Проектная деятельность обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Скажутина Лариса Николаевна

.Методические рекомендации по работе над проектами в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazhutina_l.n._statya.docx82.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная Школа-интернат № 26 г. Нижнеудинск"

 «Проектная деятельность обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы»

Скажутина Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2023

Введение

В современном мире человек должен обладать необходимым для плодотворной деятельности набором компетенций. Формирование компетенций в процессе школьного образования – очень важный процесс. Именно в школе  ребенок осваивает тот инструментарий, который станет основой для его дальнейших успехов в любой профессиональной сфере. Один из способов формирования компетенций – проектная деятельность. В процессе проектной деятельности обучающийся осваивает новые компетенции, учится применять их на практике, расширяя свои навыки, приобретая опыт в практической деятельности. Педагогический проект «Развитие ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность» решает задачу формирования метапредметных компетенций в рамках урочной и внеурочной деятельности.

На современном этапе школа выполняет важнейшую функцию: готовит человека к активной деятельности в разных сферах. Модель выпускника современной школы предполагает определенные личностные качества:

  • умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно обретать необходимые знания, умело применять их на практике;
  • критически мыслить, уметь видеть проблемы и искать пути рационального их преодоления; быть способным генерировать новые идеи, мыслить креативно;
  • грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, сопоставлять варианты решений, устанавливать закономерности, формулировать выводы);
  • быть коммуникабельным, контактным в раз личных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации и конструктивно выходить из конфликтов;самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности и культурного уровня.

     Таким образом, актуальность темы педагогического проекта обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования:

  • смещение акцентов от школы заучивания к школе развития;
  • понимание значимости гуманитарного знания - знания востребованного, практико-ориентированного, личностно значимого;
  • признание ученика субъектом обучения (субъект - субъектный подход в       образовании), а значит признание приоритетными его личности и интересов;
  • построение отношений учителя и ученика на основе диалога – событийной формы познания (познания себя и мира через познание другого);
  • осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результаты.

Цель проектной деятельности: создание условий для оптимальной самореализации личности и развития ключевых компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности

Задачи:

  • Организовать практическую деятельность обучающихся через реализацию различных проектов
  • Научить находить решения самостоятельно, опираясь на учителя как мотиватора
  •  Развивать творческие способности, интересы и склонности, индивидуальное мышление
  • Формировать навыки совместной деятельности, воспитывая способность действовать  в социуме с учетом позиции других людей
  • Способствовать успешной социализации учащихся.
  • Развивать коммуникативную компетентность и навыки   публичных выступлений.
  •  Воспитывать любовь к природе, родному краю, Отечеству.
  • Прививать любовь к литературе и родному языку
  •  формировать творческий потенциал  личности посредством использования различных  видов    деятельности в рамках проекта
  • Развивать способность владеть информационными технологиями и работать со всеми видами информации

Предполагаемый результат.

  • развитие  аксиологической компетенции (способности ориентироваться в мире ценностей)
  • развитие  коммуникативной  компетенции (способность добывать и перерабатывать информацию и доносить ее до других людей)
  •  развитие культуроведческой компетенции (способность нести, развивать и транслировать культуру)
  • развитие когнитивной компетенции (желание приобретать новые знания и считать их ценностью)
  • развитие социально-мировоззренческой компетенции  (формирование научного мировоззрения, готовность проявлять гражданскую позицию)
  1. Основные принципы метода проектного обучения

Диалогичность предполагает вступление учащегося в диалог с собственным «Я» и с другими участниками проекта — так раскрываются особенности личности.

Проблемность знаменует начало энергичной мыслительной работы, связанной с необходимостью решения заданной ситуации.

Интегративность определяется наилучшим соединением давно сформировавшихся систем усвоения знаний и правил обучения.

Контекстность подразумевает разработку проектов, близких к жизни учащихся, и осознание их важности для общества.

  1. Этапы реализации проекта.

