Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства  с высокохудожественными образцами классической музыки.

 

           Задачи:

          Образовательные:

  • знакомство с вокальным стилем бельканто;
  • освоение  вокального жанра – баркарола;
  • продолжение знакомства с   творчеством Ф.Шуберта;
  • выявление выразительно-смысловой и содержательной сущности музыкального

     произведения, определение музыкальных образов в прослушанных произведениях;

  • расширение  представлений о мировом музыкальном наследии и его социальной роли

     в жизни современных людей;

  • поиск информации в Интернете, ее сохранение на аудио-носителях с целью

     удовлетворения своих музыкальных потребностей.

     

           Развивающие:

  • развитие  умений вокального исполнительства,  эстетического восприятия образцов художественного искусства, а именно  чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

          Воспитательные:

  • способствовать формированию  ценностно-личностного отношения учащегося  

     к высокохудожественным образцам  мирового искусства;

  • понимание вокальной музыки как средства коммуникации между людьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Софьинская СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«ОБРАЗЫ ПЕСЕН ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ. ИСКУССТВО ПРЕКРАСНОГО ПЕНИЯ»

5 класс.

Учитель начальных классов:

Осадчая Елена Леонидовна

2019 год

Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл

Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства  с высокохудожественными образцами классической музыки.

           Задачи:

          Образовательные: 

  • знакомство с вокальным стилем бельканто;
  • освоение  вокального жанра – баркарола;
  • продолжение знакомства с   творчеством Ф.Шуберта;
  • выявление выразительно-смысловой и содержательной сущности музыкального

     произведения, определение музыкальных образов в прослушанных произведениях;

  • расширение  представлений о мировом музыкальном наследии и его социальной роли

     в жизни современных людей;

  • поиск информации в Интернете, ее сохранение на аудио-носителях с целью

     удовлетворения своих музыкальных потребностей.

     

           Развивающие:

  • развитие  умений вокального исполнительства,  эстетического восприятия образцов художественного искусства, а именно  чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

          Воспитательные:

  • способствовать формированию  ценностно-личностного отношения учащегося  

     к высокохудожественным образцам  мирового искусства;

  • понимание вокальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

ЭОР:

1.Организационная часть.

   

Музыкальное приветствие: «Здравствуй, Вероника!»

Распевание: 

Данное приветствие повторяется несколько раз в качестве распевания.

Выполняются упражнения на дыхание.

Подготовка тетради, сайта Moodle.

Учащаяся поет:

«Здра-вствуй-те!»

2.Повторение пройденного материала

- Мы продолжаем тему «Музыкальные образы вокальной и инструментальной музыки»

 - Что такое музыкальный образ? Мысли, чувства, впечатления композитора, выраженные в звуках.

- Сегодня мы продолжаем говорить о музыкальных образах вокальной музыки. Что такое вокальная музыка?

 - Какие вокальные жанры ты знаешь?

-  Мы с тобой разучили песню «Россия». Давай начнем наш урок с этой песни. Образ чего воплотили в этой песне композитор и поэт?

Ответы ученицы

Музыка, исполняемая голосом.

Песня, романс, гимн, опера

Образ родины

Образ человека, который любит родину

Исполнение песни

Исполнение  песни «Россия» (Д.Тухманов-М.Ножкин)

 под фонограмму.

Выставление оценки за исполнение песни.

Исполнение  песни «Россия» (Д.Тухманов-М.Ножкин) под фонограмму.

Фонограмма песни «Россия»

3. Основная часть

Актуализация знаний.  

- Давай вспомним, какие произведения вокальной музыки мы слушали на прошлых уроках, и какие голоса их исполняют.

Прослушивание: М.И.Глинка Романс «Я помню чудное мгновенье» - тенор, С.В.Рахманинов Романс «Сирень» - сопрано, Н.А.Римский –Корсаков Песня варяжского гостя из оперы «Садко» - бас. 

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений

Формулирование темы и задач урока.  

