Аркадий Гайдар - обыкновенная биография в необыкновенное время. Информационно-познавательный школьный проект
проект по литературе (6 класс)

Информационно-познавательный школьный проект "Аркадий Гайдар - обыкновенная биография в необыкновенное время" рассказывает о личности и творчестве писателя. Имеется продукт (презентация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Школьный проект43.33 КБ
Файл a.gaydar._zhizn_i_tvorchestvo.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Аркадий Гайдар - обыкновенная биография в необыкновенное время

Индивидуальный информационно-познавательный проект

Автор:

Кудинов Дмитрий

Ученик 6 «Б» класса

МОУ «СОШ №10»

Наставник:

Ярмухаметова Динара Рамировна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 10»

Кыштым 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. 1904 – 1918 РОДОМ ИЗ РЕВОЛЮЦИИ

4

Детство и юность

4

#1057;лужба в Красной армии

5

Гайдар в годы Великой Отечественной войны

6

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО АРКАДИЯ ГАЙДАРА

8

;Школа»

8

«Тимур и его команда»

8

.«Р.В.С.»

11

ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСТВО А. ГАЙДАРА СЕГОДНЯ

13

Заключение

15

Список источников

17

ВВЕДЕНИЕ

Ещё лет тридцать назад имя Аркадия Гайдара было известно многим школьникам. Сейчас его рассказы о детях, помогавшим революционерам, о пионерах кажется неактуальным, но это только на первый взгляд. В своём творчестве Аркадий Гайдар говорит не только о пионерах, но и о том, каким должен быть настоящий человек, как поступки характеризуют человека как с хорошей, так и с плохой стороны. Он не писал об идеальных детях. Он писал о настоящих личностях, патриотах, о детях, которые не боятся принять на себя ответственность за свои поступки.

К сожалению, нынешнее поколение школьников не знает об этом писателе. Некоторые, может, слышали о нём, но не читали его произведений, не знают его интереснейшей биографии.

Актуальность проекта: сегодня имена многих советских детских писателей, к сожалению, забываются, их творчеством интересуется всё меньше и меньше людей. А ведь такие писатели, как Валентин Катаев, Аркадий Гайдар, Борис Житков, Валентина Осеева, Лев Кассиль и многие другие, оставили огромный след в литературе, их нельзя забывать, их нужно читать и изучать.

Цель: информирование учеников о личностьи и творчестве писателя, человека неординарной судьбы.

Задачи:

  1. Изучить биографию Аркадия Гайдара;
  2. Прочитать и проанализировать некоторые его произведения разного периода;
  3. Сделать презентацию «Творчество Аркадия Гайдара».

Методы:

- поисковый

- анализ произведений

- анкетирование

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы проекта могут применяться на уроках литературы, классных часах и во внеурочной деятельности.

ГЛАВА 1. 1904 – 1918. РОДОМ ИЗ РЕВОЛЮЦИИ

«Когда меня спрашивают, как это могло случиться, что я был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время»

А.Гайдар

Аркадий Гайдар - русский советский детский писатель, сценарист, журналист, военный корреспондент. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Классик детской литературы, известный главным образом рассказами и повестями об искренней дружбе и боевом товариществе. О своей жизни А. Гайдар говорил так: «Не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время».

  1. Детство и юность

Аркадий родился в 1904, гор. Льгов Курской области. Отец – сельский учитель, после Октябрьской революции комиссар штаба 35-й дивизии, член партии. Мать – учительница, позже фельдшерица, после Октябрьской революции член партии.

Со слов отца и матери, это была счастливая пора их жизни. Отец любил свою профессию педагога, а в свободные от занятий вечера они вместе с матерью занимались самообразованием, изучали французский и немецкий языки. Отец, кроме того, увлекался пасекой, огородом, который он сам развел, а также любил, по его выражению, «отдохнуть за верстаком». Мастерил он табуретки, скамеечки для ног, полочки для книг и разные мелкие вещи.

Уже после рождения сына семья решила переехать в Арзамас, где у Аркадия появились сестры Наталья, Катерина и Ольга. В эту пору Аркадий много сочинял стихов, но он не записывал их, и они забывались. Тогда мама купила ему красную в толстом переплете тетрадь-альбом и на первой страничке в углу написала: «Пусть разгорается ярким огнем Божья искра в сердце твоем».