Проекты подразделяются следующим образом:

По содержанию:

  • Монопредметные — на базе одного предмета («Имя существительное в нашей речи», «Роль эпитетов в пейзажной лирике» )
  • Межпредметные — в них объединяются знания разных предметов («История падежей» - русский язык, история )
  • Надпредметные — основаны на изучении информации, не входящей в школьную программу (Славянская азбука», «Сценарий по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»)

По преобладающему  методу:

  • Исследовательские, творческие — обладают четко поставленной целью и понятной структурой. Имеют много общего с научными исследованиями. Например, социологические опросы небольшой группы людей на важную для учеников тему, анкетирование по поставленной проблеме Происхождение и значение  фамилий моих одноклассников», «Влияние СМИ на язык» и др.)
  • Информационные, ориентированные на практический результат — обычно затрагивают темы, интересные участникам проекта. Примером может служить создание альбома или справочного материала, буклетов, буктрейлеров и т.д. («В.П.Астафьев в истории моей семьи»)
  1. По характеру координирования проекта педагогом:
  • Явная координация процесса работы над проектом — учитель активно включается в работу (на начальном этапе занятий проектной деятельностью или со слабо подготовленными обучающимися)
  • Скрытая  координация процесса работы над проектом — учитель лишь направляет и дает подсказки
  1. По включенности проектов в учебный план:
  • Текущие — затрагивают учебное время
  • Итоговые — помогают оценить уровень усвоения материала обучающимися
  1. По продолжительности выполнения:
  • Мини-проекты — занимают один-два урока.
  • Средние проекты — от нескольких уроков до двух недель.
  • Долгосрочные проекты — от нескольких недель до нескольких месяцев. Обычно работа над ними проводится в свободные от занятий часы.
  1. По количеству участников:
  • Индивидуальные — работает один ребенок.
  • Групповые — вовлечены несколько учеников.
  • Коллективные — затрагивает учащихся нескольких классов или всей школы.

Проект – это самостоятельная работа обучающегося, которая  показывает,  насколько знания, умения и навыки учащихся, прочны. Также проект дает возможность проявить индивидуальность, умение применять полученные знания, создавать новое. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, логического мышления в области проектной деятельности, развивает умение использовать различные источники информации, систематизировать, использовать компьютерные технологии для приготовления продукта проекта.

Проекты краткосрочные (монопредметные, межпредметные)

В процессе обучения русском языку и литературе при изучении тех или иных тем предлагается выполнить небольшие проекты

Таблица 1

Русский язык

Тема проекта

Форма выполнения

Формируемые компетенции

Расскажи про букву (тема «Фонетика», 5 класс

Презентация выбранной буквы по плану (характеристика буквы, ее  функция в словах, ее правописание, ее история)

Когнитивная

 Социально-мировоззренческая Коммуникативная

Культуроведческая

Как слова значение меняют (тема «Прямое и переносное значение слов, 5 класс)

Презентация, шуточные рисунки с прямым пониманием значения переносных слов, карточки с примерами употребления слов с переносным значением

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Социально-мировоззренческая

Расскажи о словаре (5 – 11 классы)

Презентация словаря: знакомство со структурой словарной статьи, с пометами; пример использования словаря для поиска нужного слова, задания для одноклассников по словарю, выбранному обучающимся для презентации.

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Имена собственные в моей семье (моем городе, моей стране) / 5 класс, тема «Имена собственные и нарицательные»

Исследование (продукт – словарик имен собственных)

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Социально-мировоззренческая

История фразеологизма (6 класс, тема «Фразеология»)

В форме презентации или постера представить историю фразеологизма (по выбору обучающегося)

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Социально-мировоззренческая

Если бы…(6 класс «Условное наклонение глагола»)

Творческий проект – сказка, рассказ или стихотворение  с использованием глаголов в условном наклонении

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Кулинарная книга нашего класса (6 класс, «Повелительное наклонение глагола»)

Каждый ученик делает  на формате А4 рецепт своего любимого блюда с инструкцией приготовления в повелительном наклонении. Листы с рецептами сшиваются в одну книжку.

