Конспект урока по поэме А.Вознесенского и рок-опере А.Рыбникова "Юнона и Авось"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок для учащихся 9 класса. Была проведена большая работа: учащиеся исполняли главные музыкальные композиции на уроке. Родителя цчащихся приняли активное участие в подготовке к уроку: проводили репетиции музыкальных эпизодов урока. Урок включал в себя элементы инсценирования, музыкального исполнения учащимися основных композиций рок-оперы, выразительного чтения фрагментов поэмы, беседу-размышления по содержанию поэмы. В конце урока была исполнена песня "Алиллуйя любви" всеми учащимися класса. На уроке присутствовали администрация школы и родителя учещихся 9а класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsekt_uroka_po_rok_opere_a.rybnikova_yunona_i_avos.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9а классе

Любовь как высшая ценность, противостоящая драматизму окружающего мира, в рок-опере А. Рыбникова «Юнона» и «Авось» 

учитель русского языка и литературы Иванова Светлана Львовна

тип урока - комбинированный, жанр - интегрированный (музыка и литература)

Цель урока:  раскрыть идейно-художественное содержание музыкального произведения А.Рыбникова "Юнона и Авось" как целостного единства слова и музыки

Задачи:

  • Проанализировать содержание произведения (основных фрагментов), характеров главных героев
  •  Познакомиться с новым музыкальным жанром и на основе элементов содержательного анализа  музыкальных фрагментов из рок-оперы (ознакомительно);  
  • Воспитывать патриотические чувства на примере главного героя  рок -оперы.
  • Способствовать расширению информационного пространства.

Формы работы -  фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.

Ход урока.

Учитель: О любви подлинной, высокой немало написано замечательных произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них. Речь пойдет не только о любви к женщине, это произведение и о любви к родине, людям, своему делу.

Произведению, о котором сегодня мы будем говорить, уже четверть века! А событиям -  более 200 лет.

Справка (ученик): рок  музыканты в поисках новых возможностей  обратились к традициям классической музыки и возникли такие направления,  как симфо-рок,  арт – рок, барокко-рок, рок – опера,  которая появилась  в 60 – гг в Америке. Одна из самых известных – «Иисус Христос – суперзвезда».  В России 70 – гг. « Орфей и Эвридика», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось».

Автор рок-оперы наш современник Алексей Рыбников - член совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Обладатель национальных премий «Ника», «Кинотавр», «Золотой Орфей».

Справка (ученик) Алексей  Рыбников родился в 1945 г. Учился у Арама Ильича Хачатуряна (известного по таким прекрасным балетам как “Гаянэ”, “Спартак”, музыке к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»). В 1975 г. А. Рыбников сочинил музыку к мюзиклу “Приключения Буратино”, «Волк и семеро козлят на новый лад», а в 1976 г. – рок-оперу “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” (по произведениям Пабло Неруды), которая была впоследствии экранизирована. В 1981 г. А. Рыбников пишет свою вторую рок-оперу “Юнона” и “Авось” о событиях 1806 года.

Справка (ученик): Либретто написано Андреем Вознесенским - почетным членом десяти академий мира. Он награжден двумя орденами «За заслуги перед Отечеством».Пришел в литературу в эпоху "оттепели", стал одним из ведущих поэтов-шестидесятников.

Режиссер-постановщик - Марк Захаров, руководитель знаменитого театра ЛЕНКОМ.

Справка (ученик): В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова.  Граф Резанов  мечтал «Свесть Америку с Россией»,  для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии.

Граф (ученик): Резанов Николай Петрович (1764-1807 гг.) – выдающийся русский путешественник и государственный деятель. Один из учредителей Российско-американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб-гвардии Измайловского полка. Позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляющего главного правления Российско-американской компании. В 1806 г. предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-американской компанией и испанскими колонистами. На обратном пути в Россию умер в Красноярске от простуды.