В Арзамасе в 10 лет Аркадий начал учиться в местном реальном училище. Когда началась война, отец Голикова отправился на фронт. Юный гимназист попытался сбежать из дома и присоединиться к отцу. Но парня поймали, и ему пришлось вернуться назад.

Учеба в реальном училище имела важное значение не только для духовного, эстетического развития подростка, но и для профессионального становления будущего писателя. Во время обучения Аркадий поражал учителей удивительной памятью – он заучивал на память целые учебники. Школьная жизнь Аркадия была насыщенна участием в сценических представлениях, выступлениями с декламацией на вечерах в женской гимназии, выпуском классного литературного журнала. Но, самым ярким увлечением поры было сочинение стихов.

Служба в Красной армии

Революция стала для Аркадия Голикова, как и для тысяч его ровесников, по существу, второй школой, университетом его жизни. Еще вчера его занимали обычные мальчишеские забавы, а теперь он был всецело поглощен общественной жизнью города. Целыми днями пропадал юноша на бесконечных митингах, собраниях, где кружили голову бурные речи ораторов, обжигая сердце пламенными призывами к борьбе, свободе, счастью.

Революция воспринималась четырнадцатилетним пареньком как необыкновенное, «веселое время». Вопреки своим еще подростковым годам он всерьез решает вступить в большевистскую партию. Старшие товарищи, несмотря на непрекращающиеся просьбы Аркадия, долгое время отказывали ему в приеме. Однако, учитывая преданность юноши новому строю, активное сотрудничество с организаторами Советской власти в Арзамасе и политическую зрелость, уездный комитет 29 августа 1918года выносит постановление: «Принять А. Голикова в партию с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания». А уже через два с половиной месяца, с честью выдержав испытательный срок, Аркадий становится полноправным коммунистом – самым молодым в партии!

С удвоенной энергией отдается он делу укрепления Советской власти. Некоторое время помогает выпускать городскую газету учащейся молодежи «За свободу», затем становится секретарем большевистского печатного органа «Молот».

Сколько раз пытался Аркадий уехать добровольцем на фронт, как только ни уговаривал он командиров и комиссаров. У Аркадия голова была «горячая от радости», он был твердо убежден: «Все, что было раньше, - это пустяки, а настоящее в жизни только начинается, оттого и весело».

Однако вскоре он разочаровался: служба связного при тыловом штабе оказалось слишком скучной и далеко не героической. А сердце неудержимо рвалось в бой. И А. Голиков снова хлопочет об отправке на фронт, но по-прежнему возраст остается помехой для достижения заветной цели. Чтобы уберечь «горячую голову» от опрометчивых шагов, Аркадия убеждают сначала получить военное образование, рекомендуют поступить на Московские пехотные курсы для подготовки командного состава РККА.

Едва он начал заниматься, курсы расформировывают, и Аркадия вместе с другими слушателями направляют в Киев на курсы командиров. В связи со сложной обстановкой на Украине учеба то и дело прерывается. Курсанты вынуждены выступать против многочисленных белогвардейских и националистических банд.

Когда же курсы были расформированы в связи с вынужденной сдачей Киева и для молодых бойцов начались регулярные боевые действия, Голикова назначают сначала взводным, а затем командиром роты. В пятнадцать лет он командовал 6-й ротой 2-го полка бригады курсантов на петлюровском фронте, а в семнадцать лет – 58-м отдельным полком по борьбе с бандитизмом.

Шесть лет пробыл Аркадий Петрович в Красной Армии. Он полюбил ее всем своим чистым и беспокойным существом, сроднился с военной семьей. Будущее для него было ясно — он навсегда останется в армии. Аркадия Гайдара не взяли на фронт и его отправили в тыл.

Но уже через несколько дней Аркадий оставляет тыловую службу и добровольно отправляется на Западный фронт. В одном из боев он «получил ранение в ногу», при падении с лошади был тяжело контужен и в результате попал в госпиталь, диагноз: непригоден к военной службе. Это был ноябрь 1924 г. Голикову 20 лет. Затем, получив отпуск долечиваться, поехал домой, где не был уже более года.