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

«Знаки препинания рассказывают о себе» (5, 8, 9 классы, тема «Пунктуация»

Презентация знака препинания, его функций, истории, примеров употребления. Продукт постер, презентация, катрочки.

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Литература

Моя любимая сказка (5 класс)

Представить свою любимую сказку в иллюстрациях художников/ собственных иллюстрациях/ в презентации/ в литературной викторине для одноклассников

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Любимая басня И.А.Крылова (5 класс)

Представить свою любимую басню в иллюстрациях художников/ собственных иллюстрациях/ в презентации/ в литературной викторине для одноклассников

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Рисуем волшебных героев из Лукоморья (А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…», 5 класс)

Каждый обучающийся рисует кого-либо из персонажей стихотворения, рассказывает о нем (что это за персонаж, где мы с ним еще встречались, что мы о нем знаем). Из рисунков создается коллаж на доске (во избежание повторов персонажей при ознакомительном чтении составляется список и персонажи распределяются междуобучающимися, что помогает сделать картину Лукоморья  наиболее полной)

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Мое любимое произведение (5-11 класс, после изучения произведения,  раздела, темы или в конце учебного года)

Данный проект предполагает представление произведения в виде презентации, видеоролика или рекламного плаката, викторины, игры  для одноклассников

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Что видел Васютка в сибирской тайге? (5 класс, «Васюткино озеро» В.П. Астафьев»)

Составить сборник растений и животных, с которыми встретился  герой, рассказать о них

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Какими я представляю себе русских богатырей (6 класс, «Былины»)

Представить образы богатырей в живописи, мультипликации и в собственном рисунке

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Живопись и поэзия (5-11 классы)

При изучении стихотворений о природе нужно подобрать к стихотворению  полотно известного художника, соотнеся изображение и содержание.  Составляется сборник стихотворений с иллюстрациями.

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Сценарий по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» (6 класс)

Групповой проект, где распределены роли: художник, сценарист, режиссер, звукорежиссер, оператор. Составляется сценарий, рисуются кадры, делается лента образов

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Слова, которых нет в словаре (6 класс, Н.С.Лесков «Левша»)

Составление словаря искаженных слов и просторечий из текста сказа. Составление словарной статьи с пояснением причины искажения.

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Как выжить на необитаемом острове (6 класс Д.Дефо «Робинзон «Крузо»

Составляем сборник рекомендаций для человека, попавшего на необитаемый остров.

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Галерея героев произведения (5-11)

Презентация о герое произведения, постер, стенгазета, статья в энциклопедию и др.

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Презентация к стихотворению (5-7 классы)

Задача – подобрать видеоряд к лирическому произведению и сделать презентацию

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Видеоролик к стихотворению (8-11 классы

Задача – подобрать видеоряд к лирическому произведению и сделать видео

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

Краткосрочный проект позволяет проверить уровень сформированности компетенций у обучающихся, провести корректировочную работу. Выступление перед аудиторией и обратная связь с классом позволяют формировать умение самооценки и оценки продукта деятельности.

Долгосрочный проект

Долгосрочные проекты выполняются обучающимися в течение учебного года и подразделяются на индивидуальные и групповые. Работа проводится по следующему плану:

  1. Выбор темы проекта.
  2. Определение проблемы, которую обучающийся будет исследовать, выдвижение гипотезы исследования.
  3. Постановка цели исследования
  4. Постановка задач исследования
  5. Подбор литературы по теме исследования для изучения и написания реферативной части исследования.
  6. Определение продукта исследования
  7. Проведение необходимых опросов, анкетирований, исследований, а также обработка и анализ их.
  8. Изготовление продукта проекта
  9. Соотнесение теоретической и практической части исследования, выводы, подтверждение или опровержение гипотезы
  10. Подготовка презентации проекта для защиты.
  11. Рефлексия

В начале года составляется график работы над проектами, что необходимо для правильного распределения времени обучающегося и для коррекционной работы педагога-наставника. Обучающиеся получают анкету, которую заполняют по мере работы над проектом (для индивидуальных  проектов разработана единая форма анкеты и единые критерии оценивания, с которыми обучающиеся знакомятся на первом этапе работы над проектом - приложение)

