Нравственные уроки рассказа В. Осеевой «Бабка
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тарковская Оксана Александровна

Совершенствование навыков понимания содержания произведения «Бабка» В.Осеевой

 Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, нахождение нужных слов для его определения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока: «Нравственные уроки рассказа В. Осеевой «Бабка»»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель: совершенствование навыков понимания содержания произведения «Бабка» В.Осеевой

Задачи: 1. Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, нахождение нужных слов для его определения.

2. Коррекция мышления через анализ  художественного текста, развитие устной связной речи.

3. Воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главной героини рассказа.

Планируемые результаты:

Предметные:

   формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию;

    формировать умение аргументировать свою точку зрения;

    стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

    обогащать словарный запас и расширять кругозор обучающихся;

    развивать познавательный интерес к изучению материала;

    развивать умения вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы,

    развивать умение анализировать прочитанное;

    способствовать формированию уважительного отношения к своей семье .

Метапредметные:

Регулятивные БУД:

    пытаться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

    проговаривать последовательность действий на уроке, выстраивать алгоритм;

    учиться высказывать своё предположение (версию),

Познавательные БУД:

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

    анализировать текст, находя ответы на вопросы в тексте;

    делать выводы самостоятельно и в результате совместной работы учителя и обучающихся.

Коммуникативные БУД:

   участвовать в диалоге;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: учебник «Чтение», 5 класс; презентация; опорная карта по работе с текстом для каждого обучающегося.

Эпиграф к уроку:

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

Ход урока:

1.- Здравствуйте! Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причину, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причину, отчего у вас на сердце легко.

В конце урока мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

2. Эмоциональный настрой. 

- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной. Я умный и сообразительный. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня всё хорошо.

- Спасибо. Присаживайтесь на свои места.

Сегодня на уроке нам предстоит выполнить очень много заданий, но прежде чем мы начнём читать, необходимо язычки нам всем размять. Проведём речевую разминку.

1) Учись отчётливо произносить звуки.

Надень, Борька, тапки, беги, Борька, к бабке.

2) Дыхательная гимнастика.

Тяжело вздохнет украдкой от печали наша бабка (руки на животе, глубокий вдох – медленно, выдох – медленно).

- О ком говорится в речевой и дыхательной гимнастиках? Какое произведение это вам напомнило?

- Назовите героев этого рассказа.

- Какие чувства вы испытали при прочтении рассказа?

- Почему автор использовала в заглавии и в тексте такую грубую форму слова – бабка? Сегодня продолжим работу над произведением.

- Какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели?

(Памятка на доске)

-Сейчас поработаем в группах. Каждая группа будет подбирать черты характера каждого из героев.

 В этом вам поможет вот такая схема. Давайте посмотрим на шаги которые здесь прописаны.  

1 шаг

      Познакомьтесь с произведением.

 - Мы уже познакомились.

2 шаг

  Постарайтесь представить героя.

 Каждая группа будет представлять своего героя (бабку, родителей, Борьку)

 - Представили? Хорошо!

3 шаг  

    - Подберите подходящие черты характера для героя. Посмотрите вокруг, я вам решила немного помочь, расклеив везде слова, обозначающие черты характера  ваших героев (дети обсуждают в группах, встают и приклеивают слова-таблички, подходящие для героев)

4 шаг

 -  Докажите свое мнение примерами из текста. Поработайте с текстом, для этого я дам вам немного времени.

         - Итак, начнем с первой группы. Вы выбрали такие черты характера…

   1 гр.                                         2 гр.                     3 гр.

Борька                                Родители                   Бабка

грубый                                  грубые                     уважительная

невоспитанный              равнодушные                   заботливая

неласковый                     невнимательные                      добрая  невнимательный                бессердечные             справедливая

                                                                                 мудрая

Поработаем с частями текста.

- Сколько их?

- Перед вами опорная карта урока. Задание 1. Расположите пункты плана в правильной последовательности (дифференцированное задание)

Глава 1. Отношение к бабушке в семье.

Приём «Верные и неверные утверждения»

- Предлагаю вам поиграть в игру «Верно ли что…?» Я буду зачитывать вопросы, вы в таблице опорной карты урока ставите + или -. Задание 2.

- Верно ли что бабка была в доме лишним человеком?+

- Верно ли что её называли ласково, с любовью бабулей?-

- Верно ли что она ежедневно в доме мыла, чистила, варила?+

- Верно ли что бабка спала на кровати?-

- Верно ли что бабушка говорила «Не просто жить, не просто жить на свете!»?+

- Проверьте правильность ответов у своих одноклассников.

- Какой нравственный урок вынесли мы из 1 главы рассказа?

