Доклад "Метапредметные связи на уроках русского языка и чтения"
учебно-методический материал по литературе

Дорофеева Ольга Владимировна

Доклад на МО 8.04.2024

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_metapredmetnye_svyazi_aprel_2024.docx256.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

г. Москва, г. Троицк, ул. Пушковых, д.5, тел. 51-50-03

Доклад на ШМО по теме:

 «Метапредметные связи на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях».

Учитель: Дорофеева О.В.

Рассмотрено   и согласовано на заседании ШМО

                                                                   

Протокол №_______от «___» _________20 __ г.

Руководитель ШМО_________________________

Мир многогранен, сложен, гибок, но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей не знаний багажом, а способом познанья!

Мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.  И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).

Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности,

применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных

жизненных ситуациях.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, он осваивает универсальные способы действий и с их помощью может сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом по физике, химии, биологии, истории и т.д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, он прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного знания, он «переоткрывает» открытие.

Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребенка. И исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.

«… ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение». (Блонский П.П.)

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет формировать и сохранять целостное мировоззрение.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения по всем школьным дисциплинам. Из 12 названных в ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключении (индивидуальное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решений учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение.

Метапредметная деятельность подразумевает:

  1. Включение метапредметных тем в содержание учебного материала, что способствует формированию целостной картины мира в сознании ребенка.
  2. Использование метапредметных заданий (сочинение-эссе на уроках литературы и русского языка, практические задания на уроках русского языка)
  3. Метапредметные проекты
  4. Использование технологий, приемов, направленных на формированиеобщеучебных навыков, умений, формирование универсальных учебных навыков.

Приведу примеры использования метапредметных связей с учащимися с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.

  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА на уроках русского языка

Задача учителя – расширить словарный запас ребят. А для этого очень часто приходится «заглядывать» в смежные области знаний.

Чтобы грамотно писать по-русски, необходимы знания географии, истории, физики, обществознания, иностранных языков. Например, «государство». «депутат», «территория», «электричество» и т.д.

  1. НОВОЕ ЗНАНИЕ на уроках русского языка

В курсе русского языка есть тема «Описание действий».

Ученикам предлагается написать сочинение «Как я делал ….(поделку, скворечник и т.п.». В этом случае мы апеллируем к опыту учеников, приобретенному на уроках труда. Но разве неравноценной для русского языка будет тема «Как я заполнял контурную карту», или «Как я готовил семена к посеву», или (возможно и такое) «Как я готовился к сочинению»?

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ СХЕМ на уроках русского языка

Пример использования схемы на уроках русского языка на тему: «Связь частей речи и членов предложения». Связь с ботаникой.

  1. НОВОЕ ЗНАНИЕ на уроках литературы

Не уйти на уроках литературы от интеграции с историей: изучения биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях.

Важную роль играет живопись и на уроках литературы. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать.

При изучении былин на уроке по теме «Богатыри земли русской» использовалась:

  • История (погружение в историческую эпоху Киевской Руси, каждый богатырь относится к определенному сословию: Илья Муромец крестьянский сын, Алёша Попович – сын священнослужителя, Никита Кожемяка – ремесленник и т.д. Знакомство с бытом, одеждой, событиями и жизнью людей разных сословий)
  • География (Карта былинного мира: Садко из Новгорода,
  • Изобразительное исскуство («Три богатыря» В.М.Васнецова, «Богатырь» М.А.Врубеля и др.). Конкурс рисунков.
  • Музыка (опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, симфония А.П.Бородина «Богатырская» и т.п.).
  • Поэтический конкурс стихотворений о богатырях.

У ученика возрастает интерес к собственному процессу мышления, к его операционной стороне. «Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности.

Межпредметные связи становятся эквивалентными связью знаний с жизнью и опытом каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

Небольшая статья посвящена межпредметным связям на уроках русского языка и литературы...

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

В работе говорится о роли межпредметной деятельности на уроках русского языка и литературы, предлагается перечень тем межпредметных работ по предмету...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

Межпредметные связи на уроках русского языка как иностранного. Из опыта работы "школы русского языка".

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся "Школы русского языка", но так же закладывается фундаментдл...