Таблица 2

Примерная план-сетка  работы над проектом

ЭТАПЫ

СРОКИ

МЕРОПРИЯТИЯ

I

Подготовительный

Сентябрь - октябрь

  1. Выбор темы
  2. Постановка целей и задач проекта.
  3. Изучение с учащимися  материала по теории литературы.
  4. Определение продукта проекта

Педагог выбирает интересные темы, обсуждает их вместе с обучающимися. Вместе они делают выбор в пользу одной из них, если это групповой проект. Ребята могут и сами предложить актуальную для них тему. Для группового проекта учитель разделяет тему на микротемы, из которых вновь нужно выбрать интересующую.Класс самостоятельно или при помощи учителя делится на подгруппы.

Учитель подбирает литературу и другие источники информации, ставит проблему. По желанию ученики принимают в этом участие.Учитель или учащиеся принимают решение по поводу оформления результатов работы.

II

Основной

Ноябрь-февраль

  1. Расширение кругозора учащихся (экскурсии, музей, работа  с архивами и др. ).
  2. Разработка  направлений проекта. Написание реферативной части
  3. Проведение опросов, анкетирований, исследований, экскурсий и т.д.  и их анализ
  4. Создание продукта

Обучающиеся активно работают над проектом, учитель мотивирует, направляет,  консультирует по любым возникающим вопросам. Этот период занимает больше всего времени.

Оформление результатов проекта в соответствии с принятыми ранее правилами. Это может быть доклад, презентация, буклет, буктрейлер, сборник работ, словарь  и пр.

III

Итоговый

Март-апрель

  1.  Подготовка презентации проекта на школьной НПК
  2. Защита проекта

Демонстрация итогов работы над проектом на школьной НПК. Обучающиеся  рассказывают, какие приемы использовали для получения информации, с какими проблемами столкнулись, чему научились и к каким выводам пришли, показывают результат работы.Учитель и ученики оценивают проделанную работу, делятся впечатлениями, обсуждают и ставят оценки.Важную роль играет определение параметров оценки, критерии оговариваются перед началом работы над проектом, понятны обучающимся и не превышают 10 пунктов. На защите комиссия отмечает, достигнута ли цель проекта, полностью ли раскрыта тема и какова социальная значимость проведенной работы. Также важны доступность изложения, умение ученика ответить на вопросы по теме и влияние проекта на развитие его личности.

Таблица 3

Индивидуальные проекты  обучающихся (примеры)

Тема проекта

Форма выполнения

Формируемые компетенции

Результат

защиты

Традиции готического романа в повести Пушкина «Пиковая дама

Реферат по теме

Продукт - Презентация к уроку в 9 классе для обучающихся

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

В.П.Астафьев в истории моей семьи

Исследовательская работа: реферат о писателе, изучение материалов из семейного архива, экскурсия в музей писателя с. Овсянка Красноярского края

Продукт: сборник архивных материалов для музея (из семейного архива)

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

Школьная НПК – 1 место

Муниципальная НПК – 1 место

Происхождение и значение  фамилий моих одноклассников

Реферат - исследование, продукт – сборник фамилий с их этимологической справкой

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

Таинственное имя существительное

Реферат

Продукт - Кластер «Имя существительное» для уроков русского языка

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

4( уровень сформированности компетенций повышенный)

Влияние англицизмов на речь подростка

Реферат, опрос обучающихся, продукт -  словарь популярных англицизмов

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

Словарь молодежного сленга

Реферат

Анкетирование

Продукт – словарь молодежного сленга

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий

Заимствованные слова в русском языке

Реферат

Продукт - Учебное пособие для учеников 6 класса

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

4( уровень сформированности компетенций повышенный)

Влияние СМИ на язык

Реферат

Анализ СМИ

Продукт – буклет «Как избежать негативного влияния СМИ»