Сразу возник вопрос: что делать, как жить дальше? Голиков решает стать писателем. Этот его выбор не случаен. У Аркадия рано пробудился интерес к слову, потребность писать. В школе он сочинял стихи, создал рукописный журнал. На вопрос «Ваше любимое занятие?» отвечал: «Книга». Среди прочитанных и любимых авторов: Пушкин, Гоголь, Толстой, Гончаров, Шекспир, Жюль Верн, Марк Твен.

Гайдар в годы Великой Отечественной войны

В писателе Гайдаре постоянно жил солдат, и свою сугубо мирную профессию он расценивал не иначе, как продолжение воинской службы, как выполнение принятой когда-то воинской присяги, как желанную возможность проявить не раскрытый полностью в армии природный талант воина.

Со времен своей молодости не мог он оставаться в запасе, всегда стремился на передний край борьбы, вести за собой других.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком.

Как человек, вновь обретший прежнюю фронтовую способность объективно оценивать военную обстановку, он не ошибся и на это раз. Во второй половине сентября Киев оказался под угрозой вражеского захвата. Гайдар вместе с группой корреспондентов решает остаться в осажденном городе до отхода последних частей. Так он стал партизаном.

Один из партизан, сослуживцев А.Гайдара, вспоминает последний бой писателя: «В ночь на 26 октября, - поведал бывший партизан В.И. Скрыпник, - группа в количестве пяти человек, в том числе Аркадий Петрович и я, направились… к старому лагерю. Добрались ночью до Леплявы, потом до старой базы. Убедившись, что в лагере никого нет, мы там запаслись продовольствием и на рассвете 26-го добрались обратно на окраину Леплявы. Сели неподалеку от железнодорожной будки перекурить. Кроме того, решили зайти к будочнику и попросить немного картошки. Вызвался идти за этим Аркадий Петрович. Он только поднялся, и сразу мы услышали: «Ребята, немцы». Немцы открыли стрельбу. Аркадий Петрович упал. Мы забросали немцев гранатами, но вынуждены были отходить в разные стороны». Гайдар, защищавший Родину, погиб, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей.

Аркадий Гайдар - русский советский детский писатель, сценарист, журналист, военный корреспондент. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Классик детской литературы, известный главным образом рассказами и повестями об искренней дружбе и боевом товариществе.

Слово учителя, приказ командира или клич вожака становятся стократ сильнее и убедительнее, если за ними – личный пример. За поучительными книгами Гайдара – собственная примерная жизнь, за его призывом к подвигу – личное самопожертвование. Верно сказал поэт:

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

С. Маршак.

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО АРКАДИЯ ГАЙДАРА

  1. «Школа»

Повесть «Школа», рассказывает о событиях, происходивших в России с 1916 до конца 1918 года.

Главный герой произведения Борис Гориков живет в провинциальном городке Арзамасе, похожем на монастырь. Борис любил в праздничные дни взбираться на колокольни, которых было много в городке, и смотреть на свою прекрасную малую родину. Отец главного героя был солдатом, воевал на фронтах первой мировой войны. Мать работала в больнице. Борис, который учился в училище, был предоставлен сам себе. Мать уже давно не ругала его за плохие отметки. Подросток ненавидел уроки чистописания и французского.

Однажды отец появляется дома, затем уходит. Борис понимает, что отец дезертировал с фронта. Эта догадка подтверждается официально. Сразу в училище просят заплатить за обучение мальчика. (До этого он был освобожден от оплаты, как сын солдата). Бориса начинают дразнить «сын дезертира». Затем отца арестовывают и расстреливают.

В училище работает преподавателем мужчина по фамилии Галка. Он — революционер, член партии большевиков. Мужчина рассказывает Борису всю правду о происходящих событиях в России и на фронтах. В стране начинаются революционные события, власть в руки берёт Временное правительство. Борис начинает ходить на митинги и слушать выступления представителей разных партий. Борис решает сбежать из дома. Вначале он едет к дяде, но понимает, что мужчина не поддерживает бедняков. Здесь он встречается с учителем Галкой и уезжает на фронт сражаться в рядах Красной Армии.