Вывод: все в доме плохо относились к бабке.

Глава 2. Не просто жить на свете.

Приём «Ромашка Блума»

- Для проверки знаний по 2 части рассказа воспользуемся «Ромашкой вопросов». Вы будете работать в группах. Выберите своей группе, пожалуйста, любой лепесток (на лепестках 6 типов вопросов: простой, уточняющий, практический, оценочный, творческий, объясняющий) и по 3 подсказки в каждом. Работайте по составлению вопроса.

- Зачитайте свои вопросы.

- Участники другой группы отвечают на вопрос.

- Согласны вы с ответом? (если не согласны, то представьте свой вариант ответа).

На доске рядом с «ромашкой вопросов» появляется «ромашка ответов»

(- Какие отношения были с бабушкой у Борьки?

- Почему старость у бабки была горькой?

- Чему долгая жизнь научила бабушку?

- Почему бабушка просила Борьку заботиться о матери?)

Вывод: иногда Борька проявлял заботу о бабке.

- Ребята, мы с вами хорошо работаем. Настало время отдыха.

Физминутка (ритмическая гимнастика)

Стучат колеса: тук- тук- тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог

И вкусный испечет пирог,

Расскажет сказку про зверей.

Мы едем к бабушке своей.

- Обратимся к 3 главе.

Глава 3. Жизнь учит.

Чтение по ролям отрывка текста с.114

- Расскажите, как повлиял на Борьку приход товарища? (Вызываются 2 обучающихся, по очереди выслушиваются их ответы и оцениваются одноклассниками при помощи сигнальных карточек: очень хорошо - красный, хорошо – зелёный, старался, но не всё получилось – жёлтый)

-Какой нравственный урок из 3 главы мы получили?

 Вывод: приход товарища заставил Борьку задуматься о трудном положении бабки в семье.

- Послушайте аудиозапись отрывка 4 главы рассказа.

Глава 4. Потрясение.

Задание 3 в опорной карте урока. Дано изображение шкатулки. Рядом картинки предметов. Соедините стрелками, что оставила бабка на память о себе?

-  Как воспринял смерть бабушки Борька?

- Что произошло в его душе, когда он получил последний бабушкин подарок «Внуку моему Борюшке»?

- Почему на коленках глина? Где был? Что делал?

- А когда человек стоит на коленях?

Вывод: Борька  раскаялся, но поздно. Сердце его оттаяло, он понял свои ошибки.

 - А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

Итог: Трудно найти человека, который бы не совершал в своей жизни ошибок. Главное – не погрязнуть в них, постараться исправить их.  Но ещё важнее не опоздать с добрыми словами, с добрыми делами.

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это пятая заповедь Закона Божия.

- Задумайтесь на мгновенье, как вы относитесь к родителям, бабушкам, дедушкам?

Индивидуальная работа по карточке. Отметьте + и -

- Сейчас мы  посмотрим,  какие уроки жизни  вы взяли для себя?

Составьте правило, помогающее исполнить заповедь «Чти отца твоего и матерь твою». При составлении правила можно пользоваться этими предложениями.

Выберите нужные из них:

•        обманывать родителей;

•        обижаться за наказания;

•        оставлять за собой беспорядок;

•        не заботиться о близких людях;

•        смеяться над старыми людьми;

•        нужно всегда любить своих родителей;

•        ценить и уважать их;

•        заботиться о них;

•        помогать им;

•        утешать их в трудную минуту;

•        не обижать и не огорчать их;

•        всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.

-  Как вы думаете, каков рецепт семейного счастья?

- Столько много было сказано и проделано на уроке…

-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены?

- Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?

- Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать рассказ «Бабка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».

Вы отлично потрудились и получаете оценки….

Посмотрите на ваши сердечки…

Домашнее задание: Напишите письмо Борьке, его родителям с советом.

Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока.

На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока – красное, жёлтое, зелёное. Перед вами на доске Дерево Жизни.

Если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповедь Закона Божия  – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока литературы для 6 класса. В основе урока - эвристическая беседа с учащимися с опорой на индивидуальные задания: клип, презентации, ответы на проблемные вопросы, иллюстрации....

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Урок по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Технологическая карта урока и презентация-проект учащихся...

Интегрированный урок литература + обществознание по теме «Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...

Интегрированный урок обществознание и литература по теме: "«Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...

Технологическая карта внеурочного занятия «Создание музея одного произведения» (на основе рассказа Валентины Осеевой «Бабка»)

Внеурочное занятие в рамках программы внеурочной деятельности «Проектная мастерская». Направление: общеинтеллектуальное. Предмет: литература. Класс: 5 класс...