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

Языковые особенности рекламных текстов

Реферат

Анализ рекламных текстов

Продукт-пакет  рекомендаций к составлению рекламных текстов, позволяющий избежать типичных ошибок при их составлении

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

Нечисть в произведениях Н.В.Гоголя

Реферат

Продукт - Сборник авторских рисунков-иллюстраций к произведениям Н.В.Гоголя

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

Как обогащается русский язык в 21 веке

Реферат – исследование

Продукт – презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме «Лексика»

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий

«Алые паруса» А.Грина

Реферат

Продукт – буктрейлер

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

История падежей

Реферат

Продукт - Кластер для уроков русского языка

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

4( уровень сформированности компетенций повышенный)

Славянская азбука

Реферат – исследование

Продукт – буклет «От славянской азбуки к современному алфавиту»

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

1 место на школьной НПК

Что читает наше поколение

Исследование

Опросы

Анкетирование

Продукт –рекомендации «Что советуют прочитать сверстники»

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

1 место на школьнойНПК

Электронный альбом     живописи М.Ю.Лермонтова

Реферат

Продукт - Электронный альбом     живописи М.Ю.Лермонтова

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

Дизайн обложек для литературных произведений

Реферат

Продукт – варианты авторских обложек для любимых книг

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

5 ( уровень сформированности компетенций высокий)

Нормы русского языка и их значение в современной жизни

Реферат

Продукт – буклет «Нормы современного русского языка»

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

4( уровень сформированности компетенций повышенный)

Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

Реферат

Продукт - Электронный фотоальбом московских мест, сыгравших важную роль в жизни М. Ю. Лермонтова.

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

4( уровень сформированности компетенций повышенный)

Виды комического в  творчестве Н. Тэффи

Реферат

Продукт - Альбом иллюстраций к юмористическим рассказам Тэффи

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

4( уровень сформированности компетенций повышенный)

Дуэли в жизни и творчестве А.С.Пушкина

Реферат

Продукт - презентация на тему "Дуэли в жизни и творчестве А.С.Пушкина".к уроку литературы в 9 классе

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

4( уровень сформированности компетенций повышенный)

Загадки и мистика в жизни
Александра Сергеевича Грибоедова

Реферат

Продукт-Презентация для обучающихся; буклет «Загадочное и мистическое в жизни А.С.Грибоедова»

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

4( уровень сформированности компетенций повышенный)

Слова-паразиты в русском языке

Реферат

Продукт - Буклет «Как избавиться от слов-паразитов. Рекомендации»

Когнитивная

Коммуникативная

Культуроведческая

Аксиологическая

Социально-мировоззренческая

4( уровень сформированности компетенций повышенный)

Коллективные творческие проекты

Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа учащихся. Эта работа показывает насколько знания, умения и навыки учащихся, прочны. Также творческий проект дает возможность проявить индивидуальность, умение применять полученные знания, создавать новое. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, логического мышления в области проектной деятельности. Стимулирование творческой активности у учащихся достигается благодаря соблюдению четырех правил:

  1. Исключается критика - можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.
  2. Поощряется свободное и даже необузданное ассоциирование: чем неправдоподобней  кажется идея, тем лучше.
  3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим.
  4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также предлагать модификации чьих – то идей.

Опираясь на эти правила,   генерируем творческую активность ученика, используя следующие приемы:

  1. Личностное уподобление - отождествление самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации.
  2. Прямая аналогия, или поиски сходных процессов в других областях знания.
  3. Символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задачи.
  4. Фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается "как в волшебной сказке".

Таблица 4

Этапы реализации коллективных  проектов

ЭТАПЫ

СРОКИ

МЕРОПРИЯТИЯ

I

Подготовительный

На начало каждого учебного года.

  1. Постановка целей и задач проекта.
  2. Изучение с учащимися  материала по теории литературы.
  1. Работа с литературными текстами как образцами.
  2. Расширение кругозора учащихся (экскурсии, музей, работа  с архивами).
  3. Разработка  направлений проекта.
  4. Создание оптимальных условий для творчества учащихся.

II

Основной

ежегодно

Написание сочинений, стихотворений, рассказов, эссе, очерков, сказок учащимися.

ежегодно

Участие в ежегодном Всероссийском конкурсе сочинений

ежегодно

Реализация совместного творческого проекта со школьной газетой

по мере накопления материалов

Создание сборников творческих работ учащихся и их презентация.

ежегодно по плану работы школы

Социальное партнерство.

Совместная работа с Центральной детской библиотекой, Домом детского творчества.

по мере накопления материалов

Публикация творческих работ учащихся

III

Итоговый

Проводится в конце каждого учебного года

  1. Создание банка  творческих работ  учащихся
  2. Участие в конкурсах
  3. Анализ предыдущих этапов.
  4. Работа в сети Интернет  и на школьном сайте.
  5. Публикации  творческих работ учащихся.
  6. Обмен опытом работы  с коллегами, публикации
  1. Результаты

2019-2020 уч.год – 14 проектов по русскому языку, 16 проектов по литературе, 4 проекта по родному языку (6, 7, 8,9 классы)

2020-2021 уч.год – 18 проектов по русскому языку, 19 проектов по литературе, 5 проектов по родному языку (6, 7, 8, 9, 10классы)

2021-2022 уч.год – 20 проект по русскому языку, 19 проектов по литературе, 4 проекта по родному языку (7, 8, 9,10 классы)

2022-2023 уч.год  - 21 проект по русскому языку, 20 проектов по литературе, 4 проекта по родному языку (5, 7, 8, 9, 11 классы)

В целом каждый обучающийся в урочной деятельности выполняет от 6 до 8 проектов в течение учебного года по предметам русский язык, литература, родной язык, что способствует наработке навыков для выполнения ежегодного итогового индивидуального проекта. Выполняя минипроекты, обучающийся накапливает опыт

  • в умении планировать свою деятельность
  • в умение адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно обретая необходимые знания, умело применять их на практике;  
  • критически мыслить, видеть проблемы,  искать пути их преодоления; учатся генерировать новые идеи, мыслить креативно;
  • грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, сопоставлять варианты решений, устанавливать закономерности, формулировать выводы);
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации и конструктивно выходить из конфликтов; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности и культурного уровня.

Данные навыки применяются при подготовке итогового индивидуального проекта, выполняемого каждым обучающимся в течение учебного года и представляемом на школьной научно-практической конференции.

2019-2020 уч.год – руководство 8 индивидуальными проектами. По результатам защиты 5 проектов  показали высокий уровень сформированности компетенций, 3 проекта – повышенный уровень сформированности компетенций (2 проекта по результатам НПК признаны лучшими в своей возрастной группе)

2020-2021 уч.год – руководство 9 индивидуальными проектами. По результатам защиты 5 проектов  показали высокий уровень сформированности компетенций, 3 проекта – повышенный уровень сформированности компетенций, 1 проект – базовый уровень сформированности компетенций (4 проекта по результатам НПК признаны лучшими в своей возрастной группе, результативность работы отмечена в аналитической справке по результатам защиты ИИП, в «Анализе организации и результативности проектной деятельности в 2020-2021 учебном году в МКОУ «Школа-интернат №26 г. Нижнеудинск» рекомендовано педагогам ознакомится с этими проектами  как образцами и перенять опыт работы)

2021-2022 уч.год –руководство 14 индивидуальными проектами. По результатам защиты 7 проектов  показали высокий уровень сформированности компетенций, 5 проекта – повышенный уровень сформированности компетенций, 2 проект – базовый уровень сформированности компетенций (4 проекта по результатам НПК признаны лучшими в своей возрастной группе, 2 проекта признаны победителями в своей возрастной группе, результативность работы отмечена в аналитической справке по результатам защиты ИИП, Проект «В.П. Астафьев в истории моей семьи»  обучающейся 8 класса Ксении С. был представлен на муниципальной  НПК «Шаг в будущее» , стал победителем финального этапа муниципальной НПК «Шаг в будущее»)

2022-2023 уч.год  - руководство 12 индивидуальными проектами. По результатам защиты 6 проектов  показали высокий уровень сформированности компетенций, 6 проектов – повышенный уровень сформированности компетенций, (2 проекта по результатам НПК получили 1 место в своей возрастной группе, 1 проект – 3 место в своей возрастной группе, результативность работы отмечена в аналитической справке по результатам защиты ИИП)

        В целом на защите ИИП за период с 2019-2020 уч. года по 2022-2023 уч.год обучающиеся показали

  • высокий уровень сформированности компетенций – 53,4 % обучающихся;
  • повышенный уровень сформированности компетенций – 39, 5 % обучающихся
  • базовый уровень сформированности компетенций –6,9 % обучающихся

Приложение1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (ИССЛЕДОВАНИЯ)

(разработана методическим советом МКОУ «Школа-интернат №26 г. Нижнеудинск», оценивает уровень сформированности компетенций)

Критерии оценивания

Показатели

Балл

Регулятивные универсальные учебные действия

Осмысление проблемы и формулирование целей и задач проекта(исследования)

Проблема

Обучающийся не понимает проблему проекта (исследования)

0

Обучающийся объясняет выбор проблематики проекта (исследования)

1

Обучающийся указал противоречие на основе анализа ситуации

2

Обучающийся указал причины существования проблемы

3

Обучающийся сформулировал проблему, проанализировал ее причины

4

Целеполагание

Обучающийся некорректно формулирует и понимает цель проекта (исследования)

0

Обучающийся формулирует и понимает цель проекта (исследования)

1

Задачи проекта (исследования) соответствуют цели

2

Обучающийся предложил способы решения проблемы

3

Обучающийся предложил стратегию решения проблемы

4

Планирование

Обучающийся не смог рассказать о работе над проектом (исследованием)

0

Обучающийся определил последовательность действий

1

Обучающийся предложил шаги и указал некоторые ресурсы

2

Обучающийся обосновал ресурсы

3

Обучающийся спланировал контроль

4

Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом (исследованием)

Обучающийся самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершенный вид

0

Обучающийся самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения

1

Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно

2

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения

3

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески

4

Оформление работы

Обучающийся не соблюдает требований к оформлению проекта (исследования)

0

Обучающийся не точно следует требованиям к оформлению проекта (исследования)

1

Обучающийся соблюдает нормы, заданные образцом

2

Обучающийся использует вспомогательную графику

3

Обучающийся изложил тему проекта (исследования) в соответствии со сложной структурой, использовал вспомогательные средства

4

Познавательные универсальные учебные действия

Оценка результата проекта (исследования)

Оценка результата

Обучающийся не смог сравнить полученный продукт проекта (исследования) с ожидаемым

0

Обучающийся сделал вывод о соответствии продукта замыслу проекта (исследования)

1

Обучающийся предложил критерии для оценки продукта проекта (исследования)

2

Обучающийся оценил продукт проекта (исследования) с критериями

3

Обучающийся предложил систему критериев

4

Значение полученных результатов

Обучающийся не смог описать ожидаемый продукт проекта (исследования)

0

Обучающийся рассказал о том, как будет использовать продукт проекта (исследования)

1

Обучающийся обосновал потребителей и области использования продукта проекта (исследования)

2

Обучающийся дал рекомендации по использованию продукта проекта (исследования)

3

Обучающийся спланировал продвижение или указал границы применения продукта проекта (исследования)

4

Коммуникативные универсальные учебные действия

Работа с информацией

Поиск информации

Обучающийся не может выделить отдельные вопросы по ходу работы

0

Обучающийся отмечает пробелы в информации по вопросу

1

Обучающийся назвал виды источников, необходимые для работы

2

Обучающийся выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

3

Обучающийся ответил на вопросы на основе сравнения информации из нескольких источников