Обратимся к переписке Н.П. Резанова. “Пусть как угодно ценят подвиг мой, но при помощи Божьей надеюсь хорошо исполнить его, мне первому из России здесь бродить так сказать по ножевому острию…”

Из письма современника (ученик): “Всё-таки надо отдать справедливость обер-камергеру фон Резанову, что при всех своих недостатках он всё же отличается большими административными способностями. И не все человеческое ему чуждо. Можно было бы подумать, что он уже сразу влюбился в эту молодую испанскую красавицу. Однако, в виду присущей этому холодному человеку осмотрительности, осторожнее будет допустить, что он просто возымел на неё какие-то дипломатические виды” (из дневника доктора Лангсдорфа).

Из письма современника (ученик): “Сей господин Резанов был человек скорый, горячий, затейливый, писака, говорун, имеющий голову более способную создавать воздушные замки в кабинете, нежели к великим делам, происходящим в свете…” (флота капитан 2-го ранга и кавалер В.М. Головин).

Учитель: Вот пример того как по-разному могут отзываться об одном и том же человеке его современники…

Такой интересный, волевой, целеустремленный русский офицер становится главным героем рок-опреы.

Обратимся к названию: Юнона и Авось - почему? (Юнона - богиня любви, Авось - расчет на случай (БОГ даст)

РЕЗАНОВ (ученик):

Мне сорок, но успокоенья нет –

Всю жизнь бегу за призраком свободы

В мои-то годы нет иной заботы.

(Садится за стол и пишет письмо).

Милостивый государь мой Алексей Николаевич Румянцев!

Уповая на всемилостивейшее покровительство Ваше, вознамериваюсь просить Вас о поддержке моего дерзновенного прожекта. С помощью Божией намереваюсь я ныне, возглавив первое кругосветное путешествие россиян, жизнь отдать расцвету Российско-американской кампании, с тем, чтобы распространить свет Отечества нашего до Калифорнии и Сандвичевых островов. Да будет Россия крылата парусами!

(Встает, проходит вперед).

Уповаю на Ваше великодушие! Ваше сиятельство!

Соблаговолите поддержать сей дерзкий прожект мой.

Я удачлив, Ваше сиятельство!

Сие предприятие сулит большие блага Российской державе и последствия ея будут по достоинству оценены потомками нашими.

Романс морских офицеров (исполняют подготовленные учащиеся).

Слушаем романс.

Учитель: "...ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь…"

Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения?  ( с Родиной)

- Каким вы себе  представляете главного героя? Его основные черты характера? (настойчивый  умный образованный, глубоко любящий свою Родину)

Учитель: Этот романс представляет собой изумительную лирико-драматическую характеристику Резанова. Это лейтмотив любви, пока обращенный к Родине, а в дальнейшем - к молодой девушке Кончите. Итак, тема Родины - главная в характеристике Резанова. Послушаем еще один монолог героя. Какие помыслы откроются вам, какие грани его души?

Монолог-речитатив Резанова. (ученик)

Российская империя – тюрьма,

И за границей - тоже кутерьма,

Родилось рано наше поколение,

Чужда чужбина нам и скучен дом.

Расформированное поколение

Мы в одиночку к истине бредем.

Чего ищу? Чего-то свежего…

Начинают театр с вешалок,

Начинаются царства с виселиц.

Земли новые – табула раза

Расселю там новую расу.

Третий Мир без деньги и петли!

Ни республики, ни короны

Где земли золотое лоно,

Как по золоту пишут иконы

Будут лики людей светлы.

Учитель: Перед нами человек ищущий, желающий служить (вспоминается Чацкий - "делу, а не лицам"). В романсе офицеров есть образ молодой женщины с карими глазами. Мы уже сказали, что этот романс - прощание с родиной, т.е. образ женщины с карими (как вишня) глазами - образ Родины. Очень лиричный, мягкий. Откуда этот образ? Послушаем Резанова:

(ученик)

Меня по свету гонит страшный бред.

Душой я болен с отроческих лет

Когда на мне остановился взгляд

Казанской Божией Матери!

….

Увидел в ней не Вседержительницу Деву,

А женщину с вишневыми глазами,

Хотелось защитить ее, спасти …

Мне не помог ни врач, ни богослов,

Я посягнул на Божию любовь!

Учитель: Т.е. образ родины сливается с образом богоматери: знаменитая икона Казанской Божьей Матери - самой почитаемой в русской православной церкви. В Божьей Матери увидел Резанов саму Россию, ее женский облик высок и в то же время лиричен. С ней, родиной, и прощается граф: "Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь..." Пророческие слова. К ним еще обязательно вернемся.

РУМЯНЦЕВ (ученик):

Граф! Интересы империи направлены на сложную обстановку в Европе. Однако, обратив взоры на доблести и сердечные раны ваши, а также скорбя об Аляскинских поданных своих, Государь избирает вас на подвиг, пользу Отечеству обещающий. По исполнению дипломатического поручения вверяется Вам образование и участь жителей русской Америки, Вам, управляющему компанией, Государь жалует звание действительного камергера и ленту Анны 1-й степени и берет под августейшую опеку деток Ваших на время экспедиции. Император Александр Павлович сам милостиво соизволил войти в пай русско-американской компании. Повелеваю отплыть Вам 23 июля 1806 года под военно-морским Андреевским флагом империи.

ПЕСНЯ РЕЗАНОВА И МОРЯКОВ.

Обсуждение музыкального фрагмента (что услышали в мелодии? какие слова поразили? как характеризует Резанова и его команду эта песня?).

Часть вторая. Америка.

РЕЗАНОВ (ученик):

Любезный государь, граф Алексей Николаевич!

Сообщаю о прибытии к берегам Калифорнии;

команда в пути оцыножила, люди начали слягать, питались одними птицами морскими, теперь, слава Богу, все позади. Перед нами поселение гишпанских монахов серафического ордена Св. Франциска Ассизского. Гарнизон крепости встретил нас без приязни. И тут, являюсь я, камергер Резанов, Чрезвычайный посол Государев. Пораженный величием просвещенного монарха Российского, комендант форта Хосе Дарио Аргуэльо изменил диспозицию и дал торжественный бал и рецепцию в честь нашу.

РЕЗАНОВ:

Команданте! В день 15-летия дочери Вашей – Марии де ля Кончепчион де Аргуэльо, имею честь презентовать ей золотую диадему, осыпанную драгоценными каменьями из коллекции Императрицы Екатерины. Пусть примет она сей дар, как знак светлой дружбы между нашими державами.

Справка (ученица):  Это была несомненно жемчужина Калифорнии. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами и статью.  К тому  же Консепсьон отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью.

Посланец Его   Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу.   Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она, ни на минуту не задумываясь, согласилась.

Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта  не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры  и аргументы.   Резанов  добился помолвки.

РЕЗАНОВ (ученик):

Ангел, стань человеком!

Подыми меня, ангел, с колен.

Тебе трепет сердечный неведом,

Поцелуй меня в губы скорей.

Я тебе расскажу о России,

Где злодействует соловей,

Сжатый страшной любовной силой,

Как серебряный силомер.

Там Храм Матери Чудотворной,

От стены наклонились в пруд,

Белоснежные кантрофорсы,

Словно лошади воду пьют.

Их ночная вода поила,

Вкусом чуда и чабреца,

Чтоб наполнить земною силой

Утомленные небеса.

Ты узнаешь земные

Божество, и тоску, и юдоль.

Я тебе расскажу о России,

Я тебя посвящаю в любовь.

Через год мы вернемся в Россию

Вспыхнет золото и картечь.

Я заставлю, чтоб согласились,

Царь мой, Папа и твой отец!

 БЕЛЫЙ ШИПОВНИК (исполняет группа учащихся-девочек)

Учитель: какова цена истинного чувства? (только жизнь)

КОНЧИТА (МОЛИТСЯ) - Усманова Э.:

Укрепи меня Матерь-заступница,

Против Родины и отца,

Государственная преступница,

Полюбила я пришельца.

Полюбила за славу риска

В непроглядные времена…

И за то, что учил впервые

Словесам не нашей страны,

Что как-будто цветы ночные

Распускающиеся в порыве

Ночью пахнут, а днем дурны.

Слушаем РОМАНС "Ты меня на рассвете разбудишь..." в исполнении артистов (Караченцов и Шанина).

Учитель: это первые исполнители партий Резанова и Кончитты - Николай Караченцов и Елена Шанина. В романсе, который является лирической кульминацией произведения,  подчеркивается сила любви тем, что оба героя не знают языка: он - испанского, она - русского, но язык любви им обоим все ясно говорит (и зрителю). Обратите внимание на деталь: Резанов надевает Кончитте платок так, как носят его русские девушки. Почему?

Почему музыкальные темы (и слова) романса офицеров и романса Резанова и Кончитты   совпадают? (роковые предчувствия тоже)

Учащиеся отвечают.

(совпадают музыкальные темы и слова: в душе и мыслях Резанова образ Родины и образ возлюбленной слились в единое целое. Это единая Любовь в душе героя. Любить и служить - своей земле, любимому делу, любимой женщине)

Резанов (ученик): Находиться далее в Америке Резанов не мог, нужны были средства. Еще одна причина - просить разрешение на брак с католичкой.

Отъезд Резанова в Россию был последним из его путешествий.

Разрешение Государево на брак он так и не смог получить.

Он мечтал, закусив удила,

Свесть Америку и Россию.

Но затея не удалась,

За попытку… спасибо.

Но затея не удалась,

За попытку спасибо…

***

РЕЗАНОВ (умирает):

Устал я ждать, я верить устаю,

Когда взойдет, Господь, что ты посеял?

Нам не постигнуть истину Твою,

Нам даже в смерти не найти спасенья.

Я удивляюсь, Господи, Тебе.

Поистине – кто может, тот не хочет,

Тебе милы, кто добродетель корчит,

А я не умещаюсь в их толпе.

Как небо на мои дела плевало,

Так я плюю на милости небес!

Я пуст! Себя уже утратил…

Но, где же ты,

Создатель!

Учитель: Резанов умирает на обратном пути из Америки, на полдороги - в Красноярске, от простуды. Он понимал, что не окончил дело, не выполнил задуманное до конца, и мы ясно это слышим в его монологе.

Справка (ученица) : Кончитта не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году. А спустя ещё полтора века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончитта Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова:  Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.

Ученица (Кончитта):

Десять лет в ожиданье прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
Чтобы в пути тебе было светло
Я свечу оставляю в окне.

Двадцать лет ожиданье прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
Ты поборешь всемирное зло
Я свечу оставляю в окне.

Тридцать лет в ожиданье прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
У меня отрастает крыло
Я оставила свечку в окне.

Учитель: высокий, трагический финал! Зрителя, читателя не оставляет равнодушными такая любовь! Значит, человек способен на удивительные творческие прорывы - в служении, в товариществе, в любви.

Каков, на ваш взгляд, должен быть финал спектакля «Юнона» и «Авось»? С чем обратится композитор к своим слушателям? Ваши предположения…

Ученик: Гимн любви, трагический апофеоз.

Заключительная мелодия (Аллилуйя любви) - исполняют подготовленные учащиеся.

Учитель:

Мне хочется надеяться, что встреча со столь интересным во всех отношениях музыкальным произведением обогатила ваш духовный мир, сделала вашу жизнь содержательнее. Это произведение - синтез СЛОВА и МУЗЫКИ, оно говорит, что нельзя жить без идеала, что общество не может развиваться без стремления к справедливости, любви, гармонии и добру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по поэме "Мертвые души"

Материал для заключительного урока по образу Чичикова с 4-мя презентациями - исследованиями (3 - учащихся и 1 - учительская). Рассматриваются вопросы, связанные с новым отношением к герою го...

Конспект урока "Философская поэма М.Ю.Лермонтова "Демон"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 9-10 классов....

Конспект урока Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов

Открытый урок по литературе по теме "Историческая поэма "Дедушка" Н. А. Некрасов 6 класс...

Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....

конспект урока по поэме мцыри

конспект  мастер- класса для учителей Монголии...

Конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".

В разработке представлен конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон" и мультимедийное сопровождение....

Конспект урока музыки (5 класс): «Из чего состоит опера».

Цели:Образовательные: познакомить учащихся с оперой и её содержанием. Раскрыть понятие из каких концертных номеров она состоит. Определить какую роль в опере играет ария и песня. Что она передаёт. Сфо...