- На прошлых уроках мы слушали песни и романсы русских композиторов.

1 слайд

Сегодня же тема урока  звучит так «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения». 

Озвучивание цели и задач  урока:

- Сегодня ты  познакомишься новыми для тебя  вокальным стилем  и     жанром. И в этом нам поможет творчество  австрийского композитора Франца Шуберта.

Учащаяся открывает  презентацию на Мудл.

Работа с презентацией.

Презентация «Искусство прекрасного пения»

Работа над новым материалом.

2 слайд

И для этого я предлагаю тебе   мысленно перенестись  в Италию.

- Почему мы отправляемся именно в Италию?

3 слайд

-  Именно в Италии в конце 16 века возник вокальный жанр - опера. 

- Что такое опера?

4 слайд

– Итак,  Рим – столица Италии,  город с многовековой историей, прекрасной архитектурой, богатыми культурными традициями.

5 слайд

В  Венеции в  17 веке был открыт первый в мире постоянный оперный театр.

6 слайд

В Неаполе певческое искусство достигло высокого расцвета.

7 слайд

В Милане есть знаменитый на весь мир  Оперный театр Ла Скала.

Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto.

8 слайд

Итак, запишем в тетрадь тему нашего урока   «Искусство прекрасного пения. Бельканто».

 

9 слайд

- Давай найдем в глоссарии, что такое   Бельканто.

Да. Бельканто требует от певца плавности звучания, мягкого тембра,  безукоризненного владения всеми вокальными приемами, динамическими и тембровыми нюансами.

10 слайд

Технике уделялось большее внимание, чем громкости: певец должен был держать перед собой зажжённую свечу, петь, и пламя свечи не должно было двигаться. Это делалось для контроля правильности певческого дыхания: оно не должно быть форсированным и колебать пламя свечи.

Ответы ученицы

Опера - музыкальный спектакль, где все действующие лица поют.

Записывает в тетрадь тему урока   «Искусство прекрасного пения».

Белька́нто (итал. bel canto — «красивое, прекрасное пение») — стиль виртуозного пения, сложившийся в Италии к середине 17 века.  В современном понимании — это эмоциональное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение.

В бельканто голос — это инструмент певца.

Презентация «Искусство прекрасного пения»

Глоссарий

(Оболочка Moodle)

Слушание музыки.

11слайд

-  Перед тобой фотография известной российской певицы Анны Нетребко. Давай послушаем фрагмент из оперы итальянского композитора 18 века Винченцо Белинни в ее исполнении. Она исполняет на итальянском языке арию Амины - девушки   оплакивающей  свою любовь. В  руках она держит   увядший цветок, когда-то подаренный ей женихом.

После прослушивания ответь на вопросы:

  • Как ты охарактеризуешь ее пение?
  • Красиво она пела или нет?
  • Понравилось ли тебе ее исполнение?
  • Можно ли сказать, что она пела в стиле Белканто?

Учащаяся смотрит видеофрагмент, слушает произведение, отвечает на вопросы.

Видеофрагмент на сайте Мудл –

 Ария Амины  из оперы Винченцо Белинни «Сомнамбула»

Работа над новым материалом.

12 слайд

Современные вокальные школы сохраняют и продолжают традиции бельканто. Давай познакомимся с исполнителями, которые исполняли бельканто: Р. Тебальди, М. Каллас, Р. Скотто, Дж. Сазерленд, М. Кабалье, И. Паваротти, П. Доминго, Н. Гяуров, 3. Соткилава, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др.

13 слайд

Ирина Архипова и Елена Образцова,

14 слайд

Дмитрий Хворостовский.

15-18 слайды

Но вернемся в Италию.

Вот так свои впечатления о Венеции  отражали в своих картинах художники.

- Как  ты думаешь, а как композиторы передавали свои впечатления от этой страны? А если бы ты была композитором, какую бы музыку написала?

- Композиторы писали   баркаролы.