Борису пришлось много пережить. Он попадает к партизанам, сближается с мужчиной по фамилии Чубук, который намного старше подростка. Затем они попадают к плен к белым. Чубука расстреливают, а Борису удается сбежать и вернуться в Красную Армию. После страшных событий подростка постоянно мучит совесть. Он считает себя виновным в смерти Чубука. Борис принимает решение вступить в ряды партии большевиков.

Произведение учит отстаивать свою точку зрения и бороться за неё.

  1. «Тимур и его команда»

В центре сюжета – подростки. Женя и Ольга – дочери Александрова, советского командира - приезжают летом на дачу.

Находящийся на фронте полковник Александров отправляет своим дочерям - восемнадцатилетней Ольге и тринадцатилетней Жене - телеграмму и предлагает оставшуюся часть лета провести на даче.

Девочки приезжают порознь. В дачном поселке Ольга встречает молодого инженера Георгия Гараева. Целый день Ольга проводит в ожидании Жени, которая перед отправкой телеграммы отцу забрела на заброшенную дачу, с которой ее не выпускал пес, да так долго, что девочка провела на этой даче всю ночь. Проснувшись утром, Женя идет домой понимая, что сейчас состоится серьезный разговор, но тут ее догоняет незнакомая ей девочка с квитанцией об оплате за телеграмму и запиской от некоего Тимура.

В глубине сада Женя находит сарай, в котором расположен штурвал с прикрепленными к нему веревочными проводами. Девочка начинает играть с ним, не догадываясь, что таким образом она дает позывные. На сигналы сбегается группа мальчишек. Обнаружив Женю, они собираются ее проучить, но их останавливает тот самый Тимур. Оставшись с мальчишками, девочка узнает, что они оказывают всяческую помощь людям, особое внимания уделяя семьям бойцов Красной Армии, а также что им противостоит банда квакинцев.

Узнав о том, что младшая сестра проводит большое количество времени с каким-то Тимуром, Ольга запрещает Жене дружить с Тимуром, полагая, что он хулиган. Позже Ольга выясняет, что Георгий Гараев является дядей Тимура. Чтобы проучить сестру, она уезжает домой в Москву. Уже находясь в московской квартире, она получает телеграмму от отца, в которой говорится, что он будет в Москве 3 часа и желает увидеться с дочерьми.

Женя замечает телеграммы от Ольги и от отца, когда уже не ходят электрички, но ей на помощь приходит Тимур. Он берет дядин мотоцикл без разрешения, поскольку дядя также находится в Москве и отвозит Женю на встречу с отцом. В последний момент они появляются дома у Александровых и отцу удается увидеться со своими девочками.

Вернувшись на дачу из Москвы, Георгий Гараев не обнаруживает ни Тимура, ни мотоцикла. В качестве наказания он собирается отправить его домой к матери. В это время появляется Тимур с Ольгой и Женей. Ольга рассказывает Георгию о произошедших событиях.

Спустя некоторое время Георгий получает повестку. На проводы Георгия приходят Ольга, Женя, а также команда Тимура. Ольга призывает Тимура не грустить и говорит ему о том, что люди, которым он помог, ответят ему тем же. Писатель поднимает проблемы неравнодушного и бережного отношения к другим. Команда Тимура помогает людям, защищает их от беды. А. П. Гайдар учит поддерживать тех, кто в этом нуждается, и никогда не быть эгоистом, а, наоборот, нужно быть неравнодушным ко всему окружающему.

Поднимается автором и проблема дружбы. Тимур имеет свою команду, они соединились в единое целое. Только вместе ребята сильны и храбры.

Проблема взаимоотношений поколений, которая относится к вечным проблемам, также рассматривается А.П. Гайдаром в повести «Тимур и его команда». Конфликт между взрослыми и детьми, построенный на непонимании деятельности ребят, сначала кажется невозможным для разрешения, однако в ходе повествования поколения понимают друг друга и строят новые, уже дружеские, отношения.

Но дела Тимура и его команды не одобрялись их взрослыми родственниками. Для них было ерундой все то, что ребята делали для других. Дети кололи дрова, приносили воду, оберегали территории. Причем делали они это не ради благодарности, для ребят это было настоящим долгом.

Сглаживание конфликта, который сталкивал мир реальным и мир идеальный, проходит от непонимания взрослыми детей до возникновения между ними дружеских отношений.

Центральным персонажем повести является Тимур, который оказывается олицетворением лучших качеств пионера, готового бескорыстно оказывать помощь другим людям.

Все его друзья – Женя, Гейка, Нюрка, Коля, Сима – настоящие патриоты, которые любят Родину, несмотря ни начто.

Этим образам противопоставлены ребята из шайки Квакина, которые являются настоящими хулиганами.

А.П. Гайдар описывает лишь один день из жизни ребят. Остается неизвестным, сколько еще таких добрых дел было выполнено тимуровской командой.

Писатель использует прием противопоставления, которое идёт на протяжении всего повествования в разных вариантах. Также А.П. Гайдар использует юмористические приемы, позволяющие вспомнить, что Тимур и его команда – все еще дети.

Повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда» учит быть настоящим патриотом, любить и защищать свою Родину. Помогать окружающим людям – высшая степень этой любви.

Главная мысль повести «Тимур и его команда» заключается в бескорыстном и добром отношении друг к другу. А.П. Гайдар воспитывает в своих читателях ответственность, справедливость, милосердие, благородство. Именно эти нравственные качества становятся важными для автора, он учит детей тому, что доброта и ее компоненты нужнее, чем деньги. Делать добро другим людям – вот к чему призывает А.П. Гайдар. Только в этом случае можно победить злые начала

Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» принесла писателю большую славу, а её главный герой, смелый, честный, справедливый, стал примером для подражания. «Тимуровское движение» — бескорыстно, не ради славы и похвалы, помогало старикам и семьям тех, кто ушёл на фронт, — захватило всю страну. Тимуровские команды возникали повсюду. В августе 1941 года в городе Пласт Челябинской области начала действовать военно-трудовая команда (ВТК), члены которой, подобно героям А. Гайдара, имели свой штаб, флаг, журнал донесений и даже свою присягу. За полтора года челябинские последователи Тимура помогли тысяче семей фронтовиков (заботились о стариках и детях, заготавливали дрова, работали в огородах), собрали 124 тонны металлолома, сдали в фонд обороны 100 тысяч рублей.

Тайно совершая свои добрые дела, тимуровцы оставляли на воротах дома знак такого покровительства — пятиконечную звезду, олицетворявшую беззаветную любовь к Родине и готовность её защищать.

Книга Гайдара пронизана верой в светлое будущее, может, поэтому герои его живут и сегодня.

Повесть включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.

  1. «Р.В.С.»

Димка играл в разведчика в старых заброшенных сараях. Когда-то здесь расстреляли 5 человек и с тех пор место обходили стороной. Мальчик не боялся и хранил здесь свои нехитрые богатства – обоймы патронов, шомпол и штык.

В те годы неспокойно было в селах, власть постоянно меняла цвета – то красная, советская, то зеленая, петлюровская, то белая.

Мальчик возвращался домой поздно и уже приготовился получить нагоняй от матери. Но дома ругать не стали, не до того было. Вернулся родич, по прозвищу Головень. Грубый и озлобленный, он держал в страхе всех обитателей дома, не гнушаясь рукоприкладством. А Димке, его брату Топу и их маме приходилось жить в доме Головня. К Питеру, где был отец, без особого пропуска и не доехать сейчас было.

Однажды Димка подсмотрел, как Головень прячет винтовку в сене. Улучив момент, он пробрался на сеновал и долго разглядывал оружие. Внезапно вернулся родственник. Мальчик запаниковал, запихивая ружье поглубже в стог и оно случайно выстрелило.

Димка бежал изо всех сил, но Головень настиг его и собрался избить до смерти. Сделать это помешал проезжающий конный отряд красноармейцев. А мальчик внезапно понял, что злой родич был дезертиром.

Засидевшись допоздна у речки, Димка услыхал песню, выводимую тонким мальчишечьим голосом. Так он познакомился с Жиганом, беспризорником, временно жившим здесь у крестной бабки.

Тяжко было мальчику жить в чужом доме. Решил он подговорить Жигана сбежать. Друг вдохновился, обещая научить исполнять песни по эшелонам и этим зарабатывать на жизнь. К побегу подошли основательно: стали собирать провиант, спички и разные мелочи.

Как-то недалеко от села случился бой между красными и зелеными. По селу прошел слух, что где-то прячется раненый большевик.

