Урок музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс Авторы программы и учебника Г. П. Сергеева Е. Д. Критская Современные образовательные технологии.
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Идея урока: Голос, голос,
Кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живет…
В. Семернин
Тема урока: «Образы песен зарубежных композиторов»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальный орган управления образованием отдел образования
Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №3»
Тальменского района Алтайского края
Урок музыки по теме:
«Образы песен зарубежных композиторов»
6 класс
Авторы программы и учебника Г.П. Сергеева Е. Д. Критская
Технология: личностно-ориентированная
Номинация: Современные образовательные технологии. Урок по ФГОС ООО
Автор работы: Воронина Ольга Николаевна,
учитель музыки и искусства
МКОУ «Тальменская средняя
общеобразовательная
школа №3»,
ул. 30 лет ВЛКСМ, 17
Тальменка 2018
Урок в 6 классе
1 четверть
Идея урока: Голос, голос,
Кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живет…
В. Семернин
Тема урока: «Образы песен зарубежных композиторов»
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Цель урока: создание условий для художественно- эстетической деятельности детей
Задачи урока:
- знакомство с вокальным стилем бельканто;
- освоение вокального жанра – баркаролы,
- формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;
- выявление средств выразительности разных видов искусства: литературного, музыкального и изобразительного в создании единого образа.
Формирование УУД
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров
- усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства
Регулятивные УУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки
Коммуникативные УУД:
- совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Оборудование: компьютер, проектор (для презентации), музыкальный инструмент (фортепиано).
Ход урока
№ п/п | Этапы урока и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. | Орг. момент Музыкальное приветствие: Цель: Создание эмоционального настроя. | Учитель: Прозвенел звонок. Добрый день ребята! | Ученики: Начался урок. Добрый день, добрый день, добрый день! | Положительный настрой учащихся на работу. |
2. | Определение темы урока Цель: Подведение детей к осознанию темы. | Итак, внимание! Как эпиграф к теме сегодняшнего урока послушайте стихи поэта Слайд 1. | Определяют тему урока. Мы будем говорить о каком-нибудь голосе, о вокальных произведениях, связанных с ним и о певцах. | Внимание, сосредоточенность Заинтересованность Будем знакомиться с произведениями и голосами Итальянской музыки. |
Определение цели урока. | Исходя из темы, определим цель нашего урока. Наметим задачи. | Познакомимся с вокальным искусством прекрасного пения бельканто, с исполнителями этого пения и с музыкальными образами песен зарубежных композиторов | Заинтересованность | |
2. | Проверка домашнего задания. Цель: Проверить знание голосов для дальнейшего узнавания их в музыкальных произведениях. | Для чего в музыке скрипичный и басовый ключ? | Дети высказывают свое мнение… Определяют женские и мужские голоса. | Проверка знаний учащихся. |
3. | Изучение нового материала. Цель: приобретение музыкально-слухового опыта. | Сегодня у нас урок необычный, я предлагаю Вам мысленно перенестись в Италию. Что Вы знаете об этой стране? Чем она прославилась на весь мир? С какими произведениями, связанными с этой страной, вы знакомы? Сегодня нашим гидом по городу Риму будет (фамилия, имя учащегося) Слайд 3. Следующий город, который мы с вами посетим - Флоренция. Слайд 4. И наконец, город, вдохновивший поэтов, художников, музыкантов на создание произведений искусства. Венеция. Слайд 5. Множество музыкальных произведений, и вокальных, и инструментальных, связано с впечатлениями разных композиторов о Венеции, чудесном музыкальном городе в Италии. | Рассказ учащегося о Риме Рассказ учащегося о Флоренции Рассказ учащегося о Венеции | Заинтересованность |
Слушание и анализ «Песни венецианского гондольера» Ф. Мендельсон. Цель: Выполнить задание в тетради. Повторное слушание. Коллективная творческая импровизация. | Слайд 6. Слушая музыку, постарайтесь определить, какие в ней есть особенности. Слайд 7. | Свободные высказывания Музыка монотонная, спокойная, красивая. Пластическое интонирование. | ||
