Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"
план-конспект урока по литературе на тему

 В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению во 2 классе.

Автор: Хабибулина  Динара  Рифатовна                              

 Учитель  русского языка и литературы

МБОУ СОШ  с.Татарский Канадей

Тема урока

«Уважайте своих близких» ( рассказ Л.Н.Толстого  «Старый дед и внучек»).

Цель урока

Формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Формирование УУД

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.

Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Планируемые результаты

Учащиеся должны воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы с прозаического произведения; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.

Ресурсы

Учебник «Литературное чтение» А. Ф. Климанова, 2 класс;  портрет Л.Н. Толстого; выставка книг; презентация; карточки с пословицами.

 

 Этапы урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

Личностные

Коммуникативные 

Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели. 

Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, какое сегодня у вас настроение. На партах лежат смайлики, поднимите тот, который соответствует  вашему настроению.Спасибо.

Я желаю вам прекрасного и радужного настроения, чтобы на уроке вы активно работали, познавали новое и удивлялись чему-то необыкновенному и интересному.

Речевая разминка:

А теперь давайте поиграем в игру: «Кто самый внимательный?» Итак, перед вами слова, вы должны без ошибки их прочитать:

капля-цапля        фокус-фикус

каска-краска       топка-тропка

крыша-крыса      шапка-папка

небо-нёбо            щека-щепка

пена-пенал      парик-парник                 

 

 

 

 

 

Поднимают смайлик. 

 

 

 

 

 

 

Дети  по очереди

читают слова

Проверка домашнего задания

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

- Выразительное чтение басен. Чтение наизусть теми, кто их выучил.

- Кто из героев вам понравился и почему?

- Справедливо или нет поступил муравей?

- Сочувствуете ли вы Стрекозе?

ответы

Актуализация знаний

 

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Давайте  определим тему нашего занятия. В этом нам помогут  Алсу и Али.

Спасибо, ребята. Молодцы!

- Кто сможет ответить на вопрос : о чём же мы сегодня будем говорить? Какова тема сегодняшнего урока?

-Правильно, умнички.

Итак,  тема  урока: «Уважайте своих близких!»

 -Вы заранее уже посмотрели выставку книг   и теперь смело сможете сказать: с творчеством какого же писателя мы сегодня познакомимся?

- Верно. Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством Л. Н. Толстого. Мы поговорим о том, какими должны быть отношения в семье, как следует относиться к старшим.

Учитель знакомит с биографией Л.Н. Толстого.

ответы

2 учащихся выходят и читают выразительно стихотворение «Старших надо уважать!»

Ответы

Ответы

Дети смотрят

презентацию

Целеполагание и мотивация

 

-Каким же был  человеком Лев Николаевич Толстой?

-Как он помогал детям из бедных семей?

-О чём он писал в своих рассказах для детей?

-Л.Н.Толстой в своём творчестве очень часто обращался к пословицам. Знание пословиц обогащает нашу речь. Сегодня мы  узнаем 7 пословиц.

Все они объединены одной темой. Только они перепутаны. Возьмите карточки, соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания.

-Объясните смысл пословицы: кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

- Вы отлично справились с этим заданием! А теперь небольшая физкультминутка.

( Учитель включает весёлую музыку)

Ответы

Работа в группах

Ответы

Ответы

Физкультминутка

 

Хомка-хомка, хомячок,
(надувают  щеки как хомяк)
Полосатенький бочок.
(гладят себя по бокам)
Хомка рано встает,
(потягиваются)
Щечки моет, глазки трет.
(делаем соответствующие действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняются и делают вид что подметают)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хомка сильным хочет стать.
(показывают ,  каким сильным хочет стать).

Две ученицы выходят, остальные за ними

повторяют.

Первичное восприятие текста

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

- Произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться, называется «Старый дед и внучек».

1.Подготовка к чтению рассказа.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и предположите, о чём будет рассказ?

2.Словарная работа. Рассказ этот написан очень давно, при чтении нам встретятся слова, которые в наше время практически не употребляются. Узнаем значение некоторых слов.

Лохань - круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды.

Невестка - жена брата или жена сына.

Слаживает – сладить - хорошо устроить, упорядочить.

3.Первичное чтение произведение.

Учитель читает рассказ:

- Послушайте рассказ. После прослушивания подумайте и продолжите своими  словами 1 и   2 предложение:

Я почувствовал…

Я задумался…

-Продолжите 1 предложение.

-Продолжите 2 предложение.

- Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства , как у вас.

4.Выборочное чтение.

- Прочитайте строчки, в которых объясняется, почему дедушку не сажали за стол.

- Почему приняли решение давать ему еду в лоханке?

- Что складывал Миша из дощечек?

-  Как отреагировали на это занятие сына родители?

Предположения детей

Ответы детей

Ответы детей

(учитель оказывает индивидуальную помощь)

Дети отвечают на вопросы словами из текста

Самостоятельная работа

Познавательные

Личностные

- Перечитайте текст молча, стараясь понять душевное состояние главного героя.

чтение текста молча

Обобщающая беседа

Определение актуальности рассказа

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

- Как в семье стали относиться к дедушке и почему?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Можно ли этот рассказ назвать поучительным?

-Какова идея этого произведения?

Музыкальная пауза.

-Давайте послушаем песню «Моя семья».- Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

Доказательные высказывания.

Ответы детей

Ответы детей

Рефлексия 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока 

 

 Домашнее задание 

 

 

Выставление оценок         

 

 

 

 

 

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Личностные

-Ребята, вы сегодня очень активно работали . Хотелось бы узнать, пригодится ли вам эта информация в будущем?

Если вы решили, что всё изученное сегодня понадобится вам в дальнейшем-  приклейте звёздочку на чемодан.

-Если вы ещё будете перерабатывать информацию, то приклейте звёздочку на мясорубку.

-Если же вы решили, что вам эта информация не нужна, вы всё выбросите из головы- то приклейте звёздочку на корзину.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Какова главная мысль рассказа Л.Н. Толстого?

1.Творческое задание: написать  рассказ о  своей семье; о том, как вы заботитесь о своих  родных и близких.

или

2. Принести  рисунок  «Моя семья».

- Попробуйте сами оценить работу на уроке: поставьте своему соседу по парте  оценку прямо на воздушном шарике.  

-Молодцы! Так держать!!! Спасибо за  прекрасный урок.

Дети думают и приклеивают звёздочки

Выставляют  друг другу оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 6 классе ( 1 вид, с ЗПР)

Составление пересказа по сказке К.Д.Ушинского "Проказы старухи-зимы"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям....

Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл

Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства  с высокохудожественными образцами классической музыки.   ...

Открытый урок по литературному чтению «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Люд...