19 слайд

Баркаролла (от ит. bаrса – лодка) – песня лодочника. Особенно распространена в Венеции (Италия). Певучая вокальная или инструментальная пьеса. Характерный рисунок ритма в аккомпанементе создает ощущение покачивания на воде.

Работа с презентацией

Ответ учащейся.

Учащаяся читает определение баркаролы

Презентация «Искусство прекрасного пения»

Слушание музыки.

20 слайд

Франц Шуберт, австрийский композитор 19 века, любил путешествовать, побывал и в Италии. Давай послушаем, как   выразил свои впечатления от Италии в «Баркароле». 

21 слайд

Задание к прослушиванию:

  1. Какой образ  создан в  этом произведении?
  2. Определи, как  называется голос, исполняющий «Баркаролу»?
  3. Можно ли назвать это исполнение бельканто?
  4. Если бы ты была художником, что бы ты нарисовала?

22 слайд

23 слайд

Давай послушаем еще одно произведение Шуберта «Аве Мария» в исполнении современной певицы Сели́н  Дио́н, победительницы  конкурса песни «Евровидение 1988», в  2010 года Селин Дион была назначена послом доброй воли Организации  объединенных наций.

- Можно ли назвать это исполнение прекрасным, близким к бельканто, а произведение современным и почему? (музыка красивая, понятная. Значит, современная, а также  и прекрасно исполнена)

Ученица слушает  «Баркаролу» Франца Шуберта.

Отвечает на вопросы, сравнивает с картиной Юрия Весняка «Баркарола».

Ученица слушает  произведение Шуберта «Аве Мария».

Отвечает на вопрос.

Оболочка Moodle: Ф.Шуберт «Баркарола»

Оболочка Moodle: Ф.Шуберт «Аве Мария»

Разучивание песни.

Мы сегодня говорили об искусстве прекрасного пения. Давай попробуем также красиво спеть, разучив прекрасную песню.

Исполнение  песни   «Птица-музыка», разучивание 1 куплета

 

Ученица слушает песню  «Птица-музыка», под руководством педагога разучивает 1 куплет.

Заключение

Подведение  итогов.

Вывод: Сегодня мы еще приблизились к пониманию роли мирового музыкального наследия в жизни современных людей, вокальной музыки как средства коммуникации между людьми.

- Подходят ли к сегодняшнему уроку строки стихотворения В.Семернина, которые были  эпиграфом нашего урока?

24 слайд

 « Голос, голос,
Кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живет:
Кажется, что  это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовет…»

Ученица отвечает на вопрос, читает стихи

Рефлексия

- В заключение урока продолжи предложения, которые ты видишь на экране:

  • На сегодняшнем уроке я  узнал(а)…
  • Мне понравилось…
  • Сегодня было самым трудным…
  • В папку «Моя любимая музыка» я положу….

Отвечает на вопросы:

Познакомилась  с вокальным стилем бельканто, вокальным  жанром – баркарола, с   новыми песнями Ф.Шуберта.

Рефлексивный экран

Заключение

Выставление оценки за работу на уроке.  

Музыкальное прощание:

«До свиданья, Вероника!»

Учащаяся поет:

«До сви-да-ни-я!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"

В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитыва...

"Образы песен зарубежных композиторов"

Раскрыть форму и содержание произведений Франца Шуберта....

Открытый урок по литературному чтению в 6 классе ( 1 вид, с ЗПР)

Составление пересказа по сказке К.Д.Ушинского "Проказы старухи-зимы"...

Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс

Презентация позволяет расширить представления учащихся по  изучаемой теме.......

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Конспект урока "Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения"....

План -конспект урока по музыке для 6 класса на тему " Искусство прекрасного пения. Мастерство исполнителя"

Полан -конспект урока музыки для 6 класса на тему " Искусство прекрасного пения. Мастерство исполнителя" содержит а технологическую карту урока с подробным описанием действий учителя и учащи...