Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах А.П. Чехова
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Урок литературы в 10 класса Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах А.П. Чехова

Скачать:


Предварительный просмотр:

09.04.2024г.

Урок литературы в 10А классе

Тема: Многообразие философско-психологической проблематики в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Цели:

Обучающая: раскрыть трагизм повседневно- будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Развивающая: формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие способности, монологическую речь, Выдвигать и отстаивать свою точку зрения; развивать навыки делового партнерского общения.

Воспитательная: вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности; воспитание толерантности в классе.

Примечание

1.Учащиеся заранее распределены по группам, их 3. Распределились, вытаскивая номер своей будущей группы. Группы выбирают лидера.

2. Учитель настраивает ребят на нестандартную форму проведения урока по произведению А.П.Чехова «Ионыч», по итогам которого каждый учащийся получит оценку в зависимости от количества набранных баллов, которые будут заносить в свой маршрутный лист.

Задания

Самооценка

Оценка группы

Соревнование идет и между группами, для чего каждая из них получает маршрутный лист группы.

Задания

Результат

Ф.И. активных учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя. Тематический диапазон произведений, написанных А.П.Чеховым в 1890-1900 годы разнообразен. Писателя интересует множества людей в различных ее проявлениях: служба, семья, болезнь, любовь. По-прежнему его привлекает проблема счастья. Писатель ищет ответ на вопрос, почему же у нас жизнь такая «дурацкая»? « Кто виноват?» и «Что делать?» извечные русские вопросы.
  3. Работа с рассказом «Ионыч».Учитель раздает группам карточки с заданиями, которые нужно выполнить за 20 минут. Группы выступают с краткими ответами на поставленные вопросы, приводя аргументы и выражая свое отношение к данному вопросу. Происходит обсуждение, другие группы могут задавать вопросы, высказывать свое мнение.

Задания по карточкам

Первая группа. История жизни Дмитрия Старцева

1. Можно сказать, что Старцев- жертва влияния обывательской среды? Это главный проблемный вопрос, на который нужно найти ответ.

2 Каков духовный мир героя, каковы идеалы молодого врача? ( На примере взаимоотношений Старцева и семьи Туркиных).

           3.  Чем Старцев отличается от обывателей города С.?            

4. Проследите, как ведет себя молодой Старцев в семье Туркиных, что  настораживает в его поведении?

5. Как Старцев относится к обывателям?

6. Каким мы видим героя во 2 и 3 главах?

7. Какое важное событие произошло в жизни Старцева?

         8.Прошло еще четыре года.Какие изменения произошли в жизни героя?

          9.  Каков жизненный итог Старцева?

Вторая группа. Любовь в жизни героев рассказа.

  1. Чем привлекла Екатерина Ивановна Старцева?
  2. Как сильно Дмитрий Старцев был влюблен в Котика?
  3. Как развивались взаимоотношения Старцева и Котика?
  4. Сравните два свидания героев во 2 и в 4 главах.
  5. Кто виноват в том, что «не состоялась любовь Дмитрия Старцева и Екатерины Ивановны?
  6. Один из исследователей творчества Чехова писал, Екатерина Ивановна « в погоне за иллюзорным счастьем упустила реальное личное счастье». Можно согласиться с этим мнением? Что потеряла Екатерина Ивановна?

Третья группа. Приемы, используемые А.П.Чеховым для передачи внутреннего мира героев.

1.Важное место в структуре чеховского рассказа занимает художественная деталь. Мысли, чувства, переживания объяснены опосредованно- через предметный мир. С помощью художественной детали он создает лаконичную и емкую характеристику персонажа. Какие художественные детали используются в раскрытии образа Старцева?

2. Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно- эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?

3.Какие приемы Чехов использует для передачи внутреннего мира героя?

4. С помощью каких изобразительных средств создается автором собирательный образ жителей города С.?

4.Слово учителя.

Итак, мы узнали много интересного. Теперь подведем итоги и выставим баллы каждому ученику.

  1. Рефлексия. Ответьте на вопросы.

-что я чувствовал во время обсуждения…

-что нового я узнал для себя…

- если я почувствовал вовлеченность, то почему…

- если оставила равнодушным, то почему…

     5. Домашнее задание. Написать сочинение- миниатюру « Есть ли настоящая жизнь в городе С.?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Тематика, проблематика, идея пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущ...

"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)

Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Урок по литературе на тему "Проблематика рассказа А.П. Чехова "О любви"

Данная разработка урока создана с целью определения проблематики произведения А.П.Чехова, а также ознакомления учащихся с новым для них понятием "психологизм". В ходе урока отрабатываются на...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...