоже называет боем. После сражения зяблики разлетелись, уселись на ветки и запели. «Повезло мне в тот раз, - говорит герой-повествователь в финале, - я повидал бой зябликов и послушал их «бой» («Бой зябликов»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по творчеству Лескова

Система уроков по творчеству Лескова...

система уроков по творчеству булгакова в 11 классе

Папка содержит конспекты уроков по темам: "Биография М.А. Булгакова", "Творческая история романа "Мастер и Маргарита", "Ершалаимские главы", "Сатирическое изображение Москвы", "Судьба Мастера", "Нечис...

Система уроков по творчеству В.В. Маяковского с использованием технологии критического мышления

Данная работы содержит коспекты трех уроков по творчеству В.В. Маяковского. Уроки разработаны с использованием технологии развития  критического мышления, предназначены для учащихся шеостого клас...

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе с использованием информационных технологийУрок № 1-2. А.С. Пушкин. Детство. Начало пути. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Истоки рожд...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Из опыта работы: система уроков по творчеству Л.Н. Толстого»

Данная методическая разработка помогает систематизировать знания о творчестве Л.Н. Толстого, формирует навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности, обучающиеся развивают умение анал...

Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.

Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс. Урок №1. Тема: Понятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин – писатель и историк. Цели: Н.М.Карамзин: биография; журналист, писатель, филолог. ...