Перебирая припасы, Димка заметил пропажу еды. Вначале подумал на Жигана, а потом внезапно осенила догадка: где-то в сараях и прячется раненый. Когда мальчик нашел его, мужчина был совсем плох. Друзья принялись выхаживать его, но времени не было: по селу рыскал Головень и вскоре должны были начаться обыски.

Жиган предложил сбегать в город, где расположились красные, и передать известие от раненого. Тот согласился, выдав лист с надписью «Р.В.С.».

С большим трудом Жиган добрался в город. В селе уже начались обыски, но влетела красная конница и отбила село.

А спасенный красный командир оказался членом революционного военного совета и выдал пропуски для Димки с семьей.

Вывод: В любую смуту важно оставаться человеком. В жизни всегда есть место подвигу, даже если ты простой мальчишка.

ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСТВО А. ГАЙДАРА СЕГОДНЯ

Узнав многое о таком писателе, как А.Гайдар, я решил выяснить, знают ли мои одноклассники о таком писателе. В опросе участвовало 25 человек в возрасте 12-13 лет и 20 человек в возрасте 35-60 лет. Им было задано три вопроса:

  1. Читали ли Вы книги А. П. Гайдара? Если – да, назовите любимые.
  2. Современно ли творчество А. П. Гайдара сейчас?
  3. Произошло ли переосмысление Вами жизни и творчества Гайдара или для Вас он остался прежним?

Результаты анкетирования были следующими:

Вопрос

Ответы шестиклассников

Ответы старшего поколения

Читали ли Вы книги А. П. Гайдара? Если – да, назовите любимые

Нет – 100%

Да – 100%

Современно ли творчество А. П. Гайдара сейчас?

Не знаю – 100%

Да – 76%

Нет – 0%

Не знаю – 24%

Произошло ли переосмысление Вами жизни и творчества Гайдара или для Вас он остался прежним?

__________________

Да – 11%

Нет – 89%

На основе анкетирования шестиклассников можно сделать вывод – книги Гайдара не читали в детском возрасте и сейчас не особенно желают, он не входит в число любимых писателей. Из книг Гайдара не читали ничего, но знают, что фильм «Чук и Гек» снят по мотивам рассказа А.Гайдара.

Старшее поколение книги Гайдара читали все. Любимыми назвали многие произведения. Особенно – «Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Чук и Гек». Многие из опрошенных этой возрастной категории обратили внимание на полезность творчества Аркадия Петровича: «Востребовано, так как мало хороших книг о детях; Важна нравственная сторона творчества; Воспитывает доброту, дружбу, патриотизм».

Именно старшие (и только они) обратили внимание на эстетическую сторону творчества писателя: «Гайдар современен своей чистотой, ясностью языка и мысли, искренностью и открытостью в жизни». Большинство признают, что творчество Гайдара необходимо, и при этом отмечают, что с возрастом его творчество стало еще ближе и дороже.

Участников опроса, которым сейчас 50 и 60 лет, объединяет любовь к творчеству Гайдара, которую они сохранили до сегодняшнего дня: «Мы выросли на его произведениях». В своих ответах говорят о глубокой исторической дистанции между Гайдаром и современными детьми:

– Детям трудно понять слова, суть событий, непонятна эпоха, почему герои поступают так. Работа с его книгами требует большой подготовки.

– Нужен хороший посредник между книгами писателя и читателями, чтоб суметь заинтересовать, чтобы показать действительные ценности его творчества. Они утверждают:

– Его творчество нравственно, в нем утверждается вера в хорошее будущее.

– Нравственные ценности при всех режимах одинаковые.

Творчество Гайдара ими не было переосмыслено, он остался для них прежним.

Итоги анкетирования таковы. Менее всего творчество Гайдара известно шестиклассникам. Эта же возрастная категория осмысливает произведения Гайдара как неактуальные. Старшие опрошенные не только знают, но и любят его книги, считают их полезными и даже необходимыми для формирования нравственного мира ребенка. И для всех он остался прежним – хорошим детским писателем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над проектом, я открыл для себя Личность с большой буквы по имени Аркадий Гайдар. До сих пор я не знал о нём ничего. Для людей старшего поколения образ Гайдара был связан с известной его характеристикой: боец, писатель, большевик и гражданин Гайдар.