Работа с учебником. Работа в группах. Цель: приобретение музыкально-слухового опыта. | Прочитаем что такое бельканто (стр. 38-39). Какой вы можете сделать вывод? Слайд 8. Бельканто (итал. bel canto, буквально — прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к середине 17 в. и составляющий основу итальянской вокальной школы. Слайд 9. Для бельканто характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку, изящество и виртуозный блеск исполнения. Одной из известных исполнительниц этого стиля является Мария Каллас, её портрет есть в учебнике на стр. 38. Слушание - Как вы думаете, кто из певцов, которых мы слушали в этом году, поёт в стиле бельканто? | Просмотр видео и работа в группе (вывод записать в тетрадь). Рассматривают портреты исполнителей в учебнике, дополняют сведения учителя. Слайд 10. 1 группа. МАРИЯ КАЛЛАС Эта выдающаяся певица прошедшего века при жизни стала настоящей легендой. К чему бы ни прикоснулась артистка, все озарялось каким-то новым, неожиданным светом. Она умела взглянуть на многие страницы оперных партитур новым, свежим взглядом, открыть в них доселе неизведанные красоты. Слайд 11. 2 группа.ЭНРИКО КАРУЗО (1873—1921) итальянский певец (портрет рядом на этой же странице). Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания — временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни. 3 группа. 4 группа. - Его голос, обширного диапазона, необычайной силы и насыщенности, с баритональными низами и сверкающими верхними нотами, неповторим по тембру. | Вывод: бельканто – красивое, прекрасное пение, Родина – Италия Исполнители. Сообщение новых знаний (каждой группой) | |
Художественное восприятие и анализ «Баркаролы» Ф. Шуберта Цель: создание условий для худ. восприятия муз. пр-ия | Слайд 12-13. Сегодня мы познакомимся с еще одной баркаролой австрийского композитора Ф. Шуберта, но это уже будет вокальное произведение. (Слушание баркаролы Ф. Шуберта) Какой образ запечатлен в этой музыке? Что передает нам инструментальное сопровождение? Ребята мы сегодня познакомились с прекрасными музыкальными произведениями, которые написали композиторы вдохновленные Италией, Венецией. | |||
Художественное исполнение «Венецианской ночи » М. Глинки Цель: создание условий для выражения внутреннего мира через вокальное исполнение. | Слайд 14.А сейчас давайте, и мы почувствуем себя исполнителями, давайте исполним ранее изученную баркаролу М. Глинки. Что вы знаете о ней? Исполнение «Венецианской ночи» М. Глинки. Молодцы! . ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека – это индикатор его здоровья. Знайте, что пение – это долголетие и определенный залог здоровья. Когда Вы поете – Ваше настроение всегда находится на высоком уровне. Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. | Свободные высказывания Русский композитор М.И.Глинка под впечатлением об Италии, Венеции написал романс в стиле Баркаролы «Венецианская ночь». | Эмоциональный отклик. Соединение с музыкой | |
4. | Закрепление учебного материала. Цель: Контроль знаний Выставление оценок | Что нового узнали мы сегодня на уроке? Слайд 15. Что общего во всех произведениях, которые мы сегодня слушали? Проверим свои знания с помощью теста. Ключевые слова: Бельканто. Баркарола. Венеция. Италия. Ла Скала. Опера. Ария. Слайд 12. Слайд 13. | Родиной красивого, прекрасного пения – бельканто является Италия. Познакомились с образами песен Ф.Шуберта и Ф. Мендельсона. Можно сказать, что все это лирические зарисовки образов природы, связанные с Италией Выполняют тестовое задание. | Свободное высказывание детей. |
5. | Домашнее задание. Цель: Стимулирование творчества. | Раскройте тему «Баркарола» в музыке, изобразительном искусстве, литературе. | Это может быть рисунок, стихи, песни по теме «Баркарола». | Передача художественного образа. |
Рефлексивный анализ. Цель: Создание условий для личной рефлексии ученика. | Учитель: Наш урок подошел к концу. Сегодня нас объединила музыка – Бельканто - искусство прекрасного пения. Вы пришли на урок с разным настроением. Желаю вам новых интересных встреч с музыкой. | Ученики: Рефлексия. Самоопределение детей. | Я хочу сказать... |
Список научно-методической литературы к уроку.
1.. Абдулина Д. Музыка 4 -7 методическое пособие – М.: Просвещение, 1986
2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания – М.: Просвещение, 1990
3. Вандрова Т.Е.. Пигарева И.В Воспитание музыкой - М: Просвещение, 1991
4 Вендрова Т. Е. Пусть музыка звучит- Волгоград: Учитель АСТ, 2012
5. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца - М.: Просвещение, 1989
6. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1989
7. Клёнов А. Там, где музыка живёт – М.: Педагогика – Пресс, 1994
8. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран - М.: Музыка, 2011
9. Сергеева. Г. П. Крицкая Е. Д.Пособие для учителя Уроки музыки 5 – 6 классы – М.: Просвещение 2013
10. Творческие портреты композиторов (популярный справочник) - М: Музыка, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс
Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/22/picture-1039905-1527013491.jpg)
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-507890-1552824374.jpg)
Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс
Презентация позволяет расширить представления учащихся по изучаемой теме.......
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-537758-1418594614.jpg)
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
Конспект урока "Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения"....
Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл
Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства с высокохудожественными образцами классической музыки. ...