Открытый урок по литературе "Поцелуй" по рассказу Э. Кочергина. 10 класс.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Урок составлен по рассказу Э. Кочергина "Поцелуй". Может быть проведен в 9-11 классах. В подробном конспекте урока содержатся вступление, основная часть урока, включающая в себя проблемные вопросы, мозговой штурм, элементы интеграции с уроком изобразительноо искусства, чтение текста рассказа, разные виды анализов текста по карточкам, словарную работу. Рефлексия представлена в виде вопроса. Урок интересен старшеклассникам, во-первых, тематикой, во-вторых, актуальностью, в-третьих, возможностью самостоятельно работать над текстом и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pdf465.64 КБ
Файл urok_potseluy.docx21.24 КБ
Файл potseluy_prilozhenie.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ния

Открытый урок по литературе «Лицо войны» по рассказу

Э. Кочергина «Поцелуй»

Класс: 10

Учитель: Тимофеева Е.Г.

2023г.

Цели урока: .

Образовательная цель:

1)дать представление о личности Э.Кочергина, его творчестве;

2)развивать навыки анализа художественного текста;

Развивающая цель: развить навыки монологической речи, умения дискутировать, коммуникационные навыки

Воспитательная цель:

1) помочь осмыслить общечеловеческие, нравственные ценности в рассказе.

2)пробудить интерес к истории своей страны; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: проектор, презентация.

Оформление доски: даны лексические значения трудных для понимания обучающихся слов из текста.)

Раздаточный материал: текст произведения, карточки.

  1. - Здравствуйте. Сегодня у нас с сами урок литературы. Запишите дату, вид работы. А вот тему урока мы попробуем определить вместе.
  2. - Перед вами репродукции картин голландских художников «золотого века живописи». Если мы с вами проведем параллель с «золотым веком» русской литературы, что мы о нем говорим: время, авторы?

Самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи приходилась на 18 век. Известными представителями той эпохи были, в том числе, Ян Вермеер, Питер Брейгель – старший, Каспар Нетшер.

Вы видите их творения – Каспар Нетшер «Кружевница», Ян Вермеер «Молодая женщина, читающая письмо у открытого окна», «Девушка с жемчужной сережкой». Внимательно вглядитесь в эти образы.

Вопрос:

- Что общего между этими картинами? Короткие ответы запишите в тетради самостоятельно (я вижу, чувствую), (2-3 предложения).

(Образы девушек, особый свет, ощущение жизни, красоты, молодости, очарования).

  1. – Сейчас на экране репродукция картины Питера Брейгеля – старшего, картина называется «Калеки».

Вопрос:

- Каковы ваши впечатления от этой картины? Вы можете сконструировать предложения, а можете дать ответ просто словами (сущ., прил.), (я вижу, чувствую).

(Страдание, недоумение, ужас, уродство, человеческое безобразие, боль).

  1. Вопрос:

- Каким словом, словосочетанием можно выразить соотношение между картинами Нетшера и Вермеера с одной стороны, и Брейгеля, с другой?

(Соотношение между картинами – контраст).

  1. - Калеками люди становятся по разным причинам. Вспомните о недавнем классном часе, на котором мы смотрели интервью с Героем России Рустамом Сайфулиным, который лишился ноги, но хочет вернуться в строй, в армию.

Вопрос:

- Как вы думаете, где, как люди чаще всего становятся калеками, их еще называют «обрубками». ( Да, на войне) .Война – беда, нередко искалеченное тело – это искалеченная жизнь человека.

- Тема урока?

Лицо войны

  1. – Рассказ, который мы сегодня изучаем, называется «Поцелуй». Название настраивает на романтический лад, но так ли это, увидим в процессе чтения. Чтобы лучше понять рассказ, немного об авторе. Эдуард Кочергин – народный художник России, родился в 1937 году. Сейчас ему 85 лет, это наш с вами современник, соотечественник. Всегда считал, что он – художник, но в 70 лет начал писать книги. И какие! Это произведения, которые называются «Non – fiction – не вымысел». Все, что он пишет, основано на воспоминаниях о детстве и юности. А они у него были несладкими. Родителей репрессировали в Ленинграде.

(На доске: «Репрессии – различные меры принуждения, применяемые по политическим мотивам в виде лишения жизни или свободы, выдворения из страны, принудительное лечение в психиатрических лечебных учреждениях и др. меры»).

- В 15 лет он попал в детдом, вместе с которым во время ВОВ был эвакуирован в Сибирь, в Омск. В 1946 г. сбежал из детдома, бродяжничал, был поездным вором. До 1954 г. скитался по России, стараясь вернуться в Ленинград. Свое детство он потом назвал «школой выживания». Писательница и художница Татьяна Александрова сказала о нем так: «Перед детством и отрочеством Э. Корчегина меркнут мытарства Алексея Пешкова, который Горький, они намного горше и страшнее».

(На доске: «Мытарства – испытания, мучения, страдания»)

Дитя детприемников и спецучреждений НКВД выжил в таких условиях, что впору давать медаль «За жизнь на земле». Но выжил. Закончил театральный институт, много лет работал главным художником БДТ им. Товстоногова.