4

Обработка информации

Обучающийся воспроизвел вывод без аргументов

0

Обучающийся привел пример, подтверждающий вывод

1

Обучающийся сделал вывод и привел аргументы

2

Обучающийся сделал вывод на основе критического анализа

3

Обучающийся подтвердил вывод собственной аргументацией или данными

4

Коммуникация

Устная коммуникация

Речь обучающегося не соответствует норме

0

Речь обучающегося соответствует норме, он обращается к тексту

1

Обучающийся подготовил план защиты, соблюдает нормы и речи и регламент

2

Обучающийся использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы

3

Обучающийся самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы

4

Владение рефлексией

Обучающийся не смог высказать впечатление от работы

0

Обучающийся назвал достоинства работы

1

Обучающийся назвал недостатки работы

2

Обучающийся указал причины успехов и неудач

3

Обучающийся предложил способ избежать неудач в работе

4

Сформированность предметных знаний и способов действий

Обучающийся не отвечает на вопросы или дает односложные ответы

0

Развернутый ответ

1

Обучающийся привел дополнительную информацию

2

Обучающийся привел объяснения или дополнительную информацию

3

Обучающийся апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы

4

Дизайн, оригинальность представления результатов проекта (исследования)

3

Максимальное количество баллов по итогам защиты

51

Оценивание проектной деятельности при выполнения

итогового индивидуального проекта ООО

Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей

Уровень

Отметка

Количество баллов

Высокий

«отлично»

41-51

Повышенный

«хорошо»

28-40

Базовый

«удовлетворительно»

12-27

Ниже базового уровня

«неудовлетворительно»

менее 12 баллов

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

«Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»

заполняется в конце работы над проектом

(разработана методическим советом МКОУ «Школа-интернат №26 г. Нижнеудинск», для самооценки обучающегося)

Оцени баллами от 1 до 5 умения, приобретённые тобой в ходе проектной деятельности.

          Анкета ______________________________(ФИ) ______________(класс)

         

Перечень действий

Баллы

  1. Планировать свою деятельность, распределять время.

  1. Организовывать рабочее пространство.

  1. Добывать информацию и отбирать необходимую для работы.

  1. Выделять главное, существенное.

  1. Правильно оформлять проект.

  1. Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования.

  1. Прислушиваться к разным мнениям.

  1. Доказывать свою точку зрения.

  1. Создавать презентацию с различными эффектами (анимация, рисунки, видеоматериалы, интервью).

  1. Другое

Приложение 3

ПАСПОРТ ПРОЕКТА(шаблон)

(разработан методическим советом МКОУ «Школа-интернат №26 г. Нижнеудинск»)

1. Название проекта

тема

2. Автор проекта

Ф.И.О. автора проекта

3. Руководитель проекта

Ф.И.О. руководителя проекта

4. Срок выполнения проекта

напишите дату начала и окончания проекта.

5. География проекта

перечислить  населенные пункты (регионы), в которых реализуется проект (если есть)

6. Аннотация проекта

изложите в чем основная идея вашего проекта, представьте краткую аннотацию проекта

7. Стадия проекта

а) на стадии идеи б) в процессе реализации в) реализованный

(оставьте нужный вариант)

8. Проблема

опишите проблему, решению/снижению остроты которой посвящен проект

9. Цель проекта

сформулируйте одну цель проекта. Цель должна быть конкретная, измеримая, достижимая, близкая автору и ограничена во времени

10. Основные задачи проекта

сформулируйте не более трех задач, решение которых позволит достичь цели проекта.

11. Целевая аудитория проекта

для кого ваш проект, перечислите социальные группы, возраст участников (клиентов, благополучателей) проекта

12. Результаты проекта (продукт)

опишите, какие изменения произойдут по итогам реализации проекта. Перечислите качественные и количественные результаты, показатели.

13. Список литературы

указать список использованной литературы, иных источников информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы"

Проектно-исследовательская  деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразован...

Доклад. Проектная деятельность в изучении русского языка и литературы

             Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения. Во-вторых, вл...

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению

laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициати...

Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы

В сборнике рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических специальностей.Печа...

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы.

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы....