Открытый урок по литературному чтению «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Людмила»

             Задачи:

1. Предметные

  • Выявить особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто   

            оперы.

  • Выявить разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм  внутри оперы.
  • Определить музыкальные портреты героев, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».
  • Закрепить понятия: опера, увертюра, ария, рондо, контраст.

2. Метапредметные

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
  • Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации  в

            процессе   познания содержания музыкальных образов оперы;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

3. Личностные

  • Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
  • Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Софьинская СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. ОПЕРА»

5 класс.

Учитель начальных классов:

Осадчая Елена Леонидовна

2019 год

Открытый урок по литературному чтению «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Людмила»

             Задачи:

1. Предметные

  • Выявить особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто  

            оперы.

  • Выявить разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм  внутри оперы.
  • Определить музыкальные портреты героев, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».
  • Закрепить понятия: опера, увертюра, ария, рондо, контраст.

2. Метапредметные

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
  • Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации  в

            процессе   познания содержания музыкальных образов оперы;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

3. Личностные

  • Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
  • Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Этапы урока, время

Учебный материал

Метод, прием работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный,

2 мин.

Вокальная импровизация

Создает эмоциональный настрой.

Музыкальное приветствие.

Музыкальное приветствие

Личностные: развитие творческих способностей

 Коммуникативные:

развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости

  1. Постановка темы и цели урока.

7 мин.

 

Организация учебной мотивации

Настраивает учащихся на деятельность.

- Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся?  

- И что увидим?

- Какие виды музыкальных спектаклей вы ещё знаете?

Мотивируются на активную деятельность, заинтересовываются

Выполняют задания мотивационной работы

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Игра

- А на какой спектакль мы сегодня отправимся, узнаем, отгадав загадку.

Отгадывают  загадку, и называют тему урока «опера».

Беседа

А все ли вы знаете о жанре опера?

В чем наша цель урока?

В ходе беседы выход на цель урока?

Цель – выявить взаимосвязь музыки и литературы в опере, особенности воплощения характеров героев в музыке.

  1. Освоение нового материала.

10 мин

Экспозиция увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки

Метод интонационного постижения музыки

А как вы думаете, какого героя рисует эта музыка?  

Какое произведение легло в основу этой Оперы?

Слушают фрагмент увертюры.

Отвечают на вопрос.

Вспоминают термин - увертюра

Определяют героя, дают ему характеристику

Личностные:  формирование  уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности

Познавательные: выявление взаимосвязь музыки и литературы в опере; закрепление понятий: опера, ария, солист, увертюра.

Коммуникативные: выражать своё отношение, учитывать разные мнения.

Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.

Выход на новый термин Либретто

(При помощи средств выразительности)

Либретто - записывают в

 муз. словарик (тетрадь)

Ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке».

Метод интонационного постижения музыки

Какими интонациями охарактеризован Руслан?

Сравнивают мелодии увертюры и арии.

Вспоминают термин - ария

Наглядно-слуховой

Давайте споем темы арии?

Исполнение тем Арии Руслана

Исполняют вместе  с учителем.

IV.Динамическая пауза.

3 мин

Под музыку

«На зарядку становись!»

Прием пластического интонирование

Импровизация

Предлагаю встать выполнить комплекс движений.

Какие ещё движения можно здесь использовать?

Спасибо, молодцы!

Выполняют движения за учителем

Выполняют импровизационные движения

Садятся на места

Личностные: развитие творческих способностей

 Коммуникативные:

развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости

  1. Освоение нового материала (продолжение)

8 мин.

 «Рондо Фарлафа»

Метод интонационного постижения музыки

Какого героя из этой же оперы рисует нам эта музыка?

Слушают. Дают характеристику. (При помощи средств выразительности)

Определяют, к каким героям (положительным или отрицательным) его отнесем?

Личностные: Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки.

Регулятивные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе   познания содержания музыкальных образов оперы;

Познавательные: восприятие музыки и выражение своего отношение; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

закрепление понятий: рондо, форма, контраст.

Беседа

 

Зачем в опере нужен отрицательный герой?

Это особенность драматургии оперы

Отвечают, рассуждают, аргументируя своё мнение.

Почему композитор выбрал для раскрытия образа Фарлафа форму рондо?

Вспоминаем определение-Рондо

Наглядно-слуховой

Исполняем рефрен из Рондо Фарлафа

Исполняют вместе  с учителем.

Метода «тождества и контраста»

Сравниваем, какими путями хотели достигнуть своей цели герои?

Образы добра и зла.

  1. Первичное закрепление

4 мин

Беседа

На уроке мы познакомились с героями оперы М.И. Глинки.

Какие особенности характера персонажей подчеркнул композитор в музыкальных образах?

Как мы это узнали?

В чем это проявилось, раскрылось?

Отвечают, аргументируя своё мнение. Обобщают, делают выводы.

Музыка (при помощи средств выразительности) помогает ярче раскрыть образы литературных героев. В опере это происходит через их сольные номера.

Коммуникативные:

формулирование и аргументирование собственного мнение, сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

  1. Рефлексия деятельности.

Подведение итогов.

        5 мин.

Тест на сопоставление.

Метод контроля

А сейчас давайте себя проверим, как мы ориентируемся в опере.

Выполняют тест на подготовленных листах

  1. Либретто
  2. Ария
  3. Увертюра
  4. Рондо
  5. Контраст

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: получают удовлетворённость, эмоциональный отклик

Познавательные: понимание

особенностей музыкального театра; степень сформированности представлении об особенностях построения оперы.

Регулятивные: умения анализировать и оценивать свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения.

Метод обобщения

Делаем вывод. Удалось ли нам сегодня на уроке достичь цели? Проверяем тест. Сами ставим себе отметку.

Дома закрепляем термины.

Делают вывод.

Проверяют тест.

Оценивают свои знания.

  1. Домашнее задание

1 мин.

Повторить разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы.

Записывают д/з в дневник

Личностные: формирование ответственности и самостоятельности в выполнении д/з

Познавательные: повтор разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм оперы с целью закрепления материала.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...

Презентация к уроку музыки в 5 классе: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н.А. Римского- Корсакова."

Презентация к уроку музыки в 5 классе: " Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н. А. Римского- Корсакова."...

Урок музыки для учащихся 5 класса "Первое путешествие в музыкальный театр . Опера."

Урок музыки для учащихся 5 класса по программе "Музыка"( Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)                        ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. ОПЕРА"

Данная презентация дополняет материал к уроку музыки в 5 классе по теме "Первое  путешествие в музыкальный театр. Опера"...