Рассказ этот, как вы уже поняли, не вымысел, эту сцену автор увидел четырнадцатилетним подростком, когда был на «деле», то есть помогал воровать в пассажирском поезде.

  1. Читаем 1-4 абзацы, работаем по карточке 1 с текстом по алгоритму анализа художественного текста.

! Из разного…. что необычного в строении лексики этой фразы (разговорные слова, сниженная лексика, а еще особая ритмика – сказовость). Это история, рассказанная по случаю.

(На доске: «Сказ – повествование, идущее от лица рассказчика»).

Вопрос:

Сказ – в каком произведении русской литературы мы уже сталкивались с ним? (Лесков «Левша» (мелкоскоп, двухсестная карета).

- Итак, перед нами «история из памяти», «из послевоенной жизни» - так личная история человека вплетается в историю страны.

  1. Читаем рассказ до слов «Поезд прибыл на станцию Остров».

! Работа по карточке 2

Вопрос:

- Как описан герой, каким словом? («Солдатик-великан», «калека-великан», «брат-калека»)

(На доске: Оксюморон – сочетание слов с противоположным значением. Кульминация – напряженный момент в развитии действия).

Кульминация рассказа – поцелуй – название.

Событие, которое состоялось и не состоялось.

Обратите внимание на фигуру поводыря. Прочтите описание. Кто перед нами? Ангел-хранитель.

  1. Станция остров (ныне город Остров) – известен своей военной историей с 14 века, неоднократно разрушался в время военных действий, это последний город, через который проезжал Пушкин по дороге в Михайловское. Сейчас на станции есть мемориальная доска со словами, поясняющими, что Остров «был последним городом на трагическом пути поэта в 1837 году».
  2. Последний абзац читаем.

Карточка 3.

  • Какие слова кажутся чужими, несвойственными манере рассказчика, манере сказа?
  • Почему появляется упоминание о художнике Питере Брейгеле? (Его картина – «Калеки»)
  • В какое время заканчивается рассказ? (Зима) А начинается в какое время года? (Осень, солнце). Почему так? (Холод в природе – холод в человеческой душе – холод в жизни. Безнадежность, смерть души)
  • О чем этот рассказ?
  • Можно ли говорить, что биография автора отразилась в тексте?
  • Этот рассказ включен в книгу «Рассказы рисовального человека». Почему она так названа? (Я не писатель – я художник)
  • Как рассказать о войне современному человеку, который не видел войны? (Есть книги, от которых – ожог).
  • Рассказ Э. Кочергина показывает нам сколькими судьбами пришлось пожертвовать ради победы на войне. И речь идет не только о погибших и забытых, но и о целой цивилизации несчастных людей: безногих, безруких, ослепших, изуродованных, многие из которых потеряли смысл жизни – это лицо войны.
  • Почему сегодня именно это рассказ нужно прочесть всем?
  • Спасибо за работу на уроке.



Предварительный просмотр:

1 карточка

(алгоритм анализа художественного произведения)

  1. Какие слова в данном фрагменте являются ключевыми?
  2. Место действия?
  3. Время действия?
  4. Какие слова в данном фрагменте текста постоянно повторяются, являясь сигналом особой значимости для автора?

2 карточка

(алгоритм анализа художественного произведения)

  1. Время действия данного фрагмента текста?
  2. Каковы цвет, свет, детали?
  3. Подчеркните определения, с помощью которых описывается девушка. Это взгляд КОГО?
  4. Какая деталь в облике отсылает нас к картине голландского художника Яна Вермеера?
  5. Проследите, как меняется лексика в этом фрагменте по стилистической направленности. Есть ли в нём слова со сниженной лексикой?

3 карточка

  1. Почему появляется отсылка к Питеру Брейгелю?
  2. Не возникло ли у вас ощущения какого-то несоответствия, неправильности в данном фрагменте?
  3. В какое время года заканчивается рассказ? Почему так?
  4. О чем этот рассказ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку во 2 классе по теме "Рассказ Алисы: с чего все началось"

Данный урок проводится во 2 классе в 1 четверти по УМК М.З. Биболетовой. Целью урока является систематизация и активизация изученных слов по теме "Скажи, что умеешь" и повторение правил  употребл...

Открытый урок на тему"Рассказ И.С. Тургенева "Муму"

Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"Цель:1.Дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими ге...

ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)

Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

Открытый урок по теме: "Рассказ Л.С. Петрушевской "Шопен и Мендельсон" как произведение постмодернизма"

Форма урока: урок-практикумЦели урока:Познакомить учащихся с творчеством Л.С. Петрушевской.Выработать навыки анализа художественного текста (на примере рассказа "Шопен и Мендельсон".Развивать умение и...

План-конспект открытого урока по специнструменту фортепиано преподавателя Кочергиной Ирины Владимировны. тема: "Какие мы разные"

Если вы посмотрите на фортепианную клавиатуру, то увидите, что она состоит из белых и черных клавиш, расположенных в определенной последовательности, которая повторяется семь раз. Почему именно т...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"

В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитыва...