Конспект урока музыки в 5 классе "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера",
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Малханова Сэсэг Будаевна

Урок музыки в 5 классе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

Тема урока: "Первое путешествие в музыкальный театр". Опера.

Цели урока: 

  • Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова "Садко".
  • Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
  • Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к вокальному искусству.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, рабочая тетрадь к учебнику, фонохрестоматия музыкального материала для 3 и 1 классов, музыкальные словари, раздаточный материал со словами песен "Ой, ты тёмная дубровушка", "Заиграйте, мои гусельки", "Колыбельная Волховы", таблицы для характеристики главных героев оперы.

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. История возникновения театра.
  3. Возникновение оперы и её особенности как жанра.
  4. Опера Н.А.Римского - Корсакого "Садко".
  5. Закрепление нового материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент. 

Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!"

Возникновение оперы в Италии на рубеже XVI-XVII веков было подготовлено некоторыми формами ренессансного театра и развитым сольным пением с инструментальным сопровождением. Важнейший элемент оперного произведения - пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.

Итак, опера (итал. opera-действие, сочинение, произведение)- синтетический вид искусства, объединяющий в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец. Возникло оперное искусство в Италии в конце XVI века. Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа (итал. seria- серьёзная) - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.

Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.

Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения.

Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво.

Речитатив - полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.

Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.

Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.

Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.

Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями.

В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами, фантастика - с настоящими бытовыми сценами (Рисунок 1). 

http://festival.1september.ru/articles/611175/1.jpg

Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера "Садко" написана русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым (Рисунок 2). Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко. В этих вариантах показаны предшествующие события: спор гусляра с новгородскими купцами, чудесное появление в Ильмень - озере золотых рыбок, подаренных Морским царём Садко за его песни. Материалом для образа морской царевны - Волховы композитору послужила народная сказка "Василиса Премудрая и Морской царь". Ряд других сюжетных особенностей был заимствован в песенных и эпических произведениях народной поэзии. В итоге либретто оперы "Садко" имеет народный характер. В процессе подготовительной работы над музыкой оперы Римский - Корсаков изучил русские былинные распевы для достоверности показа особого говора древнего Новгорода. Композитор в повествовании пользуется особым речитативом, основанном на былинной декламации. Садко - гусляр характеризуется народными песнями разных жанров, фантастические образы - особыми средствами выразительности: вокализами, своеобразной ладовой гармонией, меняющимися ладами.

http://festival.1september.ru/articles/611175/2.jpg

Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере "Садко" - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок "Окиан- море синее"(учащиеся слушают вступление к опере полностью). Послушайте, я сыграю вам начало вступления, чтобы напомнить первоначальную интонацию. Охарактеризуйте её, какие инструменты исполняют эту тему (музыка вступления рождается из короткой нисходящей интонации, состоящей из трёх звуков, тему исполняют низкие струнные). Да, это главное зерно темы моря - главный лейтмотив оперы. Какую картину рисует музыка? (музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря). Как композитор нарисовал музыкальную картину моря, какой приём развития музыки использовал (приём повтора). Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности. На фоне звучания низких струнных (мотива моря) звучат аккорды причудливой гармонии у деревянных духовых - английского рожка и двух кларнетов. Аккорды звучат мечтательно и фантастично, намекая на чудеса Подводного мира, таящегося в глубинах океана. Прослушав вступление к опере "Садко", ответьте, сколько музыкальных тем можно выделить? (тема одна, это тема моря). Есть ли тема, которая характеризует главного героя - Садко, ведь обычно увертюра строится на главных музыкальных характеристиках героев (отдельной темы Садко нет). Давайте сравним два музыкальных вступления к двум разным операм - увертюру к опере "Руслан и Людмила" М.И.Глинки и вступление к опере "Садко". Вспомните прослушанную на прошлом уроке увертюру М.И. Глинки к опере "Руслан и Людмила". Какие музыкальные темы звучат в увертюре? (тема свадебного пира - это главная тема, тема любви Руслана - побочная тема, тема Черномора - заключительная тема). Какую картину рисует звучание увертюры Глинки? (Это тема праздника, обобщённого представления обо всём содержании оперы). Вступление " Окиан-море синее" рисует картину моря, которая будет происходить через всю оперу и является своеобразным былинным зачином, характерным для жанра былины.

Далее события разворачиваются следующим образом. Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Что чувствует в душе Садко? (он обижен и раздосадован). Какую песню будет петь Садко, оказавшись на берегу Ильмень - озера? (грустную, печальную). Вы вспомните эту песню, мы прослушаем её сейчас в записи (звучит песня Садко "Ой, ты тёмная дубровушка"). 

Предлагаю спеть её все вместе, ориентируясь на нотную запись (дети поют, используя раздаточный материал - слова песни "Ой, ты тёмная дубровушка"). Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные. Определите характер мелодии, к какому жанру относится (мелодия распевная, выразительная, написана в характере лирической народной песни). Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? Какой голос (академическое пение) у главного героя? (Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях, голос - высокий мужской, тенор). Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей (в симфоническом оркестре - звучание арфы). Встречались ли вы с приёмом звукоподражания в оркестре (гусли - арфа), в каком произведении (песня Баяна из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинки).

Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек (просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны). Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами (подражание птичьему клекоту). В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода. Далее следует хор девиц Подводного царства и возникает образ Морской царевны - фантастического существа (лирико-колоратурное сопрано). Музыка строится на призрачных, причудливых и неустойчивых гармониях. Морская царевна характеризуется вокализами, которые звучат на фоне глиссадо арфы, флейты и кларнета (Рисунок 3).

http://festival.1september.ru/articles/611175/3.jpg

В последующей сцене Садко и Морской царевны много ансамблевых и сольных номеров. "Кто же ты, девица?" - спрашивает Садко. Морская царевна ему отвечает: " Долетела песня твоя до глубокого дна Ильмень - озера. Сёстры мои позаслушались, пуще их всех позаслушалась я - позаслушалась, пригорюнилась. Вот и вышла - повышла я с сёстрами на зелен луг да на крут бережок. О, разгони же тоску ты кручинушку, песню весёлую спой. Наигрыш ты заиграй переборчатый- сёстры круги заведут". Песня Садко пробудила в Морской царевне человеческое участие. По её просьбе Садко поёт песню "Заиграйте, мои гусельки" (дети слушают вторую песню Садко).

Охарактеризуйте первоначальную интонацию, на чём основано развитие мелодии, как дальше развивается образ Садко (удалая, восходящая, в мажорном ладу; по характеру - весёлая, хороводная; много раз повторяется, развивается за счёт вариационного повтора).

Мелодия лёгкая, запоминающаяся, начинается удалой восходящей интонацией. В третьем куплете уже сама Морская царевна подхватывает мелодию, переходя в дуэт. Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни. Она предсказывает ему радость и богатство.

Дальше действие происходит на пристани. Садко спорит с купцами, что выловит из Ильмень - озера рыбу золото перо и выходит победителем из спора (Рисунок4 ) . Снарядив корабли, он отправляется в далёкое плавание. Двенадцать лет свободно путешествовал Садко, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Выпадает жребий Садко путь держать на дно морское.

http://festival.1september.ru/articles/611175/4.jpg

Садко опускается в терем морского царя, грозно встречает его царь (Рисунок 5). Морская царевна просит его не гневаться, а велеть лучше Садко песню спеть. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери. В разгар свадебного пира появляется Видение - Старчище могуч богатырь в облике калики перехожего. Он прекращает пляску и повелевает Подводному царству исчезнуть, морской царевне превратиться в реку, а Садко вернуть в родной Новгород и служить родной земле песням.

Седьмая картина - прощание Волховы с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. В центре этой сцены находится образ Волховы, развитие которого достигает здесь завершающей стадии. Морская царевна почти становится человеком, но вслед за тем она растворится в мире природы. Прощаясь с Садко, она пропоёт колыбельную песню (слушание колыбельной Волховы). Давайте ответим на вопросы по прослушиванию колыбельной Волховы: какой предстаёт перед нами Волхова - образ фантастический или человечный? В какой форме написана колыбельная? (куплетная). Есть ли в самой мелодии колыбельной необычные, волшебные интонации? Где звучат эти интонации - в куплете или припеве? (наиграть, напомнить; такие интонации появляются в припеве и в мелодии, и в оркестре - во втором куплете в фигурации струнных, в третьем куплете - в сочетании с красивыми подголосками арфы и флейты). Эти подробности изложения навеяны образами поэтического текста, где рисуется берег и озеро, заросшее тростником (смотрите слова колыбельной). Прощальные фразы Волховы "Баю-бай!" превращаются в вокализы и словно растворяются в волшебной гармонии. Перед тем, как хором исполнить колыбельную, я прочитаю слова колыбельной, а вы проследите внимательно за правильностью постановки ударения, смыслом поэтического стиха (учитель читает слова колыбельной). При исполнении обратите внимание на выстраивание хорового звучания, пойте, обязательно прислушиваясь к музыкальному сопровождению, пойте по руке дирижёра в общем характере музыки (legato)- плавно (хоровое исполнение колыбельной). Обратимся к картине М.Врубеля "Волхова" (см. учебник стр.55), чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны. Дайте характеристику живописному образу Морской царевны.

http://festival.1september.ru/articles/611175/5.jpg

Также в учебнике на стр.55, 54 даны картины. Подберите литературные фрагменты из былины к каждой из них. Какие фрагменты из оперы "Садко" Н.А. Римского-Корсакого созвучны этим изображениям? Какие средства художественной выразительности картин музыки раскрывают характеры главных героев оперы "Садко"?

Закрепление нового материала.

Ответьте на следующие вопросы: что такое опера? Какие виды искусств объединены в оперном спектакле? Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил? Назови имя композитора, написавшего оперы "Садко". Есть ли в твоём городе музыкальный театр? Есть ли в репертуаре музыкального театра оперы?



Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4 классе

Тема урока "Старый замок"

Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Задачи:

  1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
  2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Оборудование урока: 

  1. Музыкальный центр.
  2. Фортепиано.
  3. М. П. Мусоргский. Прогулка.
  4. Плакат с музыкальными терминами.
  5. М. П. Мусоргский. Старый замок.
  6. «Песня рыцаря» (12 век).
  7. Теофиль Готье. Стихотворение «Средневековье».
  8. Г. Гладков «Песня трубадура».

Ход урока

Музыкальное приветствие учителя и учащихся. 

Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?

Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.

Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Учитель: Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка» (Портрет композитора).

Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  1. «Гном»;
  2. «Старый замок»;
  3. «Тюильрийский сад»;
  4. «Быдло»;
  5. «Балет невылупившихся птенцов»;
  6. «Два еврея – богатый и бедный»;
  7. «Лиможский рынок»;
  8. «Катакомбы»;
  9. «Избушка на курьих ножках»;
  10. «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки». Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.

Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).

Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).

Музыка, которую мы послушаем называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.

Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).

А теперь мы сравним пьесу «Старый замок» с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).

Сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура» Г. Гладкова.

Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?

Почему юношу называют трубадуром? Сравните «Песню трубадура» с «Песней рыцаря».

Разучивание «Песни трубадура».