Урок музыки для учащихся 5 класса "Первое путешествие в музыкальный театр . Опера."
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Бортникова Светлана Викторовна

Урок музыки для учащихся 5 класса по программе "Музыка"( Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)                                                                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoe_puteshestvie_v_muzykalnyy_teatr_._opera._.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки для учащихся 5 класса по программе "Музыка" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)                                                                                                                                                     Тема урока: «Первое путешествие в музыкальный театр . Опера.                                                                   Цель урока: расширить и углубить знания учащихся  об оперном искусстве.                                                                        Задачи:                                                                                                                                                                                    1) Познакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения, как источника либретто оперы.                                                                                                    2) Расширить представление о разновидностях вокальных жанров и форм внутри оперы ( хор, рондо)

3) Сформировать представление о синтезе искусств в оперном жанре.

Музыкальный материал: Сцена Фарлафа и Наины, рондо Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».                                                                                                                                                  Видеоряд: фрагмент оперы М. Глинки « Иван Сусанин»                                                                        Зрительный ряд: портрет М. Глинки, портрет А. Пушкина

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.        

- Как вы помните, тема первого полугодия « Музыка и литература». На предыдущих уроках вы рассуждали о том, нужна ли музыке литература , нужна ли литературе музыка? И пришли к выводу, что от слияния музыки и литературы возникли некоторые музыкальные жанры. Повторим, какие – песня, романс, часть инстументальных произведений, хоровая музыка. А здесь стоит знак вопроса( на доске схема)

 

Учитель:

- Название какого музыкального жанра скрыто в этом кружке? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сегодня отправляемся в путешествие! Внимание на экран( Видеозапись финала оперы « Иван Сусанин» Глинки. Хор « Славься!»)

2.Работа по теме урока                                                                                                                                         - Что это? Какой музыкальный жанр увидели?- опера. Давайте повторим что же такое опера?                               Д -Симфонический оркестр, герои пели, декорации, герои в костюмах…..                                                                 У- Где всё происходило? На сцене? Д- на сцене, в театре..                                                                                          У- Значит это действо- музыкальный спектакль! Всё это называется красивым словом- опера. Какие искусства соединяются в опере?- музыка, литература, сценическое действие. Первая наша остановка- опера « Иван Сусанин»М. Глинки.                                                                                                                                                     - О чём рассказала музыка? Какие интонации услышали?- торжественные, гордые, ликующие, радостные, победные, праздничные!                                                                                                                                            - В какой образ складываются интонации?-гимн русским людям, гимн Отечеству!(вспоминаем об освобождении от польских захватчиков) Какими средствами музыкальной выразительности создаётся этот образ?( темп, динамика, лад, кто исполняет, обсуждение)                                                                                          - Когда в 1836 году в опере зазвучал хор «Славься!» вся публика в зале встала. Почему? Какую музыку слушают стоя? – гимн. Эта музыка стала неофициальным гимном России. В ней Глинка соединил интонации  русской народной песни, знаменного распева, интонации кантов  18 века.           ( исполнение хора Славься!)                                                                                                                                    - А смогли бы мы с вами сейчас спеть хор, если бы не было слов, литературы?-нет..А опера была бы?- нет..Так как опера - это синтез музыки и литературы.

Следующей нашей  остановкой в путешествии будет другая опера Глинки на сюжет поэмы Пушкина « Руслан и Людмила»( Учитель читает фрагмент из поэмы)                                                                                  - Какой Фарлаф у Пушкина? – трусливый, боязливый, свалился в ров от страха..                                             - А Наина? Злая или добрая? – не ясно, определить пока не возможно. А что нужно сделать с поэмой чтобы получился спектакль? – переделать в пьесу. А кто возьмётся за это дело? Композитор или литератор?- литератор .Называется эта пьеса- либретто .Посмотрим и послушаем, что из этого получилось( сцена Фарлафа и Наины)

- Какими же стали образы героев в либретто? – ещё ярче.Фарлаф?- трусливый. А Наина? – хитрая, злая, коварная.Давайте споём фрагмент « Близок уж час торжества моего…»( пение) Какой получается образ? – гордый герой. А у Глинки? Что нужно изменить, чтобы было как у Глинки?- темп, спеть быстрее( поём)- что это привнесло в характер Фарлафа?- хвастается, взахлёб произносит слова..а какие интонации в аккомпанементе? Танцевальные или песенные?- танцевальные.

- Один раз звучит мелодия, которую мы пели или повторяется?- повторяется несколько раз.Это форма рондо. Для чего Глинка испрользует форму рондо?- чтобы подчеркнуть главную мысль- непорядочность и хвастовство Фарлафа.                                                                                                    3.Вывод:                                                                                                                                                               Наше путешествие подходит к концу, подведём итог.                                                                                          -Фрагменты каких опер мы посмотрели и услышали сегодня?- « Руслан и Людмила», « Иван Сусанин» Глинки.                                                                                                                                                          - С какой музыкальной формой встретились?- рондо. Какие виды искусства объединяет в себе опера?- музыка, литература, живопись, сценическое действо. Какова роль литературы в опере? Как называется пьеса, по которой композитор пишет оперу?- либретто. Что же мы напишем в схему вместо знака вопроса?- опера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...

Урок музыки во 2 классе на тему "Музыкальный театр. Опера."

Урок музыки во 2 классе на тему "музыкальный театр. Опера.Программа Е.Д.Критской "Музыка". Раздел "В музыкальном театре". Урок соответствует ФГОС. На уроке дети знакомятся с понятием оперы. На музыкал...

Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс

Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...

Презентация к уроку музыки в 5 классе: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н.А. Римского- Корсакова."

Презентация к уроку музыки в 5 классе: " Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н. А. Римского- Корсакова."...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Путешествие в музыкальный театр. Балет"

На уроке ученики 5 класса продолжают знакомство с темой "балет", на примере балетов П.И.Чайковского "Щелкунчик" и "Лебединое озеро"...

Открытый урок по литературному чтению «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: Сформировать представление об особенностях оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с героями оперы М.И. Глинки « Руслан и Люд...