Писатель на протяжении всего своего творчества шел к изображению ребенка как личности, которой являются стремление к самостоятельности, духовной свободе, самовыражению, осознанию чувства ответственности за происходящее вокруг. Этот идеал свободно развивающейся личности формировался всем опытом жизни самого Гайдара, начиная с собственного детства.

В этом масштабном определении, казалось, отмечено все, кроме, может быть, самого главного: Гайдар – это личность. Личность в самом высоком и непреложном смысле этого слова. Личность, которая не укладывается в типаж данной эпохи и которая при всей своей привязанности к определенной социальной среде общечеловечна и, следовательно, принадлежит не только прошлому, но и будущему.

Со страниц книги А. Гайдар предстает перед читателем сложной, но в чем-то противоречивой и вместе с тем на редкость цельной по самой внутренней сути фигурой со своей неповторимой драматической судьбой.

Общеизвестно и небывалое раннее (в 14 лет!) вступление А. Голикова в ряды коммунистов. Это был человек, который к 17 годам прошёл путь от курсанта до командира дивизии.

Его произведения затрагивали самые разные темы: лирические и о семейных ценностях («Голубая чашка», «Чук и Гек»), военно-патриотические вопросы (повесть «Военная тайна», неоконченная повесть «Бумбараш») и, конечно же, социальные, а еще писал он о дружбе и товариществе (повести «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда»).

Всем своим творчеством Гайдар пытался привить детям добро, научить отличать хорошее от плохого, что самое большое счастье заключается в том, чтобы приносить пользу людям.

К сожалению, анкетирование показало, что подрастающее поколение совершенно не знакомо с таким замечательным писателем, не знает его произведений. А вот для людей старше 30 лет это имя знакомо. Чем старше поколение, тем больше оно может рассказать об этом писателе и его книгах. Это можно объяснить тем, что 30-40 лет назад произведения Гайдара были включены в школьную программу, были в списке летнего чтения. Потом постепенно о нем забыли. Но не потому, что его произведения неактуальны, просто в девяностые годы ХХ века было много плохого сказано об этом человеке, его называли психически больным, многие факты его биографии подвергались сомнению, а иногда и очернению. Произведения Гайдара уже не издавались, его имя было вычеркнуто из школьной программы. Поэтому сейчас дети не знают о таком писателе, как Аркадий Гайдар, хотя и зря, ведь, изучая его биографию и творчество, становится понятно, что не только его жизнь, но и его произведения были удивительными и поучительными.

Я очень рад, что мне выпала возможность познакомиться с его творчеством.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркадий Гайдар: Жизнь и творчество: Иллюстрации. Документы. Дневники. Воспоминания. Письма. Портреты. Кн. для учителя / Сост. Н. И. Рыбаков; Худож. В. И. Рывчин. – М.: Просвещение, 1991 – 208 с.: ил. – ISBN 5-9-000539-7

2. Аркадий Гайдар. «Школа»

4. Аркадий Гайдар. «Тимур и его команда»

5. Аркадий Гайдар. Р.В.С.

6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Аркадия Гайдара

Слайд 2

Гайдар Аркадий Петрович (1904-1941) (настоящая фамилия — Голиков) — прозаик

Слайд 3

Родился 9 января (22 января по н. с.) 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище .

Слайд 4

Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт к отцу. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Красную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимает участие в боях, где получает ранение. Аркадий ушёл воевать, когда ему ещё не исполнилось пятнадцати лет.

Слайд 5

В 1920 году Аркадий Голиков - уже комиссар штаба. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. «Юношеский максимализм, жажда подвигов, рано испытанное чувство власти и ответственности утвердили Голикова в мысли, что единственно возможное будущее для него – быть офицером Красной Армии. Он готовится к поступлению в военную академию, но после контузии в декабре 1924 ушел из армии по болезни.

Слайд 6

О военном поприще надо было забыть. Гайдар начал писать. Первая публикация относится к 1925 году. Псевдонимом «Гайдар» (тюркское слово – «всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу « Угловой дом» , созданную в 1925 году в Перми. Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг — разные города, деревни, даже поезда».

Слайд 7

В Перми Гайдар женится на Руве-Лии Лазаревне Соломянской. Она была журналисткой, организатором пионерского движения в Перми. В 1926 году у них родился сын Тимур. В 1931 году Соломянская и Гайдар расходятся. Аркадий Гайдар уезжает в Хабаровск корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».

Слайд 8

В 1930 году выходит в свет автобиографическая повесть «Школа».

Слайд 9

В 1932 году выходит повесть «Дальние страны».

Слайд 10

1935 году была напечатана повесть «Судьба барабанщика».

Слайд 11

В 1935 году выходит «Военная тайна», а написанная ещё в 1933 году и вошедшая в повесть «Сказка о военной тайне» получает не просто реалистическое обрамление - она как бы продолжена драматичными событиями реальной жизни.

Слайд 12

В 1936 году вышел рассказ «Голубая чашка» - лирическая новелла, повествующая об одном дне одной семьи, о размолвке в семье. «Голубая чашка» – символ мира и взаимопонимания, хрупкого и крайне необходимого всем и каждому.

Слайд 13

В середине 1938 году Гайдар поселяется в Клину, женится на Доре Чернышовой и удочеряет её дочь Женю, имя которой вместе с именем своего сына дает главным героям знаменитой повести «Тимур и его команда» , написанной в Клину. Вскоре на экраны страны по киносценарию А. П. Гайдара выходит кинофильм «Тимур и его команда» (реж. А.Е. Разумного), рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике-пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьям фронтовиков.

Слайд 14

Эта книга обеспечила искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару – официальному классику советской детской литературы. Благородный почин героя повести - Тимура послужил стимулом для появления и широкого распространения по всей стране тимуровского движения, особенно актуального в 1940–1950-е годы.

Слайд 15

В 1939 году опубликован рассказ «Чук и Гек», ставший классикой детской литературы. Как и в других произведениях Гайдара, ключевыми составляющими здесь являются приключение и путешествие.

Слайд 16

В 1940 г. Гайдар пишет продолжение « Тимура…» – « Комендант снежной крепости» , а в начале 1941 г. – киносценарий продолжения и сценарий фильма « Клятва Тимура » (постановка 1942 г., реж. Л.В. Кулешов).

Слайд 17

Когда началась Отечественная война, писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда».

Слайд 18

В августе-сентябре 1941 года в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей «Горячий камень» - о неповторимости жизни, о неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

Слайд 19

Часть, в которой служил Аркадий Гайдар, попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами. Ему исполнилось к тому времени всего 37 лет.

Слайд 20

Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий Гайдар смог выразить посредством творчества. Впервые его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны» и многие другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-проект "Творчество Аркадия Гайдара и мы"

Презентация иллюстрирует проект "Творчество Аркадия Гайдара и мы"...

Внеклассное мероприятие по литературе "Аркадий Гайдар"

Внеклассное мероприяте проводится для 5-7 классов .Цель внеклассного мероприятия:- ознакомить учащихся с жизнью и творчеством  писателя А.П.Гайдара;- на  материале повести «Тимур и его коман...

Обыкновенная биография в необыкновенное время

Обыкновенная биография в необыкновенное время(праздник, посвященный жизни и творчеству А.П.Гайдара)   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5632474","attributes":{"alt":"","cla...

Информационно-познавательный проект «Старинные русские меры длины»

Проект «Старинные русские меры длины» знакомит с единицами древнерусских мер длины. Автор обращается к истории преобразований  старинных мер длины, также показал, что  множество ...

Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА. (РОССИЙСКИЙ СЕКТОР АРКТИКИ)"

Богата природа Арктики, но суровые условия не позволяли долгое время в полном объеме исследовать ее недра. В связи с тем, что исследования Арктики сегодня становятся всё актуальнее, я решил рассмотре...

Аркадий Гайдар "Чук и Гек"

Инсценировка по повести Аркадия Гайдара "Чук и Гек" для средней школы.Художественное чтение....

Кроссворд к юбилею детского писателя Аркадия Гайдара

Предагаем разгадать кроссворд по биографии и творчеству известного советского писателя А.Гайдара. Вы сделаете для себя множество открытий, отвечая на вопросы. Чтобы ответить на некоторые вопросы, прид...